ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРПРИЯТИЙ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ НАПОЛНЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МАРАФОНА «ЗЕЛЁНАЯ ЭСТАФЕТА»
Оценка 5

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРПРИЯТИЙ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ НАПОЛНЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МАРАФОНА «ЗЕЛЁНАЯ ЭСТАФЕТА»

Оценка 5
Игры +2
pdf
Междисциплинарный 15
4 кл—11 кл +1
18.02.2019
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРПРИЯТИЙ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ НАПОЛНЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ ШКОЛЬНОГО МАРАФОНА «ЗЕЛЁНАЯ ЭСТАФЕТА»
В данном материале на примере общешкольного мероприятия "Зеленый марафон" приводиться пример как можно "экологизировать" другие предметы, изучаемые в школе. В связи с тем что, "Экология", как самостоятельная дисциплина не присутствует в перечни обязательных предметов в школьном образовании, то возникает необходимость наполнять экологическим содержанием другие предметы. Это можно осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности. В работе дано Положение о мероприятии и варианты заданий по учебным дисциплинам, которые можно использовать на уроках и во внеурочное время.
Зеленый марафон.pdf

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ МЕРПРИЯТИЙ С ЭКОЛОГИЧЕСКИМ НАПОЛНЕНИЕМ СОДЕРЖАНИЯ НА ПРИМЕРЕ

ШКОЛЬНОГО МАРАФОНА «ЗЕЛЁНАЯ ЭСТАФЕТА» 

 

В связи с тем; что экологические проблемы и вопросы охраны природы остаются наиболее актуальными и даже жизненно важными и имеют несколько аспектов (экологобиологический, экономический, социальный), раскрытие их возможно в различных образовательных областях - естественно-научной, гуманитарной, обществоведческой и др.  Экологическое образование может осуществляется путем реализации в учебновоспитательном процессе по нескольким моделям. 

Однопредметная модель предполагает изучение экологии в рамках одного самостоятельного учебного предмета.  Введение специальной учебной дисциплины было рекомендовано Всемирной хартией природы, в которой отмечено, что «курсы охраны окружающей среды» должны стать составной частью общей системы образования. С этого времени в учебный план средней школы стали вводить в качестве самостоятельного учебного предмета курсы: «Окружающий мир», «Основы экологии», «Природопользование» и др. Реализация этой модели среднего экологического образования проводилась в 1990-х гг., когда интегрированный, комплексный учебный предмет включал в себя систему знаний по основам общей, социальной и прикладной экологии. 

Многопредметная модель предполагает экологизацию содержания традиционных школьных дисциплин как естественно-научного, так и гуманитарного циклов. Под этим подразумевается включение вопросов эколого-природоохранного содержания во все школьные предметы. Эта модель среднего экологического образования широко использовалась в 70-80-е гг., когда шло его становление в средних школах и средних специальных учебных заведениях при отсутствии самостоятельных программ, учебников, подготовленных педагогических кадров.

Смешанная модель предполагает введение в учебный план курса «Основы экологии» с одновременной экологизацией учебных предметов естественно-научного и гуманитарного профиля, проведение специальных факультативных курсов экологической направленности, организацию активной внеклассной деятельности школьников. Эта модель стала самой распространенной в российских школах 1990-х гг., так как она наиболее гибкая и хорошо адаптируется к разным условиям, разным типам школ и предоставляет широкие возможности для выбора разных методик и подходов. Именно эта модель признавашлась наиболее перспективной для реализации целей экологического образования. 

Увы – первая и вторая  модель практически исчезла, так как в ФГОС «Экология» как самостоятельная дисциплина не присутствует в перечни обязательных предметов в школьном образовании.

 

Поэтому столь важен хорошо продуманный системный подход в организации экологического образования в школе, когда весь коллектив учителей принимает активное участие в формировании у школьников эколого - природоохранных знаний и убеждений. Большое значение в последнее время придается интегрированным экологическим кур- сам, в содержании которых соединяются основы разных наук и областей знаний. Наличие таких курсов в школе связывают с интегрированным характером экологических, проблем и необходимостью кооперации усилий для их решения. Естественно, что содержание экологоприродоохранного образования в школе должно быть строго научным и подчинено единому принципу, представлять собой единую систему знаний, позволяющих учащимся познакомиться с современными экологическими проблемами, путями и способами охраны природы, В связи с этим особо важную роль играют не только последовательность развития понятии, но и, как говорилось ранее, межпредметные связи. К сожалению, пока нет удовлетворительных программ и учебников для таких интегрированных курсов.

Экологический марафон «Зелѐная эстафета» (далее Марафон) для школьников проводится в рамках реализации программы региональной инновационной площадки  «Экологическое образование и воспитание учащихся в образовательном пространстве школы в контексте требований ФГОС». В связи с тем что, то возникает необходимость наполнять экологическим содержанием другие предметы. Это можно осуществлять как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

 

1. Цели и задачи 

Цель Марафона - создание условия для реализации полученных эколого-биологический знаний  и использование их в других учебных дисциплинах и жизни в ходе интерактивной деятельности.  Задачи:

 установить и развить межпредметные и метапредметные связи;

 подготовка методических материалов по экологическому наполнению учебных

программ и внеучебной деятельности;   

 раскрытие творческие способности школьников;   активизировать интерес к экологическому образованию;  приобретение навыков в активной практической деятельности.   развивать коммуникативные, лидерские качества, работу в коллективе.

2. Участники экологического марафона .

В марафоне принимают участие обучающиеся 5-10 классов.

Для участия в Марафоне классы формируют команды в составе 8 человек, подают заявку в оргкомитет,  создают эмблему класса, девиз  и по возможности форму (элементы формы) команды. 3. Оргкомитет экологического марафона .

