Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ НА
ПРОГУЛКЕ.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для
всестороннего и гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе
образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, создаются
уникальные условия для всестороннего развития ребенка, в полной мере удовлетворяются
его потребности в активных движениях, самостоятельных действиях при ознакомлении с
окружающим миром, новых ярких впечатлениях, свободной игре, как с природным
материалом, так и с игрушками. Однако в силу возрастных особенностей малыши не могут
самостоятельно использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего
развития. Взрослый должен педагогически правильно руководить их деятельностью.
В течение года прогулки проводятся ежедневно. В летнее время дети проводят на
воздухе практически все время с момента прихода в дошкольное учреждение, заходя в
помещение лишь для приема пищи и сна.
В зимнее время прогулка проводится два раза в день. Общая продолжительность
прогулки – до 4 часов. Только температура воздуха ниже –15 °С или ветреная погода,
вьюга могут служить поводом для сокращения прогулки или ее отмены.
Прогулка дает педагогу возможность менять виды деятельности детей, а также
варьировать степень эмоциональной насыщенности с учетом особенностей нервной
системы малышей и их индивидуальной двигательной активности. Воспитывая у детейуверенность и самостоятельность, педагог использует на прогулке поощрительную оценку:
подбадривает,
искренне восхищается проявлением
доброжелательного отношения детей друг к другу.
одобряет усилия ребенка,
Педагог использует любой повод, чтобы продолжать и на прогулке прививать любовь к
природе. Организует досуг на участке детского сада в соответствии с календарным
временем года (например, зимой – вокруг живой ели, продумав цикл наблюдений,
завершающийся знакомством со строением шишки, семенами ели, показом особенностей
шишек – пахнут смолой, на дереве (в холоде) закрываются, в тепле (в помещении)
раскрывают чешуйки, изпод которых падают семена).
Во время прогулок проводятся ежедневные наблюдения за сезонными явлениями
природы. С помощью игрушечных персонажей воспитатель может разнообразить приемы
наблюдения, поддерживая у детей активный интерес к природе (например, воспитатель
соглашается взять куклу на улицу, чтобы дети показали ей птиц на кормушке, поиграли со
снегом). Такие приемы позволяют достигнуть цели наблюдения – уточнить названия
зимующих птиц, которых дети видят на кормушке и вблизи участка; учить различать их по
2–3 характерным признакам (воробьи – маленькие, серые или серокоричневые, летают
стайкой; ворона – крупная, серочерная, летает одна; голуби крупнее воробьев, серо
голубые, кормятся стаей).
В процессе ежедневного проведения подвижных игр и физических упражнений на
прогулке расширяется двигательный опыт детей, совершенствуются имеющиеся у них
навыки в основных движениях; развиваются ловкость, быстрота, выносливость;
формируются самостоятельность, активность, положительные взаимоотношения со
сверстниками.
Особое место в прогулках занимает самостоятельная игровая деятельность детей, в
которой закрепляются знания, полученные на занятии. Предусматривается развитие
взаимоотношений между детьми: объединение их для совместных игр, воспитание
бережного отношения к игрушкам, приучение к порядку в игровом пространстве.
Прогулка способствует более легкому установлению доброжелательного общения
ребенка с взрослым, укреплению его доверия к воспитателю.
Личностно ориентированный подход воспитателя способствует развитию
доброжелательных отношений и формированию положительного эмоционального настроя
детей.
Январь.
Тема. Зимушка хрустальная.
Цели:
формировать представление о зиме, ее характерных признаках: стало морозно,
холодно, идет снег;
учить наблюдать за явлениями живой и неживой природы в зимний период, сравнивать
и находить различия, изменения;
вызвать желание наблюдать за зимующими птицами и заботиться о них;
вызывать эстетическое переживание от красоты зимней природы, радость от прогулки.
Наблюдения.
Снегопад.
Цель: закрепить знание о
том, что темные тучи
зимой приносят снег.
Игровая
деятельность.
Подвижная
«Снежинки»
Цель:
совершенствовать
ритмическую ходьбу и бег
игра
Трудовая
деятельность.
Совместно с воспитателем
вынести корзину
с
игрушками.
Цель. Учить
помогать
Индивидуальная работа.
