Методические рекомендации
«Организация и проведение мероприятий, включающих вопросы воспитания культуры межнационального общения». Методические рекомендации – Биробиджан : ОблИПКПР, 2015. ‒ 50 с.
Сборник методических рекомендаций «Организация и проведение мероприятий, включающих вопросы воспитания культуры межнационального общения» рекомендован к печати и практическому применению в ОО Еврейской автономной области решением редакционно-издательского совета областного ИПКПР от 2015 года.
Составитель
Конькова Н.Л., старший преподаватель кафедры общего образования и воспитания ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
Научный редактор
Файн Т.А., к.п.н., доцент, зав. отделом педагогического менеджмента, действительный член РАСН, член-корреспондент МАНПО, почетный работник общего образования РФ, заслуженный работник образования ЕАО
Ответственный за выпуск
Корниенко Е.Л., зав. редакционно-издательским отделом ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
Компьютерная верстка
Серга Т.Н., технический редактор ОблИПКПР
Целью данных рекомендаций является оказание методической помощи заместителям директоров по воспитательной работе, педагогам — организаторам, классным руководителям, учителям - предметникам образовательной организации по формированию у обучающихся культуры межнационального общения, воспитания толерантности в детской и подростковой среде.
В сборнике представлены формы, методы, приемы работы по формированию культуры межнационального общения в урочное и внеурочное время.
Методические рекомендации
«Организация и проведение мероприятий, включающих вопросы воспитания культуры межнационального общения»
Российская Федерация - многонациональное государство, в котором живет более ста народов. Развитие их отношений между собой и с другими народами мира обуславливает цели и содержание воспитания культуры межнационального общения у молодежи всего населения страны.
Воспитание культуры межнационального общения рассматривается как одна из целей образования в законодательных документов РФ: Закон «Об образовании в РФ», Национальная доктрина образования, национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Концепция духовно — нравственного развития и воспитания, Стратегия воспитания до 2025 года.
В Законе «Об образовании в РФ» характеризуется содержание
образования: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и
сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными,
этническими, религиозными и социальными группами…». Содержание школьных
дисциплин должно обеспечивать интеграцию личности в мировую и национальные
культуры; формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему
общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
Ряд федеральных программ (федеральная целевая программа «Молодёжь России »,
«Федеральная национальная программа» и др.) ставят конкретные задачи и пути их
реализации по воспитанию культуры межнационального общения в российском
обществе. Они подчёркивают, что культура межнационального общения есть
важнейший компонент гражданского воспитания и определяют приоритетными такие
элементы содержания:
- формирование у молодёжи таких ценностей, как Родина, Отечество, Конституция,
демократия, свобода, права человека, семья, гражданская и социальная
ответственность, формирование чувства гражданина многонациональной России;
- приобщение молодёжи к
совокупности ценностей, отражающих общечеловеческое и национальное культурное
богатство народов России, к их историческим, духовным, нравственным традициям,
готовности продолжать и развивать их.
В этих и других нормативно-правовых актах рассматриваются не только
предусмотренные Конституцией Российской Федерации права и свободы граждан,
связанные с их национальной принадлежностью. В них отражается образовательная
политика государства, в которой определяются цели и содержание воспитания
гражданственности, культуры межнационального общения.
Проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе
мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия является глобальной
и находит своё отражение в документах международного сообщества. 53-й сессией
Генеральной Ассамблеи ООН принята Декларация о культуре мира. Культуру мира
следует понимать как глобальную школу, в которой все учатся жить вместе в мире
и согласии, укоренять в сознании людей идею защиты мира, не применять насилие,
утверждать справедливость и демократию. Воспитание таких качеств, как
толерантность, ненасилие, навыки бесконфликтной коммуникации, умение слушать и
слышать, спорить с оппонентом, не превращая его во врага, должны воспитываться
с самого раннего детства.
В нашей стране разработана Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. В ней говорится о том, что в современных условиях усиливается взаимозависимость стран и наций, интернационализация всех сторон человеческой жизнедеятельности. Этническая пестрота населения земли, многонациональность большинства государств и регионов, интенсификация экономических, политических и духовных отношений народов усиливают связи людей разных национальностей и конфессий, их работа, учёба, жизнь, как правило, протекают в полиэтнической среде. Это определяет потребность в организации целенаправленной работы по формированию у детей, молодёжи, всех граждан культуры межнационального общения, воспитания у них патриотизма, национальной, культурной, религиозной терпимости. В Концепции ставится задача: «Обеспечить разработку программы и курсов, способствующих воспитанию культуры межнационального общения, ознакомлению детей, молодёжи, населения с духовным богатством народов России и их внедрение в систему дошкольного воспитания, среднего и высшего образования, повышения квалификации кадров, а также в систему обучения в воинских частях и подразделениях».
Концепция духовно — нравственного развития и воспитания устанавливает в системе образования системе фундаментальные социальные и педагогические понятия, а также отношения между ними:
нация — государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности, которыми в России могут называться «нации» (в этнокультурном и социально-политическом смыслах), национальности и народы. Двойное использование категории «нация» (в общегражданском и этнокультурном значении) не противоречит конституционному положению «мы, многонациональный народ Российской Федерации», означая, что Россия есть национальное государство, а её народ представляет собой нацию наций;
национальное государство — государство с общей, контролируемой центральной властью, хозяйственно-экономической основой, общей территорией, общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация — национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой;
национальное самосознание (идентичность) — разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу. Основу национальной идентичности составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба;
формирование национальной идентичности — формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма;
патриотизм — чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую родину, т.е. край, республику, город или сельскую местность, где гражданин родился и рос. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству;
многообразие культур и народов — культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия;
межэтнический мир и согласие — единство в многообразии, признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции, предотвращения напряжённости и разрешения конфликтов на этнической или религиозной основе. Межэтнический мир включает политику толерантности, т.е. признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран.
