Тема: Организация дистанционного обучения
Хочу поделиться опытом об организации дистанционного обучения математике на примере шестого класса.
На первой неделе дистанционного обучения все мы столкнулись с рядом проблем, которые необходимо было решить, причем в кратчайшие сроки. Для меня, как и многих других учителей, такой формат обучения был впервые. Но хочется вспомнить слова: « Уча других, мы учимся сами»
(Сенека). Поэтому я вынуждена была срочно разобраться и освоить необходимые инструменты для дальнейшей работы, на которых я остановлюсь чуть позже.
Итак, перед началом четвертой четверти я полагала, что полностью была готова к дистанционному обучению математике своих учеников, что мне достаточно будет провести уроки с использованием видеосвязи Skype, а для того, чтобы выдать домашнее задание – Дневника.ру, проверку выполнения домашнего задания планировала выполнять следующим образом: ребята высылают фото своих работ, а я их проверяю.
Хочу отметить, что я непроизвольно была уже подготовлена в какой-то мере к формату дистанционного обучения.
Так, еще с февраля 2020 года в рамках участия во Всероссийской онлайн-олимпиаде Учи.ру по математике для 5–11 классов, январь–февраль 2020, большая часть моих учеников была зарегистрирована на образовательном портале УЧИ.РУ. Ребята с удовольствием выполняли дополнительные задания на этом портале. А с 1 апреля я зарегистрировала всех своих учеников.
Также, с февраля месяца я начала апробировать новую педагогическую технологию «Перевернутый класс», которую в дальнейшем предполагала использовать в своей практике. Для этого были созданы группы для каждого класса в Дневнике.ру, в «Ленте новостей» были опубликованы рекомендованные тематические видеоролики.
В марте месяце я приобрела для личного пользования графический планшет XP-PEN, очень люблю рисовать.
Итак, к началу дистанционного обучения с 6 апреля я думала, что полностью готова.
Но… в первый же день оказалось, что это не так! Дневник.ру не работал, обратной связи с учениками не было. Пришлось за один день создать четыре сообщества в ВКонтакте, наладить связь через Viber с классными руководителями, которые оказали очень большую помощь.
Ученики и родители плохо представляли, что им надо сделать, куда и что отправить. Это был просто хаос! Таким образом, я принимаю решение, что необходима чёткая организация учебного процесса, для этого в первую очередь на основе школьного расписания я составляю своё, в котором прописываю какой вид учебной деятельности запланирован на каждый день недели. Помимо этого составляю основные условия и правила выполнения работ учащимися. Проект «Расписания ДО» опубликовала на странице сообщества класса в Контакте для обсуждения, установив сроки для внесения поправок и предложений со стороны учеников и родителей. После корректировки проект «Расписания ДО» стал основой для организации обучения, на рассмотрении которого я подробнее остановлюсь.
1. Задание по учебнику (понедельник, среда):
просмотр тематических видео, работа с учебником (ознакомление с текстом параграфа, возможен конспект параграфа, ответы на вопросы к параграфу, выполнение рекомендованных упражнений в рабочих тетрадях).
Публикация задания учителем:
сообщество в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», портал «Дневник.ру» (при корректной работе).
Отчет ученика:
отправка выполненного задания учителю до 19:00 ч. в день выдачи задания (одним из доступных способом – любым: сообщество в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», портал «Дневник.ру», электронной почтой).
Оценивание: зачет/незачет (в журнале «Дневник.ру» ставится отметка – Работа выполнена).
Дополнительно:
УЧИТЕЛЕМ при зачете работы
в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130» ставится ♥,
на портале «Дневник.ру» в журнале «Дневник.ру» ставится отметка – Работа выполнена ,
по электронной почте отправляется – Зачет/Незачет.