Учить метать снежки от головы.взрослым в выполнении
трудовых действий.
Расчистка территории от
снега.
Цель. Учить правильно
пользоваться лопаткой.
Осуществлять метание шишек
изза головы.
по кругу.
Спортивное упражнение
«Попади снежком в цель».
Цель: учить метать снежки,
попадать в горизонтальную
цель.
Подвижная игра «У
медведя во бору».
Цели: закрепить правила
игры;
совершенствовать
навыки бега.
Дидактическая
«Передай перчатку».
Цель: развивать внимание,
умение передавать и
принимать предмет.
игра
Художественное слово.
Сыплет с неба снег
снежок,
Словно легкий пухпушок.
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
«Ох, как тяжко!»?
(Ц.Ангелов)
Деревья: ель и сосна.
Цель: ознакомить детей с
разновидностями
деревьев;
Обогащать
и
активизировать словарь
детей.
Художественное слово.
Вырастала елка
В лесу на горе.
У нее иголки
Зимой в серебре.
У нее на шишках
Ледышки стучат,
Снежное пальтишко
Лежит на плечах.
(Е. Трутнева)
подвести
Птицы.
к
Цель:
пониманию того, что о
птицах надо заботиться,
они прилетают на участок,
клюют
зернышки и
крошки.
Художественное слово.
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью –
Я вам песенку спою,
Чик – чирик!
Киньте просо и ячмень –
Буду петь вам целый день,
Чик – чирик!
(Т.Бокова)
Работа дворника.
Цель:
учить видеть,
понимать и объяснять
действия
человека,
убирающего снег.
Художественное слово.
Снега прошли немалые,
А все идут, идут…
Дворники усталые
Метут, метут, метут.
(Е. Благинина)
Учить перепрыгивать сугроб
высотой 10 см.
птиц
Вместе с воспитателем
покормить
–
покрошить кусочек хлеба,
высыпать крошки птицам.
Цель:
продолжать
наблюдение за птицами, их
повадками.
Подвижная
игра
«Воробышки и кот» (роль
кота
предложить
выполнить ребенку).
Цель: учить бегать в разных
направлениях, начинать бег
и менять его направление
по сигналу.
Физические упражнения.
Птицы
1.Птицы летают.
2.Воробышки прыгают.
3. Птицы клюют зернышки.
4. Напугала кошка – птички
улетают.
5. Птицы отдыхают на
веточке.
Учить
перешагивать наносы снега.
самостоятельно
Совместно с воспитателем
большими
лопатами
сгрести снег со скамеек и
стола.
Цель: учить правильно
пользоваться
лопатой,
доводить начатое дело до
конца.
Подвижная игра «По
ровненькой дорожке».
Цель: учить детей шагать
друг за дружкой по
тропинке на участке,
внимательно слушать слова
воспитателя и выполнять
движения в соответствии с
текстом.
Пальчиковая игра.
Этот пальчик маленький,
(Загнуть мизинец.)
Этот пальчик слабенький,
(Загнуть
палец.)
Этот пальчик длинный,
(Загнуть средний палец.)
безымянныйуказательный
Этот пальчик сильный,
(Загнуть
палец.)
Ну а это толстячок,
(Загнуть большой палец.)
А все вместе – кулачок!
(Покрутить кулачком.)
Цель:
художественное
развивать моторику рук.
учить слышать
слово;
Учить лепить снежные комочки
и метать их в цель.
снежных
Сооружение
валов,
Расчистка дорожки к
участку.
Цель: учить действовать
лопатками, сгребая снег в
определенное место.
Домашние животные:
кошка.
Цель: обратить внимание
детей на то, что у кошки
теплая «шубка» шерстка.
Художественное слово.
Как у нашей кошки
Четыре лапкиножки
Бегают, царапают
Меня за носик цапают.
Как у нашей кошки
Глазки словно плошки,
То ласково зажмурятся,
Бывает, что и хмурятся.
(И. Переверзева)
Подвижная игра «Кот
Васька»
Цели: упражнять в беге в
одном
направлении;
быстроту
развивать
движений;
расширять
словарный запас.
Спортивная игра
«Кто дальше прыгнет».
Цель: упражнять в прыжках
на
с
продвижением вперед.
двух ногах