Сегодня для всех стало очевидным, что межнациональные отношения - одна из сложнейших, если не самая сложная проблема общественного бытия, которую мы ощущаем каждый день в различных регионах страны. Ни в какой другой сфере, как в этой, не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей. Несомненно и то, что в условиях многонационального государства решение этой проблемы приобретает судьбоносное значение. Недостаток знаний о других народах, национальные стереотипы в обществе определяют конкретные ситуации в межличностных отношениях, вызывающие психологическую неудовлетворенность людей, которая переносится на национальную почву. Вот почему в современной социальной ситуации актуальным является определение механизма снятия или хотя бы снижения межнациональных конфликтов.
Межнациональное общение - это определение взаимосвязи и взаимоотношения, в процессе которых люди, принадлежащие к разным национальным общностям и придерживающиеся различных религиозных взглядов, обмениваются опытом, духовными ценностями, мыслями, чувствами. Культура такого общения зависит от общего уровня обучающихся, от их умения воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и мораль.
Культура межнационального общения – это сложное явление, которое включает следующие
структурные компоненты: 1) когнитивный – знание и понимание норм, принципов и
требований общей гуманистической этики (долг, ответственность, честь, добро,
справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных
отношений; 2) мотивационный – желание освоить историю и культуру своей нации, а
также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями
других национальностей; 3) эмоционально-коммуникативный – способность к
идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной
самооценке; самокритичность, толерантность; 4)
поведенческо-деятельностный – владение своими эмоциями, умение объективно
оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой
национальности и вероисповедания.
Воспитание культуры межнационального общения, включающей различные
компоненты и качества, в современном обществе возможно при особой роли школы,
так как именно здесь складываются взгляды на мир, ценностные установки и
ориентации, накапливается личный опыт общения в больших и малых группах
сверстников.
Организационный процесс воспитания
культуры межнационального общения включает: определение общей цели и конкретных
задач, ознакомление молодежи с системой научных знаний о правах и свободах
человека и народов, о нациях и их отношениях, о расах и религиозных конфессиях;
формирование гражданских и общечеловеческих чувств и сознания; развитие
позитивного опыта культуры общения с людьми разных наций, рас и религиозных
конфессий; обеспечение высоконравственной мотивации поступков и поведения
учащейся молодежи в процессе их общения.
При организации целенаправленного воспитания образовательным организациям и
всей системе образования следует исходить из того обстоятельства, что
межнациональные отношения влияют на детей самым различным образом. Раскрыть
механизмы этого воздействия и определить обусловленные ими цели и содержание
организованного воспитания целесообразно по таким параметрам, как:
- отношение народов и стран мира и формирование общечеловеческих чувств,
сознания и культуры межнационального общения;
- отношение народов СНГ и формирование у молодежи чувств и сознания
принадлежности к Содружеству;
- отношение народов России и формирование у молодежи российского самосознания,
патриотизма и гражданственности;
- этносоциальные условия национально-территориальных образований (республик,
областей, округов) и формирование у молодежи национальных и
гражданско-патриотических чувств и сознания.
Взаимоотношения народов и стран мира, сложившаяся в человеческом сообществе
этносоциальная ситуация оказывают реальное воздействие на формирование у людей
общечеловеческих норм культуры поведения. Организованное воспитание как часть
социализации личности требуется проводить с учетом этих взаимоотношений. Оно
призвано упорядочить влияние на личность этносоциальной среды, сформировать у
нее собственный позитивный опыт межнационального общения, ослаблять возможное
отрицательное воздействие на нее среды.
Определенные чувства, сознание и нормы поведения формируются у человека в
процессе его взаимодействия с социальной средой под влиянием множества
обстоятельств, реальных отношений, которые складываются между странами и
народами мира. В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят
от общего положения в мире. Благодаря средствам массовой информации, туризму,
Интернету мир "сужается" и воспринимается детьми как среда,
оказывающая на их жизнь, на судьбу каждого человека реальное влияние.
Воспитание ставит целью приобщить учащихся к общечеловеческим достижениям и
ценностям. В содержании образования рекомендуется рассматривать следующие
направления: этнодемографические ситуации в различных странах, на материках и в
мире в целом; социально-этнические изменения, происшедшие в мире; единство и
неделимость противоречивого, многоэтнического мира; тенденция народов к
интеграции в Европе и других регионах мира; планетарные и глобальные проблемы
народов.
Важнейшей задачей образовательных организаций становится сообщение детям и
молодежи определенного круга систематизированных знаний о народах и
государствах мира, об их взаимоотношениях, о взаимозависимости и неделимости
мира. При организации воспитательного процесса рекомендуется исходить из того,
что народы стремятся не только к взаимосближению, но и к сохранению собственной
социокультурной идентичности.
При организации целенаправленного воспитания необходимо исходить из этих
объективных процессов, которые сегодня составляют сердцевину национальных
отношений как на мировой арене, так и внутри многонациональных обществ.
Из этого обстоятельства вытекает конкретная педагогическая задача -
воспитание у детей и молодежи общечеловеческих, гражданско-патриотических и
национальных чувств сознания и поведения. Глобальное образование
предусматривает включение в учебные планы таких направлений педагогической
деятельности, как воспитание у учащихся интереса и уважения к культурам народов
мира, достижение понимания общемирового и специфического в этих культурах,
воспитание внимания к глобальным, общемировым событиям, понимание их характера
и последствий, развитие навыков системного подхода к изучению мировых
процессов, воспитание признания равноправными и равноценными различных точек
зрения на мировые явления.
Перед образовательной организацией ставится задача через глобальное
образование приобщить учащихся к культурам и традициям различных
национальностей, корректировать воздействие на детей социально-этнических
факторов и формировать у них чувства и сознание граждан мира.
Культура межнационального общения
зависит от уровня общего развития общающихся, их умения соблюдать общечеловеческие
нормы нравственности и поведения, взаимной готовности правильно воспринимать
национальные ценности, их стремление обогащать себя знанием этих ценностей.
Очень важно вооружить население многонационального государства минимумом знаний
по основам межнациональных отношений, дать им представление о культуре,
традициях народов.
