ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРПРИЯТИЙ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ НАПОЛНЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ
ШКОЛЬНОГО МАРАФОНА «ЗЕЛЁНАЯ ЭСТАФЕТА»
В связи с тем; что экологические проблемы и вопросы охраны природы остаются наиболее актуальными и даже жизненно важными и имеют несколько аспектов (экологобиологический, экономический, социальный), раскрытие их возможно в различных образовательных областях - естественно-научной, гуманитарной, обществоведческой и др. Экологическое образование может осуществляется путем реализации в учебновоспитательном процессе по нескольким моделям.
Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках одного самостоятельного учебного предмета. Введение специальной учебной дисциплины было рекомендовано Всемирной хартией природы, в которой отмечено, что «курсы охраны окружающей среды» должны стать составной частью общей системы образования. С этого времени в учебный план средней школы стали вводить в качестве самостоятельного учебного предмета курсы: «Окружающий мир», «Основы экологии», «Природопользование» и др. Реализация этой модели среднего экологического образования проводилась в 1990-х гг., когда интегрированный, комплексный учебный предмет включал в себя систему знаний по основам общей, социальной и прикладной экологии.
Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных школьных дисциплин как естественно-научного, так и гуманитарного циклов. Под этим подразумевается включение вопросов эколого-природоохранного содержания во все школьные предметы. Эта модель среднего экологического образования широко использовалась в 70-80-е гг., когда шло его становление в средних школах и средних специальных учебных заведениях при отсутствии самостоятельных программ, учебников, подготовленных педагогических кадров.
Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных предметов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школьников. Эта модель стала самой распространенной в российских школах 1990-х гг., так как она наиболее гибкая и хорошо адаптируется к разным условиям, разным типам школ и предоставляет широкие возможности для выбора разных методик и подходов. Именно эта модель признавашлась наиболее перспективной для реализации целей экологического образования.
Увы – первая и вторая модель практически исчезла, так как в ФГОС «Экология» как самостоятельная дисциплина не присутствует в перечни обязательных предметов в школьном образовании.
Поэтому столь важен хорошо продуманный системный подход в организации экологического образования в школе, когда весь коллектив учителей принимает активное участие в формировании у школьников эколого - природоохранных знаний и убеждений. Большое значение в последнее время придается интегрированным экологическим кур- сам, в содержании которых соединяются основы разных наук и областей знаний. Наличие таких курсов в школе связывают с интегрированным характером экологических, проблем и необходимостью кооперации усилий для их решения. Естественно, что содержание экологоприродоохранного образования в школе должно быть строго научным и подчинено единому принципу, представлять собой единую систему знаний, позволяющих учащимся познакомиться с современными экологическими проблемами, путями и способами охраны природы, В связи с этим особо важную роль играют не только последовательность развития понятии, но и, как говорилось ранее, межпредметные связи. К сожалению, пока нет удовлетворительных программ и учебников для таких интегрированных курсов.
Экологический марафон «Зелѐная эстафета» (далее Марафон) для школьников проводится в рамках реализации программы региональной инновационной площадки «Экологическое образование и воспитание учащихся в образовательном пространстве школы в контексте требований ФГОС». В связи с тем что, то возникает необходимость наполнять экологическим содержанием другие предметы. Это можно осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Цель Марафона - создание условия для реализации полученных эколого-биологический знаний и использование их в других учебных дисциплинах и жизни в ходе интерактивной деятельности. Задачи:
установить и развить межпредметные и метапредметные связи;
подготовка методических материалов по экологическому наполнению учебных
программ и внеучебной деятельности;
раскрытие творческие способности школьников; активизировать интерес к экологическому образованию; приобретение навыков в активной практической деятельности. развивать коммуникативные, лидерские качества, работу в коллективе.
2. Участники экологического марафона .
В марафоне принимают участие обучающиеся 5-10 классов.
Для участия в Марафоне классы формируют команды в составе 8 человек, подают заявку в оргкомитет, создают эмблему класса, девиз и по возможности форму (элементы формы) команды. 3. Оргкомитет экологического марафона .
Для организации и проведения экологического марафона создается оргкомитет, который разрабатывает программу, формирует список участников, разрабатывает маршрутные карты, подводит итоги Марафона, организует награждение победителей.
4. Сроки проведения Марафона. Экологический марафон проводится с 18 по 21 декабря 2017 года после окончания уроков (14.10-16.00).
Учителя-предметники подготавливают рабочие площадки (этапы) по своему предмету с экологическим наполнением содержания.
Форма и содержание этапа на усмотрение учителя. Но задания должны быть интерактивными, практическими, в них должны принимать участие все члены команды, с использованием игровых технологии, эвристических и развивающих заданий и вопросов.
