Для того чтобы понять жизненно важную технику женской самообороны, необходимо учитывать и женскую психологию. Поэтому навыки самообороны подразумевают умение владеть собой и своими эмоциями в чрезвычайной ситуации. Особенно это актуально для девушек старшего школьного возраста. В силу своего физического состояния и возраста они не всегда могут адекватно реагировать на возможную опасность. Поэтому занятия по самообороне с девушками старшего школьного возраста должны отличаться особенным психологическим аспектом, учитывающим физическое воспитание девушки.
«ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ САМООБОРОНОЙ С
ДЕВУШКАМИ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРОСТА»
Оглавление
Введение ………………………………………………….…………………….... 3
Глава I Теоретические аспекты организации занятий самообороны с
девушками старшего школьного возраста ………………………..……………. 5
1.1 Понятие и значение самообороны для девушек …………..………… 5
1.2 Возрастные особенности девушек старшего школьного
возраста...................................................................................................................10
1.3 Единоборства как средство воспитания девушек старшего
школьного возраста …………………………………………………………….12
Глава II. Задачи, методы и организации исследования ………………
2.1 Цели и задачи исследования……………………………………….
2.2 Методы исследования ……………………………………………..
2.3 Организация исследования ……………………………………….
17
17
17
22
Глава III Результаты исследования и их обсуждение…...…………………… 23
3.1 Обоснование программы занятий самообороны с девушками
старшего школьного возраста.………………………………………………… 30
3.2 Оценка эффективности экспериментальной программы………… 40
Выводы …………………………………………………………………………. 46
Список использованной литературы ………………………………………… 48
23Введение
Актуальность исследования. На современном этапе самооборона для
женской половины населения становится жизненно необходимым способом
обезопасить себя от негативного влияния. При помощи разнообразных курсов
самообороны девушки и женщины получают возможность постичь жизненно
важные уроки самообороны. Чаще всего подобные занятия позволяют
девушкам противостоять сексуальному насилию. Но, следует отметить, что
женская самооборона включает в себя не только лишь возможность
физического противостояния, но и умение самообладания.
Для того чтобы понять жизненно важную технику женской
самообороны, необходимо учитывать и женскую психологию. Поэтому навыки
самообороны подразумевают умение владеть собой и своими эмоциями в
чрезвычайной ситуации. Особенно это актуально для девушек старшего
школьного возраста. В силу своего физического состояния и возраста они не
всегда могут адекватно реагировать на возможную опасность. Поэтому
занятия по самообороне с девушками старшего школьного возраста должны
отличаться особенным психологическим аспектом, учитывающим физическое
воспитание девушки.
Объект исследования – учебнотренировочный процесс с девушками
старшего школьного возраста.
Предметом исследования выступает содержание программы занятий
по самообороне с девушками старшего школьного возраста.
Гипотеза: Мы предположили, что использование программы по
самообороне, включающую элементы восточных и спортивных единоборств,
позволит расширить фонд жизненно важных двигательных умений и навыков
девушек старшего школьного возраста, сформировать интерес к занятиям
4физическими упражнениями и повысить уровень физической
подготовленности представленного контингента занимающихся.
Цель исследования – разработать и обосновать программу занятий
самообороной с девушками старшего школьного возраста.
Цель работы предопределила задачи исследования:
провести анализ специальных литературных источниках о проблеме
физического воспитания девушек старшего школьного возраста;
разработать и обосновать программу занятий самообороны с
девушками старшего школьного возраста;
оценить эффективность использования программы занятий
самообороны с девушками старшего школьного возраста.
Теоретикометодической основой исследования выступают труды
отечественных и зарубежных специалистов по проблемам физического
воспитания детей и подростков, а также навыкам самообороны. К ним можно
отнести таких, как И.С. Барчуков, М.М. Боген, Л.Г. Буйнов, С.А. Гвоздев,
В.П. Губа, П.В. Квашук, О.Ю. Давыдов, М.М. Миннегалиев, Маркс Роджер,
А.М. Митяева, Н.Н. Сизова и многие другие.
Методы исследования включают:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Опросные методы
4. Метод экспертных оценок
5. Педагогический эксперимент с использованием тестирования
6. Методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что
полученные результаты можно применять в реальной жизни в защитных целях
девушками старшего школьного возраста.
5Глава I Теоретические аспекты организации занятий самообороны с
девушками старшего школьного возраста
1.1 Понятие и значение самообороны для девушек
Самооборона – это комплекс мер тактического, технического и
психологического характера, направленных на избежание и разрешение
ситуаций, связанных с угрозой личной безопасности1.
Если в этом определении когото смутит слово «избегать», то сразу
заверим, что оно вовсе не связано со словами «убегать» и «бояться». Вы,
например, можете избегать прикасания своей руки к горячему утюгу, но это
же не значит, что Вы его боитесь.
Именно к тактическим мерам самообороны и относится понятие
«избегать». Девушка, отказавшаяся от попутки с двумя парнями внутри, в
тактическом смысле гораздо умнее в вопросах самозащиты, чем та, что
целиком и полностью полагается на всемогущество лежащего в сумочке
электрошокера. Правильная оценка ситуации и выбор оптимального
алгоритма действий – основа самообороны.
Технические меры и средства самообороны включают в себя владение
приемами и навыками самозащиты, применение средств индивидуальной
защиты, а также умение адаптироваться к сложившейся экстремальной
ситуации2.
1
Цунэтомо, ЯмамотоХагакурэ. Книга самурая / А.Г. Кудряшова. – М.: Диля, 2015. –
209с.
2Протопопова, В. Управление здоровьесберегающим образовательным пространством
современно школы / В. Протопопова. – М.: Учитель, 2014. – 96с.
6К психологическим приемам относятся все слова и действия, которые
могут изменить агрессивное состояние нападающих на любое другое: страх,
неуверенность, сочувствие, растерянность и т.д. «Да, мам, лекарства купил –
уже бегу, потерпи» – такая фраза, демонстративно сказанная на ходу в
мобильный телефон, вряд ли остановит грабителей, но вот у банальных
хулиганов вполне может вызвать сомнение в необходимости вас задирать.3.
Чаще всего рассматриваются следующие направления самообороны:
1. Изучение приемов рукопашного боя и борцовоболевых техник,
наряду с улучшением общефизического состояния (быстрота реакции, сила,
ловкость, подвижность и т.д.);
2. Выбор, подбор, и изготовление оружия самозащиты, а также знание и
умение этим оружием правильно пользоваться;
3. Изучение и анализ различных сценариев экстремальных и
конфликтных ситуаций, с выявлением оптимальных алгоритмов действия в
подобных ситуациях;
4. Обзор тактик и приемов традиционных школ единоборств, а также
систем самообороны из арсенала силовых и военных подразделений;
5. Приемы и навыки самообороны, адаптированные специально для
женщин и других незащищенных слоев населения;
6. Теория и практика применения средств самообороны и
индивидуальной защиты;
7. Изучение правовых аспектов использования приемов и средств
самозащиты. Осознание понятий «меры допустимой обороны», «необходимая
оборона», «реальная угроза жизни и здоровью» и т.д. на основании
действующего законодательства4.
3 Самооборона, самозащита для каждого. – Режим доступа: http://pravilaboya.com/. Дата
обращения 20.04.2015.
4 Черноусов, А.В. Система реального рукопашного боя. Часть 1. Основы. Техника / А.В.
Черноусов. – М.: Антология, 2015. – 480с.
7Как видно, тема самообороны достаточно обширная и многообразная.
Заниматься всем комплексно или выбрать для себя какието отдельные виды
самозащиты – это индивидуальный выбор каждого. Ктото не может всерьез
заниматься рукопашным боем, так как, работая преподавателем в школе, не
может являться на работу с синяками и разбитыми кулаками. Ктото просто
не желает менять привычного образа жизни, не имея возможность выделять
достаточно много времени для тренировок.
Однако изучение даже отдельных аспектов самообороны может в
решающий момент спасти жизнь или сохранить здоровье.
Принято считать, что девушка – хрупкое и ранимое существо. Однако
ученые давно установили, что на самом деле женский организм намного
выносливее мужского, однако взамен природа наградила представителей
сильной половины человечества большей физической силой.
Именно этим в большинстве случаев и пользуются злоумышленники –
обидчики и потенциальные преступники, не опасаясь нокаутирующих женских
ударов, очень часто сокращают дистанцию быстро и без опасений.
Таким образом, хрупкие на первый взгляд девушки получают в полное
распоряжение все болевые точки противника5.
Самооборона для девушек основывается на нескольких простых
убеждениях:
1.Никогда не сдаваться!
Представительницам прекрасной половины человечества необходимо
помнить о том, что любая уступка или потакание сексуальной агрессии ставит
крест на возможности остаться целой и невредимой.Исключение составляет
тот случай, когда девушка выражает полное согласие для того, чтобы
воспользовавшись обнаженностью противника, нанести более ощутимые и
болезненные удары.
5 Гвоздев, С.А. Айкидо / С.А. Гвоздев. – М.: Попурри, 2014. – 257с.
