«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Оценка 5
Семинары
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
30.01.2019
«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»
Методический семинар Шахматы.docx
Методический семинар
«Организация процесса обучения игре в шахматы
детей младшего школьного возраста
в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Алексеева Ирина Ивановна
педагог физической культуры
МБОУ «СОШ №14» г.Чита «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия.
Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто
модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего,
учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим
мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно
также как и в жизни» (. А.Алехин, 1924г .)1.
реформа
Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в
образования определяют возрастающую роль
обществе,
интеллектуальной подготовки детей школьного возраста. С точки зрения
современной концепции обучения очень важным является формирование
логического мышления для подготовки детей к усвоению знаний в процессе
обучения.
Как указывает д.п.н. А Савенков, в современном мире обучаемость ценится
значительно выше, чем обученность, поэтому значимость работы по развитию
мышления будет возрастать.
Очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего
совершеннолетия обладал следующими качествами:
самостоятельностью и критичностью мышления;
умением мыслить как логически, так и творчески;
развитой интуицией;
умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;
цепкостью, последовательностью в достижении поставленной цели, в
том числе в условиях противодействия намеченным планам;
выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;
хорошей, а может быть, даже отличной памятью;
умение планировать, анализировать, контролировать;
самодисциплиной и самоконтролем;
уважению к чужому мнению;
развитой фантазией и воображением;
умением ценить красоту мысли, определенным эстетическим
воспитанием;
способностью бороться до конца и не падать духом в критических
ситуациях.
Начинать формирование этих качеств необходимо уже у младших
школьников, и опыт показал, что прекрасным средством для реализации этой
благородной цели являются шахматы. Результаты превзошли все ожидания:
исследования показали, что шахматы оказывают колоссальное влияние на
1 А.Алехин, 4-й чемпион Мира по шахматам «На пути к высшим
шахматным достижениям», Минск, 1982г. развития мышления учащихся и приводят к повышению успеваемости по
другим предметам.
Шахматы это превосходная разминка для ума!
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее
полному раскрытию их творческих способностей. Шахматы в начальной
школе положительно влияют на совершенствование у детей многих
психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления
поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает
многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу
к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение
круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации
позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Так как формирование разносторонне развитой личности сложная задача,
наделенная богатыми возможностями игра Шахматы через структуру и
содержание способна придать воспитанию и обучению активный
целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего
развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий,
выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную
направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию
ребенка.
Цель программы «Шахматы – путь к успеху»:
создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни
в обществе социального опыта,
развитие интеллектуальных
способностей и творческого потенциала создание условий для
многогранного развития и социализации каждого учащегося;
развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от
наглядно образного мышления до комбинаторного, тактического и
творческого.
Реализация данной цели программы соотносится с решением
следующих задач:
развитие внимания и мотивации школьника;
развитие нагляднообразного мышления;
организация общественнополезной и досуговой деятельности
учащихся;
включение учащихся в разностороннюю деятельность;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения;
воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей,
целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью
развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а
не пассивное созерцание со стороны;
Принцип доступности, последовательности и системности изложения
программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
принцип психологической комфортности создание образовательной
среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов
учебного процесса
принцип minimax – обеспечивается возможность продвижения каждого
ребенка своим темпом;
принцип целостного представления о мире при введении нового знания
раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего
мира;
принцип вариативности у детей формируется умение осуществлять
собственный выбор и им систематически предоставляется возможность
выбора;
принцип творчества процесс обучения сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности;
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды
об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение
задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать
на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами,
появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать
пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в
достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести
ответственность за них. Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические
игрушки.
5. Участие в турнирах и соревнованиях.
Грамотно поставленный процесс обучения детей шахматным азам
позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и
практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без
принуждения, поддерживать устойчивый интерес к знаниям, использовать
многообразие форм обучения. Стержневым моментом уроков становится
деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают,
классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности.
При этом предусматривается широкое использование занимательного
материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок, рассказов и др.
Учитывая положительную направленность в плане
психологического и умственного развития при игре в шахматы в методы,
средства и способы выполнения учебной деятельности внесены
изменения (дополнены упражнениями, которые используются на уроках
физической культуры), позволяющие повысить уровень двигательной
активности в процессе обучения.