В настоящее время национальной доктриной является воспитание человека
культуры, приверженного общечеловеческим ценностям, впитавшего в себя богатство
культурного наследия прошлого своего народа и народов других стран,
стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять
межличностное и межкультурное общение.
Проблема понимания и принятия другого всегда неразрывно связана с проблемой
понимания себя. Проблемы межнациональных отношений уходят корнями в проблемы
формирования культуры личности, как гармоничного единства физического,
интеллектуального, нравственного и духовного развития. В этих условиях остро
стоит задача формирования культуры межнациональных отношений в школе.
Формирование культуры межнационального
общения у детей и подростков
Сегодняшний школьник сильнее осознает
свою национальную самобытность, нежели его ровесник 50-70-х годов. Сейчас
проблема общения детей различных национальностей приобретает особое значение.
Культура межнациональных отношений зависит от умения воспринимать и
соблюдать общечеловеческие нормы и мораль. Для решения проблем, связанных с
формированием культуры межнациональных отношений в образовательном процессе,
выдвигают ряд задач: воспитание уважения к людям разных национальностей,
культивирование бережного отношения к их языкам, социальным ценностям;
ориентация на общечеловеческие нравственные ценности, стимулирование
непримиримого отношения к проявлениям национализма и расизма, воспитание в духе
веротерпимости к религиозным чувствам людей.
В практике работы педагоги все чаще применяют диалоговый подход,
ориентированный на рост и сохранение культурного разнообразия и основывающийся
на идеях открытости, диалога культур, культурного плюрализма, равноправного и
взаимообогащающего межкультурного взаимодействия и т.п. Они обращают внимание
на значимость принципа толерантности при взаимодействии представителей
различных культур. Чтобы достичь открытых отношений с людьми разных
национальностей, должно произойти интеллектуальное постижение особенностей
чужой культуры «извне», внутренняя готовность понять её особенности.
Целесообразно при формировании культуры межнационального общения применять в работе событийный подход, так как он обеспечивает организацию и осуществление значимых событий в жизни детского коллектива и отдельной личности и находит свое воплощение в сфере практических действий, где на основе осуществляемых событий оказывается воздействие на человека, изменяются его представления, ценности и смыслы. Событийный подход тесно взаимосвязан с диалоговым и является способом оптимизации образовательной активности учащихся, деятельностного включения в разные формы образовательной коммуникации, интереса к созданию и презентации продуктов учебной и внеурочной деятельности. Когда для обучающихся воспитательное дело является значимым событием в его жизни, ему становится легче преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.
Воспитание культуры межнационального общения рекомендуется начинать в начальных классах с воспитания устойчивого проявления заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в проявлении негативных чувств, нетерпимого отношение к насилию, злу, лживости.
В средних классах задачи воспитания культуры межнационального общения усложняются. Особое внимание обращается на товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, проявление милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимость к национальному чванству.
У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества формируются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.
Подростковый период является наиболее благоприятным
для развития коммуникативных навыков и формирования их на более высоком уровне
– межличностного взаимодействия и межнациональных отношений. В этом возрасте
начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, повышается
интерес к вопросам культурной принадлежности и к вопросам иных культур; к
общению за рамками ближайшего социума. Подростку трудно сориентироваться в меняющемся
мире, трудно ответить на многочисленные вопросы, которые ставит перед ним
жизнь. Кто как не школа и учитель обязаны указать ему верные ориентиры в мире,
где перемены происходят ежедневно и ежечасно. Задача педагогов непроста, но
все-таки, найти верный подход к решению этой проблемы возможно. Ведь как бы ни
был изменчив мир - многие нормы и правила поведения людей, выработанные
человечеством, дошли до нашего времени и стали общепринятыми,
интернациональными.
Потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром заставляет
подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами. В
подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения
личности, в том числе способность к эмпатии или конфликтность, позитивное или
заведомо негативное отношение к другому; повышается интерес к себе, своему
внутреннему миру, развитие рефлексии.
Компонентами культуры межнациональных отношений младших подростков
являются: знание норм и правил межнациональных отношений, способность их
сформулировать; принятие нравственных норм межнациональных отношений; признание
права людей быть другими; потребность утверждать на практике принципы
бесконфликтных межнациональных отношений; способность противостоять проявлениям
национализма.
Показателями этих компонентов в общении и совместной деятельности являются:
мотивация вступать в межличностное общение; соблюдение нравственных норм
межнациональных отношений и правил поведения; неагрессивное и невраждебное
реагирование на особенности людей других национальностей; способность и умение
разрешать конфликты; отрицательное отношение к организациям профашистского и
националистического толка и неучастие в их акциях.
На формирование культуры межнациональных отношений оказывают влияние
социум, семья и школа, где ребенок усваивает содержание главных ценностей,
приобретает ценностные ориентации, овладевает поведенческой культурой; у него
развиваются установки на сочувствие, сопереживание, эмпатию, умение принять
точку зрения другого.
Основными средствами организации образовательного процесса,
способствующего формированию культуры межнациональных отношений, являются:
рефлексивная деятельность, включающая самоанализ и осмысление ценностей
различных культур и личностей; упражнения детей в общепринятых формах
ценностных отношений к другим культурам (сопоставление и анализ культур);
диалогическое общение (имитирующее общение, симулятивное общение, аутентичное
общение); развивающие ситуации и имитационные игры (ролевые игра,
игры-«провокации», драматизации, обсуждение проблемных ситуаций и нравственных
дилемм и т.д.); педагогическая помощь и адаптация форм и методов к личности
ребенка; социально значимая совместная деятельность педагогов и учащихся,
проектная деятельность, направленная на укрепление межнациональных контактов с
детьми.
Культура межнационального общения должна рассматриваться как интегративная
характеристика, освещающая три основных структурных компонента, в соответствии
с которыми выделяются главные направления в педагогической деятельности:
1) познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) - обогащение
учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
2) эмоциональный (эмоционально-психологический) - развитие
эмоционально-психологических характеристик;
3) поведенческий (волевой, деятельный) - формирование сознательного активного,
деятельного субъекта межнационального общения.