Проведение этапа можно поручить заранее подготовленному ученику.
Перед стартом проводится инструктаж команд, оценивается эмблема, девиз внешний вид команды, и раздаются маршрутные карты с указанием этапов, последовательностью и временем их прохождения. Каждая команда в соответствии с маршрутной картой выполняет задания каждого этапа. Учитель – организатор рабочей площадки дает оценку выполнения задания по 10 бальной системе, выявляет лучшего игрока.
Рабочие площадки Марафона:
Предмет |
|
|
Алгебра |
Информатика |
Обществознание |
Астрономия |
Иностранный язык |
Русский язык |
Биология |
ОБЖ |
Технология |
Геометрия |
История |
Физика |
География |
Литература |
Физкультура |
Изобразительное искусство |
Музыка |
Химия |
Оргкомитет по окончанию Марафона подводит итоги, суммируя полученные баллы на каждом этапе, плюс баллы за представление команды (внешний вид, эмблема, девиз) и определяет победителя и призѐров.
Также определяется лучшая команда на каждом этапе и шесть лучших игроков. Победители и призѐры награждаются грамотами и подарками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ п/п |
Рабочие площадки Марафона : |
Ответственные |
1. |
Алгебра |
Рассчитать какая выгода в денежном эквиваленте использования энергосберегающих лам (светодиодных, ртутных) по сравнению с лампами накаливания учитывая стоимость ламп, КВ/час, долговечность. |
2. |
Астрономия |
Меркурий, Венера, Марс, Юпитер – по каким параметрам не возможно возникновение жизни на этих планетах? Что можно сделать на Марсе, чтобы жизнь там появилась и существовала? |
3. |
Биология |
Вопросы из «Экодрома» |
4. |
Геометрия |
Найти площадь листа дерева любыми способами. Сравнить с исконной. Определить высоту «дерева» (с помощью подобия треугольников) |
5. |
География |
Третий лишний (убрать лишний объект: участок карты (материк, часть России), живой организм, неживое «тело» ), объяснить мотивацию выбора. |
6. |
Изобразительное искусство |
По репродукции пейзажа рассказать о видовом составе, распределить организмы по систематическим группам (царства, отделы, типы, классы). Какие можно выявить биотические и абиотические связи на этой картине. |
7. |
Иностранный язык |
Описать на иностранном языке флору, фауну страны, где этот язык является главным. Объяснить: почему именно они там есть (климатические природные факторы) |
8. |
Информатика |
Создать мини-презентацию по теме «Всѐ связано со всем»: экология, экономика, социальная сфера |
9. |
История |
Какие цивилизации исчезли в результате экологических катастроф. Объяснить почему. Построить логические цепочки по связям время и этапам цивилизаций (культурная, промышленная эволюция) (начало земледелия, паровая машина, подсечно-огневое земледелие, первые законы генетики, простые механизмы (рычаг, винт, блок) |
10. |
Литература |
Найти биологические, экологические ошибки в литературных произведениях. Объяснить почему. |
11. |
Музыка |
Отгадать по музыке «Времена года», объяснить почему, какие ассоциации. |
12. |
ОБЖ |
Оказать первую помощь подручными средствами (кровотечение, обморок) – последовательность действий. |
13. |
Обществознание |
В известных сказках выявит экологические проблемы, правонарушения. Как бы лучше было поступить? |
14. |
Русский язык |
Отгадать наукоемкие пословицы. Затем самим перевести на научный язык пословицу, фрагмент песни, стихотворения. |
15. |
Технология |
Определить по ранжиру в каких продуктах питания (овощи, фрукты, бакалея, гастрономия и т.п.) больше белков, жиров, углеводов, витамина С. Какие материалы считаете более безопасным в |
|
|
использовании в доме (посуда, мебель, отделочные) |
16. |
Физика |
Метрология: отобрать по 10 г различных веществ: бумага, песок, проволока – проверить на весах, определить погрешность. Определить температуру теплой воды; двух предметов с разной теплопроводность, находящихся в помещении, и проверить еѐ по термометру. Оценить погрешность |
17. |
Физкультура |
Из «веревочного курса»: перебраться на маленький островок с помощью «тарзанки» всей командой не нарушая правил, тоже самое в полной тишине. При невыполнении одним участников возвращается вся команда. |
18. |
Химия |
Определить наличие крахмал в различных веществах (мука, соль, сахар, творожная масса, творог). Определить с помощью индикаторов воду, спирт, содовый раствор, раствор лимонной кислоты. (кто химию не изучает сделать пояснния.) |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.