Организация логопедической работы с детьми с нарушением зрения

  • Занимательные материалы
  • doc
  • 28.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсихология, отраслями специальной педагогики, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и тифлопедагогика. Тифлопедагогика (от греческого тифлос- слепой и педагогика - наука о воспитании, те. наука о воспитании и обучении лиц с нарушенным зрением. Значит, логопедия должна учитывать особенности детей с нарушением зрения. Работа учителя - логопеда с детьми с нарушение зрения требует знаний в области офтальмологии, тифлопедагогики, владения соответствующими приемами обучения, применения средств наглядности. Учитель-логопед в специальном дошкольном учреждении корректирует произносительную сторону речи, развивает познавательную сторону речи и активизирует двигательную сферу ребенка. В системе занятий осуществляется комплексный подход к коррекции нарушения развития детей силами логопеда, тифлопедагога, медсестры ортоптиста, психолога, воспитателя. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развития чувственности у детей с нарушениями сенсорной сферы.
Иконка файла материала Организация логопедической работы с детьми с нарушением зрения.doc
Организация логопедической работы с детьми с нарушением зрения Логопедия связана с такими науками как, анатомия, нейропсихология, отраслями специальной педагогики, олигофренопедагогика, сурдопедагогика и тифлопедагогика. Тифлопедагогика (от греческого тифлос­ слепой и педагогика ­ наука о воспитании, те. наука о воспитании и обучении лиц с нарушенным зрением. Значит, логопедия должна учитывать особенности детей с нарушением зрения. Работа учителя ­ логопеда с детьми с нарушение зрения требует знаний в   области   офтальмологии,   тифлопедагогики,   владения   соответствующими приемами   обучения,   применения   средств   наглядности.   Учитель­логопед   в специальном   дошкольном   учреждении   корректирует   произносительную сторону   речи,   развивает   познавательную   сторону   речи   и   активизирует двигательную   сферу   ребенка.   В   системе   занятий   осуществляется комплексный   подход   к   коррекции   нарушения   развития   детей   силами логопеда, тифлопедагога, медсестры ортоптиста, психолога, воспитателя. Это обеспечивает активизацию сохранных анализаторов, развития чувственности у детей с нарушениями сенсорной сферы. Практически 80% детей старшего дошкольного возраста с проблемами зрения имеют нарушения речи. По определению Левиной Р. Е., собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения   пространственной   координации,   не   достаточно   развита   мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере. дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не правильно   произносят   слова,   печатают   буквы   зеркально.   Это   особенно относится к детям, страдающим такой зрительной патологией как отрофия зрительных   нервов,   дистрофия   сетчатки   и   другие   заболевания.   которые сопровождаются выраженными изменениями основных зрительных функций.Недостаточные   представления   об   окружающем   предметном   мире провоцируют   накопления   в   речи   слов   без   конкретного   содержания,   что приводит   к   формальному   усвоению   знаний   и   лишает   детей   возможности применять полученные знания в учебной и игровой деятельности. Таким   образом,   у   детей   часто   не   сформирована   речевая функциональная система, ограничен словарный запас, искаженно понимание смысловой   стороны   речи.   При   зрительной   работе   у   слабовидящих   детей быстро   наступает   утомление,   понижается   работоспособность.   Поэтому зрительная патология отрицательно влияет на доречевое и речевое развитие ребенка с нарушением зрения. Коррекционно   –   логопедической   работе   предшествует   углубленное обследование   детей,   логопедом,   он   устанавливает   степень   сложности первичных и вторичных отклонений. Первичным дефектом всегда является зрение, вторичным речь. Основной   формой   организации   логопедического   процесса   является занятие. Логопедические занятия в детском саду проходят в игровой форме. С учетом ФГОС и общей образовательной программы детского сада. Занятия имеют   сюжетно­тематическую   организацию   и   проводятся   в   специально оборудованном кабинете, где создана предметно­развивающая среда, каждому ребенку обеспечен личностно ориентированный подход. Задания   и   упражнения   на   занятиях   учителя   –   логопеда   несут   Коррекционно­логопедическая   работа коррекционную   направленность. проводится на вербальном материале. В процессе предметно­ практической деятельности. Помимо речевого анализатора в работу включается слуховой, зрительный  и тактильный, что положительным образом влияет на развитие компенсаторных   процессов.   