8Самооборона для девушек допускает любые, даже самые нечестные на
первый взгляд действия, способные на короткое время нокаутировать
злоумышленника.Как правило, нескольких минут вполне достаточно для того,
чтобы отбежать на безопасное расстояние.
Статистические показатели свидетельствуют о том, что из 100
представительниц женского пола, оказавших сопротивление насильнику, в
90% случаях трагедии удалось избежать6. Полный отказ от борьбы заранее
подает сигнал злоумышленнику о полном согласии с его действиями. Женская
самооборона основывается не на силовых приемах, а на давлении на болевые
точки противника. При этом необходимо помнить о том, что запрещённых
действий в случае, когда речь идет о вашей жизни, нет.
2. Ищите уязвимые места.
Пах, глаза, тонкая кожа щек, горло – все наиболее слабые места
отморозка, не рассчитывающего на сопротивление, являются «ахиллесовой
пятой». Самооборона для девушек позволяет царапаться, кусаться,
использовать острые и колкие предметы.
В том случае, если потенциальный преступник схватил девушку за руки
– выгибайте и выкручивайте его запястье, рвите ногтями и пальцами кожу
злоумышленника.
Не секрет, что наиболее уязвимым местом на теле мужчины является
пах. Именно поэтому большинство представительниц женского пола,
оказавшись один на один с насильником, стараются наносить «коронный
удар» в область промежности. Однако не следует забывать, что, оставив
противнику хотя бы малейший шанс на быструю реабилитацию, вы рискуете
собственной жизнью, поскольку второй возможности на спасение
6 Шестаков, В.Б., Ерегина, С.В. Теория и практика дзюдо / В.Б. Шестаков. – М.: Советский
спорт, 2011. – 449с.
9собственного здоровья и имущества потенциальной жертве уже, как правило,
не предоставляют7.
Также очень болезненным являются удары в солнечное сплетение и
подмышки. В том случае, если ваши руки находятся за спиной мужчины,
старайтесь с силой давить на лопатки. Очень эффективными считаются
«вампирские» укусы за горло – инстинкт самосохранения обидчика заставит
отпрянуть и отпустить потенциальную жертву. Однако кусать следует с
максимальной силой – не бойтесь достать до жизненно важных сосудов
(человеческие зубы просто не приспособлены для этого, а, следовательно,
предел допустимых в качестве самообороны действий вы не нарушите). Бить
по горлу нужно ребром ладони. Кроме того, не менее эффективны
удушающие захваты нападающего.
3. Не забывайте о собственной устойчивости.
Как известно, сохранение стабильного и устойчивого положения тела
играет важную роль. Отстаивающей свою жизнь девушке необходимо
одновременно пытаться вывести из равновесия злоумышленника и терять
равновесия самой.Именно поэтому женская самооборона не допускает туфли
на «платформе» или высоких каблуках (исключение составляет удар
каблуком в пах противника).
Не следует забывать о том, что устойчивость корпуса зависит от
положения центра тяжести и площади опоры. После нанесения «коронного
удара» каблуком, туфли лучше снять. Также необходимо помнить: если
туловище отклоняется назад, то центр тяжести также смещается назад. Чем
выше центр тяжести, тем менее устойчив корпус. Для того, чтобы не дать
шанса противнику свалить потенциальную жертву на землю, постарайтесь
7Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка. Обучение двигательным
действиям. Теория и методика / М.М. Боген. – М.: Либроком, 2010. – 200с.
10расставить ноги шире. Кроме того, не забывайте, что человека вывести из
равновесия проще, раскачивая его корпус вперед или назад8.
4. Просите, предлагайте, требуйте и настаивайте на том, чтобы
мужчина, которому вы доверяете, встречал и провожал хрупкую леди в
темное время суток.
Представительницам прекрасной половины человечества следует всегда
придерживаться этого принципа, так называемой, пассивной самообороны.
Старайтесь никогда не оставаться в одиночестве в незнакомом районе.
Помните: окружающие, друзья, знакомые, соседи и просто прохожие – лучшие
помощники и защитники от разбойного нападения.
1.2 Возрастные особенности девушек старшего школьного возраста
Старший школьный возраст охватывает детей с 16 до 18 лет (911
классы). К этому возрасту относятся и учащиеся средних специальных
учебных заведений9.
Старший школьный возраст характеризуется продолжением процесса
роста и развития, что выражается в относительно спокойном и равномерном
его протекании в отдельных органах и системах. Одновременно завершается
половое созревание. В этой связи четко проявляются половые и
индивидуальные различия как в строении, так и в функциях организма.
В этом возрасте замедляются рост тела в длину и увеличение его
размеров в ширину, а также прирост в массе. Различия между юношами и
девушками в размерах и формах тела достигают максимума. Девушки
отстают от юношей в росте и массе тела. Девушки в среднем ниже юношей на
8 Самооборона для девушек. Режим доступа: http://pravilaboya.com/. Дата обращения
20.04.2015.
9 Сорокина, Л.А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство
формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание / Л.А.
Сорокина // Молодой ученый. 2013. №12. С.522524.
111012 см и легче на 58 кг. Масса их мышц по отношению к массе всего тела
меньше на 13%, а масса подкожной жировой ткани больше на 10%, чем у
юношей. Туловище девушек немного длиннее, а руки и ноги короче, чем у
юношей10.
У старших школьников почти заканчивается процесс окостенения
большей части скелета. Рост трубчатых костей в ширину усиливается, а в
длину замедляется. Интенсивно развивается грудная клетка, особенно у
юношей. Скелет способен выдерживать значительные нагрузки. Развитие
костного аппарата сопровождается формированием мышц, сухожилий, связок.
Мышцы развиваются равномерно и быстро, в связи, с чем увеличивается
мышечная масса и растет сила. В этом возрасте отмечается асимметрия в
увеличении силы мышц правой и левой половины тела. Это предполагает
целенаправленное воздействие (с большим уклоном на левую сторону) с целью
симметричного развития мышц правой и левой сторон туловища.
В этом возрасте появляются благоприятные возможности для
воспитания силы и выносливости мышц11.
У девушек в отличие от юношей наблюдается значительно меньший
прирост мышечной массы, заметно отстает в развитии плечевой пояс, но зато
интенсивно развиваются тазовый пояс и мышцы тазового дна. Грудная клетка,
сердце, легкие, жизненная емкость легких, сила дыхательных мышц,
максимальная легочная вентиляция и объем потребления кислорода также
менее развиты, чем у юношей. В силу этого функциональные возможности
органов кровообращения и дыхания у них оказываются гораздо ниже.
Сердце юношей на 1015% больше по объему и массе, чем у девушек;
пульс реже на 68 уд./мин, сердечные сокращения сильнее, что обусловливает
10 Бойков, А. Е. Профилактика зависимого поведения в контексте образовательного
процесса / А.Е. Бойков, Д.В. Сухоруков // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 730732.
11Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г.
Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. –
2012. №4. – С.242.
12больший выброс крови в сосуды и более высокое кровяное давление. Девушки
дышат чаще и не так глубоко, как юноши; жизненная емкость их легких
примерно на 100 см3 меньше.
В 1517 лет у школьников заканчивается формирование познавательной
сферы. Наибольшие изменения происходят в мыслительной деятельности.
У детей старшего школьного возраста повышается способность
понимать структуру движений, точно воспроизводить и дифференцировать
отдельные (силовые, временные и пространственные) движения, осуществлять
двигательные действия в целом12.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую волевую
активность, например настойчивость в достижении поставленной цели,
способность к терпению на фоне усталости и утомления.
Однако у девушек снижается смелость, что создает определенные
трудности в физическом воспитании.
Темпы прироста различных физических способностей у девушек
старшего школьного возраста представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Темпы прироста различных физических способностей у детей
старшего школьного возраста (%)13
Физические способности
Среднегодовой прирост
Общий прирост
Скоростные
Силовые
Общая выносливость
Скоростная выносливость
Силовая выносливость
0,2
9,0
0,7
0,6
2,0
0,5
18,0
2,1
1,8
6,0
12 Губа, В.П., Квашук, П.В. Индивидуализация подготовки юных спортсменов / В.П. Губа,
П.В. Квашук. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 280с.
13 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта.
М.: Издательский центр «Академия», 2003. 480 с. С. 198199.
13В старшем школьном возрасте по сравнению с предыдущими
возрастными группами наблюдается снижение прироста в развитии
кондиционных и координационных способностей.
1.3 Единоборства как средство воспитания девушек старшего школьного
возраста
Влияние занятий каратэ на организм человека. Каратэ – это не просто
спорт, это искусство, так как оно обладает своей тонкой философией, и
потому способно улучшить не только физические, но и духовные качества
личности. Каратэ не просто стремится к внешним показателям, как некоторые
другие виды спорта, а стремится изнутри улучшить жизнь человека и
благотворно влияет на весь организм.
