Информационная правка
подготовлена
Федорук Юлией Илхамовной
заместитель директора по воспитательной работе
МАОУ ООШ № 10 г. Балаково
Воспитательная работа в образовательных учреждениях на современном этапе не является чем-то обособленным. Обособленным от учебы, от всей той жизни, которая постоянно соприкасается с каждым человеком, не исключая ребенка. Не секрет, что воспитывая будущего строителя коммунизма мы всячески оберегали его от превратностей и невзгод “взрослой” жизни. Теперь же, жизнь как бы наверстывает упущенное и наши дети постоянно соприкасаются с жестоким миром сегодняшней действительности со всей неизбежностью, на которую мы совсем недавно не могли рассчитывать. С одной стороны это плохо, так как заставляет уделять много времени социализации с раннего возраста, а с другой — позволяет сразу вступить в тот мир, в котором и предстоит жить в дальнейшем. Опираясь на мнение В.А. Караковского о том, что ценностями в современном обществе являются такие непреходящие понятия, как Культура, Труд, Знания, Мир, Отечество, Семья, Человек, при осмыслении основных приоритетов в воспитательной деятельности, тем не менее, не забыты и такие общечеловеческие ценности, как Красота, Добро, Истина. В свете этого стоит обозначить основную цель на сегодняшнем этапе развития общества, а потом поэтапно расшифровывать ее составляющие.
Итак, основная цель: обучение и воспитание здоровой психически и физически личности в системе дошкольно-школьного воспитания и обучения.
Оговорю сразу, что этап дошкольного воспитания мы будем обсуждать исключительно конспективно, так сказать, чтобы обрисовать общую картину и — для полноты понимания концепции.
Основная цель на этом этапе: воспитание полноценной, гармоничной, здоровой во всех отношениях личности.
Основные задачи:
· формирование полноценной, ценностно-ориентированной личности;
· развитие адекватных мотивационных установок в системе существующих социальных норм и правил;
· освоение основных социокультурных ценностей, норм и правил;
· развитие интеллекта, психики соответственно индивидуальным и возрастным особенностям детей;
· всестороннее сенсорное и физическое развитие;
· формирование полноценного гражданина, члена общества.
Это, так сказать, один из основных, базовых моментов в формировании личности будущего гражданина, члена общества. Грамотно заложив прочный фундамент, в расчете на мощную надстройку, можно не опасаться, что здание в будущем рухнет или даст трещину.
Следующий этап — период обучения в школе. Если сюда придет не подготовленный к обучению индивидуум, трудно предсказать какие-либо оптимистичные образовательные эффекты. Ведь период жизни — 11 лет — отнюдь немалый, а для большинства — главенствующий. Именно в связи с этим ему и придается основное значение. Поэтому уделяется немалое значение и той основе, которая заложена на момент вступления в школу. Достаточно будет обрисовать хотя бы некоторые основные моменты, этапы образовательной деятельности, работы в школе, чтобы стала понятна конечная цель наших действий.
Сразу оговорю значение термина образовательная деятельность. Под этим подразумевается совместная деятельность по обучению и воспитанию в школе. Ибо воспитывать где-то отдельно, не на уроке, вне его — значит двурушничать или попросту самоустраняться от воспитания. Воспитание и обучение поэтому, на наш взгляд — единый, взаимобусловленный процесс.
В современном обществе отсутствует в значительной мере толерантность и психологическая лабильность, конфликтоустойчивость и конфликтная компетентность. И это отнюдь не наше личное мнение. Именно поэтому огромное значение должно придаваться психологизации образовательного процесса, высокой психологической компетентности самих педагогов. Естественно, немалое значение имеет четко скоординированный план образовательной деятельности, основанный на принципах дифференциального, личностного подхода с одной стороны, и также четко интегрированный — с другой.
Каждый — и ребенок и педагог — должен пройти несколько основных этапов в формировании собственной личности: познания определения мотивации реализации.
В своей деятельности как педагогу, управленцу мне, как и многим другим, пришлось пройти эти этапы и выйти на новый в качественном отношении уровень саморазвития.
На современном этапе — этапе технократизации общества — большое значение придается гуманитаризации процесса обучения. В связи с этим наряду с широкой образованностью ставится не менее важная задача — профильности обучения. Наряду с гуманизацией образовательного процесса это — основные задачи по его осуществлению. Впоследствии, не менее важными считается воспитание полноценного гражданина, сочетающего широкую образованность с высокой культурой воспитания и самосознания.
Рассматривая развитие ребенка, личности в неразрывной связи с социумом — семьей, классом, школой, а впоследствии — производственным коллективом, обществом — невозможно осуществлять образовательную деятельность, не ориентируя личность на трудовую деятельность, творческое отношение к любому делу, на систему общечеловеческих ценностей, на освоение и передачу системы общекультурных, общенациональных ценностей. Ценностей, при освоении которых каждый человек, личность осознает свою этническую, социальную принадлежность. Принадлежность, которая позволяет отождествлять себя полноправной и полноценной единицей в существующей общественной системе.
