Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников
Оценка 5

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Оценка 5
Лекции
doc
Междисциплинарный 3
2 кл—4 кл
02.06.2017
Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников
Один из главных факторов развития современной личности младшего школьника — познавательная творческая деятельность самого ребёнка. Результаты научно-экспериментальных исследований по проблеме формирования опыта творческой деятельности учащихся указывают на необходимость включения школьников в учебно-исследовательскую деятельность, которая является и способом освоения действительности, и средством организации учебного процесса.Организация проектной деятельности в начальной школе.
Организация проектной деятельности.doc
«Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников» Один из главных факторов развития современной личности младшего школьника   —   познавательная   творческая   деятельность   самого   ребёнка. Результаты   научно­экспериментальных   исследований   по   проблеме формирования   опыта   творческой   деятельности   учащихся   указывают   на необходимость  включения   школьников   в   учебно­исследовательскую деятельность,  которая является и способом освоения действительности, и средством организации учебного процесса. Цель: поставить младшего школьника в такие условия, при которых он самостоятельно   открывает  для   себя  известное   в   науке,   но   при   этом   «его мыслительная   деятельность   осуществляется   так   же,   как   и   деятельность ученого». I  . Различия проектной и исследовательской деятельности. Проектная   и   исследовательская   деятельность   имеют   много   общего, зачастую, говоря   о  проектах  и  исследованиях,  имеют  ввиду  одну  и  ту  же деятельность. Однако эти виды деятельности имеют отличия.   Проектный   метод   обучения   предполагает   процесс   разработки   и создания   проекта  (прототипа,  прообраза,  предполагаемого   или   возможного объекта или состояния). Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное   отличие   исследования   от   проектирования   состоит   в том,   что   исследование   не   предполагает   создания   какого­либо   заранее планируемого   объекта,   даже   его   модели   или   прототипа.   Исследование   – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. В исследовании обнаруживается то, что уже есть, а в проекте создаётся то, чего ещё нет. I  I  . Особенности организации проектной и исследовательской деятельности. Детская   исследовательская   деятельность   играет   огромную   роль   в современных   школьных   программах.   Подобная   деятельность,   ставящая учащихся в позицию «исследователя», занимает ведущее место в системах развивающего   обучения.   Для   развития   умений   исследовательской деятельности   необходимы   такие   условия,   которые   отвечают   поставленной цели. Н.А.Семёнова,   ст.   преподаватель   Томского   государственного педагогического университета выделяет следующие  условия  формирования исследовательских умений младших школьников:  Целенаправленность   и   систематичность.   Работа   по   развитию исследовательских  умений должна  проходить в классе  постоянно  как  в урочной,   так   и   во   внеурочной   деятельности,   на   разных   предметах,   по разным темам.  Мотивированность.   Необходимо помогать учащимся видеть смысл их творческой исследовательской деятельности.  Творческая среда. Учитель должен способствовать созданию творческой, рабочей атмосферы, поддерживать интерес к исследовательской работе.  Психологический   комфорт.   Важно,   чтобы   учащиеся   не   боялись допустить ошибку, воздерживаться от негативных оценок. Задача учителя – не подавлять желания, а поддерживать и направлять их.  Личность   педагога.   Для   развития   исследовательских   умений   нужен творчески работающий учитель, обладающий определенными знаниями и подготовкой для ведения занятий по исследовательской деятельности.  Учёт   возрастных   особенностей.   Обучение   должно   осуществляться   на доступном   уровне,   само   исследование   быть   посильным,   интересным   и полезным. Умения, необходимые при организации учебной деятельности. Умения  представить  результат своей  работы формы  представления  результатов,  формы научных  собраний,  требования к  докладу, речи  докладчика Умения  организовать  свою работу Умения и знания  исследовательског о характера Умения работать  с информацией организация  рабочего места,  планирование  работы выбор темы  исследования,  целеполагание как этап  деятельности, умение  выстроить структуру  исследования, методы  исследования,  общелогические методы, поиск информации виды информации,  источники  информации, научный  текст, термин,  понятие, смысловые  части текста: абзацы,  главы, параграфы,  умение выделять  главное, краткое  изложение, цитата,  ссылка, план  определения,  формулирование  определения, вывод,  формулирование  вывода, логика  изложения, конспект,  приёмы  конспектирования,  условные знаки,  доказательство:  аргументы, факты, вступление и  заключение Виды учебных исследований в начальной школе. По   количеству   участников:  групповые, коллективные. По месту проведения: урочные, внеурочные. По времени: кратковременные или долговременные. По теме: предметные свободные. индивидуальные   (самостоятельные), Тематика проектных и исследовательских работ. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Для проекта требуется личностно значимая   и   социально   детерминированная   проблема,   знакомая   младшим школьникам и значимая для них.  При прохождении курса «Окружающий мир» в начальной школе может быть предложена проектная и исследовательская деятельность учащихся по следующим темам:   проекты:  «История   моей   улицы»;   «Улица   моего   детства»;   «Моё генеалогическое древо»; «Моя фамилия»; «Любимый семейный праздник»; «Отношения   в   семье»;   «Обязанности   членов   семьи»;   «Мы   приглашаем гостей» и др. исследовательские работы:  «Вода и её значение для жизни человека»; «Разнообразие   водоёмов   родного   края»;   «Экологические   проблемы водоёмов» и др. Примерные темы проектов и исследований в начальной школе  опубликованы в Начальной школе №9, 2005, с.58; №9,2006, с.24; №2, 2006, с.49. Этапы исследовательской и проектной деятельности. Содержание работы на  этапе Деятельность учащихся Деятельность учителя 1 этап. Подготовка Проведение вводной беседы с целью: ­ формирования первичного представления об изучаемом объекте; ­ формирования интереса к данной теме; ­ создания условий и возможностей для дальнейшей творческой деятельности Что исследовать? Выбирая темы для проектов, учителю необходимо опираться, прежде всего, на интересы самих учеников, учитывать привычные для них способы получения информации. В начальной школе можно провести анкетирование или   опрос,   предложив   детям   выделить   и   подчеркнуть   три­пять   проблем, которые   им   наиболее   интересны.   Не   беда,   если   учащиеся   не   отметили вопросы, на которые был ориентирован сам учитель. 2 этап. Организация проектной и исследовательской работы Предъявление заранее  подготовленных карточек,  памяток и т.п. для каждого  ученика­исследователя.  Помощь в постановке целей. Выдвижение идей,  высказывание  предположений,  определение сроков работы  (поэтапно). Актуализация знаний Обсуждение темы с  учителем, получение при  необходимости  дополнительной  информации, постановка  цели. Плановые работы Выработка плана действий  (как можно это сделать?). Определение основных  методов: ­ прочитать в книге; ­ понаблюдать; ­ посмотреть в компьютере; ­ задать вопросы родителям,  специалистам; ­ подумать самостоятельно; ­ посмотреть в книгах; ­ посмотреть по телевизору  и т.п. Формулировка задач. 1. Выбор темы и целей  проекта (через проблемную  ситуацию, беседу,  анкетирование и т.п.) 2. Определение количества  участников проекта, состава  группы. 1. Определение источников  информации. 2. Планирование способов  сбора и анализа  информации. 3. Планирование итогового  продукта (формы  представления результата). Продукт: ­ отчет (устный, письменный, с демонстрацией  материалов); ­ фильм, макет, сборник и  др.; ­ конференция, праздник и  т.п. 4. Выработка критериев  оценки результатов работы. 5. Распределение  обязанностей среди членов  команды. Исследовательская деятельность Сбор информации, решение  промежуточных задач.  Основные формы работы:  интервью, опросы,  наблюдения, изучение  литературных источников и  т.п. Организация экскурсий,  проведение экспериментов и т.п. Анализ информации.  Формулировка выводов.  Оформление результата. Проведение исследований,  решение промежуточных  задач. Фиксирование  информации различными  способами: запись, рисунок,  коллаж, схема. Изображение символами, закладки. Результаты и выводы Анализ информации.  Оформление результатов. Как исследовать? Наблюдение, советы,  косвенное руководство  деятельностью, организация  и координирование  отдельных этапов проекта. Наблюдение, советы. Подготовка к исследованиям. В первую очередь юному исследователю понадобится   папка   исследователя.   Сделать   её   можно   на   уроке   труда.   На каждый   лист   помещается   изображение   метода   исследования.  Кроме   этого, каждый   ребёнок   должен   получить   неограниченное   количество   маленьких листочков для фиксации информации, ручку, карандаш и фломастеры. Проведение исследований. На этом этапе задача педагога – играть роль консультанта, старшего помощника. Ребёнок выбирает себе ту тему, которая ему   больше   нравится   и   начинает   действовать   самостоятельно.   Задача   – собрать нужные сведения, используя все доступные источники информации, обобщить их и подготовить проект или доклад по результатам исследования. Для учащихся младших классов лучше всего организовывать экскурсии, чтобы они могли «увидеть» предмет и задать вопросы о нём; чтобы они могли «услышать», необходимо проводить беседы или сообщения. Чтобы они могли «прочитать»,   необходимо   обучать   работе   с   библиотечным   каталогом,   с архивами, с сайтами Интернета. 