Как и любые другие спортивные занятия на любительском уровне,
каратэ чрезвычайно полезно для здоровья и внешней привлекательности. Тело
становится гибким, ловким и подтянутым. Повышается личная энергетика за
счет развития подвижности и самодисциплины. Регулярная растяжка
улучшает стать и понижает риск различных травм, а зрелым людям еще и
продлевает жизнь и молодость.
Немаловажно, конечно, что каратэ учит, как быстро реагировать,
удачно защищаться и давать отпор в случае необходимости. Причем не только
на физическом уровне, но и на психологическом.
Агрессивным особам, драчунам и хулиганам каратэ поможет
выплеснуть излишек боевой энергии в нужном месте. Привычка медитировать
до и после тренировки развивает внутреннее спокойствие и концентрацию.
Хороший тренер привьет и такие составляющие каратэ, как уважение к
другим, трудолюбие, самоконтроль.
14Система поясов незаметно вырабатывает перспективное мышление и
целеустремленность. Все это — просто драгоценные качества в жизни.
Влияние занятий дзюдо на организм человека. В последнее время
борьба дзюдо стала необыкновенно популярной. Некоторые склонны считать,
что это дань моде. Однако популярность борьбы дзюдо заключается не только
в успехах дзюдоистов европейских стран, достигнутых ими на
международных соревнованиях, но, прежде всего, в притягательной силе
искусства этой разновидности борьбы.
Потребность детей и подростков в единоборстве привела к
существенному росту числа детей дошкольного возраста, желающих
заниматься этим видом спорта. Занятия дзюдо полезны для физического
развития, так как этот вид спорта комплексно развивает все мышечные
группы и системы организма. Скорость, координация движений, гибкость,
сила, выносливость – все эти качества необходимы для достижений успехов в
дзюдо, а их развитие происходит в процессе упорных занятий.
Этот вид единоборства подходит как мальчикам, так и девочкам,
поскольку прививает отличные навыки самообороны. Подготовка дзюдоиста
состоит из упражнений для развития силы мышц и подвижности суставов,
отработки приемов с партнером и «рандори» – учебных поединков, где
проверяются правильность и степень усвоения приемов.
Большое внимание уделяется различного рода страховкам –
специальным действиям, позволяющим избежать травм при падении. По
травматизму дзюдо стоит на пятнадцатом месте среди всех видов спорта (на
первых игровые виды).
Даже на крупных соревнованиях по дзюдо у спортсменов не бывает
серьёзных травм, в отличие от других единоборств. Дзюдо сегодня является
прекрасной альтернативой компьютерным играм, телевизору и праздному
времяпровождению ребенка.
15Кроме того, тренировки детей проходят в игровой, очень
эмоциональной форме. Известно, что занятия дзюдо очень гармонично
развивают организм человека, прорабатывая все группы мышц, опорно
двигательный и вестибулярный аппарат. Здесь нет диспропорций в развитии,
характерных для некоторых видов спорта.
Влияние занятий самбо на организм человека. Что представляет собой
самбо сегодня? Оно состоит из двух разделов: спортивного – борьбы самбо и
боевого – самозащиты без оружия в собственном смысле этого слова.
Борьба самбо – один из видов спортивного единоборства. Схватка
ведется на амортизирующем ковре, который первоначально был квадратным,
но теперь заменен на круглый. Борцы одеты в куртки с поясом, трусы и
специальную обувь – борцовки. Все снаряжение самбиста сконструировано
так, чтобы во время борьбы соперник не получил ссадин или царапин.
Для того, чтобы на ковре встречались более или менее равные по силам
и опыту противники, в самбо существует деление борцов на возрастные
группы, спортивные разряды – даны и весовые категории. Длительность
схватки устанавливается с учетом возраста и спортивного опыта участников.
Занятия борьбой самбо приносят здоровье и силу, выносливость и
ловкость. Трудно найти другой такой спорт, который развивал бы буквально
все без исключения группы мышц. Тренированный самбист способен
выполнять не только мощные силовые, но в равной степени и очень ловкие,
сложные по координации движения.
Овладев техникой самбо, спортсмен получает навыки, которые,
вероятно, необходимы каждому мужчине для того, чтобы в случае
необходимости защитить самого себя и тех, кто нуждается в защите. Но самбо
наделяет не только чисто физическими качествами. Воспитание воли,
уверенности в себе, умения побеждать страх, усталость, а порой и боль с тем,
чтобы противостоять даже заведомо сильному противнику,— это его
16психологическое воздействие. И еще – умение ориентироваться в опасной,
мгновенно изменяющейся ситуации.
Борьба самбо – интернациональный вид спорта. Его техника построена
на основе приемов, которыми пользуются многие виды борьбы, правила
спортивного самбо разрешают любой прием при условии, что он не повредит
здоровью спортсмена.
Если сравнить технический арсенал многих видов спортивной борьбы,
существовавших до возникновения самбо, можно заметить одну своеобразную
закономерность. Приемы формировались там не только исходя из их
эффективности, но и под влиянием определенных традиций. А эти два
соображения нередко приходили в противоречие. Традиции, задавая
направление технике борьбы, безжалостно отвергали иные, пусть и
действенные приемы.
В старой русской борьбе в обхват или на поясах подножка и другие
броски, выполняемые с помощью ног, были запрещены. Аналогичный запрет
мы встретим и в классической борьбе, начало которой положили французы, и
в ряде других национальных единоборств. Нужно было «грудь на грудь»
превозмочь соперника, используя только строго определенные приемы. В
этом, бесспорно, было некое спортивное рыцарство. Но столь презираемая
подножка, вошедшая даже в поговорку как синоним нечестных действий,
отнюдь не перестала быть действенным приемом противоборств. Точно так
же, как бесчисленные подсечки, подхваты, зацепы и т. д.
В других случаях арсенал приемов ограничивался не прямым запретом,
а особенностями традиционных костюмов борцов или обязательным
характерным захватом, простонапросто не позволявшими выполнять какие
то иные броски. Борцовское трико в классической и вольной борьбе или,
скажем, своеобразные плавки с широким поясом в японском сумо не дают
17возможности сделать прочный захват за одежду, необходимый для ряда
бросков.
Таким же образом ограничивал действия борцов постоянный захват за
пояс соперника в различных видах поясной борьбы: русской, татарской,
башкирской, исландской и т. п. Во многих видах борьба в положении лежа
вообще не ведется: с падением борцов схватка прекращается. И, конечно, в
любом виде спортивной борьбы запрещаются болевые приемы (единственным
исключением являлось дзюдо).
Но при всем том любой вид национальной борьбы располагал целым
рядом своих удачно разработанных приемов, которые, дополняя друг друга,
дали новому виду борьбы, определяемому как самозащита без оружия, свои
лучшие приемы.
18Глава II Задачи, методы и организация исследования
2.1 Цели и задачи исследования
Цель исследования – разработать обосновать программу занятий
самообороной с девушками старшего школьного возраста.
Цель работы предопределила задачи исследования:
провести анализ специальных литературных источников по проблеме
физического воспитания девушек старшего школьного возраста;
разработать и обосновать программу занятий самообороной с
девушками старшего школьного возраста;
эмпирически оценить эффективность использования программы
занятий самообороной с девушками старшего школьного возраста.
2.2 Методы исследования
В работе были задействованы следующие методы исследования:
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Опросные методы
4. Метод экспертных оценок
5. Педагогический эксперимент с использованием тестирования
6. Методы математической статистики.
Рассмотрим их подробнее.
1. Анализ литературных источников по проблеме исследования
заключается в анализе книг, статей, периодической литературы и т.д. Среди
ученых, раскрывающих в своих трудах проблему самообороны, можно
выделить таких, как И.С. Барчуков, А.Е. Бойков, А.А. Возьмитель, С.А.
19Гвоздев, В.П. Губа, П.В. Квашук, Л.С. Дворкин, Ю.И. Евсеев, М.М.
Миннегалиев, Н.Н. Сизова, И.В. Сергиенко, Ж.К. Холодов и др.
2.
Педагогическое наблюдение
метод, с помощью которого
осуществляется целенаправленное восприятие какоголибо педагогического
явления для получения конкретных фактических данных. Оно носит
созерцательный, пассивный характер, не влияет на изучаемые процессы, не
изменяет условий, в которых они протекают, и отличается от бытового
наблюдения конкретностью объекта наблюдения, наличием специальных
приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов.
К достоинствам метода наблюдения относятся:
наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в
динамике;
регистрация событий в момент их протекания;
независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
К слабым сторонам метода можно отнести:
недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы,
состояние, мыслительная деятельность);
ограниченность объема наблюдений для одного исследователя;
пассивный характер исследования и элементы субъективизма у
наблюдателя.
Наблюдение как метод познания изучаемых объектов должно
удовлетворять ряду требований, важнейшими из которых являются
планомерность, целенаправленность, систематичность.
3.
Опросные методы.