Для организации и проведения экологического марафона создается оргкомитет, который разрабатывает программу, формирует список участников, разрабатывает маршрутные карты, подводит итоги Марафона, организует награждение победителей.

4. Сроки проведения Марафона.  Экологический марафон проводится с 18 по 21 декабря 2017 года после окончания уроков (14.10-16.00).

5. Порядок проведения  Марафона

Учителя-предметники подготавливают рабочие площадки (этапы) по своему предмету с экологическим наполнением содержания. 

Форма и содержание этапа на усмотрение учителя. Но задания должны быть интерактивными, практическими, в них должны принимать участие все члены команды, с использованием игровых технологии, эвристических и развивающих заданий и вопросов. 

Проведение этапа можно поручить заранее подготовленному ученику.

Перед стартом проводится инструктаж команд, оценивается эмблема, девиз внешний вид команды, и раздаются маршрутные карты с указанием этапов, последовательностью и временем их прохождения. Каждая команда в соответствии с маршрутной картой выполняет задания каждого этапа. Учитель – организатор рабочей площадки  дает оценку выполнения задания по 10 бальной системе, выявляет лучшего игрока.  

Рабочие площадки Марафона:

Предмет

 

 

Алгебра

Информатика

 Обществознание

Астрономия

Иностранный язык

Русский язык

Биология

ОБЖ

Технология

Геометрия

История 

Физика

География

Литература

Физкультура

Изобразительное искусство

Музыка

Химия

 

 

6. Подведение итогов и награждение

 

Оргкомитет по окончанию Марафона подводит итоги, суммируя полученные баллы на каждом этапе, плюс баллы за представление команды (внешний вид, эмблема, девиз) и определяет победителя и призѐров.

Также определяется лучшая команда на каждом этапе и шесть лучших игроков. Победители и призѐры награждаются грамотами и подарками.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Варианты заданий по площадкам

п/п

Рабочие площадки Марафона :

Ответственные

1.

Алгебра

Рассчитать какая выгода в денежном эквиваленте использования энергосберегающих лам (светодиодных, ртутных) по сравнению с лампами накаливания учитывая стоимость ламп, КВ/час, долговечность.

2.

Астрономия

Меркурий, Венера, Марс, Юпитер – по каким параметрам не возможно возникновение жизни  на этих планетах? Что можно сделать на Марсе, чтобы жизнь там появилась и существовала?

3.

Биология

Вопросы из «Экодрома»

4.

Геометрия

Найти площадь листа дерева любыми способами. Сравнить с исконной.

Определить высоту «дерева» (с помощью подобия треугольников)

5.

География

Третий лишний (убрать лишний объект: участок карты (материк, часть России), живой организм, неживое «тело» ), объяснить мотивацию выбора.

6.

Изобразительное искусство

По репродукции пейзажа рассказать о видовом составе, распределить организмы по систематическим группам (царства, отделы, типы, классы). Какие можно выявить биотические и абиотические связи на этой картине.

7.

Иностранный язык

Описать на иностранном языке флору, фауну страны, где этот язык является главным. Объяснить: почему именно они там есть (климатические природные факторы)

8.

 Информатика

Создать мини-презентацию по теме «Всѐ связано со всем»: экология, экономика, социальная сфера

9.

История 

Какие цивилизации исчезли в результате экологических катастроф. Объяснить почему.

Построить логические цепочки по связям время и этапам цивилизаций (культурная, промышленная эволюция) (начало земледелия, паровая машина, подсечно-огневое земледелие, первые законы генетики, простые механизмы (рычаг, винт, блок)

10.

Литература

Найти биологические, экологические ошибки в литературных произведениях. Объяснить почему.

11.

Музыка

Отгадать по музыке «Времена года», объяснить почему, какие ассоциации.

12.

ОБЖ

Оказать первую помощь подручными средствами (кровотечение, обморок) – последовательность действий.

13.

 Обществознание

В известных сказках выявит экологические проблемы, правонарушения. Как бы лучше было поступить?

14.

Русский язык

Отгадать наукоемкие пословицы. Затем самим перевести на научный язык пословицу, фрагмент песни, стихотворения.

15.

Технология

Определить по ранжиру в каких продуктах питания (овощи, фрукты, бакалея, гастрономия и т.п.) больше белков, жиров, углеводов, витамина С. Какие материалы считаете более безопасным в

 

 

использовании в доме (посуда, мебель, отделочные)

16.

Физика

Метрология: отобрать по 10 г различных веществ: бумага, песок, проволока – проверить на весах, определить погрешность. Определить температуру теплой воды; двух предметов с разной теплопроводность, находящихся в помещении, и проверить еѐ по термометру. Оценить погрешность

17.

Физкультура

Из «веревочного курса»: перебраться на маленький островок с помощью «тарзанки» всей командой не нарушая правил, тоже самое в полной тишине. При невыполнении одним участников возвращается вся команда.

18.

Химия

Определить наличие крахмал в различных веществах (мука, соль, сахар, творожная масса, творог). Определить с помощью индикаторов воду, спирт, содовый раствор, раствор лимонной кислоты. (кто химию не изучает сделать пояснния.)

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ВНЕУРОЧНЫХ

В связи с этим особо важную роль играют не только последовательность развития понятии, но и, как говорилось ранее, межпредметные связи

В связи с этим особо важную роль играют не только последовательность развития понятии, но и, как говорилось ранее, межпредметные связи

Астрономия Иностранный язык

Астрономия Иностранный язык

Музыка Отгадать по музыке «Времена года», объяснить почему, какие ассоциации

Музыка Отгадать по музыке «Времена года», объяснить почему, какие ассоциации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019