Роль руководителя образовательного учреждения при организации учебно-исследовательской и проектной деятельности.
(Повышение квалификации в ГАУ ДПОС «СОИРО» по дополнительной профессиональной программе «Профессиональная компетентность учителя математики в условиях введения ФГОС»)
Максименкова И.А. – учитель математики
МБОУ «Игоревская СШ» Холм-Жирковского
района Смоленской области.
Одним из наиболее популярных методов обучения в современной школе является проектирование. С одной стороны проектная деятельность многогранна, сложно организована, требует множества временных и энергетических затрат, глубокой и целенаправленной подготовки специалиста-координатора. С другой стороны, именно она несёт глубокие смыслы для самого юного проектанта: позволяет удовлетворить детскую любознательность, повысить степень осознанности в познавательной деятельности, открыть ребенку разнообразие явлений окружающего мира, реализоваться личности ребенка, дает ребенку возможность поверить в свой успех. Это в свою очередь становится для учителя мотивирующим фактором, который заставляет задуматься над проблематикой такого вопроса, как включение современного школьника в проектную и научно-исследовательскую деятельность.
Статистикой подтверждается, что учащиеся удерживают в памяти:
10 % от того, что они читают,
26 % от того, что они слышат,
30 % от того, что они видят,
50 % от того, что они видят и слышат,
70 % от того, что они обсуждают с другими,
80 % от того, что основано на личном опыте,
90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, когда делают,
95 % от того, чему они обучают сами (Felder, 1988).
Данные исследования впечатляют. Ведь именно в проектной деятельности ребенок приобретает ценнейший опыт – опыт «обучения» других людей. Погружаясь в тематику своего проекта, ребёнку предстоит освоить новые для себя позиции. Во-первых, он может выступать в качестве специалиста изучаемого вопроса, во-вторых – эксперта, а в-третьих – наставника.
В проектной деятельности активно задействуются все четыре механизма (по Б.Ананьеву) развития личности: общение, деятельность, познание, рефлексия.
«Образование без границ» - этим тезисом руководствуются учителя физико-математического цикла, и стараются уроки математики не ограничивать только учебным материалом, а используют дополнительные формы общения. Стараются показать богатство и красоту человеческих знаний, ощутить разнообразие чувств при этом. Дают возможность пережить радость собственного открытия какой-либо истины, факта, теоремы. Стараются приобщить детей к культурным и общечеловеческим ценностям, развивать у учащихся любознательность и творчество, поэтому весьма положительно относятся к гуманизации обучения.
Второй тезис – «Ободри и помоги». Уроки стараются строить на «Взаимообогащении, единении и радости совместного творчества».
Основные понятия:
1. Учебно-исследовательская деятельность – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы».
2. Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности.
Непременным условием проектной деятельности является наличие представлений о конечном продукте деятельности и этапов его достижения.
Специфические черты (различия) проектной и учебно-исследовательской деятельности:
Проектная деятельность |
Учебно-исследовательская деятельность |
Проект направлен на получение конкретного запланированного результата – продукта, обладающего определенными свойствами, и который необходим для конкретного использования. |
В ходе исследования организуется поиск в какой-то области, формулируются отдельные характеристики итогов работ. Отрицательный результат есть тоже результат. |
Реализацию проектных работ предваряет представление о будущем проекте, планирование процесса создания продукта и реализации этого плана. Результат проекта должен быть точно соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле. |
Логика построения исследовательской деятельности включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотезы (для решения этой проблемы) и последующую экспериментальную или модельную проверку выдвинутых предположений. |
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности
Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.