Под методом опроса понимается
психологический вербальнокоммуникативный метод, который заключается в
осуществлении взаимодействия между интервьюером и респондентами
(людьми, которые участвуют в опросе) с помощью получения от субъекта
ответов на заранее подготовленные вопросы. Опрос заключается в общении
20интервьюера и респондента, где главным инструментом является заранее
сформулированный вопрос.
К разновидностям опроса относятся анкетирование, интервью, тест,
почтовый опрос и прессовый опрос14.
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами
получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого
метода можно назвать его анонимность, то есть личность респондента не
фиксируется, а фиксируются только лишь его ответы. Анкетирование
проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей
по какимто вопросам и охватить возможно большее количества людей за
короткий срок.
Интервью – целенаправленная беседа, цель которой – получить ответы
на вопросы, предусмотренные программой исследования. Преимущества
интервью перед анкетным опросом: возможность учесть уровень культуры
опрашиваемого, его отношение к теме опроса и отдельным проблемам,
выражаемое интонационно, гибко менять формулировки вопросов с учетом
личности опрашиваемого и содержания предшествующих ответов, ставить
необходимые дополнительные вопросы.
Несмотря на некоторую гибкость, интервью проводится в соответствии
с определенной программой и планом исследования, в которых фиксируются
все основные вопросы и варианты дополнительных вопросов.
Тестирование это исследовательский метод, который позволяет
выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств
личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа
способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий. Такие задания
принято называть тестами. Тест это стандартизированное задание или
особым образом связанные между собой задания, которые позволяют
14 Добреньков В.И. Методы социологического исследования. Учебник / ИнфраМ, 2014. –
768с.
21исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у
испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем
или иным объектам.
В прессовом опросе анкета публикуется в журнале либо газете. К его
преимуществам относится достаточно низкая стоимость проведения
прессового опроса, поскольку нет необходимости привлекать интервьюеров,
контролировать их работу.
При почтовом опросе анкета и конверт с обратным адресом высылается
респонденту по почте. Почтовый опрос имеет все те же достоинства и
ограничения, что и прессовый опрос. При этом в почтовом опросе у
исследователя еще более «развязаны руки» в плане географического охвата,
ведь почтовый ящик есть у большинства. Почтовый опрос иногда применяется
при проведении экспертного опроса, когда эксперты живут на большом
удалении друг от друга15.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что при выборе метода
социологического исследования учитываются условия, время и место, цели и
задачи исследования, а также его вид.
4. Метод экспертных оценок. Отличительной чертой экспертного
опроса является то, что в качестве респондентов выступают эксперты —
специалисты в определенной области деятельности. Процедура получения
информации от экспертов называется экспертизой. Она может включать
самостоятельное решение экспертами поставленных перед ними задач в ходе
проводимого исследования. Все зависит от выбранного вида экспертного
опроса.
Основным назначением метода экспертного опроса следует признать
выявление наиболее существенных, важных аспектов исследуемой проблемы,
15 Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психологопедагогического
исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2е изд., стер. М.:
Издательский центр «Академия»., 2005. – 165с.
22а также повышение надежности, достоверности, обоснованности информации
благодаря использованию знаний и опыта экспертов16.
5. Педагогический эксперимент с использованием тестирования.
Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт
преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях17.
В отличие от методов, лишь регистрирующих то, что уже существует,
имеет созидательный характер.
эксперимент в педагогике
Экспериментальным путем, например, пробивают дорогу в практику новые
приемы, методы, формы, системы учебновоспитательной деятельности.
Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс,
школу или несколько школ. Определяющая роль при эксперименте
принадлежит научной гипотезе. Исследование гипотезы — это форма
перехода от наблюдения явлений к раскрытию законов их развития.
Надежность экспериментальных выводов прямо зависит от соблюдения
условий эксперимента.
6.
Методы математической статистики. Метод исследования,
опирающийся на рассмотрение статистических данных о тех или иных
совокупностях объектов, называется статистическим. Статистический метод
Общие черты
применяется в самых различных областях знания.
статистического метода в различных областях знания сводятся к подсчету
числа объектов, входящих в те или иные группы, рассмотрению
распределения количественных признаков, применению выборочного метода
(в случаях, когда детальное исследование всех объектов обширной
совокупности затруднительно), использованию теории вероятностей при
оценке достаточности числа наблюдений для тех или иных выводов и т. п. Эта
формальная математическая сторона статистических методов исследования,
16 Добреньков В.И., Кравченко А.И. Методология и методика социологического
исследования / Академический проект, 2009. – 538с.
17 Добреньков В.И. Методы социологического исследования. Учебник / ИнфраМ, 2014. –
768с.
23безразличная к специфической природе изучаемых объектов, и составляет
предмет математической статистики.
2.3 Организация исследования
Педагогический эксперимент проводился с 8 сентября 2014 г. по 9
февраля 2015 г. на базе общеобразовательной школы №404 в г. Москва.
В эксперименте приняли участие 16 учениц 1011 классов, не имеющие
спортивные разряды и не занимающиеся спортом в настоящее время.
Занятия с каждой из групп были организованы в условиях стандартного
расписания школы в первую смену, без различий в объеме тренировочной
работы.
С девушками контрольной группы практические занятия проводились
по общей программе дисциплины «Физическая культура» (легкая атлетика,
ритмическая гимнастика, атлетическая гимнастика).
С девушками экспериментальной группы проводились практические
занятия по программе «Самооборона», составленной автором на основе
техники прикладного раздела самбо, дзюдо, айкидо и джиуджитсу,
направленной на формирование у девушек старшего школьного возраста
необходимого арсенала техникотактических действий и специфических
навыков, определяющих эффективное решение двигательных задач в ситуации
внезапного нападения противника.
Эффективность программы оценивались при помощи тестов. При
составлении тестов учитывалось требование, по которому комплекс тестов
должен фиксировать показатели, характеризующие двигательные качества,
наиболее значимые для успешного выполнения соревновательных упражнений,
в нашем случае – специфических действий, применяемых для обеспечения
24эффективного решения задач самообороны с применением элементов
различных единоборств.
25Глава III Результаты исследования и их обсуждение
3.1 Обоснование программы занятий самообороной с девушками
старшего школьного возраста
На основе анализа литературных источников, педагогического
наблюдения и бесед с тренерамипреподавателями, учителями физической
культуры, старшеклассницами нами была разработана программа прикладной
женской самообороны, которая рассчитана для начинающего контингента,
ранее не занимавшихся боевыми искусствами, отнесенных по состоянию
здоровья к основной и подготовительной медицинской группе.
Цель экспериментальной программы – формирование у занимающихся
навыков самозащиты, как комплекса мер тактического, технического и
направленного на избежание и при
психологического характера,
необходимости разрешения ситуаций, связанных с угрозой личной
безопасности.
Задачи программы:
1. Знакомство с ключевыми принципами самообороны, основами
движения и приложения усилий в ситуациях необходимых для использования
средств самообороны и самозащиты;
2. Воспитание психологической устойчивости, как необходимой
предпосылки для эффективного использования технических приемов
самообороны в условиях, связанных с личной безопасностью;
3. Обучение основам техники восточных и спортивных единоборств
(элементам самбо, дзюдо, айкидо, джиуджитсу);
4. Формирование интереса к занятиям физическими упражнениями;
5. Воспитание физических качеств и двигательных способностей.
26Таблица 2 – Плансхема годичного цикла подготовки и примерное распределение учебного материала для обучения
на этапе предварительной подготовки
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь февраль
март
апрель
май
июнь
июль
август
Периоды
Месяцы
Этап подготовки и выполнения программных требований
11
12
13
Всего
за год
14
108
108
10
36
36
54
16
10
162
Содержание
1
тренировочных дней
тренировочных занятий
Учебные
Контрольные
Основные
Теоретическая
подготовка
Общая физическая
подготовка
Специальная физическая
подготовка
Техникотактическая
подготовка
Психологическая
подготовка
Восстановительные
мероприятия
Контроль двигательной
подготовленности
Итогов
Этап набора и
комплектования групп
2
12
12
1,5
4
4
6
1
4
3
12
12
1
4
4
6
1
4
12
12
1
4
4
6
2
Этап ознакомления с основными
средствами подготовки
5
7
6
Количество в неделю:
12
12
12
12
12
12
Соревнования
8
12
12
9
12
12
10
12
12
Согласно календарю спортивномассовых мероприятий
Учебный материал (час)
1
4
4
6
2
1
4
4
6
2
1,5
4
4
6
2
на протяжении всего периода
2
1
4
4
6
2
1
4
4
6
2
1
4
4
6
2
4
24Реализация программы. Реализация программы осуществлялась в
группе, состоящей из 16 человек.
Так как группа состояла из девушек старшего школьного возраста, то
при реализации программы мы стремились обеспечить максимально
комфортные условия, учитывающие их психические и физические
особенности.
Для того чтобы проверить навыки самообороны в приближенных к
реальным условиям, выборочно проводились контрольные занятия с
юношамиспортсменами помощниками тренера.
Разделы программы представлены в таблице 2.
