Организация занятий адаптивной ФК с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Формирование физической культуры и здоровья обучающихся специальных общеобразовательных организаций для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, имеет первостепенное значение в их общем развитии, поскольку наиболее пораженной в них есть именно двигательная сфера, физическое развитие и общее соматическое состояние.
Основной задачей учебного предмета является создание условий для максимального использования большого потенциала двигательной активности и факторов внешней среды для преодоления имеющихся двигательных нарушений; формирование здоровой, всесторонне развитой и гармоничной личности, приспособленной к жизни в реальных окружающих условиях, исходя из своих возможностей.
Особенность уроков физической культуры для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата состоит в том, что все они должны содержать этап коррекционно-развивающей работы, быть построены на основе индивидуально-дифференцированного подхода к ученикам при строгом соблюдении здоровьесберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения обучающихся, без ущерба для их здоровья.
Коррекционный эффект занятий физической культурой в значительной мере определяется воздействием на компоненты двигательной сферы. Следует широко использовать упражнения, выполнение которых стимулирует обучающихся к познанию собственных движений, дифференциации их направления, амплитуды, быстроты, мышечного усилия. К ним относятся броски в вертикальную и горизонтальную цели, упражнения с мячами, в равновесии, народные подвижные и спортивные игры, которые требуют точности выполнения движений.
Общее физическое развитие, направлено на формирование гармоничного мышечного корсета обучающихся, осанки; функций кистей, стоп; дееспособности основных функциональных систем организма (сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной и др.) и необходимого общего защитного ресурса (иммунитета).
В процессе уроков физической культуры коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся осуществляется в единстве с формированием двигательных умений, навыков и развитием двигательных способностей, необходимых для обучения, труда и жизни. Это обеспечивается использованием разных специальных упражнений, которые способствуют развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости, вестибулярной устойчивости, а также профессионально-прикладной физической подготовки.
Коррекция двигательных нарушений: профилактика и коррекция имеющихся у обучающихся комплексов двигательных нарушений (церебральных, цервикальных, люмбальных и комбинированных) в виде нормализации мышечного тонуса, восстановления необходимой подвижности в суставах конечностей и позвоночном столбе, улучшения опорной, хватательной и предметно-манипулятивной кистевых функций; коррекции нарушений осанки (сутуловатой, кифоза, лордоза, сколиозов и их комбинаций) и свода стоп (плоскостопия, вальгусного типа, «лошадиных» стоп, полых, косолапости и др.).
На уроке физической культуры рекомендуется применять следующие педагогические технологии:
ü игровые технологии в комплексе с другими приемами и методами организации учебных занятий укрепляет мотивацию на изучение предмета, помогает вызвать положительные эмоции, увидеть индивидуальность детей, так как положительные эмоции надежно защищают обучающихся от умственных перегрузок;
ü групповые технологии (технологии игры в группе) занимают важное место во многих учебных дисциплинах, так как сама игровая деятельность – это особая сфера образовательного процесса. Ценность игровой технологии заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка и отвечает его возрастным особенностям, потребностям и интересам. Игра в группе, в команде формирует типовые навыки социального поведения, систему ценностей личности и группы, ориентирует на групповые и индивидуальные действия, поощряет стремление к успеху;
ü технология дифференцированного обучения. Под дифференцированным обучением понимается целенаправленное физическое формирование человека посредством развития его индивидуальных способностей. Зная сильные и слабые стороны обучающегося, корректируются применяемые на уроке упражнения и игры. При дифференцированном обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе;
ü технология личностно-ориентированного обучения - обучение и воспитание, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ребенка;
ü информационно-компьютерная технология. Применение на уроках ИКТ делают урок эмоционально насыщенным, наиболее наглядным.
Урок физической культуры рекомендуется составлять из трех частей:
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ часть (состоит из двух частей: вступительная часть (до 2 мин) - содержит упражнение на внимание и дыхание; подготовительная часть (до 15 мин) предусматривает общеразвивающие упражнения).
2. ОСНОВНАЯ часть (до 18 мин)- обучают одному из основных видов движения; игры малой и средней подвижности.
3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть (до 5 мин.)- выполняются дыхательные и расслабляющие упражнения. Ее задача – снижение физиологической нагрузки.
При планировании работы учитель учитывает ориентировочную сетку распределения часов, результаты врачебного осмотра обучающихся, двигательные возможности школьников и требования программы к уровню их физической подготовленности.
Оценивание учебных достижений, обучающихся проводится вербально, учитывая критерии оценивания.
Пример комплекса упражнений.
Заболевание опорно-двигательного аппарата
Упражнения при сколиозе
Задача:
ü повышение общего состояния и психоэмоционального тонуса больного;
ü укрепление ослабленных мышц с увеличением их силовой выносливости и созданием«мышечного корсета»;
ü улучшение деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
ü формирование правильной осанки: выработка суставно-мышечного чувства, обучение активной коррекции туловища с самовытяжкой, обучение привычкам самокоррекции и искривлений позвоночника, плечевого и тазового поясов, дифференцированное влияние на мышцы в зоне выпуклости и вогнутости искривления в грудном и поясничном отделах позвоночника, тренировка равновесия, координирующих движений; восстановление динамического стереотипа.
Упражнения для формирования и упрочения навыка правильной осанки
I вариант
Исходное положение – стоя.
1. Принятие правильной осанки за счет прикосновения к стене или гимнастической стенке седалищной областью, лопатковыми мышцами и пятками. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку. Повторить 4-6 раз.
2. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Поднять голову и плечи, вернуться в исходную позицию. Повторить 4-6 раз.
3. В правильном положении прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку. Повторить 4-6 раз.
Упражнения для укрепления «мышечного корсета»
Исходное положение – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.
1. Перевести руки на пояс, поднимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение. Повторить 4-6 раз.
2. Поднимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны, к плечам. Повторить 4-6 раз.
3. Поднять голову и плечи, руки в стороны, сжимать и разжимать кисти рук. Повторить 4-6 раз.
4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Повторить 4-6 раз.
5. Поднятие обеих прямых ног с удержанием 10-15 с. Повторить 4-6 раз.
Исходное положение – лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.
6. Сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах поочередно. Повторить 4-6 раз.
7. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить. Повторить 4-6 раз.
8. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу – «велосипед». Повторить 4-6 раз.
9. Руки за головой. Поочередное поднимание прямых ног вперед. Тоже, в соединении с разными движениями рук. Повторить 4-6 раз.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.