Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках физики

  • Научно-исследовательская работа
  • docx
  • 05.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Одним из приоритетных направлений развития современного профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу сложных ситуаций и принятию ответственных решений. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» определена основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника, ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.Эта задача стоит и на сегодняшний день.статья
Иконка файла материала статья Организация проектно.docx
Организация проектно­исследовательской деятельности на уроках физики Шагаева Т. Н., учитель физики г. Губкин, ОГАПОУ  « Губкинский горно­политехнический колледж»                                                                                 Единственный путь, ведущий к знанию,  ­это деятельность. Б.  Шоу                                                                                                                 То современное общество, в котором мы живем, меняется день ото  дня. Меняется жизненный уклад, технологии, появляются новинки в мире  науки и техники, рождаются новые потребности, меняются формы и  способы  работы. Люди, которые живут в этом обществе и хотят стать  успешными, тоже должны меняться. Если они хотят идти в ногу со  временем, то им необходимо перестроиться и овладеть новыми методами  работы. Возникает необходимость научиться добывать  нужную  информацию, уметь оценивать ее значимость и с ее помощью выявлять  новые проблемы, выдвигать гипотезы, уметь находить и предлагать  неординарные методы и средства решения проблем, за ограниченное время  создавать продукт своей деятельности. Необходимость быстрого поиска  решения возникающих производственных и научных задач привела к  распространению проектно­исследовательской деятельности как  технологии решения проблем. В соответствии с этой тенденцией в  стандарте второго поколения сформулированы новые типы планируемых  результатов обучения, такие как проведение исследований и проверка  гипотез. Понятно, что успешных и компетентных специалистов можно  получить, только если формировать их со школьной скамьи [1]. Одним из приоритетных направлений развития современного  профессионального образования является повышение качества подготовки  специалистов, легко адаптирующихся к изменениям, способных к анализу  сложных ситуаций и принятию ответственных решений. В «Концепции  модернизации российского образования на период до 2010 года»  определена основная цель профессионального образования – подготовка  квалифицированного, конкурентоспособного на рынке труда работника,  ориентированного в смежных областях деятельности, готового к  постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной  мобильности [2].Эта задача стоит и на сегодняшний день. Проблема формирования профессионально важных качеств  специалиста привлекает внимание как участников образовательного  процесса, так и работодателей. Интеллектуальный потенциал специалиста в настоящее время рассматривается как важнейший фактор развитияэкономики, а уровень образования как стратегический ресурс данного  развития. В современных условиях на первый план выдвигается задача  обеспечения конкурентоспособности образовательных учреждений  среднего профессионального образования, которая определяется  соответствием выпускников запросам регионального рынка труда и рынка  образовательных услуг. В связи с этим перед колледжем поставлена задача  повышения качества образовательной деятельности. Существенные изменения стратегии и тактики образования,  нормативно­правовой базы, содержания и принципов обучения требуют  совершенствования организации образовательного процесса. Считаем, что  основой совершенствования системы управления образовательным  процессом является проектная деятельность, направленная на оптимизацию образовательного процесса и внедрение актуальных технологий  профессиональной подготовки студентов. Физика — наука экспериментальная. В основе её лежат наблюдения и опыты,   и   организация   проектно­исследовательской   деятельности обучающихся при изучении физики — необходимый фактор, позволяющий повысить   интерес   к   физической   науке,   сделать   её   увлекательной, занимательной,   интересной     и   полезной   с   точки   зрения   практической направленности.  На   уроках   физики   проектно­исследовательская деятельность   имеет   широкое   поле   применения,   начиная   уже с первого курса.   