В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно, чтобы двигательные навыки за¬креплялись, становились более прочными, уточнялись и совер¬шенствовались основные движе¬ния органов артикуляции. Продол-жительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной иг¬ровой форме и повторяется 6— 8 раз.
Организация работы по развитию артикуляционного аппарата
В младшем дошкольном возрасте целесообразнее использовать не
артикуляционные упражнения для постановки отдельных звуков, а
универсальный пропедевтический комплекс упражнений.
Проводить артикуляционную гимнастику следует ежедневно,
чтобы
двигательные навыки закреплялись, становились более
прочными,
уточнялись и совершенствовались основные движения органов артикуляции.
Продолжительность занятий составляет 3—5 минут. Каждое упражнение
проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6— 8 раз.
— «Лопаточка»: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на
нижней губе. Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Чашечка»: рот широко открыт. Передний и боковые края широкого
языка подняты, но не касаются зубов. Язык в таком положении
удерживать 5—10 секунд.
— «Иголочка»: рот открыт, узкий длинный язык выдвинут вперёд.
Язык в таком положении удерживать не менее 5 секунд.
— «Горка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,
спинка языка поднята вверх. Язык в таком положении удерживать не
менее 10 секунд.
— «Трубочка»: рот открыт. Боковые края языка загнуты вверх и
образуют узкий желобок. Язык в таком положении удерживать не менее 5
секунд.
— «Качели»: рот открыт. Напряженным языком попеременно тянуться
сначала к носу, затем к подбородку.
— «Катушка»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы,
Широкий язык
боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
«выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
— «Лошадка»: присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно
и сильно, тянуть подъязычную связку, постепенно убыстряя темп
упражнения.
— «Маляр»: рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём
от верхних резцов до мягкого нёба. Проследить, чтобы подбородок при этом не
шевелился (можно придерживать его рукой).
— «Вкусное варенье»: рот открыт. Широким языком облизать верхнюю
губу и убрать язык в глубь рта.
— «Автомат»: рот закрыт. Напряженным кончиком языка постучать в
зубы, многократно и отчётливо произнося: [ттттттт], [ддддддд].
Постепенно убыстрять темп.
— «Фокус»: рот приоткрыть, язык в форме «чашечки» высунуть вперёд
и приподнять, плавно выдохнуть на кончик носа.
Опыт работы показал, что выполнение данного комплекса упражнений втечение 2—3 месяцев способствует, помимо укрепления мышц языка,
растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более
быстрому и эффективному усвоению детьми норм звукопроизношения.
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного
звукопроизношения, является формирование речевого дыхания.