В дальнейшем будут представлены материалы, которые конспективно, схематично описывают общую структуру управленческой деятельности. Материалы, которые накопились, сформировались в процессе продвижения от одного направления в образовательной деятельности к другому. Представляя их отнюдь не в хронологической последовательности их появления, тем не менее считаем, что рассматривать их изолированно не представляется возможным. Поскольку на современном этапе модернизации системы образования особое внимание уделяется профилактике безнадзорности, правонарушений наряду с профилактикой и борьбой с такими пагубными зависимостями как: табакокурение, токсикомания, алкоголизация, наркомания возникает насущная потребность в поиске оптимальных приемов, эффективных мер, предпринимаемых для осуществления борьбы или профилактики с ними.
Понятно, что с уходом из нашей общественной жизни таких общественных организаций, как партия и комсомол, ушли и те формы воспитательной работы, которые являлись принадлежностью того времени. Вакуум, образовавшийся в результате их потери, заполнить очень трудно, так как до сих пор не сформировалась та система общественных ценностей, та новая нравственная конституция, которая бы определяла своеобразный социальный заказ. В связи с этим, в сложных экономических условиях в своеобразную “эпоху перемен”, когда еще свежи, но уже отринуты старые нормы и ценности и не приняты новые, трудно сориентироваться и выбрать тот оптимальный вариант, который позволит комфортно и без особых опасений осуществлять собственную образовательную деятельность. С вопросом “Что делать?” мы определились просто.
Сначала проанализировали собственную подготовленность, потом собственные ресурсы, далее — ресурсы своего района, города и региона. В результате определились сначала каждый с той воспитательной системой, которую избрало то или иное образовательное учреждение. Для построения воспитательной системы района были использованы воспитательные концепции Караковского, Газмана, Иванова, Щурковой и создана некая синтетическая усредненная модель.
А дальше — определились с теми основными принципами, с помощью которых будет осуществляться деятельность в каждом образовательном учреждении. Вот основные из них:
· Системный подход, предполагающий неразрывную взаимосвязь учебной и внеучебной деятельности;
· Деятельностный подход, предполагающий воспитание личности в системе коллективных творческих дел и мероприятий;
· Организация системы внеурочной, досуговой деятельности, сориентированной на всестороннее развитие личности;
· Создание системы управления школой на основе самоуправления, с привлечением воспитательной системы, системы ученического самоуправления;
· Система работы классных руководителей (классных, часов, мероприятий) — как основное организующее звено образовательной системы.
На самом деле, проанализировав потенциальные возможности для реализации воспитательной работы, мы обнаружили, что они практически самые оптимальные, по сравнению с другими районами города. Поэтому и работа может строиться так-же оптимально. С другой стороны, мы обнаружили ряд факторов, отрицательно воздействующих на воспитание подрастающего поколения в нашем районе. Это, в первую очередь, приток в район большого числа жителей, молодежи из других районов, среди которых немало правонарушителей. В связи с этим наблюдается приток большого числа распространителей не только табака, алкоголя, но и наркотиков. В районе немало увеселительных учреждений типа ресторанов и игорных заведений, что также не является положительным воспитывающим фактором.
В то же время, многочисленные гости района должны видеть в лице учащихся наших ОУ положительный пример.
Необходимо сразу внести ясность по поводу аббревиатур, употребляемых в ходе изложения, и расшифровать их: ДО — дополнительное образование; ИДН — инспекция по делам несовершеннолетних; ОУ — образовательное учреждение; РОВД — районный отдел внутренних дел; УСЗ — управление социальной защиты; ЦТРиГО — Центр творческого развития и гуманитарного образования.
Если теперь проанализировать, с помощью каких средств и видов деятельности мы планируем осуществлять воспитательную работу, станет очевидным, что с помощью:
· познавательных;
· досуговых, творческих;
· игровых, спортивных;
· общественно-организаторских;
· совершенствования коммуникации, общения;
· профильного допрофессионального обучения;
· участия в мероприятиях, акциях.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА*
(*при составлении этого и следующего материала (памятки для зам директоров по ВР) использованы материалы “Классный руководитель”№ 2, 2000)
Каждый педагог, занимающийся воспитательной работой, свою деятельность строит, планирует, исходя из анализа прошедшей работы и анализа ситуации, средств, с помощью которых он сможет осуществить свои планы. Поэтому анализ рассматривается как главное звено в осуществлении деятельности по воспитанию детей.
Анализ работы за прошедший год:
Какие воспитательные цели и задачи ставились в прошедшем учебном году?;
Если какие-либо из них не выполнены — указываются причины;
Каковы были приоритетные направления воспитательной работы?;
Какие исследования проводились в школе, их цели, итоги, результаты?
Радел I. Воспитательные цели и задачи
1. Требования при постановке:
· конкретность, детальность, определенность;
· правильность и грамотность формулировки;
· реальность, прогнозируемость результатов;
· понимание и принятие целей всеми участниками и субъектами;
· принятие целей деятельности школы, класса личными целями всех участников педагогического процесса;
· осознание мотивов, побуждающих к активной деятельности;
· уход от стихийности, формализма;
· рациональность, практичность, четкий расчет;
· научный подход.