Таблица 3 –Содержание разделов программы «Самооборона»
Разделы
программы
Теоретическая
подготовка
Техническая
подготовка
Тактическая
подготовка
Содержание
Цель и задачи занятий самообороной. Основные принципы
самообороны. Юридические аспекты самообороны. Понятие
дистанций. Уязвимые части тела. Ударные части рук: кулак,
ладонь, предплечье, локоть и т.п. Категория опасности
нападения;
Самостраховка. Техника перемещений. Постановка удара.
Двойка, тройка руками. Защита от ударов руками.
Освобождение от захватов. Удары ногами
Простейшие схемы освобождения от захватов. Постановка
атакующих комбинаций. Самооборона в ограниченном
пространстве. Алгоритм действий во время нападения
Психологическая
Приемы
психологической
атаки
нападающего.
подготовка
Физическая
подготовка
Контроль
Ауторегуляция психического состояния.
Воспитание физических качеств и сопряженных с ними
двигательных способностей
Оценка технической и физической подготовленности
Методика тренировок разработана в лучших традициях восточных
единоборств. Это не отдельный вид единоборств, а это система, вобравшая в
себя самые лучшие и эффективные приемы самообороны.
25Структура тренировочного занятия
Общие принципы построения тренировки предполагают сочетание
разнообразных форм занятии, видоизменяющихся применительно к
конкретным условиям: уровню подготовленности и составу занимающихся,
месту занятий в общем контексте жизни, технической оснащенности и
условиям окружающей среды.
Основная форма тренировочных занятий – групповой или
индивидуальный тренировочный урок (занятие). Кроме того, используются
дополнительные формы занятий: утренняя гигиеническая гимнастика,
отдельные упражнения тренировочного характера в повседневном режиме
дня, индивидуальные занятия аэробным бегом или аэробной гимнастикой.
Одной из форм занятий являются спортивные соревнования. Во всех
указанных формах занятий должны соблюдаться принципы построения
тренировки.
Тренировочный урок (занятие) состоит из четырех частей: вводной,
подготовительной, основной и заключительной.
Вводная часть занятия. Задачи этой части – разъяснение целей урока
(тренировки), контроль состояния занимающихся (как субъективный – опрос,
так и объективный при необходимости замер ЧСС, АД и т.п.).
Подготовительная часть занятия. Задачи подготовительной части –
общее разогревание организма занимающихся и подготовка к предстоящей
нагрузке. Содержание подготовительной части зависит от исходного
состояния занимающихся. Эта часть имеет тем большее значение, чем выше
степень сложности, интенсивности и травмоопасности предстоящей основной
двигательной деятельности, и особенно критична в группах спортивного
совершенствования и высшего спортивного мастерства. В подготовительную
26часть занятия включают общеразвивающие упражнения на все основные
мышечных группы организма, начиная разминку с мелких мышц и постепенно
переходя на крупные. После выполнения ОРУ переходят к специально
которую
подготовительным,
ниже приведен комплекс разминки,
рекомендуется включать в содержание каждого тренировочного занятия.
Граница между подготовительной частью и основной частью занятия условна,
поскольку первая должна логично переходить во вторую.
Основная часть занятия.
Задачи и содержание основной части
изменяются в широких пределах в зависимости от подготовленности
занимающихся, их возраста, пола и физического состояния в данный момент.
Структура основной части бывает однородной или комплексной
(комбинированной). Однородная структура типична для занятий, где все
направлено на реализацию одной главной задачи (разучивание сложного
двигательного упражнения или развивающее воздействие на определенные
функции организма).
Комплексная структура типична для занятий, в которых решаются в
качестве основных несовпадающие задачи. Почти всегда эти задачи решаются
в определенной последовательности: обучение технике, развитие силы,
развитие выносливости.
Заключительная часть занятия. Основная задача заключительной
части – постепенное снижение нагрузки, приведение организма в состояние,
близкое к норме. Это достигается постепенным уменьшением интенсивности
выполняемых действий, переключением на действия, дающие эффект
активного отдыха, использованием дыхательных процессов. Эти упражнения
поскольку предупреждают
имеют и профилактическое значение,
функциональные нарушения, которые могут возникать, особенно у
малотренированных людей, в случае резкого прекращения двигательной
деятельности.
27Вместе с тем в заключительной части важно подытожить, насколько
удалось решить намеченные во вводной части, сориентировать занимающихся
на очередные цели.
28Таблица 4 – Примерное содержание тренировочных занятий
в недельных микроциклах (фрагмент)
№ тренировочного
занятия (день
Направленность
нагрузки и ее
недели)
величина
Время
занятия
(мин)
Пн
Ср
Пт
Пн
Ср
Пт
Пн
Ср
90
90
90
90
90
90
90
90
ОФП, СФП
СФП, Разучивание
ТТД
СФП, Разучивание
ТТД
Совершенствова
ние ТТД в
тренировочных
схватках
Нагрузка средняя
ОФП, СФП
СФП, Закрепление
ТТД
ОФП, СФП
СФП, Разучивание
ТТД
29
Содержание занятий
Бег кроссовый
ОРУ с отягощением
СУ в парах
СПУ
СУ в парах
Отработка ТТД
Спарринги
ОРУ с отягощением
СПУ в парах
Игра в футбол
Разминка
Специальные упражнения
на мосту
Отработка ТТД
Спарринги
Работа над ошибками,
индивидуальное
совершенствование ТТД
Бег кроссовый
ОРУ с отягощением
СПУ в парах
ОРУ
Отработка ТТД
Упражнения с
отягощениями
Упражнение на
растягивание
Бег кроссовый
ОРУ с отягощением
СПУ в парах
Специальные упражнения
на мосту
Изучение ТТД
Учебнотренировочные
спарринги
Специальные упражнения
с партнеромПт
Пн
СФП, Разучивание
ТТД
Совершенствован
ие физических
качеств и
двигательных
способностей
(нагрузка ниже
средней)
90
90
Изучение ТТД
СПУ с партнером
ОРУ
Бег
ОРУ
СПУ
Занятия самообороной воспитывают характер, тренируют тело,
закаляют силу духа.
Эффективность занятий весьма индивидуальна, однако результаты у
большинства становятся заметны уже через пару месяцев. Основным условием
для повышения уровня являются – регулярность занятий и следование
наставлениям тренера.
Занятия помогут:
а) защитить себя и тех, кто вам дорог;
б) эффективно и быстро обезвреживать одного или нескольких
противников;
в) повысить эластичность и тонус мышц;
г) улучшить координацию движений, обеспечив более легкие и
свободные движения;
д) освоить элементы восточных единоборств.
Тренировочное занятие по самообороне должно включать:
1. Разминка: ходьба, бег, вольные движения на ходу, стоя, сидя (10
мин.);
2. Специальные подготовительные упражнения (25 мин.):
а) Упражнения на гибкость (10 мин.);
б) Упражнения на координацию и повторение техники выполнения
раннее пройденного материала (10 мин.);
303. Изучение технических элементов: прямые и боковые удары в корпус,
голову; удары в стойке, в движении (15 мин.);
4. Работа в парах: захваты, броски, подсечки, освобождение от захватов,
блоки и контратака (10 мин.);
5. Специальная физическая подготовка (10 мин.)
В зависимости от освоения приемов, распределение материала может
изменяться.
Продолжительность занятия должна составлять не менее 90 мин.
Занятия необходимо проводить три раза в неделю.
Программа по самообороне для девушек включает элементы и приемы
нападения и обороны. Защищаться женскому полу разрешается практически
любыми способами – царапаться, кусаться, бить руками и ногами в пах. Но
если противник, ожидающий сопротивления, стремиться блокировать любые
действия предполагаемой жертвы, то необходимо владеть арсеналом технико
тактических действий.
Самозащита для девушек основывается на самых простых приемах
освобождения от захватов. Ниже мы приводим перечень основных приемов,
которые необходимо разучить на начальном этапе подготовки. Так, если
злоумышленник схватил девушку правой рукой за левое запястье,
необходимо, сгибая в локтевом суставе захваченную руку, тянуть ее на себя и
вращательным движением стараться как можно быстрее освободиться
(Рисунок 1).
Рисунок 1 – Прием № 1 – Освобождение от захватов
31В том случае, если преступник захватил руку девушки пальцами
наружу, следует вначале потянуть захваченную руку вправо и на себя, а затем
резко вывернуть ее в обратную сторону (Рисунок 2).
Рисунок 2 – Прием № 2
Зачастую хулиган стремиться схватить именно правую, ведущую руку,
которая для нападающего представляет наибольшую опасность. Для того,
чтобы освободиться из плена, девушке следует применить воспользоваться
следующим приемом самообороны: нужно вращать захваченную руку влево, в
сторону большого пальца (Рисунок 3).
Рисунок 3 – Прием № 3
Если преступник схватил девушку за левое предплечье, следует понять
руку вверх, и, согнув ее в локтевом суставе, одновременно с помощью правой
руки рывком освободиться от захвата (Рисунок 4).