Педагогика межнационального общения предполагает решение следующих задач:
1) воспитание глубокого уважения к многонациональному народу России, любовь к
Отечеству;
2) культивирование бережного отношения к людям различных национальностей
страны, к их языкам, социальным ценностям;
3) воспитание в духе мира и уважения ко всем народам Земли;
4) воспитание в духе терпимости к религиозным чувствам людей, обеспечение
мирного разрешения возникающих конфликтов, культуры на стыке различных религий.
Воспитание у школьников культуры межнациональных отношений
рекомендуется осуществлять, прежде всего, на уроках, а также в процессе
разнообразных форм внеклассной работы.
С содержательной точки зрения патриотическое воспитание и формирование
культуры межнационального общения необходимо осуществлять в процессе включения
учащихся в активный созидательный труд на благо своей Родины; формирования бережного
отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и
традициям народа; воспитания любви к малой родине, к своим родным местам;
воспитания готовности к защите Родины, укреплению ее чести и достоинства,
установлению братских, дружественных отношений с представителями других стран и
народов, изучению обычаев и культуры разных этносов.
Содержание патриотического и интернационального воспитания в учебной и
внеучебной деятельности рекомендуется реализовывать с помощью многообразных форм
и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по
изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна,
символики других стран. К сожалению, современные школьники почти не знают своей
национальной культуры в ее истинных, устойчивых формах, часто не могут отличить
настоящее, самобытное от подделки, исконно народное от стилизации, поэтому
изучение народного искусства является базой, отправной точкой, мерилом
искусства настоящего, современного.
Большое значение в этой работе придается предметам гуманитарного и
естественного циклов, при этом каждый школьный предмет обладает своими
специфическими особенностями. Изучение природы родного края, его исторического
прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство
любви к Родине.
Формированию культуры межнационального общения способствует изучение
иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка,
традиции и обычаи народов этих стран.
Гражданское воспитание предполагает формирование у учащихся знаний и
представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры.
Это направление воспитательной работы школы должно достигаться в процессе
знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся ученых, конструкторов,
писателей, художников, актеров и др.
Необходимой составной частью формирования патриотического и интернационального
сознания является изучение фактического материала о защите нашего отечества, о
воинской доблести и славе народов нашей страны. Эта работа наиболее эффективна
на уроках литературы, истории, родного и русского языков, во внеклассной
воспитательной деятельности.
Нужно создавать на учебных занятиях такие ситуации, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою родину, восхищались ее героической историей, мужеством и храбростью сыновей-патриотов, её выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Данную задачу можно решать на уроках по теме «Герои Великой Отечественной войны», «Наша Родина в годы Первой мировой войны», «Наши земляки – участники войны в Афганистане» и т.д.
Важную роль в процессе обучения нужно отвести игре.
В процессе использования ролевой игры формируются навыки культуры межнационального общения. Эта форма обучения достаточно занимательна. В игре легко можно выяснить отношение школьников к какой-либо проблеме, она дает ребенку возможность получить конкретный личный опыт и сформировать собственное суждение по проблеме.
Не только дети, но и взрослые успешно обучаются в игровой деятельности: они непроизвольно запоминают информацию, поскольку в игровых формах присутствует главный фактор обучения — активность участника.
Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и способствует, таким образом, более глубокому осмыслению проблемы.
Особая роль в игре принадлежит ведущему. Он ни в коем случае не должен «давить» на детей своим авторитетом. Его функции вести обсуждение в нужном русле и помогать ребятам: в распределении игровых ролей, преодолении организационных трудностей, подведении итогов работы.
Особую популярность среди педагогов и учеников приобрела игра «Голубоглазые и кареглазые». Она вызывает особые эмоциональные переживания, высвечивая проблему дискриминации по расовому (национальному) признаку. Эта игра создает простейшую модель дискриминации части населения страны на основе одного произвольно взятого признака. При этом учащиеся сами оказываются в положении либо дискриминируемой, либо дискриминирующей стороны.
Продуктивны и весьма интересны специально организованные
игры: «Право быть не таким как все», «Путешествие в мир ислама», «Слушается
дело о Кавказской войне».
Необходимо организовать специальные психолого-педагогические условия,
обеспечивающие эффективность процесса формирования межэтнической толерантности
подростков:
1) в качестве приоритетного направления деятельности педагогического коллектива
школы необходимо определить повышение уровня этнокультурной компетентности
учащихся: от изучения и сопоставления культурных ценностей соседствующих
народов к взаимопониманию и гармонизации межэтнических взаимоотношений;
2) в процессе формирования содержания образования особое внимание следует
уделять такому общедидактическому принципу как диалог культур и учитывать при
этом:
а) особенности полиэтнической образовательной среды;
б) опыт позитивного социального и культурного взаимодействия разных народов и
конфессий;
в) сочетание национального, общероссийского и общечеловеческого компонентов;
3) проводить регулярную диагностику уровня этнонациональной толерантности среди
подростков и использовать соответствующее сочетание психолого-педагогических
техник и технологий, направленных на нейтрализацию этнонациональных конфликтов;
4) формировать и развивать в подростках разумность как качество, сочетающееся в
себе информированность в области этнокультуры и умение правильно анализировать
информацию, способствующие безопасному сосуществованию разных этносов и
конфессий.
Процесс формирования культуры межнационального общения реализуется в
четыре этапа:
Первый этап должен быть направлен на ликвидацию
негативных чувств обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой
целью целесообразно использовать слово, тренинги, народные игры. Особую
значимость имеет слово как средство формирования личностного образования с
условием предварительного настроя учащихся на восприятие необходимой
информации.
На втором этапе необходима ориентация учащихся в национальной
идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Решение этих
задач происходит посредством информирования обучающихся о культуре и быте
народов, населяющих Россию; патриотического воспитания, тренинга; народной
игры. Ведущими средствами на данном этапе являются слово при условии
разнообразия форм его использования, а именно: самостоятельное изучение
дополнительного материала; использование метода сравнений на основе проблемных
ситуаций; совместная оценка хода и результатов работы; беседа, выступающая в
форме рефлексии после выполнения заданий, и национальные праздники как явление
яркое, связанное с позитивными чувствами.
