Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Дана актуальность данной работы, рекомендации.Приведен практический пример образовательной деятельности-"Хор рук".Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие? Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый опыт.
1
Ткаченко И.В.
музыкальный руководитель
МБДОУ ДС №2 «Колокольчик»
Старооскольского городского округа
Организация работы с одаренными детьми
Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли
и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять,
ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод.
В. А. Сухомлинский
Актуальность исследования. Среди самых интересных и загадочных явлений
природы детская музыкальная одаренность традиционно занимает одно из ведущих
мест. Успех развития общества зависит от количества одаренных и талантливых
людей, от наиболее полной реализации ими своих возможностей. В наше время
очень важно научить ребёнка нестандартно, творчески мыслить.
Каких детей называют одаренными? Как происходит их дальнейшее развитие?
Что можно сделать для их поддержки? По таким вопросам накоплен немалый
опыт.
Общепризнанно, что каждый нормальный ребенок имеет обязательно
способности к тем или иным видам деятельности. Доминирующая роль музыки в
жизни ребенка основной признак ранней детской музыкальности.
Последние десятилетия характеризуются значительным ростом внимания к
развитию музыкальных способностей в дошкольном возрасте. Открываются
детские эстетические центры, подготовительные группы при обычных и
музыкальных школах, хоровых студиях. Развитие музыкального вкуса,
эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создаст фундамент музыкальной
культуры человека в будущем.
Согласно Б. М. Теплову, музыкальная одаренность – высшее и крайне
идеализированное проявление музыкальных способностей. Иначе говоря,
блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и прекрасно
скоординированный двигательный «аппарат», невероятная обучаемость и
титаническая работоспособность являются показателями музыкальной
одаренности.
От чего зависит музыкальность человека? Русский психолог Б. М. Теплов
говорит о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных2
индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и
обучения». Это подтверждают и другие исследователи. Отмечают, что в процессе
обучения врожденные предпосылки развиваются и тем самым открывают путь для
профессиональной музыкальной деятельности. При стечении неблагоприятных
условий, даже при наличии больших природных данных, способности могут
остаться неразвитыми, а потенциальные возможности нереализованными.
Исходя из этого, мы направляем свою работу таким образом, чтобы
своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводим
специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей,
опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагогапсихолога,
воспитателей, родителей, узких специалистов детского сада.
Диагностика музыкальных способностей, проводимая два раза в год,
позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и
соответственно корректировать работу с детьми. Планирование и учет работы по
музыкальному воспитанию, как правило, включает в себя только контроль за
приобретаемыми детьми программными навыками и умениями. Для того чтобы
обучение носило развивающий характер, важно контролировать не только развитие
навыков и умений, но и в первую очередь музыкальных способностей детей.
В нашем саду имеются условия для развития и реализации музыкальных и
творческих способностей ребёнка с учетом их возрастных и индивидуальных
психологических особенностей.
Создана предметно развивающая среда, в которой протекает процесс
музыкального воспитания детей:
оборудован музыкальный зал, музыкальная гостиная;
оформлены музыкальные уголки в групповых комнатах;
собраны новинки методической литературы;
оформлен наглядно – дидактический материал;
Кабинет музыкальных руководителей оснащен детскими музыкальными
инструментами, шумовыми инструментами. Изготовлены маски различных
персонажей. Имеются в наличии яркие тематические иллюстрации и портреты
композиторов, методические карточки. Все материалы систематизированы. За
несколько лет работы собрана богатая аудиотека, включающая в себя диски с
музыкальным аккомпанементом, произведениями, предусмотренными программой,
а так же диски и кассеты с записями различной музыки, так или иначе
используемой в процессе музыкального воспитания детей. Методический кабинет
музыкальных руководителей оснащен персональным компьютером, в котором
собраны и систематизированы материалы (рабочая программа, педагогические3
проекты, сценарии, интерактивные игры, материалы для информационных стендов,
для консультаций педагогов и родителей и др.) в цифровом формате.
В основу работы с детьми положены следующие принципы:
1 Системность занятий.
2 Учет индивидуальных особенностей психики ребёнка.
3 Разнообразие музыкального репертуара и его усложнение по сравнению с
типовой программой.
4 Предоставление ребёнку условий для творчества и импровизации.
5 Креативность и эмоциональность педагога.
6 Наглядность (картины, костюмы, видеоматериалы и т.д.)
7 Преемственность в работе с другими специалистами.
8 Связь с семьей.
Основная работа осуществляется музыкальным руководителем, но система
индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского
сада:
Воспитатель наблюдает за ребёнком в группе, старается поддерживать
полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для
развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие
различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т.п.).
Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на
восприятие ребёнком изобразительного искусства, проводит интегрированные
занятия с музыкальным сопровождением, учит детей “рисовать музыку”.
Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в
процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при
необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей,
воспитателей и других специалистов по различным вопросам.
Логопед ведёт наблюдение и организует занятия для детей, нуждающихся в
логопедической помощи для того, чтобы нарушения в речевой деятельности не
препятствовали нормальному развитию детей, участию их в праздниках, в
театрализованной деятельности и т.д.
Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети,
имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но
скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего
творческого потенциала.4
Для детей с высоким уровнем развития музыкальности организовали
студийную работу. Соблюдая преемственность в работе с музыкальной школой, на
базе подготовительных к школе групп создали студию «До, ми, солька» по
обучению детей основам нотой грамоты, которая помогает детям развить
музыкальные способности и поступить в музыкальную школу.
Разработана технология обучения и система работы с детьми. Цель помочь
детям активно войти в мир музыки и сделать ее естественной и необходимой в
жизни ребенка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием
которой дети способны раскрыть творческие способности. Эта работа
апробирована и ведется на протяжении 7 лет. Музыкальный материал подбирается
с учетом возможностей и предпочтений детей.
С детьми широко используется игровая деятельность, поскольку она является
одним из наиболее важных методов работы с детьми. Через систему привычных
сказочных образов легко ввожу ребенка в мир музыки – музыкальную сказку.
Мониторинг показывает, что у детей повышаются все показатели уровня
музыкального развития.
Улучшается чистота интонирования мелодии,
музыкальная память. Имея понятие о высоте звуков и их длительности, о
характере движения мелодии, ребенок может представить себе весь ход
музыкальной фразы с начала и до конца, а, следовательно, осмысленно и
выразительно исполнить эту музыкальную фразу в движении.
Развивать способности и вокальные навыки дети имеют возможность в
«Колокольчики», выступая с группой
вокальнойхореографической студии
«Неужельки».
В студии «Колокольчики» занимаются дети по развитию музыкально
слуховых представлений, репродуктивного и продуктивного компонента
музыкального мышления и развитию вокальных навыков.
Интерес представляет продуктивная деятельность детей, которая является
показателем развития творческих способностей:
подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых
мероприятий, соответствующих тому или иному календарному празднику,
проводимых в детском саду.
участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном,
муниципальном и областном уровнях;
Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть
сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с
учетом возможностей и предпочтений детей.5
Одним из условий осуществления индивидуального подхода к ребёнку
является единство требований к нему не только работников детского сада, но и
родителей.
Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно
продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на
занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы,
консультации, стендыотчеты, открытые занятия и праздники, личное участие
родителей в различных мероприятиях детского сада и т.д. – вся эта работа даёт
возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду,
поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу
семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского
сада – необходимое условие для полной реализации возможностей ребёнка.
Показателем развития творческих способностей является:
участие в фестивалях, конкурсных программах и проектах на местном,
муниципальном и областном уровнях;
подготовка сольных номеров для концертных программ и досуговых
мероприятий, проводимых в детском саду.
Дети с удовольствием выступает на утренниках, концертах, конкурсных
программах, фестивалях, где проявляются их эмоциональность, актерские
способности. У них накапливается исполнительский опыт, в репертуаре есть песни
различных жанров и характеров, танцевальные композиции. Наши дети являются
участниками и победителями ежегодного городского конкурса «Соловушка» по
разным номинациям.
Особенно приятно видеть на сцене своих воспитанников, которые
продолжают свое дальнейшее обучение в системе дополнительного образования.
Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с детьми,
имеющими предпосылки к одаренности, мы пришли к выводу, что система
индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального
развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным,
но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.
Вашему вниманию представлена технология
«Хор рук»На
6
Эта форма интересна тем, что подводит детей к пониманию
двигательного двухголосия, в которой все участники делятся на
«хор из двух голосов» и двух ведущих-«дирижеров». «Первую
двигательную партию» исполняют руками одна группа детей
(сидящая в ряд на стульях), зеркально отражая движения
сидящего ведущего-«дирижера», «вторую» - другая (стоящая
позади них), соответственно копируя движения стоящего
ведущего-«дирижера».
этапе
первом
По мере
ведущими-«дирижерами» выступают взрослые.
накопления детьми двигательных навыков эту роль с
удовольствием берут на себя дети. Здесь предполагается
использование дополнительного атрибута – «перчаток» -
снежинок, листьев, овощей и фруктов, посуды, цветов и бабочек
и т. д. В зависимости от темы, сезона и сюжета получаются
самые разные по настроению и характеру композиции («Осенний
лес», «Снежный вальс», «Танцующий сервиз для мамы»,
«Овощной базар», «Летняя фантазия», и др.).
Данная форма направлена на развитие:
• координационной свободы движения,
• чувства ритма,
• внимания,
• ансамблевой слаженности,
• способности к двигательной импровизации.
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе
особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в
красивую, полную сил звезду.