32Рисунок 4 – Прием № 4
Для того чтобы не оказаться пленницей насильника или маньяка,
допустимо одновременно с освобождением от захвата наносить удары по
болевым точкам противника. В настоящее время уроки самообороны для
девушек позволяют изучить слабые места преступника. Как известно,
наиболее чувствительными зонам являются глаза, шея, пах, подмышки и
запястье. Точные и сильные удары в эти области позволяет на несколько
минут нокаутировать противника и беспрепятственно покинуть безлюдное
место18.
Нередко хулиган, перед захватом потенциальной жертвы, пытается
отвлечь ее внимание легким похлопыванием по плечу или приподнимание
подбородка. Именно поэтому самозащита для женщин уделяет большое
внимание приемам освобождения от захвата лица и верхней части туловища.
При попытке злоумышленника приподнять подбородок, необходимо, не
теряя при этом самообладания, определить направление движения его руки.
Затем кисть противника следует захватить так, чтобы большие пальцы
упирались в основание безымянного пальца и мизинцев тыльной стороны
18
Приемы самообороны для девушек и женщин. Режим доступа:
http://pravilaboya.com/.
33ладони. После этого одновременно с широким шагом левой ноги назад, сильно
нажимают на руку потенциального преступника19.
При выполнении подобного болевого приема женщиной, рост которой
меньше хулигана, после захвата кисти рекомендуется ударить локтем правой
руки по лицу злоумышленника. Затем, воспользовавшись поворотом головы
хулигана в сторону, следует поставить правую ногу позади нападающего, и,
воспользовавшись инерцией бить локтем и перебросить потенциального
преступника на землю (Рисунок 5).
Рисунок 5 – Прием № 5
Самозащита для девушек допускает в том случае, если преступник
пытается приподнять подбородок правой рукой, сделать шаг назад и заставить
выпрямить руку злоумышленника, травмировав ее в локтевом суставе.
Для этого наносят одновременный встречный удар кистью левой руки
по локтевому сгибу, а правой рукой – по предплечью (Рисунок 6).
19 Сергиенко, И.В. Уличный кулачный бой. Техника боя. Система / И.В. Сергиенко. – М.:
РиполКлассик. 2013. – 266 с.
34Рисунок 6 – Прием № 6
Если потенциальный преступник пытается отвлечь внимание
похлопыванием по щеке, следует, подняв руку вверх, отбить предплечьем
руку противника. Затем, сделав полшага вперед, одновременно с поворотом
туловища, наносят удар кулаком правой руки по носу или по глазам
злоумышленника (Рисунок 7).
Рисунок 7 – Прием №7
При попытке хулигана похлопать по левой щеке правой рукой,
допустимо отразить жест предплечьем левой руки и одновременно коленом
нанести сильный удар в живот или в пах. После этого, воспользовавшись
беспомощностью противника, необходимо постараться скрыться с места
нападения или выбраться на более людную улицу (Рисунок 8)
35Рисунок 8 – Прием № 8
В любом случае необходимо помнить о том, что раздумывать после
нанесения решающего удара недопустимо. Зачастую разозлившийся
злоумышленник проявляет еще большую агрессию по отношению к
потенциальной жертве.
Усвоив эти элементарные уроки самообороны для девушек, любая
женщина сможет выбраться из критической ситуации, по крайней мере,
добежать до людного места и позвать на помощь.
Шансы на успех в неравном на первый взгляд бою существенной
вырастают, если потенциальная жертва овладевает простейшими приемами
самообороны.
Приняв решение вступить в схватку со злоумышленником необходимо
первой атаковать противника, чтобы он уже не представлял собой угрозу. В
противном случае попытки сопротивления нападающего способны разозлить
нападающего и спровоцировать на агрессивные выпады без скидок на половую
принадлежность. Остаться победительницей в такой ситуации практически
нереально.
Обычно, женщины хорошо знают, что удар в пах – лучший способ
заставить мужчину отпустить потенциальную жертву. В этом случае
злоумышленник рефлекторно опускает руки для защиты детородных органов.
36Воспользовавшись несколькими секундами необходимо быстро бежать с
места нападения20.
Бить в пах можно сложенной «лодочкой» ладонью (если противник
находится лицом к вам). В том случае, если злоумышленник явно выше,
попробуйте со всем силы ударить ногой, одновременно руками рванув одежду
и плечи потенциального преступника вниз. Если рост мужчины не сильно
отличается, резко и неожиданно присядьте, согнув колени и отведя таз назад,
а затем, быстро выпрямившись, снизу, наносите удар.
Специалисты рекомендуют в критической ситуации не оказывать
сопротивления до тех пор, пока маньяк или насильник не разденется, что
поможет избежать агрессии. Затем необходимо, дернув на себя и выкрутив в
сторону, сильно сжать мошонку рукой. После этого следует быстро покидать
место нападения21.
Приемы самообороны для девушек основываются на внезапности
оказания сопротивления. Так, быстрый удар сложенными пальцами ведущей
руки в нагрудную клетку под углом 45 градусов или сверху вниз способен
спровоцировать сильный кашель, обильное слезоотделение, в редких случаях
– кровотечение и даже обморок. Подобный прием используется в том случае,
если у противника обнажено горло. Резкий удар сложенными пальцами в
любую часть лица также способен спровоцировать кровотечение или болевой
шок22.
Приемы самообороны для женщин очень часто включают удары по лицу.
Наиболее «слабыми» местами противника считаются глаза и нос. Вывести
человека на несколько секунд из дееспособного состояния сможет даже самая
20Сизова, Н.Н. Содержание занятий по самообороне с девушками ВУЗов на основе
использования аэробных упражнений с элементами единоборств / Н.Н. Сизова // Ученые
записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2013. №5 (99). – С. 132137.
21Фазлеева, Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности студентов вуза / Е.В.
Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ. культуры. – 2010. № 6. – С. 8385.
22 Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта / И.С. Барчуков. –
М.: Кнорус, 2015. – 368 с.
37хрупкая девушка, схватившая злоумышленника за волосы. В том случае, если
за волосы схватили вас, нужно постараться ударить или нажать на глаза.
Не менее действенным будет и удар ногой в пах или в шею (Рисунок 9).
Рисунок 9 – Прием № 9
В том случае, если противник схватил за волосы сзади, следует двумя
руками прижать кисть злоумышленника к голове и с небольшим наклоном
головы повернуться, выкручивая при этом и резко отгибая кисть в запястье
(Рисунок 10).
Рисунок 10 – Прием № 10
Неожиданным для злоумышленника является и удар по ушам. Для
такого приема самообороны сложите ладони «лодочкой» и с силой бейте по
38ушным раковинам противника. Следует помнить, что подобный удар также
вызывает болевой шок и может привести к разрыву ушной перепонки. Если не
подействовало – схватите руками злоумышленника за уши и винтообразными
движениями тяните вбок или на себя до тех пор, пока преступник не окажется
не земле23.
Приемы самообороны для девушек включают удары по ногам. Если вы
носите сапоги или туфли даже с очень маленькими каблуками, слегка
приподнимите мысок носки и с силой наступите каблуком на подъем стопы
противника. Как правило, после этого потенциальный преступник падает, не в
силах в течение получаса наступать на больную ногу24.
Для того, чтобы лишить злоумышленника возможности видеть,
представительницы прекрасного пола стремятся вонзить большие пальцы
обеих рук внутрь глазницы до самой перепонки. При этом остальные пальцы
должны цепляться за угол нижней челюсти противника чуть ниже ушей и с
силой давить навстречу движению боковых пальцев. В этом случае
преступник почти гарантированно потеряет ориентацию в пространстве. Если
справиться с врагом не получается в этом случае можно, не выпуская лицо из
рук, со всей силы ударить злоумышленника о стену или твердую поверхность.
Если противник стоит лицом к жертве и сжимает горло, ослабить
хватку помогут точные удары в глаза, нос и горло преступника. После этого
одновременно предплечьем и плечом потенциальная жертва должна
навалиться на руку злоумышленника для того, чтобы сбить захват сверху
вниз25.
Если при попытке убежать врагу удалось схватить вас за руку, сделайте
небольшой шаг вперед и как бы повисните на своей руке. При этом вес тела
23Возьмитель, A.A. Образ жизни: тенденции и характер изменений в пореформенной России
/ А.А. Возьмитель. – М.: Институт социологии РАН, 2012. – 235 с.
24 Приемы самообороны для девушек и женщин. – Режим доступа: http://pravilaboya.com/.
25 Официальный сайт Центра исследования проблем воспитания, формирования здорового
образа жизни, профилактики наркомании, социально педагогической поддержки детей и
молодёжи. – Режим доступа: http://cipv.ru/.
39переносится на впереди стоящую ногу. Свободной ногой ударьте преступника
в бедро. Разворачиваясь, нанесите еще один удар расслабленной кистью по
лицу26.
Нередко преступник нападает на свою жертву с ножом.
Для того, чтобы защитить себя от ран, захватите кисть руки, держащей
оружия, и разверните корпус влево. Затем постарайтесь попасть локтем
правой руки в локтевой сгиб нападающего. При этом продолжайте
выкручивать кисть противника, одновременно отводя руку с оружием назад.