3 этап. Представление готового продукта (презентация) Представление результата  работы в разнообразных  формах. Отчёт, ответы на вопросы  слушателей, полемика,  отстаивание своей точки  зрения, формулировка  окончательных выводов. Знакомство с готовой  работой, формулировка  вопросов как от рядового  участника. Является   очень   важным   этапом.   Позволяет   решить   несколько   задач: развитие научной речи; развитие умений работать с текстом; анализ продукта собственной   деятельности;   возможность   продемонстрировать   свои достижения; пополнение знаний других учащихся новыми сведениями; умения оценки и самооценки результатов исследования. Формы занятий:  Конференции,   на   которых   учащимся   представляют   краткий   доклад   о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;  Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников; Выступления, как правило, для определенного круга – своих одноклассников, учащихся   параллельных   классов,   заинтересованных   данной   темой,   ­ представление   доклада   с   целью   сообщения   нового   знания.   Исследователи выступают как бы в роли педагога, что имеет дополнительное мотивирующее значение.  Презентация исследований. На этом этапе нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом одноклассникам. Для этого потребуется:      дать определения основным понятиям; классифицировать основные предметы, процессы, явления и события; выявить и обозначить все замеченные парадоксы; ранжировать основные идеи; предложить метафоры и сравнения (сопоставления, схемы и др.);      выработать суждения и умозаключения; сделать выводы; указать пути дальнейшего изучения явления; продумать текст выступления и подготовиться к ответам на вопросы; приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи для иллюстрации результатов исследования. Результаты работы целесообразно рассматривать как вариант взаимного  обучения детей: докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, а постараться передать эти сведения одноклассникам. Например, презентация проекта «История школы, в которой я учусь» может выглядеть так:    выступление «журналистов»: продукт – страницы книги «Мои родители – ученики школы №…»; выступление «политиков»: продукт – страницы книги «Знаменитые люди, обучавшиеся в нашей школе»; выступление   «социологов»:   продукт   –   страницы   книги   «Учителя   – участники различных конкурсов районного и областного уровней» и т.д. На презентации можно приглашать родителей и ребят из других  классов. 4 этап. Оценка процессов и результатов работы Участие в оценке путём  коллективного обсуждения и самооценок Оценивание усилий  учащихся, креативности  мышления, качества  использования источников,  потенциала продолжения  работы по выбранному  направлению Существует две точки зрения на этот вопрос: одни педагоги считают, что   любое   балльное   выражение   оценки   результатов   исследовательской деятельности в начальных классах школы не должно иметь место потому что: ­ учащиеся должны чувствовать себя успешными; ­ учащиеся лишь учатся проводить исследования, любое их достижение уже является движением вперёд; Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, расширить свой кругозор или достичь какой­то цели. Следовательно, никто другой так, как он, не сможет почувствовать, увидеть, оценить свой труд.  Но это не означает бесконтрольность исследовательской деятельности, ведь   младший   школьник   пока   не   обладает   самокритичностью,   не   имеет достаточно   базы   для   оценки   полноты   исследования,   практичности используемых   методов.   С   целью   преодоления   подобных   проблем   педагог, учащиеся,   другие   участники   собрания   могут   высказывать   оценочные суждения, имеющие форму пожелания, совета. С   точки   зрения   других   педагогов,   результаты   проектной   и исследовательской   деятельности   учащихся   обязательно   должны   быть оценены.  Важно,   чтобы   оценка   выполненных   проектов   носила   стимулирующий характер.   Школьников,   добившихся   особых   результатов   в   выполнении проекта, можно отметить дипломами, при этом в начальной школе должен быть   поощрён   каждый   ученик,   участвовавший   в   выполнении   проектов.   Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Лучше выделить несколько номинаций и постараться сделать так, чтобы каждый   проект   «победил»   в   «какой­либо»   номинации.   