ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Во всех классах начальной школы есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько таких тем (программа 1-3). _1.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь. В начальных классах дается формулировка правила: "Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, е, и, ю, я, когда слышится звук [j]."
Иконка файла материала ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ.doc
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В           НАЧАЛЬНЫХ  КЛАССАХ  С  ПРИМЕНЕНИЕМ  АЛГОРИТМОВ           РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ      Во  всех  классах  начальной  школы  есть  темы,  в  которых целесообразно  обучать  детей  с  помощью  алгоритма.  Рассмотрим несколько таких тем (программа 1­3).       _1.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь.      В   начальных   классах   дается    формулировка    правила: "Разделительный ь пишется после  согласных  букв  перед  гласными е, е, и, ю, я, когда слышится звук [j]."      Первое условие применения этого правила­ умение слышать звук [j] в словах. Обучение такому слышанью происходит лучше всего  на основе контраста слов с [j] и без него: "солью­солю".      Такие упражнения выполняются детьми на первом этапе, еще  до знакомства с правилом.      Учащиеся  решают  познавательную  задачу:  слова  "полет"  и "польет" звучат  по­разному  и  значения  имеют  разные;  как  же отразить эту разницу на письме?      Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит  звук [j]: "по­йй­от"), после согласного перед гласными буквами  е,  е, и, ю, я пишется ь.                     Алгоритм      1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук [j]?                  |                      |            да, слышится             нет, не слышится:                                     пиши без ь                  |      2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я?                  |                       |            да, есть одна             нет: пиши без ь            из них                 |      3  шаг.  Пиши  после  согласного  ь,  после  него­  одну  из               указанных букв.                  |               Проверь написанное.                      Образец рассуждения      Слово  "черная",  здесь  перед  "я"   слышится   звук   [j]: "чооо­рр­ннайй­ааа",  но  согласного  нет,  следовательно,  ь  не пишется.      Слово "лисья", здесь после  согласного  [с']  слышится  звук [j], далее­ буква я: "л'л'иии­с'с'с'­ййй­ааа", "лисья".       _2. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ.      Причина этого явления­ в одной  из  тенденций  произношения: сложные  сочетания  согласных  в  речевой  практике  сокращаются: "здравствуйте" ­ "здраствуйте" ­ "драсте".      Постоянный  пропуск  согласного  звука  в  сочетании  шумных согласных создает возможность  ошибки  в  правописании  сочетаний "стн", "здн", "стл", "рдц", "вств", "лнц".      Опознавательный    признак    орфограммы     "непроизносимые согласные" в слове­ сочетание [сн] или [зн]. Что касается  других сочетаний,  то  они  лучше  усваиваются  запоминанием:  "солнце", "чувство", "сердце" и др.      Следует уделить внимание "ложным сочетаниям", в которых  приподборе проверочных  однокоренных  слов  ожидаемый  согласный  не обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсный] ("чудо", "чудеса").                         Порядок изучения темы:      а)наблюдение над  словами,  в  которых  есть  непроизносимые согласные;      б)выделение сочетаний, в которых они бывают;      в)составление правила проверки;      г)составление алгоритма проверки;      д)введение случаев "ложных написаний";      е)тренировка­проверка  вариантов  написания,   связанных   с изученным правилом;      ж)поиск орфограмм в тексте;      з)составление предложений и текста с использованием  слов  с изучаемой орфограммой.                        Алгоритм проверки      1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных?                     |                       |               есть: [сн],[зн]           нет: проверять нечего.      2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с]             или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в             конце слова, слышатся отчетливо.      3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова.             Сделать вывод. Написать правильно. Проверить             написанное.      Слово "звездный": есть сочетание [зн], проверочные слова "звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами "з" и "н" пишем букву "д": "звездный".       _3. ПРАВОПИСАНИЕ  БЕЗУДАРНЫХ  ЛИЧНЫХ  ОКОНЧАНИЙ  ГЛАГОЛА   В          _НАСТОЯЩЕМ И БУДУЩЕМ ВРЕМЕНИ.      В изучении рассматриваемой орфографической  темы  выделяются следующие ступени. Во­первых, учащиеся должны сориентироваться  в необходимости  самой  проверки.  Ударные  окончания  проверке  не подлежат. Правило применимо только к тем  случаям,  когда  личное окончание безударное.      Во­вторых, школьник должен  понимать,  какое  правило  нужно использовать для проверки  данного  глагола.  Правилами  I  и  II спряжений можно проверять только безударные окончания  настоящего и будущего времени.      В­третьих, необходимо составить таблицы спряжения глаголов в настоящем и будущем времени, а затем­ таблицу окончаний по лицам, с разграничением I и II спряжений глаголов.      Спрягая  глаголы  письменно  под  контролем  учителя,   т.е. составляя таблицы, учащиеся выделяют личные  окончания  глаголов, сопоставляя ударные и безударные варианты, запоминают их.      Следующий этап ­ тренировка  в  определении  времени,  лица, числа глагола,  встретившегося  в  тексте,  а  также  образование неопределенной формы глагола.      Когда достигнут уровень высокой точности  умения  определять форму глагола, вводится правило проверки орфограммы. Оно не может быть выведено эмпирическим путем,  его  дает  учитель  в  готовом виде, и оно усваивается в  процессе  его  применения.  Сообщаются также и исключения: 4 глагола,  оканчивающиеся  в  неопределенной форме на "­ать", и 7 глаголов  на  "­еть",  принадлежащие  ко  II спряжению.      На следующем  этапе  составляется  алгоритм.  Он  достаточносложен. . ш1.5      1 шаг. Проверь: проверяемое слово ­ глагол?                  |                       |                 да                      нет      2 шаг. Определи время (настоящее или будущее).      3 шаг. Определи окончание. Безударное ли оно?                  |                       |              безударное              ударное:проверять не                                      нужно.                  |      4 шаг. Образуй неопределенную форму глагола, проверь             правильность ее образования.                  |      5 шаг. На что оканчивается неопределенная форма?                  |                       |            на "­ить"                 на "­ать" ("­уть", "­еть",                                      "­оть", "­ыть", "­ти" и                                      др.)                  |                       |      6 шаг. Найди в таблице          Проверь, если оканчивается             личное окончание.        на "­ать"("­еть"), не                                      относится ли к числу                  |                    исключений.                  |                     |          |      7 шаг. Глагол II спр.,   < ­­­­­­да        нет             пишем в окончании                     |             "а"("я").                             |                                                   |      8 шаг.                            Найди по таблице личное                                        окончание.                                        Глагол I спр., пишем                                        окончание с гласными                                        "е", "у", "ю".                       Проверь написанное. . ш2                     Образец рассуждения.      "С  своей  волчихою  голодной  выходит  на   дорогу   волк." (А.С.Пушкин)      В этом предложении глагол "выходит", он  стоит  в  настоящем времени, в 3­ем лице ед.ч., его окончание безударное  ­  "ит/ет", нужно проверить. Чтобы узнать спряжение, ставим в  неопределенную форму:  "что  делать?"   ­   "выходить";   неопределенная   форма оканчивается на "­ить",  значит,  глагол  II  спр.,  в  окончании должен быть звук [и], пишем окончание "­ит": "выходит".      Свой вариант составления алгоритма на это правило предлагает В.Ф.Гутенев.   Работа   ведется   дедуктивным   методом.    Сразу вырабатывается алгоритм действия:      1. В окончаниях глаголов I спр.  пишутся  гласные  е,  е;  в окончаниях глаголов II спр. ­ гласная и.         сравни: пишешь, идешь ­ говоришь;                 пишет,  идет  ­ говорит;                 пишем,  идем  ­ говорим;                 пишете, идете ­ говорите.      2. Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями  мо­ жет определяться по инфинитиву:  если глагол в инфинитиве оканчи­ вается на "­ить",  то это глагол II спр., и, следовательно, в еголичных  окончаниях надо писать гласную "и".  В остальных случаях, кроме исключений,  в глаголах I спр.  в окончаниях пишем  гласную "е" (гласная "е" всегда ударная).      