При помощи такого движения вы защемляете сухожилие и заставляете
злоумышленника отпустить нож (Рисунок 11).
Рисунок 11 – Прием № 11
Не следует пытаться вырвать нож у противника. Не забывайте о том,
что кисть человека можно разжать, разогнув большой палец и мизинец.
Следует помнить, что лучше порезать руку, чем сохранить риск возможности
нанесения удара ножом по жизненно важным органам.
26 Дворкин, Л.С., Давыдов, О.Ю. Физическое воспитание студентов: учебное пособие / Л.С.
Дворкин, О.Ю. Давыдов. – М.: Феникс, 2009. – 700 с.
40Для защиты от преступника подойдут и подручные средства – ключи,
спицы, острые предметы. Однако необходимо помнить о том, что пока
противник дышит и шевелится, терять бдительность нельзя ни в коем случае.
Даже к нокаутированному и недееспособному на первый взгляд врагу ни в
коем случае нельзя поворачиваться спиной27.
Также не следует забывать о том, что лучшая защита от
злоумышленников – попытка избежать неприятных ситуаций. Именно поэтому
представительницам слабого пола не рекомендуется возвращаться в темное
время суток из гостей или прогуливаться по безлюдным паркам и скверам. А
если есть такая возможность – то записаться на курсы самообороны для
девушек.
3.2 Оценка эффективности экспериментальной программы
Для оценки эффективности разработанной экспериментальной
программы нами был проведен педагогический эксперимент. Он проводился с
сентября 2014 г. по май 2015 г. на базе общеобразовательной школы № 667 в
г. Москвы.
В эксперименте приняли участие 16 учениц 1011 классов, не имеющих
спортивных разрядов и не занимающихся спортом в настоящее время.
Перед внедрением экспериментальной программы по самообороне, в
сентябре 2014 года мы провели тестирование уровня физической
подготовленности по предложенным тестам (Глава 2). Далее в течение
учебного года нами по разработанной программе проводились занятия с
девушками 1617 лет по самообороне 3 раза в неделю по полтора часа.
Занятия проводились во внеурочное время, в гимнастическом зале, где были
постелены татами, специальные покрытия для занятий единоборствами.
Также для оценки эффективности программы по самообороне в мае 2015 года
27 Галич, Г.О., Карпушкина, Е.А. Профилактика девиантного поведения детей и подростков
/ Г.О. Галич // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2010. № 16 (20). С. 8491.
41мы провели тестирование уровня физической и технической
подготовленности занимающихся.
Сопоставление результатов предварительного и итогового тестирования
позволяет определить динамику физической подготовленности, а именно
развитие таких физических качеств, как взрывная сила, скоростносиловая
выносливость, гибкость, силовая выносливость мышц пояса верхних и нижних
конечностей.
Динамика отдельных показателей физической подготовленности
девушек старшего школьного возраста, до и после эксперимента,
представлена в Таблице 5.
42Таблица 5 – Динамика отдельных показателей физической подготовленности
девушек старшего школьного возраста, до и после эксперимента, n=16,
tкр=2,12
Этапы исследования
Сентябрь
2014 г.
xср ± σ
Май 2015 г.
xср ± σ
tкритерий
Стьюдента
P – оценка
достоверности
различий
9,8±4,5
14,3±3,6
t = 2,56
170,2±12,8
181,4±9,7
t = 3,17
13,3±3,2
23,4±2,1
t = 2,52
p<0,05
p<0,05
p<0,01
34,2±5,1
44,5±6,3
t = 3,01
p<0,05
11,1±1,3
10,6±1,7
14,2±4,1
24,5±5,2
t = 4,12
t = 2,41
p<0,05
p<0,05
Тесты
1. Наклон туловища из
положения сидя на
полу, см
2. Прыжок в длину с
места, см
3. Сгибание и
разгибание рук в упоре
лежа, колво раз
4. Подъемы туловища
из положения лежа,
руки за головой, ноги
согнуты и закреплены
(колво повторений за 1
минуту)
5. Челночный бег
4×9 м, с
6. Приседания за 30 с,
колво раз
Анализ динамики оценки отдельных технических элементов
представлены на Рисунке 12.
Как было отмечено ранее оценка техники выполнения технико
тактических действий производилась с привлечением экспертов, МС по дзюдо
и самбо, которые выставляли оценки за демонстрацию приемов по 5ти
бальной шкале.
Следует отметить, что в экспериментальной группе отмечена
положительная динамика физической подготовленности, как в групповых, так
и в индивидуальных результатах по всем 5 тестируемым показателям, случаев
отрицательной динамики не выявлено.
431 ряд – сентябрь 2014 года
2 ряд – февраль 2015 года
Рисунок 12 – Динамика оценки выполнения отдельных технических элементов
(сентябрь 2014 г. – февраль 2015 г., n = 16, баллы)
1 – Серия ударов руками
2 – Удары ногами
3 – Освобождение от захватов
Наиболее значительные сдвиги у девушек старшего школьного возраста
отмечены в показателях гибкости (по тесту наклон вперед), силовой
выносливости мышц пояса верхних и нижних конечностей (сгибание и
разгибание рук в упоре лежа и приседаниях), взрывной силы (прыжок в длину
с места). Изменения в показателях скоростносиловой выносливости у
девушек можно охарактеризовать как незначительные.
Сопоставление результатов тестирования в экспериментальной группе
до и после эксперимента позволяет судить о сравнительной эффективности
воздействия занятий самообороной на показатели физической и технической
подготовленности девушек старшего школьного возраста, то есть собственно
44об эффективности эксперимента в области общей физической и технической
подготовки девушек.
Среди дополнительных факторов, оказавших влияние на результаты
эксперимента, следует отметить более устойчивое внимание к занятиям
самообороной. Это отношение выразилось, в первую очередь, в посещаемости
занятий девушками и отразилось, как уже неоднократно отмечалось на
динамике физической и технической подготовленности.
Следует отметить, что перед началом эксперимента и после него с
девушками было проведено анкетирование в виде опроса с целью изучения
психологического состояния занимающихся. Нами было предложено ответить
на 8 вопросов:
1. Испытываете ли вы чувство страха, находясь в незнакомом месте?
2. Чувствуете ли вы себя незащищенной в темное время суток на улице?
3. Готовы ли вы морально встретиться с хулиганом?
4. Сможете ли вы дать отбор в случае нападения грабителя?
5. Хотели бы вы быть значительно сильнее в физическом плане?
6. Хотели бы вы обладать приемами восточных единоборств?
7. Чувствуете ли вы себя физически слабой?
8. Испытываете ли вы неуверенность, находясь на улице вечером?
На вопрос можно было ответить либо положительно, либо отрицательно
(да и нет).
Ответы, полученные от девушек в начале эксперимента, представлены
на Рисунке 13.
45Рисунок 13 – Ответы на вопросы, полученные в начале эксперимента
(сентябрь 2014 г.)
На основании рисунка можно сделать вывод, что в начале эксперимента
большая часть опрашиваемых девушек испытывали неуверенность (11 чел.)
или чувство страха (16 чел.), находясь в темное время суток на улице или в
незнакомом месте одна. При этом не побоялись встретиться с грабителем (0
чел.) или хулиганом (3 чел.) сравнительно малая часть респондентов. Кроме
того, из них хотели бы стать сильнее в физическом плане 14 человек. А
освоить восточные единоборства пожелали тоже 14 человек.
После проведения эксперимента в мае 2015 года данный опрос был
повторен. Результаты можно проанализировать по Рисунку 14.
46Рисунок 14 – Ответы на вопросы, полученные в результате внедрения
экспериментальной программы (май 2015 г.)
По данный опроса, можно сделать вывод, что практически все девушки
после эксперимента стали чувствовать себя значительно уверенней, находясь
в незнакомом месте, или в темное время суток. Они спокойнее стали
относиться к возможным нападениям грабителей или хулиганов, так как
имеет практический опыт самообороны, и могут дать им отпор.
Таким образом,
что программа
продемонстрировала высокую эффективность и показала положительное
можно сделать вывод,
влияние занятий самообороной на психологическую, физическую и
техническую подготовленность девушек старшего школьного возраста.
47Выводы
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать ряд
выводов:
1. Анализ специальных литературных источников по проблеме
физического воспитания девушек старшего школьного возраста, позволил
охарактеризовать самооборону как комплекс мер тактического, технического
и психологического характера, направленных на избежание и разрешение
ситуаций, связанных с угрозой личной безопасности.
Следует отметить, что элементы восточных и спортивных единоборств,
таких как дзюдо, самбо, айкидо, кобудо и другие представляют широкие
возможности для физического воспитания девушек старшего школьного
возраста и рекомендуются многими специалистами как основные средства
спортивной тренировки при разработке программы по самозащите и
самообороне для работы с указанным контингентом. Использование
элементов спортивных и восточных единоборств позволяют не только
укрепить здоровье старшеклассниц, улучшить показатели физической
подготовленности, но и сформировать необходимый жизненно важный фонд
прикладных умений и навыков, позволяющих эффективно действовать в
экстремальных ситуациях, связанных с угрозой личной безопасности, а также
выработать психологическую устойчивость к противоправным действиям и
чувство уверенности в различных нестандартных ситуациях.