На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать
межнациональные конфликтные ситуации. В связи с этим важно вовлекать учащихся в
процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях с условием
предварительной установки на игровую или тренинговую деятельность, наличия
заранее подготовленных вопросов для исключения «провала» выбранной формы,
пояснения своих действий подростками и тактичный их анализ. Дополнительными
средствами на данном этапе являются слово и выставка народного творчества.
На четвертом этапе необходимо совершенствование оценочных суждений
о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения. В
качестве доминирующего метода выступает анализ конкретных ситуаций, событий и
явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать
адекватные решения. Необходимо создать оптимальные психолого-педагогические
условия для развития каждой личности в этом направлении еще на стадии общего
образования. И тогда терпимость, понимание, а затем и уважение к инокультурным
ценностям станут этапами в развитии сознания подростка, подготовленными его
психическим развитием, процессом социализации в полиэтнической среде, ростом
самостоятельности, а также изменениями во взаимоотношениях с представителями
разных национальностей.
В подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или негативное отношение к другим; особое значение для ребенка приобретает его собственная жизненная позиция.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы учитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в учебной и внеклассной работе (во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т. д.). Целесообразно привлечение к воспитательной работе ветеранов, общение с которыми можно назвать настоящей школой патриотизма и интернационализма. Это могут быть не только участники Великой Отечественной войны, но и совсем молодые люди, за плечами которых Афганистан, Чечня и другие «горячие точки». Приближенность к реальным судьбам людей позволит более гибко и всесторонне обсуждать межнациональные проблемы. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.
Воспитание толерантности у школьников
Современный школьник должен правильно воспринимать и понимать единство человечества, взаимосвязь и взаимозависимость всех и каждого живущих на планете, понимать и уважать права, обычаи, взгляды и традиции других людей, найти своё место в жизнедеятельности общества, не нанося вреда и не ущемляя права других людей. Первостепенное значение здесь имеет воспитание толерантности и веротерпимости.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.
В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональной толерантности, потому что она проявляется в отношениях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональные отношения с учетом соблюдения интересов и прав взаимодействующих сторон.
Национальная толерантность трактуется как специфическая черта национального характера, духа народов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ориентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отношениях. Таким образом, межнациональная толерантность – это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической группы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия самовыражения.
Методика воспитания культуры межнационального общения базируется на знании учителем особенностей детей, отношений между ними. При организации работы по воспитанию культуры межнационального общения педагогам необходимо знать и учитывать: а) индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; б) национальный состав коллектива учащихся; в) проблемы в отношениях между детьми, их причины; г) культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях. Изучив и проанализировав ситуацию, педагоги ведут поиск эффективных форм воспитания у школьников культуры межнационального общения, определяют конкретное содержание этой работы.
Успешность решения проблемы воспитания толерантности зависит от того, как в деятельности педагогов реализуется ряд принципов:
1. Принцип субъектности требует опоры на активность самого ребёнка, его самостоятельность и инициативу, стимулирования его самовоспитания, сознательного поведения и самокоррекции в отношениях с другими людьми;
2. Принцип адекватности требует соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс (т.е. особенностям экономики, политики, духовности общества). Воспитание толерантности должно строиться с учётом разнообразных факторов окружающей социальной среды (национальных, религиозных, семейных, типа поселения, особенностей учебного заведения и т.д.);
3. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории воспитания индивидуального сознания и поведения, выделение специальных задач, соответствующих индивидуальным особенностям и уровню сформированности толерантности у ребёнка; раскрытие потенциалов личности, как в учебной, так и во внеучебной работе, предоставление возможности каждому учащемуся для самореализации и самораскрытия;
4. Принцип рефлексивной позиции предполагает ориентацию на формирование у детей осознанной устойчивой системы отношений к какой-либо значимой для них проблеме, вопросу, проявляющихся в соответствующем поведении и поступках;
5. Принцип создания толерантной среды требует формирования в учебном заведении гуманистических отношений, т.е. предполагает взаимную ответственность участников педагогического процесса, сопереживание, взаимопомощь, способность вместе преодолевать трудности. Этот принцип также означает, что в классе и социальном окружении доминируют творческие начала при организации учебной и внеучебной деятельности.
Изложенные выше принципы находят отражение в содержании, формах, методах и приёмах воспитания толерантной личности.
Содержание воспитания толерантности. Исходя из того, что толерантный человек – хорошо знающий себя и понимающий других людей, воспитание толерантности может включать следующую работу:
-Определение уровня развития качества «толерантность» у отдельных учащихся и в коллективе в целом;
-Самопознание; создание условий для самореализации и саморазвития личности;
-Ознакомление с содержанием понятия «толерантность»;
-Изучение прав и обязанностей человека;
-Правила общения, конфликты и способы их разрешения;
-Культура народов и государств мира, их взаимоотношения; взаимовлияние культур и традиций; многообразие культур своей страны, края;
-Работа с родителями: организация психолого-педагогического просвещения, работа по созданию благоприятной атмосферы в семье, организация совместной деятельности родителей и детей и др.
Формирование толерантности необходимо осуществлять в повседневной жизни через опыт и пример родных и близких, а также окружающих людей. На бытовом уровне дети постоянно впитывают, осваивают традиции и обычаи своих соседей, отношений между людьми. И дети, и взрослые накапливают опыт общения и совместной деятельности в повседневных контактах.
При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать:
-Индивидуальные особенности каждого ребёнка, особенности воспитания в семье, семейной культуры;
- Национальный состав коллектива учащихся;
-Проблемы в отношениях между детьми и их причины;
-Культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей готовности к пониманию других людей и терпимому отношению к их своеобразным поступкам.
В интеллектуальной сфере необходимо формировать знания о ценностях толерантности: идеалы терпимости, принципы отношений с людьми иных социальных и национальных групп. При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения. Воспринимая и оценивая предложенную информацию, учащиеся или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на отношения между людьми. Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы, в частности, используются отрывки из различных литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни. Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы формируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат логические выводы, сделанные самим ребёнком.