Например, «Познавательный   проект»,   «Нужный   проект»,   «Памятный   проект», «Красочный проект», «Весёлый проект», «Оригинальный проект», «Дружный проект» и др. Помимо личных призов можно приготовить общий приз всему классу за успешное завершение проектов. Организация общешкольной ученической конференции как форма подведения итогов исследовательской деятельности младших школьников Одной   из   форм   подведения   итогов   исследовательской   деятельности учащихся могут стать организация и проведение общешкольной ученической конференции   под   названием   «Первые   шаги   в   исследовательской деятельности»,   на   которой   осуществляется   публичная   защита   проектов,   в ходе   которой   дети   учатся   излагать   информацию,   сталкиваются   с   другими взглядами на проблему и доказывают свою точку зрения. Цель   конференции:  поиск   и   поддержка   наиболее   способных   к творческой   и   исследовательской   деятельности   учащихся;   формирование   у младших   школьников   потребности   к   саморазвитию   и   самообразованию; создания школьного и научного ученического общества. Конференция проводится в два этапа. 1 этап – подача заявки на участие в конференции и тезисов творческих работ; 2 этап – проведение общешкольной ученической конференции. Учитывая   психологические   особенности   младших   школьников, целесообразно, чтобы на конференции выступало не более четырёх человек. Общее время проведения конференции не должно превышать 40­45 минут. Качество творческих работ оценивает экспертный совет. В его состав могут   входить   представители   отдела   образования,   методического   центра, директор школы, завуч и библиотекарь. Каждому члену экспертного совета выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участника и выставляются отметки по 10­балльной системе. Оценочный лист для членов экспертного совета ФИ докладчика___________________№____ Отметк а   е и н а ж р е д о С я и н е л п у т с ы в о н н а в о с е р е т н и а З й о м е т   ь т с Критерии оценки   е и н а м и н о П а л а и р е т а м   а н   ы т е в т О ы с о р п о в   е е щ б О е и н е л т а ч е п в г о т И   е и н е л м р о ф О а д н е т с е и н е н м   е о б о с О Зрители также получают оценочные листы, на которых выставляются отметки по 5­балльной системе. Оценочный лист для зрителей ФИ докладчика___________________№____ Отметка Содержание выступления Критерии оценки Оформление стенда Ответы на вопросы Ведёт   конференцию   заместитель   директора,   который   представляет участникам   и   зрителям   членов   экспертного   совета.   Также   в   зале располагается пресс­центр, корреспонденты, фотографы которого освещают все   происходящее,   берут   интервью   у   участников,   фотографируют выступления   и   пишут   заметки.   Через   несколько   дней   выходит информационный бюллетень школы с итогами конференции. Для   выступления   на   конференции   каждый   участник   готовит   стенд, содержащий следующую информацию:       автор работы, класс; название работы; гипотеза; основные этапы работы; иллюстративный материал; выводы. Время представления работы – 5­7 минут. После выступления члены  экспертного   совета   и   зрители   (учащиеся   школы)   задают   выступающему вопросы. После всех выступлений экспертный совет удаляется на обсуждение и подводит итоги. После проведения конференции целесообразно организовать выставку стендовых докладов для более подробного ознакомления. Участник,   набравший   большее   количество   голосов   присутствующих, получает приз зрительских симпатий. Далее проводится подведение  итогов и награждение участников. Все участники   конференции   получают   грамоты.   Работы   могут   оцениваться   по различным номинациям, например, за:  новизну материала;     глубокое понимание материала; блестящие ответы на вопросы; яркое оформление стенда; заинтересованность темой. Все участники конференции получают членские билеты научного  общества учащихся «Познание». Исследовательская деятельность младших школьников, учитывая их  природную любознательность, является средством развития познавательного интереса,   становления   мотивации   к   учебной   деятельности   и   успешной социализации личности ребёнка в современном мире. Список литературы.   Пичугин   С.С.   Учебно­исследовательская   деятельность   младших 1. Брыкова О.В. Проектная деятельность в учебном процессе. – М.: Чистые пруды, 2006. – 32 с. 2. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников//Начальная школа. – 2005. ­ №9. – с. 55­58. 3. Маньковская Е.Н. Организация общешкольной ученической конференции как   форма   подведения   итогов   исследовательской   деятельности   младших школьников// Начальная школа. – 2006. ­ №9. – с.23­25. 4. школьников на уроках математики//Начальная школа. – 2008. ­№6. – с.43­44. 5.   Семёнова   Н.А.   Исследовательская   деятельность   учащихся//Начальная школа. – 2006. ­ №2. – с.45­49. 6.   Сухаревская   Е.   Проекты   и   исследования//Первое   сентября.   Начальная школа. – 2008. ­ №5. – с.10­24. 7. Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе//Начальная школа. – 2008. ­ №2. – с.9­10. 8. Филицина И.В. Проект «Книга о цифрах»//Начальная школа. – 2008. ­ №9. – с.33­34. 9. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся//Начальная школа. – 2008. ­ №9. – с.34­38.

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников

Организация проектной и исследовательской деятельности  младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.06.2017