Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.
Оценка 4.8

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Оценка 4.8
Повышение квалификации
doc
география
5 кл—11 кл
28.03.2017
Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.
Научно-исследовательская деятельность учащихся на уроках географии- одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей. В мировой образовательной практике понятие исследовательской деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога.Я считаю что основной задачей для меня как педагога является научить ребёнка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, тогда и процесс обучения будет для него наиболее эффективным и результативным. Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы обучения:
организация научно-исследовательской работы на уроках географии.doc
Организация научно­исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.  Шлеменкова  Ольга Сергеевна, учитель географии МБОУ СОШ №4 г. Николаевска­на­Амуре Хабаровского края Сегодня учитель призван не только сформировать у учеников системные знания, но и научить   применять   усвоенные   знания   и   умения   в   практической   деятельности   и повседневной жизни, создать условия для становления у учащихся гражданской позиции, готовности   к   жизни   в   поликультурном,   динамично   развивающемся   мире,   способности адаптироваться к меняющимся условиям трудовой деятельности.  На   сегодняшний   день   актуальной   задачей   в   сфере   образования   является   развитие продуктивных   технологий.   Заканчиваются   возможности   экстенсивного   пути   развития образования, т.е. пути, при котором повышение образованности, социальной устроенности, профессиональности связывалось с повышением объема знаний, которым владеет человек. При   экстенсивном   пути   развитие   образования   понималось   преимущественно   как увеличение количества предметов, учебной нагрузки, срока обучения и т.д. В настоящее время образованность обществом начинает осознаваться как владение техниками работы с информацией,   развитие   навыков   самообразования,   целеполагания   и   мотивации собственной   деятельности,   что,   в   конечном   счете,   выражается   в   паритете   здоровья физического, интеллектуального, нравственного. Научно­исследовательская   деятельность­дело   не   простое   и   овладеть   ею   даже   на элементарном уровне за короткий срок сложно. Чтобы привить учащимся умения и навыки такого   вида   работы,   нужна   систематическая,   кропотливая   работа,   требующая значительных   усилий,   времени,   знаний   методологического   и   методического   планов.   В противном   случае   мы   имеем   дело   не   с   исследовательской   работой,   а   компилятивной, представленной в виде реферата или информацией, скачанной из Интернета, иногда даже не переработанной. Работа может быть признана исследовательской только в том случае, если на лицо представлен личный вклад в дело исследования и показана его практическая значимость и с этими требованиями учащихся может познакомить, конечно же, только учитель. Главной   целью   географического   образования   является   формирование   активной творческой   личности.   Вклад   школьной   географии   определяется   современным   этапом взаимодействия природы и общества, когда деятельность личности является важнейшим фактором в системе взаимоотношений человека и природы. География — единственный школьный предмет, дающий целостное представление о Земле как планете людей.* Интересы   общества   и   географической   науки   находятся   в   неразрывной   связи   со школой, определяют новые идеи для модернизации географического образования. В связи с этим школьная география призвана обеспечить решение следующих задач: • Востребованность результатов обучения в жизни. • Личностную ориентацию и деятельностный характер обучения. • Разгрузку содержания образования. •  Реализацию проектной деятельности в структуре индивидуальной образовательной траектории учащихся. •  Практическое   освоение   проектно­исследовательскими   и   коммуникативными методами. •  Формирование   ключевых   компетенций   –   готовности   учащихся   использовать усвоенные   знания,   умения   и   способы   деятельности   в   реальной   жизни   для   решения практических задач и т.д. *(Глушкова А.Д. Проблемы естественнонаучного образования: Сборник науч. трудов.­ Иркутск; Изд­во Иркут. гос. пед. ун­та)  Таким   образом,   осуществляется   переход   от   информационной   модели   обучения   к деятельной   и   личностно­ориентированной   моделям,   который   позволит   сформировать новые подходы к пониманию значимости школьной географии. Научно­исследовательская   деятельность   учащихся   на   уроках   географии­   одна   из прогрессивных     форм   обучения   в   современной   школе.   Она   позволяет   наиболее   полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потенциальные творческие способности детей.  В   мировой   образовательной   практике   понятие   исследовательской   деятельности подразумевает творческий процесс совместной деятельности учащихся и педагога. Развивая навыки исследовательской деятельности на уроках географии ставлю перед собой следующие задачи: Учить   детей   приёмам   осмысленной   географической   мыследеятельности: поиску   ответов   на   вопросы,   видению   и   объяснению   различных   ситуаций   и проблем, оценочной деятельности, приёмам публичного обсуждения, умению излагать   и   отстаивать   свою   точку   зрения,   оперативно   принимать   и реализовывать решения; Подкреплять свои знания практическим действиями, используя специфические методы сбора, анализа и обобщения информации; Помогать   использовать   разные   источники   информации,   приёмы   её систематизации, сопоставления и анализа; Обучать школьников на примере реальных проблем и явлений, наблюдаемых в повседневной жизни.  