«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Оценка 5

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Оценка 5
Семинары
docx
физическая культура
1 кл—4 кл
30.01.2019
«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
«Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни»
Методический семинар Шахматы.docx
Методический семинар «Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО» Алексеева Ирина Ивановна педагог физической культуры МБОУ «СОШ №14» г.Чита «Шахматы не только знание и логика, но и глубокая фантазия. Посредством шахмат я воспитал свой характер. Шахматы не просто модель жизни, но и модель творчества. Шахматы, прежде всего, учат быть объективными. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно также как и в жизни» (. А.Алехин, 1924г .)1.    реформа   Развитие   науки   и   техники,  компьютеризация,   социальные   изменения   в образования   определяют   возрастающую   роль обществе, интеллектуальной   подготовки   детей   школьного   возраста.   С   точки   зрения современной   концепции   обучения   очень   важным   является   формирование логического мышления  для подготовки детей к усвоению знаний в процессе обучения. Как указывает д.п.н. А Савенков, в современном мире обучаемость ценится значительно выше, чем  обученность, поэтому значимость работы по развитию мышления будет возрастать. Очень важно для России, чтобы каждый её гражданин к моменту своего совершеннолетия обладал следующими качествами:  самостоятельностью и критичностью мышления;  умением мыслить как логически, так и творчески;  развитой интуицией;  умением концентрироваться, собираться в критических ситуациях;          цепкостью, последовательностью в достижении  поставленной цели, в том числе в условиях противодействия намеченным планам;  выдержкой, готовностью отвечать за принимаемые решения;  хорошей, а может быть, даже отличной памятью;  умение планировать, анализировать, контролировать;  самодисциплиной и самоконтролем;  уважению к чужому мнению;  развитой фантазией и воображением;  умением   ценить   красоту   мысли,   определенным   эстетическим воспитанием;  способностью   бороться   до   конца   и   не   падать   духом   в   критических ситуациях. Начинать   формирование   этих   качеств   необходимо   уже   у   младших школьников, и опыт показал, что прекрасным средством для реализации этой благородной цели являются шахматы. Результаты превзошли все ожидания: исследования   показали,   что   шахматы   оказывают   колоссальное   влияние   на 1 А.Алехин, 4-й чемпион Мира по шахматам «На пути к высшим шахматным достижениям», Минск, 1982г. развития   мышления   учащихся   и   приводят   к   повышению   успеваемости   по другим предметам. Шахматы это превосходная разминка для ума! В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается   развивающая   функция   обучения,   в   значительной   степени способствующая   становлению   личности   младших   школьников   и   наиболее полному   раскрытию   их   творческих   способностей.   Шахматы   в   начальной школе   положительно   влияют   на   совершенствование   у   детей   многих психических   процессов   и   таких   качеств,   как   восприятие,   внимание, воображение,   память,   мышление,   начальные   формы   волевого   управления поведением.  Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к   творчеству   сотням   тысяч   детей   некоммуникативного   типа.   Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.  Так как формирование разносторонне развитой личности ­ сложная задача, наделенная   богатыми   возможностями   игра   Шахматы   через   структуру   и содержание   способна   придать   воспитанию   и   обучению   активный целенаправленный   характер.   Шахматы,   воздействуя   на   зону   ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность   личности,   способствует   общему   развитию   и   воспитанию ребенка. Цель программы «Шахматы – путь к успеху»: создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в   обществе   социального   опыта,   развитие   интеллектуальных способностей   и   творческого   потенциала   создание   условий   для многогранного развития и социализации каждого учащегося;  развитие мышления младшего школьника во всех его проявлениях — от наглядно   образного   мышления   до   комбинаторного,   тактического   и творческого.   Реализация   данной   цели   программы   соотносится   с   решением следующих задач:  развитие внимания и мотивации школьника;  развитие наглядно­образного мышления;  организация   общественно­полезной   и   досуговой   деятельности учащихся; включение учащихся в разностороннюю деятельность;   формирование навыков позитивного коммуникативного общения;  воспитание   трудолюбия,   способности   к   преодолению   трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата; Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:  Принцип   развивающей   деятельности:   игра   не   ради   игры,   а   с   целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.  Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны;  Принцип   доступности,   последовательности   и   системности   изложения программного материала. Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:  принцип   психологической   комфортности   ­   создание   образовательной среды,   обеспечивающей   снятие   всех   стрессообразующих   факторов учебного процесса  принцип mini­max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;  принцип целостного представления о мире ­ при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;  принцип вариативности  ­ у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;  принцип творчества ­ процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об   основах   организации   развивающего   обучения,   и   обеспечивают   решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на   проявление   у   детей   устойчивого   интереса   к   занятиям   шахматами, появление   умений   выстраивать   внутренний   план   действий,   развивать пространственное   воображение,   целеустремленность,   настойчивость   в достижении   цели,   учит   принимать   самостоятельные   решения   и   нести ответственность за них. Основные формы и средства обучения: 1. Практическая игра. 2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов. 3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения; 4.   Теоретические   занятия,   шахматные   игры,   шахматные   дидактические игрушки. 5. Участие в турнирах и соревнованиях. Грамотно   поставленный   процесс   обучения   детей   шахматным   азам позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков – сделать обучение радостным, дает возможность учить детей без принуждения,   поддерживать   устойчивый   интерес   к   знаниям,   использовать многообразие   форм   обучения.   Стержневым   моментом   уроков   становится деятельность   самих   учащихся,   когда   они   наблюдают,   сравнивают, классифицируют,   группируют,   делают   выводы,   выясняют   закономерности. При   этом   предусматривается   широкое   использование   занимательного материала,   включение   в   уроки   игровых   ситуаций,   чтение   дидактических сказок, рассказов и др. Учитывая   положительную   направленность   в   плане психологического и умственного развития при игре в шахматы в методы, средства   и   способы   выполнения   учебной   деятельности   внесены изменения (дополнены упражнениями, которые используются на уроках физической   культуры),   позволяющие   повысить   уровень   двигательной активности в процессе обучения. К таким изменениям относятся:  право на ответ дает пойманный поролоновый мяч (закрепляется техника   ловли,   передачи   или   броска   мяча,   оказывается воздействие   на   координационные   и   скоростно­силовые физические качества);  за   правильный   или   не   правильный   ответ   выполняется определенная   последовательность   двигательных   действий (ходьба, повороты, движения руками) ;  эстафеты, сидя за партой, с использованием поворота ­  передача  предмета назад (кубики, шахматные фигуры, кегли);  эстафеты: «Передал ­ садись» + проверка  знания терминологии; передача шахматных фигур + начальная расстановка;  работа   в   парах   «Расстановка   у   партнёра»   (координация движений, мелкая моторика);  упражнения с гимнастическими палками; Созданию   положительной   мотивации   способствует   присутствие игрового момента. Дети постоянно находятся в состоянии соревнования как индивидуального, так и командного, когда классы делятся на две команды: мальчиков и девочек. Это, как показала практика, наиболее целесообразно. И они, подсказывая друг другу (что не запрещено, кроме момента показа хода на демонстрационной доске), легче усваивают информацию. Ведётся работа по: − широкому использованию в воспитательно­образовательном процессе игры на   фрагментах   шахматной   доски   (традиционной   и   с   применением информационных технологий); − применению нестандартных дидактических заданий и игр; − детальному изучению возможностей каждой шахматной фигуры; −   преимущественному   использованию   в   воспитательно­образовательном процессе игровых положений с ограниченным количеством фигур; −   выявлению   стержневой   игры   первого   этапа   обучения   «Игры   на уничтожение»: фигура против фигуры; −   разработке   конкретных   блоков   игровых   положений   для   каждой дидактической игры;  − психологической подготовке ребенка к возможности проигрыша в игре. Технологии урока:       Игровая Важное значение имеет специально организованная игровая деятельность, использование   приемов   обыгрывания   учебных   заданий,   создания   игровых ситуаций.  Педагог в игровой форме вводит детей в мир шахмат, знакомит с историей развития шахмат. В простой и доходчивой форме рассказывает о шахматных фигурах, «волшебных» свойствах и загадочных особенностях доски, поэтому в   программе   широко   используются   шахматные   сказки,   ребусы,   загадки шарады,   занимательные   задачи   и   викторины,   повышающие   интерес школьников к игре.  