Организация ввода-вывода

  • doc
  • 03.05.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 404. Организация ввода-вывода.doc

Методическая разработка урока

Урок 20

Тема урока: Организация ввода-вывода.

Тип урока: Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями.

Цели

образовательная:  закрепить знания учащихся об операторе присваивания, типах данных, структуре программы и научить организовывать ввод и вывод данных в программах на языке программирования  Pascal, вовлечь максимальное число учащихся в работу по изучению нового материала и закреплению его.

развивающая:  развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти, умения применять полученные знания при решении задач.

воспитательная:  развитие познавательного интереса, умения работать самостоятельно и в группах.

Форма урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-демонстрационные, практические.

Планируемые результаты обучения:

 предметные – формирование умений применять операторы ввода/вывода данных при составлении программ на языке Паскаль;

метапредметные умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи; формирование умений применять операторы ввода/вывода на языке Паскаль;

личностные – проявление способности увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека, развитие представлений о программировании как сфере возможной профессиональной деятельности.

Решаемые учебные задачи:

1) познакомиться с правилами записи операторов write и приемами работы с ними;

2) познакомиться с правилами записи операторов read и приемами работы с ними;

3) научиться вводить, отлаживать и выполнять в среде программирования Паскаль простейшие программы.

Комплексно-методическое обеспечение:

  • Мультимедийный проектор + экран;
  • ПК учителя, ПК учащихся;
  • среда программирования PascalABC.NET;
  • презентация «Организация ввода/вывода данных», составленная в Power Point;
  • карточки к практической работе;

 

 

Технологическая карта урока

 

Этап урок

Цель на каждом этапе

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД на этапе

Организационный момент

Подготовиться к уроку

Приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку, организует внимание детей

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место: достают рабочие тетради, учебники

Личностные УУД:

– общая культура поведения;

– психологическая готовность учащихся к уроку;

-  самоопределение

Коммуникативные УУД:

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Мотивация учебной деятельности учащихся

Мотивировать учащихся к работе на уроке

Раздает карточки для выполнения заданий и выставления оценок. Объясняет правила заполнения

 

Знакомятся с правилами заполнения карточек

Познавательные УУД:

развитие познавательной активности Коммуникативные УУД:

– способность к общению: умение слушать собеседника

Личностные УУД:

– развитие мышления;

– формирование готовности к самообразованию

Проверка выполнения домашнего задания

Проверить уровень усвоения оператора присваивания, описания переменных. Установить правильность, осознанность выполнения домашнего задания учащимися, устранить обнаруженные пробелы

Организует коллективную проверку и анализ выполнения заданий из рабочей тетради №172, 173, демонстрируя верное решение на экране (слайд 2, 3 электронная версия рабочей тетради)

Ученики выполняют самопроверку, сравнивают свои решения с верными,  демонстрируемыми на экране, ответами, выставляют баллы

Познавательные УУД:

– закрепление знаний операторов присваивания, описания переменных;

– развитие познавательной активности;

– развитие и закрепление речевой культуры

Личностные УУД:

–  формирование навыков самоорганизации;

– развитие памяти

Регулятивные УУД:

– самоконтроль, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные УУД:

– выражение своих мыслей;

– аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Постановка цели и задач урока. Актуализация знаний

Актуализировать знания и умения для освоения нового учебного материала. Сформировать условия познавательной активности предстоящей учебной деятельности. Сформулировать тему урока учащимися

Демонстрирует слайды  презентации , предложив вспомнить общий вид записи программы на языке Паскаль (слайды 4, 5), и просит сформулировать тему урока, задав вопросы:

Что должно быть на месте знаков вопросов в программе?

Можете ли вы сформулировать тему урока?

Оглашает ключевые слова и тему урока (слайд 6)

Формулирует цели урока (слайд 7):

ü   Получить,

ü   повторить,

ü   обобщить,

ü   закрепить знания, полученные по теме «Организация ввода и вывода».

Рассмотрев предложенные программы, довольно легко формулируют тему урока: Организация ввода и вывода.

 

Регулятивные УУД:

– развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии нормами русского языка

- Коммуникативные УУД:

– владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами русского языка

- развитие  навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности;

– умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Познавательные УУД:

- использование имеющихся знаний

Первичное усвоение новых знаний

Углубление в тему

Добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие умения и навыки

Демонстрирует программу на языке Паскаль. (слайд 8) На предыдущем уроке вы в среде программирования PascalABC.NET написали программу program1 и не увидели результата на экране, Почему?

В программу добавляются операторы вывода, демонстрируется программа program2.

 

 

Самостоятельно познакомьтесь с правилами записи оператора вывода Write. Найдите ответы на вопросы (слайд 9):

1)      Каково назначение оператора Write?

2)      Что означает запись Write(‘S=‘ , S)?

3)      Какие разделители можно использовать в записи оператора Write?

4)      Для вывода каких чисел используется запись Write (‘S=‘ , S : 3 : 1) ?

 

 

 

5)      Что произойдет, если оператор Write записать как Writeln?