К таким изменениям относятся:
право на ответ дает пойманный поролоновый мяч (закрепляется
техника ловли, передачи или броска мяча, оказывается
воздействие на координационные и скоростносиловые
физические качества);
за правильный или не правильный ответ выполняется
определенная последовательность двигательных действий
(ходьба, повороты, движения руками) ;
эстафеты, сидя за партой, с использованием поворота передача
предмета назад (кубики, шахматные фигуры, кегли);
эстафеты: «Передал садись» + проверка знания терминологии;
передача шахматных фигур + начальная расстановка;
работа в парах «Расстановка у партнёра» (координация
движений, мелкая моторика); упражнения с гимнастическими палками;
Созданию положительной мотивации способствует присутствие
игрового момента. Дети постоянно находятся в состоянии соревнования как
индивидуального, так и командного, когда классы делятся на две команды:
мальчиков и девочек. Это, как показала практика, наиболее целесообразно. И
они, подсказывая друг другу (что не запрещено, кроме момента показа хода на
демонстрационной доске), легче усваивают информацию.
Ведётся работа по:
− широкому использованию в воспитательнообразовательном процессе игры
на фрагментах шахматной доски (традиционной и с применением
информационных технологий);
− применению нестандартных дидактических заданий и игр;
− детальному изучению возможностей каждой шахматной фигуры;
− преимущественному использованию в воспитательнообразовательном
процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур;
− выявлению стержневой игры первого этапа обучения «Игры на
уничтожение»: фигура против фигуры;
− разработке конкретных блоков игровых положений для каждой
дидактической игры;
− психологической подготовке ребенка к возможности проигрыша в игре.
Технологии урока:
Игровая
Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность,
использование приемов обыгрывания учебных заданий, создания игровых
ситуаций.
Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит с историей
развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных
фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, поэтому
в программе широко используются шахматные сказки, ребусы, загадки
шарады, занимательные задачи и викторины, повышающие интерес
школьников к игре.
Технология проблемного обучения (подготовка д/з,
решение
дидактических задач разными способами.)
Информационнокоммуникативные
технологий
(используются
программы MS Office (Word, Power Point, шахматная обучающая и
игровая компьютерная игра «Динозавры учат шахматам»)
Включение информационных технологий в виде интерактивной доски в
процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную
подачу учебного материала, что способствует повышению мотивации и
активизации познавательной деятельности дошкольников.
Благодаря
у обучающихся
мультимедийному способу передачи информации, формируется умение ориентироваться на плоскости и в пространстве,
развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать,
выстраивать логику действий в игре в шахматы, осуществлять оценку и
контроль своей деятельности . В основу технологии обучения школьников
игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного
материала, включающая в себя задания по проверке усвоения правил
шахматной игры (репродуктивный уровень) и задания на способность
действовать в уме (методы проблемного обучения).
Основные результаты образовательной деятельности:
Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка,
развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности,
самостоятельности.
Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной
игре.
Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания,
игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам
шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную
прочность знаний и умение применять их на практике.
Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом
одерживать победу».
Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что
с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых
лучших и увлекательных видов досуга, когдалибо придуманных
человечеством.
В центре современной концепции общего образования лежит идея
развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей,
воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому
способствует процесс обучения игре в шахматы.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности
можно судить по таким весомым аргументам как создание международных
организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат,
проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных
международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным
занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих
воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и
умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они
многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят
«упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и
концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать
ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому
себе.
Следовательно, они сочетают в себе элементы искусства, науки и
спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой
культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует
гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой
творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого
мышления.
Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из
одиночества, активный досуг, утоление жажды общения и самовыражения.
Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто
игра. Это интеллектуальное время препровождение, в котором есть
определённые художественные свойства и много элементов научного. Для
умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического
совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств
человеческой натуры...»2.
Однако установка сделать из ребенка гроссмейстера, не является
приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся
спортивных результатов в шахматах, то это не рассматривается как
жизненная неудача.
2 Хосе Рауль Капабланка - (1888-1942), кубинский шахматист,
шахматный литератор, дипломат. 3-й чемпион мира по шахматам (1921
-1927), один из сильнейших шахматистов мира в 1910-1930 годах,
победитель многих международных турниров. Автор книги «Моя
шахматная карьера» (русский перевод 1924), «Последние шахматные
лекции», изд. «Физкультура и спорт», 1976 год.
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.