Технология   проблемного   обучения   (подготовка   д/з,   решение дидактических задач разными способами.)  Информационно­коммуникативные   технологий   (используются программы MS Office (Word, Power Point, шахматная  обучающая и  игровая компьютерная игра  «Динозавры учат шахматам»)    Включение  информационных  технологий в виде  интерактивной   доски  в процесс обучения игре в шахматы обеспечивает эффективную и динамичную подачу   учебного   материала,   что   способствует   повышению   мотивации   и активизации   познавательной   деятельности   дошкольников.   Благодаря   у   обучающихся мультимедийному   способу   передачи   информации, формируется   умение   ориентироваться   на   плоскости   и   в   пространстве, развивается произвольность психических процессов: дети учатся планировать, выстраивать   логику   действий   в   игре   в   шахматы,   осуществлять   оценку   и контроль  своей  деятельности . В основу  технологии  обучения  школьников игре в шахматы положена система игровых заданий на основе шахматного материала,   включающая   в   себя   задания   по   проверке   усвоения   правил шахматной   игры   (репродуктивный   уровень)   и   задания   на   способность действовать в уме (методы проблемного обучения). Основные результаты образовательной деятельности:   Рост   личностного,   интеллектуального   и   социального     развития   ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.   Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.   Освоение   новых   видов   деятельности   (дидактические   игры   и   задания, игровые упражнения, соревнования).  Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную   партию   от   начала   до   конца.   Это   предполагает   определенную прочность знаний и умение применять их на практике.  Древние   мудрецы   сформулировали   суть   шахмат   так:   «Разумом одерживать победу».  Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из самых лучших   и   увлекательных   видов   досуга,   когда­либо   придуманных человечеством.  В   центре   современной   концепции   общего   образования   лежит   идея развития   личности   ребёнка,   формирование   его   творческих   способностей, воспитание   важных   личностных   качеств.   Всему   этому   и   многому   другому способствует процесс обучения игре в шахматы.  О   социальной   значимости   шахмат,   их   возрастающей   популярности можно судить по таким весомым аргументам как создание международных организаций,   занимающихся   популяризацией   и   пропагандой   шахмат, проведение   всемирных   шахматных   олимпиад   и   многочисленных международных   соревнований.   Шахматы   становятся   все   более   серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.    Шахматы сильны еще и тем, что существуют для всех!  Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в  зависимости от обстоятельств выдержку   и   твердость,  осторожность   и  смелость,  умение   фантазировать   и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны   и   обладают   огромным   эмоциональным   потенциалом,   дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизировать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе.  Следовательно,   они   сочетают   в   себе   элементы   искусства,   науки   и спорта.   Соприкосновение   с   этими   важными   областями   общечеловеческой культуры   вызывает   в   душе   ребенка   позитивный   отклик,   способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой творчества для детей,  это уникальный инструмент развития их творческого мышления.  Шахматы – это вдохновение и разочарование, своеобразный выход из одиночества,  активный   досуг,  утоление   жажды  общения   и  самовыражения. Как говорил Хосе Рауль Капабланка: «Шахматы – нечто большее, чем просто игра.   Это   интеллектуальное   время   препровождение,   в   котором   есть определённые   художественные   свойства   и   много   элементов   научного.   Для умственной   работы   шахматы   значат   то   же,   что   спорт   для   физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры...»2.     Однако   установка   сделать   из   ребенка   гроссмейстера,   не   является приоритетной в данной программе. И если ребенок не достигает выдающихся спортивных   результатов   в   шахматах,   то   это   не   рассматривается   как жизненная неудача.    2 Хосе Рауль Капабланка - (1888-1942), кубинский шахматист, шахматный литератор, дипломат. 3-й чемпион мира по шахматам (1921 -1927), один из сильнейших шахматистов мира в 1910-1930 годах, победитель многих международных турниров. Автор книги «Моя шахматная карьера» (русский перевод 1924), «Последние шахматные лекции», изд. «Физкультура и спорт», 1976 год.

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

«Организация процесса обучения игре в шахматы детей младшего школьного возраста в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2019