В эмоциональной сфере необходимо формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм и идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и др. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребёнка, является внушение и связанные с ним приёмы аттракции.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входят стереотипы, создаётся настроение. Метод внушения может реализоваться через использование цитат из библии, высказываний великих людей, музыкальных произведений, использование речёвок, заучивание лозунгов и т.д. Процесс внушения часто сопровождается самовнушением, когда ребёнок пытается сам себе внушать ту или иную эмоциональную оценку своему поведению, как бы задавая себе вопрос: «Что бы мне сказал в этой ситуации учитель, или родители?»
Методы воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных вариациях. Одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребёнок изменяет своё поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требования и упражнения. Для воспитания толерантности более эффективно использование косвенного требования (совета, просьбы, намёка, доверия, одобрения и т.д.). Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека, и следствием его реализации являются упражнения – многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма. Результат упражнений – навыки и привычки – устойчивые качества личности.
В сфере саморегуляции необходимо формировать нравственную правомерность выбора: совестливость, самооценку, самокритичность, умение соотнести своё поведение с другими, самоконтроль и др. К методам воздействия на сферу саморегуляции можно отнести метод коррекции поведения. Он направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребёнок внесёт изменения в своё поведение в отношениях с людьми. Такая коррекция может происходить на основе сопоставления поступка учащегося с общепринятыми нормами, анализа последствий поступка, уточнения целей деятельности. В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример педагога, который должен выступать эталоном толерантного поведения. Коррекция невозможна без самокоррекции. Опираясь на идеал, пример, сложившиеся нормы, ребёнок может сам изменить своё поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием.
Методы воздействия на предметно-практическую сферу направлены на развитие у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как существо сугубо общественное, и как неповторимую индивидуальность. Эти методы сокращённо называют методами воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Это, прежде всего, проблема выбора способа отношений с другими людьми. Таких ситуаций множество. Воспитатель умышленно создаёт лишь условия для возникновения ситуаций. Когда в ситуации возникает проблема для ребёнка и существуют условия для самостоятельного её решения, создаётся возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. Социальные пробы охватывают все сферы жизни человека и большинство его социальных связей. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определённая толерантная позиция и социальная ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.
В экзистенциальной сфере (она характеризуется умением человека управлять своими отношениями) требуется формировать сознательное отношение к своим действиям, стремление к нравственному самосовершенствованию, любовь к себе и другим, заботу о красоте тела, речи, души, понимание морали в себе. Методы воздействия на экзистенциальную сферу направлены на включение учащихся в систему новых для них отношений. Метод дилемм заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение. По каждому вопросу дети приводят убедительные доводы «за» и «против». Дилеммы всегда порождают спор в коллективе, где каждый приводит свои доказательства, а это даёт возможность в будущем сделать правильный выбор в жизненных ситуациях. Соответствующим методу дилемм методом самовоспитания является рефлексия, означающая процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия предполагает не только познание человеком самого себя в определённой ситуации, но и выяснение отношений к себе окружающих, а также выработку представлений об изменениях, которые могут произойти.
Реализация каждого метода воспитания толерантности предполагает использование совокупности приёмов, т.е. педагогически оформленных действий. Можно выделить три группы приёмов воспитания толерантности.
Первая группа приёмов связана с организацией деятельности подростков в группе:
-Приём «Эстафета». Педагог так организует деятельность, чтобы взаимодействовали учащиеся из разных групп.
-Приём «Взаимопомощь». Деятельность детей организуется таким образом, чтобы успех дела зависел от помощи друг другу.
-Приём «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого. При этом его оценка должна быть объективна, и опираться на конкретные факты.
-Приём «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении задания.
-Приёмы: «Ломка стереотипов», «Общаться по правилам», «Общее мнение», «Коррекция позиций», «Справедливое распределение», «Мизансцена» и др.
Вторая группа приёмов связана с организацией диалоговой рефлексии:
-Приём «Ролевая маска». Детям предлагается войти в роль другого человека и выступить от его лица.
-Приём «Прогнозирование развития ситуации». Педагог предлагает высказать предположение о том, как могла бы развиваться та или иная конфликтная ситуация. При этом как бы ведётся поиск выхода из сложившейся ситуации.
-Приём «Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны, и которая вызывает у них определённый интерес, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего.
-Приёмы: «Обнажение противоречий», «Встречные вопросы» и др.
Третья группа связана с использованием художественной литературы, кинофильмов и т.д.:
-Приём «Добрые слова». Детям предлагается вспомнить добрые слова, которые говорят герои фильмов другим людям (при этом важно, чтобы эти слова были обращены к людям других национальностей, бывшим врагам и т.п.).
-Приём «Любимые книги товарища». Детям предлагается догадаться, какие книги (песни, кинофильмы) любят их товарищи по классу.
-Приём «Творчество на заданную тему». Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную педагогом тему (моделируют, конструируют, инсценируют, комментируют и т.д.).
-Приёмы: «Сочини конец истории», «Киностудия» и др.
Педагогических приёмов – бесконечное
множество. Каждая ситуация рождает новые приёмы, каждый учитель из множества
приёмов использует те, которые соответствуют его индивидуальному стилю.
В связи с этим, педагог на предметных уроках, на классных часах должен
уделять особое внимание патриотическому воспитанию, направленному на
формирование уважительного отношения к Родине, родным местам, историческому
прошлому, родной культуре, собственному народу и другим народам
многонациональной России. Положительная гражданская позиция должна стать частью
мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству,
вселять веру в будущее нашей многонациональной страны. Человек который не любит
свой родной край, не чувствует привязанности к своей земле, не знает историю и
культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом
своей Родины.
Формирование культуры межнациональных
и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной
средой. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле:
"родители + дети + учитель".
Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером
взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи,
объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание
открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.
Перед классными руководителями стоит задача приобщить учащихся к культурам и традициям различных национальностей, корректировать воздействие на детей социально- этнических факторов и формировать у них чувство и сознание граждан мира. Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При этом следует, естественно, учитывать избирательность интересов школьников, специфику региона, географию проживания населения.