Проверим ответы (слайды 10-12)

 

 

 

 

 

 

Отвечают, что отсутствует оператор вывода.

 

Наблюдают за записью операторов вывода в программу.

 

 

 

Работают с учебником с. 114-116 , отвечают на вопросы

 

 

 

- выводить данные на экран;

 

- вывести ответ с комментарием в форме S = 15;

- пробелы или запятые, ограниченные апострофами;

 

- для вывода вещественных чисел: первое число указывает сколько позиций отводится для вывода, второе означает, сколько знаков после запятой будет выведено;

- вывод каждого значения будет выполняться с новой строки

Проверяют выставляют баллы (1-5)

Регулятивные УУД:

- умение работать по предложенному плану

Коммуникативные УУД:

- развитие навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности.

– умение слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю

- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Познавательные УУД:

- развитие познавательной активности

- самостоятельный поиск и выделение необходимой информации

 

Углубление в тему

 

Запускает программу program2 на выполнение несколько раз и задает вопросы: Изменяется ли что-нибудь при выводе результата?
Почему?

 

Каким образом организуется ввод данных?

Показывает способы ввода данных (слайд 13)

Это первый способ ввода данных (слайд 14).

Демонстрирует работу программы program3 в среде программирования.

Какой оператор используется для ввода данных.

Что позволяет этот способ ввода?

 

Объясняет второй способ ввода данных: ввод с клавиатуры (слайды 15-17).

Что позволяет этот способ ввода?

 

Третий способ (слайд 18): Ввод случайным образом через генератор случайных чисел randomize и функцию random(x).

Демонстрирует работу программы program4 в среде программирования.

Что позволяет этот способ ввода?

 

 

 

 

 

 

Нет

Вводим одно и те же значение радиуса.

Оператор присваивания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оператор readln (r).

 

 

Каждый раз, запуская программу, можно вводить новые данные.

 

 

 

 

 

 

 

 

Каждый раз, запуская программу, компьютер генерирует новые числа

 

Первичная проверка понимания

 

Проверить освоение учащимися полученных знаний. Проверить сформированность представлений учащихся по изучаемой теме.

Установить, усвоили ли учащиеся новый материал;

Устранить обнаруженные проблемы

Научимся составлять программу на языке Паскаль с использованием оператора  ввода и вывода. Составим программу вместе. Демонстрирует программу построчно на экране (слайд 19)

 

 

Учащиеся читают задание в учебнике с.119 № 9, выполняют задание на доске вместе с учителем

Program 5;

Var a,b,c: integer;

Begin

Read (a,b);

C:= a+b;

Writeln(‘c=’,c);

End.

Познавательные УУД:

– извлечение необходимой информации из текста задания;

– развитие познавательной активности

Регулятивные УУД:

– планирование своей деятельности для выполнения задания, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные УУД:

- развитие внимания

– формирование навыков самоорганизации;

–  формирование навыков выполнения заданий

Первичное закрепление + компьютерный практикум

Проверить освоение учащимися полученных знаний на практике

Предлагает выполнить практические задание в среде программирования PascalABC (слайд 20)

Учащиеся самостоятельно выполняют задание  из  учебника с. 119  №10 в среде программирования PascalABC.NET.

program n_10;

var a,b: integer;

begin

a:=10;

b:=a+1;

a:=b-a;

writeln(a, b );

end.

Познавательные УУД:

– извлечение необходимой информации из текста задания;

– развитие познавательной активности

Личностные УУД:

– формирование навыков самоорганизации;

– развитие внимания;

– возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Закрепить знания по организации ввода вывода в программах на языке Паскаль

Задает домашнее задание (слайд 21): § 3.2, №174 – 176

Записывают домашнее задание

Личностные УУД:

– формирование навыков самоорганизации

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценить учебные достижения работы класса и отдельных учащихся. Помочь осознать учащимися свои достижения в учебной деятельности в соответствии с поставленной целью и степенью выполнения заданий, самооценка своей деятельности и всего класса.

Дать осмыслить учащимися результаты своей работы и понять полученный эффект от урока

 

Разъясняет критерии системы оценивания результатов выполнения учебных задач, обобщение и систематизация полученных новых знаний.

- Что на уроке было знакомым?

- Что узнали впервые?

- Что было самым интересным, а что самым сложным?

- Как бы вы оценили свою работу?

- Как вы считаете, достигнуты ли цели урока?

Проводит итог урока (слайд 22).

Дает оценку успешности достижения цели

Принимают систему оценивания результатов выполнения учебных задач.

Осуществляют самооценку собственной деятельности, дают оценку деятельности класса.

Получают информацию о реальных результатах освоения темы

Коммуникативные УУД:

– умение организовать взаимодействие с учителем и учениками;

– умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение

Регулятивные УУД:

– выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

– развитие способности критической оценки;

Познавательные УУД:

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные УУД:

– формирование умения адекватно оценивать свои возможности при достижении цели;

– правильное реагирование на результаты своей деятельности