Жизнь ребенка в течение дня наполнена самыми разнообразными бытовыми ситуациями. При этом временная организация дня тесно переплетается с последовательной работой по формированию стереотипов поведения в быту. Так, каждое утро мы умываемся, чистим зубы, днем ходим гулять, вечером убираем на место игрушки и т. п. Поначалу ребенок не умеет осуществить эти действия сам, нуждается в обучении и помощи, но со временем навыки закрепляются и усложняются.
Организация четкого распорядка дня
и
Жизнь ребенка в течение дня наполнена самыми разнообразными бытовыми
ситуациями. При этом временная организация дня тесно переплетается с
последовательной работой по формированию стереотипов поведения в быту.
Так, каждое утро мы умываемся, чистим зубы, днем ходим гулять, вечером
убираем на место игрушки и т. п. Поначалу ребенок не умеет осуществить эти
действия сам, нуждается в обучении и помощи, но со временем навыки
закрепляются
усложняются.
Для аутичного ребенка освоение бытовых ритуалов сложно. Чтобы при
формировании бытовых умений и навыков жизнь ребенка не превратилась в
утомительное повторение одних и тех же неприятных ему действий,
постарайтесь наполнить такое обучение чемто, что ему нравится.
Эмоциональный комментарий представит действия, требующие от ребенка
серьезных усилий, в привлекательном для него свете: одеваемся, «чтобы пойти в
магазин за конфеткой»; убираем посуду со стола, чтобы заняться лепкой и т. п.
При этом полезно использовать прибаутки, песенки, картинки. Со временем
ребенок к ним привыкнет, они станут символизировать то или иное событие,
действие. С этого момента пение знакомой песенки или показ любимой картинки
поможет
действие.
Организация четкого распорядка дня помогает в усвоении бытовых навыков: со
временем ребенок начинает осознавать, что пока не оденется, на прогулку не
пойдет, пока не помоет руки, не сядет есть, и т. д.
выполнять
начать
это
Семейные привычки и традиции
Особенности семейного уклада оказывают непосредственное влияние на
восприятие ребенком окружающего мира. Жизнь семьи, ее привычки и традиции
– это то, что хранит, бережет и поддерживает ребенка, дает ему ощущение
безопасности, дарит радость общения с близкими, побуждает к дальнейшему
познанию мира. Это те особые условия жизни малыша, его воспитания и
развития, которые закладывают в психике основу для всей последующей жизни.
семье ребенок получает первый опыт общения, учится договариваться с другими,
разрешать
конфликты.
Стиль отношений в семье усваивается ребенком на уровне подсознания и часто
переносится во взрослую жизнь, в уже собственную семью в неизменном виде –
подсознательная информация не поддается критическому анализу (это
возможно только в ходе специальной работы с психоаналитиком или
психологом). Поэтому так важно, какие отношения между членами семьи,
основаны ли они на взаимной любви, заботе, внимании и терпении, или же
взаимные упреки, авторитарное давление одного члена семьи на других, а то и
психологический
дело…
У нормально развивающегося ребенка срабатывают механизмы защиты, и он,
даже нуждаясь в психологической коррекции (особенно если детство его
окрашено в невеселые тона), продолжает расти и развиваться. У аутичного
ребенка все иначе. Он беззащитен перед миром и людьми, не в состоянии
самостоятельно адаптироваться в травмирующей ситуации, защитить себя.
Поэтому, помимо специальной коррекционной работы, психическое развитие
аутичного ребенка и успешность его социальной адаптации во многом зависят от
состояния внутрисемейных отношений. И если в этих отношениях отсутствуют
доброжелательность, терпение и такт, есть большая опасность того, что
обычное
шантаж
–мир
еще
станет
основой
взаимодействия
ребенок замкнется, уйдет еще глубже в себя, и вытащить его из глубин аутизма в
окружающий
труднее.
Значит, близким аутичного ребенка нужно пересмотреть весь семейный уклад и
стиль внутрисемейных отношений. Это подразумевает анализ всего
происходящего внутри семьи и большую работу над собой. А при необходимости
– исправление неблагоприятных условий. Не только ребенок должен быть
окружен лаской, заботой, пониманием, такие отношения друг к другу должны
стать
семьи.
Помимо создания теплой, благоприятной во всех отношениях обстановки в семье
необходимо продуманное отношение к семейным привычкам, а также поддержка
уже сложившихся и создание новых полезных семейных традиций.
Например, можно взять за правило провожать утром папу на работу, встречать
из школы сестренку, а вечером собираться всем вместе за общим столом.
выходные дни могут стать традиционными дальняя прогулка в парк, поездка в
гости к бабушке, посещение кафе, театра, музея, другие формы организации
семейного досуга; дача – место возникновения традиций, связанных с летним
отдыхом. К семейным праздникам – дням рождения и другим – готовятся
заранее, в подготовке участвуют все члены семьи. Это лишь небольшой перечень
возможностей наполнить радостью и глубоким смыслом повседневную жизнь
семьи.
членов
всех