3. Исключение: 4 глагола на "­ать" (гнать, держать, слышать, дышать)  и  7 глаголов на "­еть" (смотреть,  видеть,  ненавидеть, тарпеть, вертеть, обидеть, зависеть) относятся ко II спр.      После этого создается алгоритм действия:  ш1           инфинитив на ...             |       |          ­ить     ­ать (­ять)             |      ­уть             |      ­еть             |        |            IIспр.    Iспр.             |        |             и        е             |        |           строишь  читаешь                    дуешь                    болеешь                      |                    исключения                      |         гнать <­­­­ ­ать         держать      |         слышать      |         дышать       |                      |         смотреть <­­ ­еть         видеть         ненавидеть         терпеть         вертеть         обидеть         зависеть .     Алгоритм действия реализуется следующим образом:         СТРО.ШЬ            ПИШ.ШЬ           |                  |         строить            писать           |                  |          IIспр.              Iспр.           |                  |         строишь            пишешь      Образец рассуждения:      пишешь ­ писать, ­АТЬ, Iспр., Е, пишешь.      Стадии свертывания данного алгоритма:      1. СТРО.ИШЬ ­ строИТЬ ­ ИШЬ            |           ИТЬ            |           И­БОЛЕЕШЬ ­ болеть ­ не ИТЬ ­ Е      2. ВОД.ШЬ ­ ИТЬ ­ И         СЕ.ЕТ ­ не ИТЬ ­ Е  ш2      Следует заметить,  что  в  данном случае используется другая классификация алгоритмов обучения,  чем в нашей работе.  Согласно этой классификации,  алгоритмы обучения орфографии делятся на ал­ горитмы правила и алгоритмы действия. Алгоритмы правила составля­ ются на основе последовательного раскрытия пунктов правила, тогда как алгоритм действия есть практическое предписание для  выполне­ ния реальных действий,  направленных на получение конкретного ре­ зультата.      Алгоритмы обоих типов мы можем рассмотреть на примере  темы "Мягкий знак после шипящих", описание работы над  которой  также дано В.Ф.Гутеневым.      Общий  алгоритм  правила  составляется  на  основе  частных выводов и имеет следующий вид: . ш1                  "ь" после шипящих (ш, щ, ч, ж)                  |                         |              пишется                      не пишется  сущ.     глаг.         нареч. частица    сущ.        прилаг.                           |       |  И.п   инф. 2л.  повел.   |       |      И.п  Р.п     краткие  ед.ч   |  ед.ч  накл.    |       |     ед.ч  мн.ч  ж.р    |    |     |      |       |      м.р  ж.р   |     |    |     |      |       | тушь  беречь |   режь  наотмашь  лишь    нож  луж     хорош рожь         |   (­те) настежь    |       луч  туч     горяч дочь       идешь (­ся) навзничь   | вещь                      |       |                           |       |                           исключения                           |       |                          уж      аж                        замуж                        невтерпеж  ш2      Алгоритм правила читается сверху вниз.      Нарпимер: ь после шипящих пишется в глаголах 2 лица  ед.ч.: ИДЕШЬ.      Если  алгоритм  правила  читать  снизу  вверх,   получается алгоритм действия, который работает в 2­3 шага.      Например:                РЕЖ.ТЕ                ХОРОШ.              повелител.            краткая форма              наклонение            прилагательного               глагол                  не пишется               пишется                ХОРОШ                РЕЖЬТЕОднако, исходя из данного примера, нельзя делать вывод, что алгоритм действия и алгоритм правила  выводятся  друг  из  друга именно таким образом. Этопроисходит разными путями. В  накоторых случаях бывает достаточно только алгоритма правила или алгоритма действия.      Таким образом, мы показали ряд примеров, раскрывающих  пути применения алгоритмов обучения орфографии в  практике  начальной школы.      При составлении алгоритма необходимо учитывать  подготовлен­ ность  детей,  уровень  знаний,  полученных  ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводит­ ся данное правило на данном этапе изучения.  Необходим подготови­ тельный период достаточной продолжительности, на котором дети вы­ полняют  различные  типы упражнений,  способствующих актуализации тех знаний,  которые необходимы для изучения  данного  правила  и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в клас­ се в процессе изучения и усвоения правила.      Важную роль  также играет умение правильно рассуждать по ал­ горитму. Дети должны запоминать образец рассуждения, постигая его смысл, т.е. осознанно, чтобы потом суметь вычленить главное в нем и сократить рассуждение частично, а затем и полностью.