На следующий день после выдачи задания выставляется файл с решениями (образец) в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130» ставится ♥ и на портале «Дневник.ру» в группе «6 В. Математика»
УЧЕНИКОМ
при ознакомлении с выставленным заданием в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130» ставится ♥,
выполняется точно в установленный срок - до 19:00 ч. в день выдачи задания,
на следующий день после сдачи самостоятельно проводит проверку: просматривает файл – образец домашней работы,
при наличии затруднений вопросы задает в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», на портале «Дневник.ру» в группе «6 В. Математика», по электронной почте.
Поясняю, чем обусловлены выше представленные правила. Так после получения домашней работы, некоторые были очень плохого качества, я каждое фото копировала в документ word, проверяла, используя графический планшет, после сохранения отправляла по электронной почте. На одну работу требовалось 15-20 минут. С учетом того, что у меня более 100 учеников и при условии 100% сдачи домашних работ мне понадобиться на проверку более 25 часов непрерывной работы. А это нереально. Напротив, самопроверка своей домашней работы по файлу учителя «Проверь себя!» организует ученика.
На странице класса по завершении срока выполнения задания (после 19:00 ч.) выставляю файл «Проверь себя!». Запись решения с помощью графического планшета выглядит очень аккуратно.
2. Задание на портале УЧИ.РУ(вторник):
решение заданий в рубрике «Задания от учителя».
Публикация о наличии задания учителем:
сообщество в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», портал «Дневник.ру» (при корректной работе).
Отчет ученика: не требуется
Оценивание: автоматически системой (в журнале «Дневник.ру» ставится оценка).
Дополнительно:
УЧЕНИКОМ
при ознакомлении с выставленным заданием в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130» ставится ♥,
выполняется в день выдачи задания,
при наличии затруднений вопросы задает в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», на портале «Дневник.ру» в группе «6 В. Математика», по электронной почте.
ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНИВАНИЯ: 100-85% - «5», 84- 70% - «4», 69- 45% - «3», 44 % - 04% - зачет, 0% - незачет.
С этим видом работы ученики знакомы еще с февраля месяца, поэтому больших затруднений не было. А выдавать задания очень просто: указывается класс, выбираются ученики, далее подбираются тематические карточки. Результат выполнения представлен очень наглядно.
Также я пробовала на этом портале проводить «Виртуальные уроки» - очень хороший инструмент, но, к сожалению, отсутствует очень важная функция – запись урока. Так как не все ребята имеют техническую возможность участвовать в «Виртуальном уроке», то я вынуждена была отказаться от них. Поэтому ВКС провожу через ZOOM.
3. Онлайн-тестирование на платформе «РЕШУ ВПР. Гущин Д.Д.»:
решение теста онлайн в строго установленное время.
Публикация о наличии задания учителем:
сообщество в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», портал «Дневник.ру».
Отчет ученика: не требуется
Оценивание: автоматически системой (в журнале «Дневник.ру» учителем ставится оценка системы).
Дополнительно:
УЧЕНИКОМ
при ознакомлении с выставленным заданием в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130» ставится ♥,
переход по ссылке на тест, регистрация на сайте необходима только при первоначальном прохождении теста,
при наличии затруднений вопросы задает в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», на портале «Дневник.ру» в группе «6 В. Математика», по электронной почте.
Внимание! Оценка за тест учитывается только
при однократном выполнении (система отражает время входа, время прохождения и количество попыток пройти тест),
при совпадении фамилии и имени учащегося с классным журналом,
при времени прохождении (не менее 15 минут, не более установленного в тесте).
С образовательным порталом СДАМ ГИА Гущина Д.Д. я работаю более трёх лет, в основном использовала для подготовки к экзаменам в выпускных классах. Но на данный момент открыла его как замечательный инструмент для составления проверочных работ, причем мне, как математику, очень удобно составлять задания с различными формулами и символическими записями.
Результат выполнения работы учениками, представлен в таблице, можно сделать экспорт в excel.