Учебное   исследование   становится   реальным,   когда   мы   сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Речь идет о постепенном   освоении   исследовательского   подхода   к   темам,   о   работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной — в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду. Возникает   вопрос:   с   чего   начинать   проектно­исследовательскую деятельность   на   уроках   физики?   Начинать   нужно   с   того,   что   может заинтересовать обучающихся! Из собственного опыта работы могу сказать, что   ребята   с   живым   интересом     объясняют   физические   явления, встречающиеся в их выбранной профессии и в жизни.  Еще   одной   формой   работы,   которая   нравится     обучающимся     и   осваивать   приемы   проектно­исследовательской позволяет   им   деятельности,   является   создание   самодельных   приборов,   подготовка занимательных   опытов   (с   последующей   демонстрацией   в   аудитории)     и выполнение домашних экспериментальных заданий.  Процесс подготовки и защиты проекта включает в себя постановку проблемы   исследования,   планирование исследовательских   действий,   сбор   данных   (фактов,   наблюдений, доказательств),   их   анализ   и   синтез,   подготовку   и   написание   сообщения, выступление с сообщением, построение выводов, заключений.    формулирование   гипотезы,При выполнении проектно­исследовательских работ обучающимися, у   них     возникает   необходимость   изучения   научных   публикаций, монографий,   поиск   новинок   науки   и   техники,   т.   е.   серьезная   работа   с литературой.  Приобщаясь   к   научному   поиску   ребята   учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Они учатся   классифицировать   собранный   материал,   обрабатывать, анализировать   его,   обобщать   и   делать   выводы.   Они   обучаются   умению излагать свои мысли на бумаге, вести публичную дискуссию, отстаивать собственные выводы. Вся эта работа ведет к переосмыслению, обогащению и углублению знаний, полученных на уроках  физики. В качестве примера хочу привести создание обучащимися   презентаций­проектов: «Двигатели внутреннего сгорания и защита окружающей среды», «Оптические явления в моей жизни», «Создание первой атомной бомбы. Трагедия Хиросимы и Нагасаки», «Биологическое действие радиации»,   «Современная атомная энергетика»,   «   Экологические   последствия   аварии   на   Чернобыльской АЭС»,   Презентации обучающиеся выполняют, как правило, группами, затем проводится защита проекта.    «Экологические   проблемы   моего   города». При выполнении лабораторных и исследовательских работ на уроках физики   обучающиеся   приобретают   практические,   измерительные     и вычислительные   умения   и   навыки,   которые   затем   могут   применить   при выполнении   экспериментальных   работ   исследовательского   характера. Работы, которые предлагаются для этого, просты, интересны, ставятся на несложном   оборудовании.   Обучающимся   сообщается   вначале   только название работы (задание) и предлагаемое оборудование. Примерами таких кратковременных работ являются:  « Выращивание кристаллов поваренной соли или сахара из их насыщенных растворов», « Определение скорости движения   указательного   пальца   при   горизонтальном   щелчке»,   « Определение средней скорости поступательного движения кисти рук», « Определение роста человека с помощью часов» [4]. Ребята с удовольствием выполняют эти задания, работая в парах и группах, а затем делятся друг с другом   результатами   своего   труда.  Исследовательская   работа обучающихся, как правило, не вносит новизну в науку, а повышает уровень знаний самого исследователя. Практика показывает, что проектно­исследовательская деятельность реально способствует формированию нового типа обучающегося, который обладает набором умений и навыков самостоятельной и конструктивной работы,   владеет   способами   целенаправленной   деятельности,   готов   к сотрудничеству   и   взаимодействию,   наделен   опытом   самообразования. Молодые люди, способные принимать адекватные, быстрые, продуманные решения   могут   обеспечить   себе   достойную   жизнь   и   высокий   уровень социализации. Литература1. Ковалева С.Я. Об ученической исследовательской и проектной  URL: http://volsk­ деятельности   //   Первое   сентября,   2011,   №   4. sch5.edusite.ru/DswMedia/fiz­2011­04­506.pdf 2. Савенков А.И. Исследовательское обучение и проектирование в  URL:   Исследователь:   современном http://www.researcher.ru/methodics/teor/a_1xitfn.html образовании. 3. Примерные   программы   по   учебным   предметам.   Физика.   10­11 клвссы: проект. — 2­е изд. – М.: Просвещение, 2011. 4. Елькин В. И. Необычные учебные материалы по физике: Задачи, тесты, практические работы, книжка для чтения м раздумий/ Сост. Э. М. Браверман.— М.: Школа­Пресс—2001.