Во всех классах начальной школы есть темы, в которых
целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим
несколько таких тем (программа 1-3).
_1.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь.
В начальных классах дается формулировка правила:
"Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными
е, е, и, ю, я, когда слышится звук [j]."
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ АЛГОРИТМОВ
РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
Во всех классах начальной школы есть темы, в которых
целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим
несколько таких тем (программа 13).
_1.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь.
В начальных классах дается формулировка правила:
"Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными
е, е, и, ю, я, когда слышится звук [j]."
Первое условие применения этого правила умение слышать звук
[j] в словах. Обучение такому слышанью происходит лучше всего на
основе контраста слов с [j] и без него: "сольюсолю".
Такие упражнения выполняются детьми на первом этапе, еще до
знакомства с правилом.
Учащиеся решают познавательную задачу: слова "полет" и
"польет" звучат поразному и значения имеют разные; как же
отразить эту разницу на письме?
Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит звук
[j]: "поййот"), после согласного перед гласными буквами е, е,
и, ю, я пишется ь.
Алгоритм
1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]?
| |
да, слышится нет, не слышится:
пиши без ь
|
2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я?
| |
да, есть одна нет: пиши без ь
из них
|
3 шаг. Пиши после согласного ь, после него одну из
указанных букв.
|
Проверь написанное.
Образец рассуждения
Слово "черная", здесь перед "я" слышится звук [j]:
"чоооррннаййааа", но согласного нет, следовательно, ь не
пишется.
Слово "лисья", здесь после согласного [с'] слышится звук
[j], далее буква я: "л'л'ииис'с'с'йййааа", "лисья".
_2. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.
Причина этого явления в одной из тенденций произношения:
сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются:
"здравствуйте" "здраствуйте" "драсте".
Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных
согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний
"стн", "здн", "стл", "рдц", "вств", "лнц".
Опознавательный признак орфограммы "непроизносимые
согласные" в слове сочетание [сн] или [зн]. Что касается других
сочетаний, то они лучше усваиваются запоминанием: "солнце",
"чувство", "сердце" и др.
Следует уделить внимание "ложным сочетаниям", в которых приподборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не
обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсный] ("чудо", "чудеса").
Порядок изучения темы:
а)наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые
согласные;
б)выделение сочетаний, в которых они бывают;
в)составление правила проверки;
г)составление алгоритма проверки;
д)введение случаев "ложных написаний";
е)тренировкапроверка вариантов написания, связанных с
изученным правилом;
ж)поиск орфограмм в тексте;
з)составление предложений и текста с использованием слов с
изучаемой орфограммой.
Алгоритм проверки
1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных?
| |
есть: [сн],[зн] нет: проверять нечего.
2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]
или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в
конце слова, слышатся отчетливо.
3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова.
Сделать вывод. Написать правильно. Проверить
написанное.
Слово "звездный": есть сочетание [зн], проверочные слова
"звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами
"з" и "н" пишем букву "д": "звездный".
_3. ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ЛИЧНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛА В
_НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.
В изучении рассматриваемой орфографической темы выделяются
следующие ступени. Вопервых, учащиеся должны сориентироваться в
необходимости самой проверки. Ударные окончания проверке не
подлежат. Правило применимо только к тем случаям, когда личное
окончание безударное.
Вовторых, школьник должен понимать, какое правило нужно
использовать для проверки данного глагола. Правилами I и II
спряжений можно проверять только безударные окончания настоящего
и будущего времени.
Втретьих, необходимо составить таблицы спряжения глаголов в
настоящем и будущем времени, а затем таблицу окончаний по лицам,
с разграничением I и II спряжений глаголов.
Спрягая глаголы письменно под контролем учителя, т.е.
составляя таблицы, учащиеся выделяют личные окончания глаголов,
сопоставляя ударные и безударные варианты, запоминают их.
Следующий этап тренировка в определении времени, лица,
числа глагола, встретившегося в тексте, а также образование
неопределенной формы глагола.
Когда достигнут уровень высокой точности умения определять
форму глагола, вводится правило проверки орфограммы. Оно не может
быть выведено эмпирическим путем, его дает учитель в готовом
виде, и оно усваивается в процессе его применения. Сообщаются
также и исключения: 4 глагола, оканчивающиеся в неопределенной
форме на "ать", и 7 глаголов на "еть", принадлежащие ко II
спряжению.
На следующем этапе составляется алгоритм. Он достаточносложен.
. ш1.5
1 шаг. Проверь: проверяемое слово глагол?
| |
да нет
2 шаг. Определи время (настоящее или будущее).
3 шаг. Определи окончание. Безударное ли оно?
| |
безударное ударное:проверять не
нужно.
|
4 шаг. Образуй неопределенную форму глагола, проверь
правильность ее образования.
|
5 шаг. На что оканчивается неопределенная форма?
| |
на "ить" на "ать" ("уть", "еть",
"оть", "ыть", "ти" и
др.)
| |
6 шаг. Найди в таблице Проверь, если оканчивается
личное окончание. на "ать"("еть"), не
относится ли к числу
| исключений.
| | |
7 шаг. Глагол II спр., < да нет
пишем в окончании |
"а"("я"). |
|
8 шаг. Найди по таблице личное
окончание.