4. Дополнительное задание (среда):
на усмотрение учителя тематическое тестирование, задания на УЧИ.РУ.(СМ п. 1. Задание по учебнику + возможно выставление оценки), задание в интерактивной тетради Skysmart.
Немного подробнее об интерактивной тетради Skysmart, этот сервис я для себя открыла совершенно случайно. Первое задание шестиклассникам было выдано 20 апреля. Очень удобный сервис, простота в использовании, подробный отчет не только по всему классу, но и по каждому ученику в отдельности. Но не все ребята сразу освоили работу в тетради, были проблемы с сохранением ответов.
Ребята быстро освоились в интерактивной тетради, даже хвастались своими успехами.
5. Урок с использованием видеоконференцсвязи (ВКС) ZOOM(среда- 2 урок):
Публикация о ВКС:
сообщество в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», портал «Дневник.ру»(при корректной работе).
Отчет ученика: не требуется
Оценивание: при работе на уроке.
Дополнительно:
УЧЕНИКОМ
при ознакомлении с объявлением о видеосвязи в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130» ставится ♥,
при наличии затруднений вопросы задает в сообществе в ВКонтакте «6 В. Математика. Школа № 130», на портале «Дневник.ру» в группе «6 В. Математика», по электронной почте.
Так как есть расписание, то ребята заранее знают, когда будет урок с использованием ВКС, а соответственно, заранее готовят свои вопросы. На странице класса в Контакте делается объявление о запланированной конференции в ZOOM. На уроке объясняется теоретический материал, ученики решают задания, ответы дают либо в устной форме, либо в чате. Записи на уроке делаю в документе word с помощью графического планшета, что намного удобнее, чем писать мышью. По завершении видео урока сохраняю и отправляю на свой канал в YouTube, после чего ссылка, файл урока, презентация публикуются в сообществе класса в Контакте. Таким образом, если даже ученик не смог участвовать в реальном уроке, то сможет посмотреть запись.
Итак, я показала, как организовала дистанционное обучение математике.
Конечно, были и проблемы.
В первую очередь, некоторые ученики безответственно отнеслись к самому дистанционному обучению, задания выполнялись ими нерегулярно. Приходилось индивидуально работать с каждым, подключать к решению проблемы классных руководителей.
Во вторых, не сразу ребята привыкли к тому, что задание выдается на определённый период. Но не секрет, что это было и при обучении в школе.
В третьих, выяснилось, ряд школьников не имеют необходимых навыков работы с компьютером и в Интернете.
Поэтому было затрачено мною очень много времени на разъяснительную работу, составление инструкций.
Сама же я тоже столкнулась с проблемами как учитель. Очень много поступало предложений с различных образовательных платформ, приходилось рассматривать различные варианты и изучать принципы работы. Так, на многих из них есть хорошие инструменты для проведения уроков, но практически на всех нет функции записи. Большая проблема была с подбором проверочных тестов. Так просматривая их, я не всегда находила нужную тему. Сама же я апробировала составление тестов в Google формах, Инфоуроке, Дневник.ру, Учи.ру. Но считаю, что самое оптимальное для математика, это Решу ГИА. Я тоже училась новому, поэтому и вспомнила высказывание: « Уча других, мы учимся сами».
Самое сложное - это выбор! Выбор оптимального плана дистанционного обучения для того, чтобы и детям, самому учителю учение и преподавание было в радость. А положительный настрой играет самую важную роль для успешного учения.
Так сложились обстоятельства, что мы были вовлечены в новый формат школьного обучения. Возможно, что-то и не получилось, но самое главное – мы вышли на новый путь! Я считаю, что при дальнейшем совершенствований навыков и умений самих учителей дистанционное обучение поднимет школьное образование на более высокий уровень.
Основная идея, заложенная во ФГОС – идея развития. Это необходимое условие жизни человека. Поэтому учителю должна быть ясна главная цель педагогической деятельности – дать человеку умение действовать и помочь в формировании способа действий, подготовить обучающегося к саморазвитию.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.