2. Требования к содержанию:
· модель личности как основная перспективная цель воспитания;
· задачи школы в целом на год;
· цели и задачи воспитательных комплексов:
o детских объединений,
o ученического самоуправления,
o кружков, секций,
o музея, библиотеки,
o внеклассных мероприятий, уроков,
o спортивных соревнований и прочих.
· воспитательные цели и задачи класса в работе классного руководителя.
Раздел II. Содержание воспитания
1. Какие формировались привычки, способы мышления, знания, умения, навыки, пр.?
2. Использованные формы воспитательной работы — коллективные творческие дела; классные часы, собрания; экскурсии; соревнования, выставки, смотры.
3. Применяемые методы: постановка перспективы, соревнования, игры, убеждение, требование, личный пример, стимулирование, разъяснение, упражнение и приучение.
4. Средства и методы: организация внутришкольной среды; воспитание через урок; окружающая социокультурная среда; детский воспитательный коллектив и его влияние; развитие ученического самоуправления. Система взаимоотношений: ученик-учитель; учитель-ученик; ученик-ученик; учитель-родители; учитель-администрация. Кадры.
5. Работа с педагогическим коллективом: предъявление единых педагогических требований; уровень реализации воспитательной функции уроков учебном процессе всеми учителями; участие педагогов во внеурочной и внеклассной деятельности; взаимодействие с руководителями кружков, секций; взаимосвязь с ЦТРиГО. Результативность работы с педагогическим коллективом: инструктивно-методической; индивидуальной; организации обмена опытом и посещения открытых мероприятий; педагогами дополнительного образования; развития инновационных процессов.
6. Работа с родителями и общественностью: степень налаженности взаимодействия с семьей; единство требований и позиций семьи и школы; участие родителей в воспитательной работе класса и школы; результативность родительских собраний, правильно выбранная тематика.
7. Результативность индивидуальной воспитательной работы:
· С педагогически запущенными детьми: количество состоящих на учете в школе, ОДН; причины постановки на учет; снятых с учета; характеристика методов и приемов, используемых в работы.
· С детьми, не проявляющими заинтересованности в учебе.
· С одаренными учащимися.
· Индивидуальная педагогическая поддержка: поддержать стремление к самостоятельности, к самодвижению; подкрепить положительные качества; помочь обрести уверенность; помочь в преодолении того или иного препятствия, трудности; удержать от того, что мешает развитию, является грузом, преградой в развитии; подстраховать и удержать от того, чтобы не скатился вниз.
· Условия, обеспечивающие успешность педагогической поддержки: приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку; согласие ребенка на помощь и поддержку; совместность, сотрудничество, содействие; соблюдение принципа конфиденциальности; защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни; доброжелательность и безоценочность.
8. Условия воспитания: санитарно-бытовые; гигиенические (внутришкольные); эстетические; социально-культурные ценности(внешние); природная среда.
Раздел III. Результат воспитательной работы
1. Реальный уровень воспитанности:
· по уровню обученности учащихся;
· по уровню воспитанности учащихся;
· по уровню развитости интеллекта;
· по уровню сохранности здоровья детей.
2. Расхождение целей и реальных результатов, их причины.
3. Динамика изменения уровня воспитанности по годам обучения.
Не менее важно при построении плана деятельности, проектирования воспитательной модели учитывать все необходимые компоненты. Для этого мной была разработана соответствующая памятка.
Каждый учитель с 2022 года должен прописывать в свои рабочие программы направления воспитательной работы. Выходим с минимальными потеря из ситуации, делаем дополнительную колонку в КТП и туда вписываем подходящие цифры, не на каждый урок, а на раздел.
Ниже представлены приоритетные направления
1. Патриотического воспитания:
1.1. Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе,
1.2. Понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
1.3. Проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края,
1.4. Ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
1.5. Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
2. Гражданского воспитания:
2.1. Готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
2.2. Активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны; – неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
2.3. Представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;
2.4. Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи;
2.5. Активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство).
3. Духовно-нравственного воспитания:
3.1. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
3.2. Готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
3.3. Активное неприятие асоциальных поступков;
3.4. Свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства
4. Эстетического воспитания:
4.1. Восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
4.2. Понимание эмоционального воздействия искусства; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства
5. Ценности научного познания:
5.1. Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
5.2. Закономерностях развития языка; овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира;
5.3. Овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного языкового образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
6. Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
6.1. Осознание ценности жизни;
6.2. Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
6.3. Осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья;
6.4. Соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного образования;
6.5. Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
6.6. Умение принимать себя и других, не осуждая;
6.7. Умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния;
6.8. Сформированность навыков рефлексии;
6.9. Признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;
7. Трудового воспитания:
7.1. Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности,
7.2. Способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
7.3. Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода;
7.4. Уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
7.5. Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
8. Экологического воспитания:
8.1. Ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
8.2. Умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;
8.3. Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
8.4. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.5. Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
8.6. Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; 8.7. Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.