2. При обосновании программы занятий самообороной с девушками
старшего школьного возраста были сформулированы ее цели и задачи,
подобраны средства и методы ее реализации, предложены конкретные
физические упражнения и арсенал технических действий для освоения в
процессе учебнотренировочной деятельности.
3. С целью оценки эффективности эксперимента в контрольной и
экспериментальной группах было проведено тестирование физической и
48технической подготовленности, организованное в начальной и завершающей
стадии эксперимента.
Сопоставление результатов тестирования в экспериментальной группе
до и после исследования позволяет судить о сравнительной эффективности
воздействия занятий самообороной на уровень физической, технической и
психологической подготовленности девушек 1617 лет, повысить их
самооценку. Так были зафиксированы на статистически достоверном уровне
(р<0,05) показатели физической и технической подготовленности по
оцениваемым параметрам.
49Список литературы
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) / Собрание законодательства от 04.08.2014 №31, ст.
4398 (ред. от 21.07.2014).
Литература
2. Алексеев А.В. Психорегулирующая тренировка. – М.: Мысль, 2003.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология. Учеб. пособие для студ.
Высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский
центр «Академия», 2002. – 264 с.
4. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта / И.С. Барчуков. – М.: Кнорус, 2015. – 368с.
5. Боген, М.М. Физическое воспитание и спортивная тренировка.
Обучение двигательным действиям. Теория и методика / М.М. Боген. – М.:
Либроком, 2010. – 200с.
6. Бойков, А. Е. Профилактика зависимого поведения в контексте
образовательного процесса / А.Е. Бойков, Д.В. Сухоруков // Молодой ученый.
– 2014. – №2. –С. 730732.
7. Буйнов, Л.Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая
проблема / Л.Г. Буйнов, Л.П. Макарова, М.В. Пазыркина // Современные
проблемы науки и образования. – 2012. – №4. – С.242.
8. Борьба вольная: Примерная программа спортивной подготовки для
детскоюношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских
школ олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. – М.: Советский
спорт, 2008. – 216 с.
509. Возьмитель, A.A. Образ жизни: тенденции и характер изменений в
пореформенной России / А.А. Возьмитель. – М.: Институт социологии РАН,
2012. – 235 с.
10.
Возрастная и педагогическая психология: Учебник для
пединститутов /Под ред. А.В. Петровского. – М.: Педагогика, 1999.
11.
Гагонин С.Г. Спортивнобоевые единоборства. – СПбГАФК, 1997,
–352 с.
12.
Галич, Г.О., Карпушкина, Е.А. Профилактика девиантного
поведения детей и подростков / Г.О. Галич // Известия ПГПУ им. В. Г.
Белинского. – 2010. – № 16 (20). – С. 8491.
13.
14.
Гвоздев, С.А. Айкидо / С.А. Гвоздев. – М.: Попурри, 2014. – 257 с.
Гвоздев, С.А. Джиуджитсу / С.А. Гвоздев. – М.: Попурри, 2014. –
300 с.
15. Губа, В.П., Квашук, П.В. Индивидуализация подготовки юных
спортсменов / В.П. Губа, П.В. Квашук. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 280
с.
16. Гужаловский А.А. Физическая подготовка школьников. –
Челябинск: ЮжноУральское книжное издво, 1980, – 152 с.
17. Дворкин, Л.С., Давыдов, О.Ю. Физическое воспитание студентов:
учебное пособие / Л.С. Дворкин, О.Ю. Давыдов. – М.: Феникс, 2009. – 700 с.
18. Дзюдо: Примерная программа спортивной подготовки для детско
юношеских спортивных школ, специализированных детскоюношеских школ
олимпийского резерва и училищ олимпийского резерва. – М.: Советский
спорт, 2008. – 188 с.
19. Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвещение,
1979.
20. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. – М.:
Физкультура и спорт, 1998. – 96 с.
5121. Макарова Г.А. Врачебный контроль в спорте – М.: Советский спорт,
2008. – 465 с.
22. Маркс, Роджер Дзюдо. Все техники и основные упражнения / А.
Соседова. – М.: Эксмопресс, 2015. – 112 с.
23. Марищук В.Л., и др. Методики психодиагностики в спорте. – М.:
Просвещение, 2005.
24. Матвеев Л.П. Общая теория спорта: Учк для интов физ. культуры.
– М.: Физкультура и спорт, 1997. – 324 с.
25. Миннегалиев, М.М. Роль физической культуры и спорта в
профилактике девиантного поведения учащейся молодежи // Актуальные
проблемы физической культуры, спорта и туризма : материалы Междунар.
науч.практ. конф. / Уфимский гос. авиац. техн. унт. – Уфа, 2010. – С. 313
315.
26. Митяева, А.М. Здоровьесберегающие педагогические технологии /
А.М. Митяева. – М.: Academia, 2012. – 20 9 с.
27. Михеев, И.А. Влияние занятий самообороной на физическую
подготовленность студентов ВУЗА / И.А. Михеев // Научнотеоретический
журнал «Ученые записки». – 2012. – №№ (85). – С. 125129.
28. Платошкин, Н.А. Государственная поддержка молодежи. Правовые
гарантии / Н.А. Платошкин. – М.: Спутник, 2010. – 131 с.
29. Протопопова,
здоровьесберегающим
образовательным пространством современно школы / В. Протопопова. – М.:
Управление
В.
Учитель, 2014. – 96 с.
30. Селье Г. Стресс жизни // Психология экстремальных ситуаций:
хрестоматия / Сост. А.Е. Тарас, К.В. Сельченок. МН.: Харвест. М.: АСТ,
2000. – С. 638.
31. Сергиенко, И.В. Уличный кулачный бой. Техника боя. Система /
И.В. Сергиенко. – М.: РиполКлассик. 2013. – 266 с.
5232. Сизова, Н.Н. Содержание занятий по самообороне с девушками
ВУЗов на основе использования аэробных упражнений с элементами
единоборств / Н.Н. Сизова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.
– 2013. – №5 (99). – С. 132137.
33. Сорокина,
Активизация познавательной деятельности
обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при
Л.А.
изучении курса естествознание / Л.А. Сорокина // Молодой ученый. – 2013. –
№12. – С. 522524.
34. Сыромятникова,
здоровьеформирующих
образовательных технологий в области педагогического образования / А.А.
Реализация
Л.И.
Борисов, Л.И. Сыромятникова, Л.П. Борисова // Молодой ученый. – 2012. –
№ 6. – С. 375377.
35. Туманян Г.С. Спортивная борьба: Теория, методика, организация
тренировки: учебное пособие. – В 4х кн. – М.: Советский спорт, 1997.
36. Уилмор Дж.Х., Костил Д.Л. Физиология спорта и двигательной
активности. – Киев: Олимпийская литература, 1997. – 503 с.
37. Фазлеева, Е.В. Проблемы мотивации физкультурной активности
студентов вуза / Е.В. Фазлеева, Н.В. Васенков // Теория и практика физ.
культуры. – 2010. – № 6. – С. 8385.
38. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. –
М.: Физкультура и спорт, 1974. – 232 с.
39. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического
воспитания. – М.: Физкультура и спорт. – 1972. – 256 с.
40. Хили, Кевин Карате / А. Дружинец. – М.: Эксмопресс. 2015. – 112
с.
41. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического
воспитания и спорта. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 480 с.
5342. Цунэтомо, ЯмамотоХагакурэ. Книга самурая / А.Г. Кудряшова. –
М.: Диля, 2015. – 209 с.
43. Черноусов, А.В. Система реального рукопашного боя. Часть 1.
Основы. Техника / А.В. Черноусов. – М.: Антология, 2015. – 480 с.
44. Шестаков, В.Б., Ерегина, С.В. Теория и практика детско
юношеского дзюдо / В.Б. Шестаков. – М.: Советский спорт, 2011. – 449 с.
45. Юшков О.П., Шпанов В.И. Спортивная борьба. – М.: МГИУ, 2001. –
92 с.
54Интернетресурсы
46. Официальный сайт Министерства здравоохранения Российской
Федерации. – Режим доступа: www.rosminzdrav.ru.
47. Официальный сайт Центра исследования проблем воспитания,
формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально
педагогической поддержки детей и молодёжи. – Режим доступа:
http://cipv.ru/.
48. Приемы самообороны для девушек и женщин. – Режим доступа:
http://pravilaboya.com/. Самооборона для девушек. – Режим доступа:
http://pravilaboya.com/.
49. Самооборона, самозащита для каждого. – Режим доступа:
http://pravilaboya.com/.
50. Центр координации образования и физического воспитания (АНО
ЦКОФР). – Режим доступа: http://www.ckofr.com.
55