Ребенок   должен   активно   действовать   с предметом, увидеть все признаки предмета, а не пассивно слушать педагога. Коррекционную направленность логопедических занятий определяют1.   Острота   зрения.   От   этого   зависит   прямым   образом   и   размер индивидуальных пособий. 0.4 и выше­ 2 см. 0.2­0.3, 2­3см 0, 05­0, 1, 3­4 см 0.01­0, 04 4­5 см Использование специальной наглядности, крупной фронтальной (до 15­ 25   см);   использование   фонов,   улучшающих   зрительное   восприятие   при демонстрации   объектов;   преобладание   пособий   красного,   оранжевого, желтого   цвета,   подставок,   позволяющих   рассматривать   объекты   в вертикальном положении. При гиперметропии: игрушки должны быть ярко­желтого, оранжевого цвета,   рисунки   нужно   держать   подальше   от   глаз.   Расстояние   зависит   от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом. При  сходящем  косоглазии:  нужно  следить,  что  бы  во   время  занятия ребенок   не   склонялся   над   столом.   Предлагается   книги   или   картинный материал на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене. При миопии и катаракте: для восприятия картинок логопед использует темный   фон   и   дается   контрастное   изображение   предметов,   а   для демонстрации пособий при атрофии зрительного нерва рекомендован светлый фон. Учитывая   это   логопед   должен   иметь   в   работе   двусторонний фланелеграф   со   светлой   и   темной   стороной.   Безусловно,   важным   для логопеда   является   знание   основных   терминов:   амблиопия,   миопия, гиперметропия, а так же особенностей зрительных нагрузок при предъявлении пособий детям разного возраста с определенной остротой зрения. ­   Выбор   методов   и   приемов   с   учетом   не   только   возрастных   и индивидуальных   возможностей,   но   и   острота   зрительных   функций,   уровня развития восприятия, периода лечения. Быстрая утомляемость детей требуетсмены   деятельности.   Как   обязательная   часть   любого   занятия   вводятся физкультминутки с элементами логоритмики. ­   Индивидуальный   и   дифференцированный   подход   с   учетом рекомендации   тифлопедагога,   уровня   развития   и  возможностей   ребенка.  В индивидуальной   работе   необходимо   учитывать   остроту   зрения   и   в зависимости от этого возможности ребенка, скорость вхождения в контакт в процессе   обучения,   темп   выполнения   задания,   реакцию   на   оценку деятельности, устойчивость внимания. ­ Следует рассаживать детей как ближе к рассматриваемому объекту, использовать   индивидуальную   наглядность   для   детей   с   низкой   остротой зрения. Размещать на доске предметы размером от 10 до 15 шт. одновременно. Размещать объекты следует так. Чтобы они не сливались. Условия для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта:  выбор адекватного фона;  выбор оптимального цвета;  постоянное использование указки для уточнения;  ребенок   с   окклюзией   находится   при   показе   у   доски   со   стороны открытого глаза;  педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям;  объекты на рассматриваемой картине имеют четкий контур;  непрерывная зрительная нагрузка составляет не более 10 мин. При   организации   логопедической   работы   решаются   и   специальные задачи дошкольного учреждения для детей с нарушением речи ­ Процесс узнавания у слабовидящих детей цветных, контурных и силуэтных изображений  не  однозначно.  Из всех   видов изображений   лучше  всего  дети узнают цветные картинки, так как цвет дает им дополнительную информацию. Значительно   сложнее   дети   ориентируются   в   контурных   и   силуэтных изображениях. Чем сложнее форма, тем труднее дети опознают объект.­ На логопедических занятиях происходит развитие зрительно­ двигательной координации (предлагаются задания на соединение предметов) ­   Для   укрепления   мышц   артикуляционного   аппарата,   развитие   навыков четкого артикулирования звуков проводится артикуляционная гимнастика и логопедический массаж, исправления звукопроизношения, создают основу для преодоления нарушения речи. Необходимо   развивать   интерес   к   логопедическим   занятиям   и заинтересовать ребенка.