Глагол I спр., пишем
окончание с гласными
"е", "у", "ю".
Проверь написанное.
. ш2
Образец рассуждения.
"С своей волчихою голодной выходит на дорогу волк."
(А.С.Пушкин)
В этом предложении глагол "выходит", он стоит в настоящем
времени, в 3ем лице ед.ч., его окончание безударное "ит/ет",
нужно проверить. Чтобы узнать спряжение, ставим в неопределенную
форму: "что делать?" "выходить"; неопределенная форма
оканчивается на "ить", значит, глагол II спр., в окончании
должен быть звук [и], пишем окончание "ит": "выходит".
Свой вариант составления алгоритма на это правило предлагает
В.Ф.Гутенев. Работа ведется дедуктивным методом. Сразу
вырабатывается алгоритм действия:
1. В окончаниях глаголов I спр. пишутся гласные е, е; в
окончаниях глаголов II спр. гласная и.
сравни: пишешь, идешь говоришь;
пишет, идет говорит;
пишем, идем говорим;
пишете, идете говорите.
2. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями мо
жет определяться по инфинитиву: если глагол в инфинитиве оканчи
вается на "ить", то это глагол II спр., и, следовательно, в еголичных окончаниях надо писать гласную "и". В остальных случаях,
кроме исключений, в глаголах I спр. в окончаниях пишем гласную
"е" (гласная "е" всегда ударная).
3. Исключение: 4 глагола на "ать" (гнать, держать, слышать,
дышать) и 7 глаголов на "еть" (смотреть, видеть, ненавидеть,
тарпеть, вертеть, обидеть, зависеть) относятся ко II спр.
После этого создается алгоритм действия:
ш1
инфинитив на ...
| |
ить ать (ять)
| уть
| еть
| |
IIспр. Iспр.
| |
и е
| |
строишь читаешь
дуешь
болеешь
|
исключения
|
гнать < ать
держать |
слышать |
дышать |
|
смотреть < еть
видеть
ненавидеть
терпеть
вертеть
обидеть
зависеть
. Алгоритм действия реализуется следующим образом:
СТРО.ШЬ ПИШ.ШЬ
| |
строить писать
| |
IIспр. Iспр.
| |
строишь пишешь
Образец рассуждения:
пишешь писать, АТЬ, Iспр., Е, пишешь.
Стадии свертывания данного алгоритма:
1. СТРО.ИШЬ строИТЬ ИШЬ
|
ИТЬ
|
ИБОЛЕЕШЬ болеть не ИТЬ Е
2. ВОД.ШЬ ИТЬ И
СЕ.ЕТ не ИТЬ Е
ш2
Следует заметить, что в данном случае используется другая
классификация алгоритмов обучения, чем в нашей работе. Согласно
этой классификации, алгоритмы обучения орфографии делятся на ал
горитмы правила и алгоритмы действия. Алгоритмы правила составля
ются на основе последовательного раскрытия пунктов правила, тогда
как алгоритм действия есть практическое предписание для выполне
ния реальных действий, направленных на получение конкретного ре
зультата.
Алгоритмы обоих типов мы можем рассмотреть на примере темы
"Мягкий знак после шипящих", описание работы над которой также
дано В.Ф.Гутеневым.
Общий алгоритм правила составляется на основе частных
выводов и имеет следующий вид:
. ш1
"ь" после шипящих (ш, щ, ч, ж)
| |
пишется не пишется
сущ. глаг. нареч. частица сущ. прилаг.
| |
И.п инф. 2л. повел. | | И.п Р.п краткие
ед.ч | ед.ч накл. | | ед.ч мн.ч
ж.р | | | | | м.р ж.р
| | | | | |
тушь беречь | режь наотмашь лишь нож луж хорош
рожь | (те) настежь | луч туч горяч
дочь идешь (ся) навзничь |
вещь | |
| |
исключения
| |
уж аж
замуж
невтерпеж
ш2
Алгоритм правила читается сверху вниз.
Нарпимер: ь после шипящих пишется в глаголах 2 лица ед.ч.:
ИДЕШЬ.
Если алгоритм правила читать снизу вверх, получается
алгоритм действия, который работает в 23 шага.
Например:
РЕЖ.ТЕ ХОРОШ.
повелител. краткая форма
наклонение прилагательного
глагол не пишется
пишется ХОРОШ
РЕЖЬТЕОднако, исходя из данного примера, нельзя делать вывод, что
алгоритм действия и алгоритм правила выводятся друг из друга
именно таким образом. Этопроисходит разными путями. В накоторых
случаях бывает достаточно только алгоритма правила или алгоритма
действия.
Таким образом, мы показали ряд примеров, раскрывающих пути
применения алгоритмов обучения орфографии в практике начальной
школы.
При составлении алгоритма необходимо учитывать подготовлен
ность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в
предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводит
ся данное правило на данном этапе изучения. Необходим подготови
тельный период достаточной продолжительности, на котором дети вы
полняют различные типы упражнений, способствующих актуализации
тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и
составления алгоритма. Составление алгоритма производится в клас
се в процессе изучения и усвоения правила.
Важную роль также играет умение правильно рассуждать по ал
горитму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его
смысл, т.е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем
и сократить рассуждение частично, а затем и полностью.