На всех этапах работы с коллективом, где представлены разные национальности, независимо от возраста учащихся классному руководителю необходимо продумать практические меры, чтобы детям легче было преодолеть в себе национальную замкнутость, эгоизм, ориентироваться на повышение культуры общения всего ученического коллектива, использовать его возможности для противодействия вредным националистическим влияниям.
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Могут быть созданы исследовательские группы школьников по изучению конкретных вопросов, связанных с культурой разных народов.
Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д.
Педагогическая практика подтверждает целесообразность использования народных игр в качестве одного из основных средств воспитания культуры межнационального общения. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Учащиеся старших классов могут стать организаторами игры для детей начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. В играх учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться.
Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю родного края, знакомиться с интересными людьми, народными умельцами, проводить конкурсы юных талантов, заниматься поисковой работой, добрыми делами (акты милосердия, операция «Забота»).
В 5-7 классах - основу составляет организация жизнедеятельности учащихся, поиск и пропаганда новых интересных и полезных дел, которые развивают и обогащают знания учащихся о родном крае, национальной культуре. Главное - это деятельность, направленная на развитие творческих способностей детей, воспитание патриотических и интернациональных чувств, формирование умений в области национальной культуры, стимулирование познавательного интереса к языку, истории, литературе, культуре.
Для старшеклассников привлекательными могут быть КВН, аукционы народных мудростей, содержание которых опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так например, в форме сюжетно-ролевой игры в творческой форме могут быть представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, историю других народов живущих рядом, их духовную жизнь и культуру.
Сегодня, как никогда, возрастает значение моральной ответственности, социальной позиции самого педагога. Дети стали активнее, свободолюбивее. Это требует изменения отношений между педагогами и детьми. Учителя должны личным примером показать образец гражданственности, гуманного, уважительного отношения к людям независимо от их национальности и вероисповедывания.
Для проведения целенаправленной работы по воспитанию толерантности, классному руководителю целесообразно составить программу работы с коллективом на основе изучения возраста детей, взаимоотношения детей разных национальностей между собой, учитывая особенности их семей.
Предлагается начать воспитательную работу по формированию толерантности к каждой личности поэтапно с начального звена школы. В 5 классе осознав себя, ученики переходят к пониманию себя как субъекта семейной культуры. В 6 классе деятельность классного руководителя будет направлена на изучение семейной самобытности, по формированию толерантного взаимодействия в семье. Затем акцент делается на освоение культуры Малой Родины, своего этноса, а также на осмысление себя толерантным участником этой культуры: только уважающий свою культуру человек, будет уважать культуру других народов (7 класс). Далее предлагается работать над пониманием мультикультурности пространства своего края и формировать толерантность к представителям народов и народностей, населяющих нашу область, Дальний восток, Россию (8 класс). Завершающим этапом–является постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве (9 класс).
Воспитание в духе терпимости должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Но, конечно, нельзя оставлять воспитание на этом этапе, после воспитания навыка должна следовать продуманная работа, нацеленная непосредственно на сознание.
Таким образом, для получения желаемых результатов воспитания
толерантности, необходимо взаимодействие всех сфер общества. Попытки проявить
толерантность через школьное образование будут безуспешны до тех пор, пока воспитание
не будут направлено на все возрастные группы и не станут повсеместными и дома,
и в школе, и на работе и даже при проведении досуга детей и взрослых. Для того
чтобы бороться с нетерпимостью, школьник должен осознавать связь между своим
поведением и порочным кругом недоверия одних к другим, и насилия в обществе.
Каждый из нас должен задаться вопросом: «толерантен ли я?», и тогда у нас
появится надежда и вера в то, что наше общество, правильно осознав всю остроту
момента, начнет действовать согласно своим новым принципам и привычкам.
Взаимодействие педагогов и родителей в воспитании культуры межнационального общения у детей и подростков
Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно
сформировать культуру межнационального общения у детей и подростков, как и
любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой
проблемы.
Семья дает ребенку важный опыт взаимодействия с людьми, в ней он учится
общаться, осваивает приемы коммуникации, учится слушать и уважать мнение
других, терпеливо и бережно относиться к своим близким. В освоении опыта
толерантного поведения большое значение имеет личный пример родителей,
родственников. Прежде всего, атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия
между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на
формирование толерантности у ребенка.
Общей для учителей и для родителей является проблема межнациональной
толерантности. Семья во многом может помочь школе. Однако очень часто именно
родители сеют зерна национальной вражды, неприязни, даже не замечая этого.
Нередко в семье говорят не о плохом человеке, неумелом работнике, а о
"плохом" русском, еврее, узбеке. Дети впитывают такие
националистические оценки родителей, воспринимают их негативное отношение к
людям другой национальности. События во многих республиках показали, что
враждой взрослых заражаются и дети.
В этой связи целенаправленную работу необходимо проводить с родителями
учащихся, разъяснять им важность воспитания у детей культуры межнационального
общения. Важно организовать совместное обсуждение этих проблем с учащимися и
родителями, особенно в многонациональных коллективах, поскольку, прежде всего,
личный пример взрослых воспитывает у школьников национальное сознание,
отношение к своей Родине, чувство уважения к другим нациям и культурам,
толерантность к другим взглядам, традициям, верам. Весьма сложно формировать
толерантность у детей, если этим качеством не обладают родители.
Перевоспитать родителей навряд ли сможет педагог, но повлиять на характер
взаимоотношений родителей с детьми, откорректировать их действия пo отношению к
ребенку и другим людям при проведении специальной работы возможно.
Одна из задач педагогов - это регулирование взаимоотношений родителей и детей,
способствующее формированию толерантности у взаимодействующих сторон, что
означает:
- изучение состояния, отслеживание результатов взаимодействия родителей и
детей;
- выявление трудностей, проблем взаимодействия в семье и отбор педагогических
средств его регулирования;
- организацию изучения и обобщения передового опыта взаимодействия родителей и
детей
- пропаганду лучших достижений взаимодействия родителей и детей;
- обучение учащихся и родителей совместной деятельности и общению;
- создание благоприятной атмосферы, обстановки для установления контактов
родителей и детей при организации совместной деятельности.