Директор ОУ |
Должен понимать: 1. Что дает проектная и исследовательская деятельность обучающимся наряду с традиционным способом обучения? 2. Как изменяется роль учителя и ученика в учебном процессе? 3. Как научить учителей руководить работой учащихся? Как сформировать мотивацию учителя к исследовательской деятельности? 4. Как привлечь в школу ученых и специалистов из научной отрасли для консультирования по вопросам организации исследовательской деятельности? 5. Как изменяется организация учебного процесса образовательного учреждения? 6. Как оценивается успешность работы обучающегося в проектной и исследовательской деятельности? 7. Как разработать программу работы образовательного учреждения по развитию исследовательской деятельности и откуда привлечь ресурсы для ее реализации? 8. Как развивать ресурсную базу школы, отвечающую системным образовательным запросам и индивидуальным возможностям обучающихся, включённых в проектную деятельность. 9. Какие приращения в ЗУН, в развитии и воспитании обучающегося могут быть получены в результате выполнения одного проекта или исследования, серии проектов или исследований, в конце цикла обучения? |
Заместитель директора по УВР |
Необходимо разобраться в следующих вопросах: 1. Всё перечисленное в разделе для руководителя ОУ. 2. Как составить расписание занятий для использования необходимых в учебном проекте или исследовании ресурсов (информационных, материально-технических, аудиторных, кадровых)? 3. Как согласовать тематические планы курсов предметов, в рамках которых выполняется учебный проект или исследование. (Вместе с учителями)? 4. Как организовать мониторинг формирования ЗУН необходимых для выполнения учебного проекта или исследования? 5. Как подобрать учебные проекты и исследования, соответствующие специфике школы, особенностям класса, задачам УВП. (Вместе с учителями)? 6. Как организовать мониторинг формирования навыков самостоятельности, используемых при выполнении учебного проекта или исследования? 7. Как выстроить серию проектов или исследований одного обучающегося для последовательного формирования специфических умений и навыков проектной и исследовательской деятельности. (Вместе с учителями)? 8. Как оказать помощь родителям в определении основных понятий? 9. Как подготовить необходимую методическую базу для реализации проектов? 10. Как создать электронную базу основных документов, регламентирующих оформление работы? |
Учитель |
Необходимо знать: 1. Всё, что перечислено в разделе для завуча с пометкой «вместе с учителями». 2. Как составить учебно-тематический план курса, в котором предусматривается проектная или исследовательская деятельность обучающихся? 3. Как подготовить обучающихся к работе над учебным проектом или исследованием? 4. Как адаптировать известный учебный проект или исследование к особенностям своего класса, учреждения образования и условиям имеющегося обеспечения? 5. Как разработать учебный проект или исследование? 6. Как оценить выполнение педагогических задач в результате выполнения учебного проекта или исследования? 7. Как осуществить учебный проект или исследование. Какие формы образовательной деятельности применять? 8. С кем консультироваться по вопросам содержания проектной исследовательской деятельности? |
Что необходимо администрации сделать для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности:
1. Разработать Положение об учебно-исследовательской и проектной деятельности.
2. Разработать программу «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».
3. Разработать учителям-предметникам подпрограммы проектной деятельности.
4. Разработать единые требования к проектам и исследовательским работам.
5. Распределить нагрузку обучающихся и учителей по реализации межпредметных проектов, определить режима работы. Создать базу данных по занятости учащихся в проектах на учебный год.
6. Провести семинары, мастер-классы (в ОУ, на муниципальном уровне в рамках РМО).
7. Включить в образовательный процесс основного уровня общего образования учебные проекты педагогов и педагогические проекты.
8. Оформить заявку на выделение средств на повышение квалификации педагогических кадров.
9. Оформить заявку на пополнение и обновление материально-технической базы.
10. Повысить квалификацию администрации и учителям-предметникам при в ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития», на вебинарах, путём самообразования.
11. Разместить работы обучающихся по учебно-исследовательской и проектной деятельности на школьном сайте (по согласию родителей (законных представителей)).
12. Стимулировать учителей-экспериментаторов.
Для нас, учителей, ученик с первого класса должен быть не объектом, воспринимающим новые знания, а своего рода исследователем в достижении основ научных знаний. Школа должна быть лабораторией, в которую ученик приходит, чтобы делать открытия.
В каждом классе есть от природы способные дети. Но если
учитель не заботится постоянно об их развитии, не поставляет
им достаточную пищу для ума, то они не могут состояться как творческие
личности.
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Усваивается всё крепко и надолго, когда ученик слышит, видит и делает сам.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.