Цель моей педагогической деятельности ­это развитие познавательных  интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей  учащихся через исследовательскую деятельность на уроках географии. Познавательная деятельность организуется мною как на уроках, так и во внеурочное время, которая направляется на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии. Свою научно­исследовательскую деятельность как на уроке, так и вне его я разделила на несколько видов.       На уроках географии 1. Применение исследовательского метода; 2. Нетрадиционные формы занятий; 3. Домашнее задание исследовательского характера.       Внеурочное время 1. Написание исследовательской работы; 2. Работа на факультативах; 3. Олимпиады и конкурсы; 4. Научно­практические конференции; 5. Учебные проекты. Свои уроки я стараюсь планировать так, чтобы практически у каждого моего ученика мог   раскрыться   заложенный   в   нём   творческий   потенциал.   В   основе   урока   лежит личностное   включение   школьника   в   процесс   обучения.   Метод   исследовательского обучения используется мною при изучении таких тем как: Глобальные проблемы современного человечества; Страны и народы; Географическая оболочка Земли; Так же я использую на своих уроках поисковый метод, куда отношу: учебный диалог, решение проблемных и исследовательских задач. На количество   вопросов,  которые  задаются в  диалоге,   влияет  сложность   задачи  и подготовленность класса. Очень тщательно мною продумываются вопросы и задания к каждому уроку, т.к. чем больше   факторов,   объясняющие   особенности   объекта,   тем   выше   исследовательский потенциал такого задания. Я   считаю   что   основной   задачей   для   меня   как   педагога   является   научить   ребёнка учиться, добывать самостоятельно информацию из любых источников, тогда и процесс обучения будет для него наиболее эффективным и результативным. Развитию   навыков   исследовательской   деятельности   способствуют   нетрадиционные формы обучения: Урок­лекция; Урок­семинар; Урок­зачёт; Урок­практикум. Эта   форма   построения   уроков   позволяет   сделать   переход   к   обучению   на   высшей ступени плавным.  Для успешного усвоения учебного материала по географии и возможности проявить свои   творческие   способности   регулярно   предлагаю   школьника   домашнее   задание   по географии,   которое   носит   исследовательский   характер.   Мною   разработана   система домашних   мини   исследований   практически   по   всем   темам   учебного   курса   географии. Формы таких заданий могут быть разнообразными: Проведение экскурсий, наблюдений; Работа с периодической печатью; Подготовка презентаций. При   подготовке   к   уроку   рекомендую   учащимся   активно   использовать   не   только периодическую печать, но и пользоваться материалом из Интернета. В процессе чтения и подбора   материала,   учащиеся   могут   найти   для   себя   интересные   примеры   из   жизни   и показать   хорошую   эрудированность   по   современной   экологической   и   экономической ситуации   в   нашей   стране.   Благодаря   таким   заданиям   учащиеся   учатся   сопоставлять материал из учебников с практикой  из жизни. Немаловажным считаю в своей работе и внутренние результаты. Это личностный рост учащихся,   умение   планировать   и   организовывать   свою   деятельность,   самостоятельно принимать   решения,   самостоятельно   оценивать   свои   сильные   и   слабые   стороны   своей работы. Ребята в процессе исследования работы ощущают потребность помощи товарищей, учатся   привлекать   к   решению   поставленных   перед   ними   задач   детей   и   взрослых,   что пригодится им в дальнейшем для успешной социализации в обществе. Желание заняться исследовательской работой у ребят возникает ещё в 6­х классах, когда   интерес   к   окружающему   миру   у   них   уже   сформирован.   Наиболее   интересными исследовательскими   работами   считаю   «Морской   город   будущего»   ­проектно­ исследовательская работа в 7 классах, «Как будет выглядеть наша Земля в будущем(по гипотезе дрейфа материков)» в 6 классах, «Экологические проблемы города Николаевска­ на­Амуре   и   пути   решения»   в   8   классах,   «Современное   состояние   экономики   своего района» в 9 классах. Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению   учащихся   в   творческий   поиск,   увеличивает   объём   знаний   добытых самостоятельно. Ориентирует их на выбор профессии. Исследовательская   работа   становится   средством   индивидуализации   современного образовательного процесса. 1. Буланова­ Топоркова М.В., Духовнева А.В., и др. педагогические технологии.  Библиография М.:2004; 2. Загрекова Л.В., Николина В.Н., Теория и технология обучения. М.: 2004; 3. Личностно­ориентированное обучение в современной школе.­М.: 1996; 4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Народное  образование,1998. 5. Методические материалы для сетевых педагогов по учебному предмету  «География», Жебровская О.О.С­Петербург, 2008.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.

Организация научно-исследовательской деятельности школьников в процессе обучения географии, как один из приёмов новейших технологий.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.03.2017