В основе взаимодействия педагогов и родителей лежат принципы взаимного
доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по
отношению друг к другу. Работа педагогов с родителями по формированию
толерантности у детей проводится с учетом особенностей семьи, родителей и,
прежде всего, семейных взаимоотношений.
Для того чтобы понять личность, очень важно знать ту ближайшую социальную
среду, в которой она воспитывается. Так, дома, в семье ребенок находится в
иных, по сравнению со школой, условиях воспитания, поэтому задача школьного
учителя состоит в том, чтобы помочь родителям ученика продолжить линию
воспитания, начатую в школе. И сам педагог справляется со своими задачами
успешнее, если в лице родителей находит помощников.
Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей, сформированности
толерантности и того, что необходимо развивать, целенаправленно воспитывать в
детях, - это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности
родителей и детей.
Выявление проблем в воспитании детей, семейных отношениях, поведении
родителей позволит организовать специальное просвещение родителей, обучение их
навыкам толерантного общения.
Заключение
Воспитание подрастающего поколения волновало и волнует людей всегда, но
эта вечная проблема особенно остро встает на переломах развития общества,
поскольку связана с резким изменением требований к человеку со стороны
общества. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло
осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою
социальную роль. Нельзя организовать процесс воспитания, не принимая во
внимание изменений в окружающем мире: экономическое и политическое
реформирование, социальный процесс, господство лжеценностей, изменение
социокультурной жизни подрастающего поколения, деятельность средств массовой
информации, детских и молодежных организаций.
Задача формирования у учащихся национального самосознания и формирования
культуры межнациональных отношений в условиях становления нашего государства, в
условиях, когда традиционные моральные ценности подвержены натиску переоценок,
важна и актуальна.
Решение этой задачи позволит вырастить и воспитать патриотов, настоящих
граждан своей родины, и таким образом обеспечить ее будущее, потому что
отношение к Родине, к своему народу и его традициям, к родной природе, родному
краю, языку, культуре и обычаям своего народа - непреходящая ценность для
любого народа, любой нации. Кроме того, настоящий патриот, гордящийся своим
отечеством, не станет добиваться признания, унижая и другие нации и
национальности.
И, таким образом, оказывается, что развитое национальное самосознание –
является своего рода гарантией от проявлений экстремизма и национализма в
межнациональных отношениях.
В решении поставленной задачи могут и должны участвовать все члены
воспитательного процесса - как учителя, так и родители. Они являются важным
звеном в деле формирования национального самосознания у детей и подростков,
которое складывается из знания истории, культуры, обычаев и языка своего
народа.
С этой целью оказывается возможным наполнить традиционные формы работы с
учащимися национальным содержанием, что будет способствовать знакомству
учащихся с традициями, культурой, языком народа. Кроме того, перспективным
направлением воспитательной работы с учащимися является привлечение учащихся к
созданию и работе в клубах, чья деятельность направлена на изучение истории,
культуры, традиций, обычаев и языка как своего народа, так и других народов.
Это поможет преодолеть чувство национального самомнения, самовозвеличивания,
чувство национальной исключительности и позволит почувствовать учащимся место
русской культуры, как равной среди равных в ряду других культур народов мира.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения
нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому,
в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих
прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Политика и программы в
области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению
солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между
этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а
также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на
противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к
другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого
мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных
ценностях.
При рассмотрении проблем формирования культуры межэтнического общения,
необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит
не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки,
их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы
друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.), как формальные объединения, такие
как класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту
жительства), как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная
системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например,
языковая и традиционно-обрядовая сферы.
Следовательно, процесс воспитания культуры межнационального общения будет
успешным и эффективным только при научно-обоснованном, комплексном,
спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на
социализацию личности подростка.
Литература
1. Адзиев, А. Межнациональные семьи и
вопросы воспитания // Советская педагогика - 1991, №12, с. 3-7.
2. Асипова, Н.А. Общение школьников в многонациональной среде // Советская
педагогика - 1991 - №12, с. 12-17.
3. Болотина,Т.В., Новикова,Т.Г., Смирнов, Н.К. Культура мира, права человека,
толерантность и миролюбие: учебное пособие для учащихся средних школ. - М.: АПК
и ПРО, 2002. 2003.
4. Гасанов, З.Т., Матис, В.И. Воспитание культуры межнационального общения. -
М.. 2004.
5. Дмитриев, Г.Д. Многокультурное образование. - М.. 2005.
6. Комаров, В.П. Приоритетные направления воспитания культуры межнационального
общения молодежи // Вестник ОГУ – 1999, №3, с. 6-12.
7. Кочетов, А., Кожокорь, В. Нет народа лучше другого. К проблеме воспитания у школьников
культуры межнациональных отношений // Народное образование — 1991 - №8, с. 3-7.
8. Мириманова, М.С., Обухов, А.С. Воспитание толерантности через
социокультурное взаимодействие.- М., 2002.
9. Рожков, М.И., Байбородова, Л.В., Ковальчук, М.А. Воспитание толерантности у
школьников: учебно - методическое пособие — Ярославль: Академия развития:
Академия Холдинг, 2003.
10.Ролевые игры в преподавании прав
человека. Сборник. М., 1995.
11. Сковородкина, И.З. Этика национальных отношений.- М., 2004.
Web-ресурсы сети Интернет по проблемам воспитания культуры межнационального общения и толерантности
1.http://psinovo.ru/сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям.
Портал http://www.tolerance.ru
2.«Институт толерантности» (http://www.tolerinst.ru)
3.Центр толерантности и гуманитарных технологий (http://www.psy-gratis.ru/)
«Социально-психологические факторы этнической толерантности» (http://www.iea.ras.ru/projects/ethnotolerans/index.htm)
4.Сайт Московского университета бизнеса и управления (http://tolerance.mubiu.ru/)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.