Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших
Оценка 4.7

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
классное руководство
1 кл—4 кл
04.11.2018
Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших
Учебная мотивация является необходимым источником деятельности современного школьника. Младший школьный возраст самый удачный период для закладки умения успешно учиться. В данном материале подробно рассматриваются необходимые условия для формирования мотивов учения. Познавательная деятельность, развитие уверенности в себе и формирование правильной самооценки способствует тому, что ребята изменят своё отношение к уровню своих возможностей.ученик изменит своё внутреннее отношение как к уже имеющемуся уровню возможностей, так и к перспективе их развития
Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших.docx
МБ ОУ Газопроводская СШ Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших подготовила : учитель  начальных классов  Е.А. Полякова Починки 2018 Содержание 1. Три направления работы по  формированию мотивов ………………3­4 2. Условия, необходимые для формирования учебной мотивации…….5­9 3. Рекомендации по формированию учебной мотивации…………..10­12 Организация работы учителя начальных классов по формированию  учебной мотивации младших В системе начального образования работаю 26 лет.  Я часто задаю себе вопросы :  ­ отчего одним ученикам интересно учиться, а другим нет? ­почему одни активно работают на уроке, а другие –нет? Древняя мудрость гласит: «Можно привести коня на водопой, но заставить его напиться нельзя». И наша общая задача, чтобы пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности , в результате чего учение приобретает для школьника смысл.   Мы  знаем,  что даже  самый  способный  ученик,  не желающий  учиться,  не  может  быть успешным в учёбе.   Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Формирование   мотивов   учения­   это   создание   условий   для   появления   внутренних побуждений к учению, осознание их учеником и дальнейшее саморазвитие.  Я изучила направленность мотивации и уровни у учащихся своего класса . (Диагностика) Направленность мотивации учащихся   класса:  на занимательность­9в на факты­ 7в. процесс деятельности­6в на суть явлений­10в  на поисковую и исполнительскую деятельность­  15в на творческую деятельность­ 10в Уровни мотивации учащихся  класса : Отрицательный­1ч Нейтральный ­3ч Ситуативный­5ч Познавательный – 9ч Творческий­7ч Работу по  формированию мотивов учения веду по трём направлениям :  Эмоциональное направление :  Свою   задачу   вижу     в   том,   чтобы   вызвать   у   учащихся   любопытство   ­   причину познавательного интереса.  В своей работе  использую приёмы : 1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания; 2)   положительный   эмоциональный   настрой,   через   создание   на   уроке   доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества,  3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, , (например, "почему было трудно?", "что открыли, узнали на уроке?" и т.д.); 4) занимательность, необычное начало урока, через  Мотивационно­целевое направление:   Главная задача этого этапа:  осознания учащимися  целей учения и их реализации. Это достигается  благодаря следующим приёмам: 1) прерывание и незавершённость учебной деятельности, через создание ситуации дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности; 2) предоставление права выбора, через разноуровневые задания на уроке и выбор   дом. заданий, совместное планирование деятельности на уроке.  3)     соотнесение   учебного   материала   с   конкретной   жизненной   ситуацией,   определение значимости изучаемого материала. Познавательное направление :      формирование     компонентов   учебной   деятельности   :     умением   самостоятельно выделять   учебную   задачу   (проблему)   и   овладевать   новыми   способами   учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности. Использую такие приёмы: 1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, взаимопроверку,   коллективный   поиск   решения   проблемы2)   необычная   форма преподнесения материала. 3)   создание   проблемной   ситуации,     создание   ситуации   дефицита   знаний,   установление противоречий; 4) умение вести с учителем и товарищем учебный диалог 5) привлечение учащихся к оценочной деятельности:  использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений; 6)   стимулирование   деятельности,   через   оценку,   благодарность,   словесное   поощрение, выставку лучших работ Каждый учитель использует, конечно, свои методы, формы, приёмы. Проблема мотивации значима, ибо мотивация­ одно из важных условий успешности ребёнка не только в школе, но и в дальнейшей жизни.  Условия, необходимые для формирования учебной мотивации.  Для успешного решения проблемы развития учебной мотивации важным является  сочетание стимулирующей доброжелательной атмосферы межличностного общения на  уроке с широким применением методов и приемов, прямо работающих на мотивационный  компонент урока. Такое сочетание предполагает взаимодействие нескольких условий.      в различных формах  Стимулирование любознательности, активного участия   познавательной деятельности. Древнегреческое слово «стимулус» не из благородных,  так когда – то называли длинную заостренную палку, которой погоняли быков и мулов.  «Стимулировать» в современном понимании  значит «подталкивать, побуждать человека к  чему – либо». Так уж мы устроены, что без постоянных напоминаний, а часто и прямого  принуждения не можем  сдвинуться с места. «Пока гром не грянет – мужик не  перекрестится», ­ гласит русская пословица, возникшая, надо полагать не без оснований и  отразившая глубинную сущность человеческой натуры. Дети отличаются любопытством.  Поэтому они проявляют особенное внимание к новым и неизвестным обстоятельствам.  Внимание падает, когда обучаемым преподносятся известные им знания. Если учебный  материал содержит  мало или почти не содержит новой информации, то достигается  «психологическое насыщение». Учащиеся отвлекаются от того, что происходит на  занятиях, проявляют так называемое «двигательное беспокойство». Поэтому педагогам  следует помнить об этом «эффекте любопытства». Подобно происходит и в том случае,  когда обучаемым не за что «зацепиться» в своем прошлом опыте познания. Используйте  эффект загадки. Учащиеся охотно занимаются различными замысловатыми проблемами.  Поэтому они с удовольствием разгадывают загадки, кроссворды и т.п. Если вам удастся  вплести в канву урока этот эффект, считайте, что вам уже удалось пробудить у ваших  учащихся желание решать те задачи, которые вы перед ними поставили. К поиску  объяснений подталкивают противоречия. Уже дети стремятся осмыслить и упорядочить  окружающий их мир. Когда они сталкиваются с противоречиями, они стараются дать им  объяснение. Если вам удастся поставить под сомнение доступную учащимся логичность  объяснения, вскрыть или продемонстрировать в учебном материале противоречие, тогда вы пробудите у учащихся интерес к познанию истины. Данное условие может быть выполнено путем целенаправленной организации  познавательной деятельности. Ее целью является формирование    отношений к познанию,  науке, книге. Познавательная деятельность требует интеллектуальных усилий, анализа,  размышлений. Задача педагога ­ увлечь всех детей познавательной деятельностью,  наполнив ее интересным содержанием. Познавательная деятельность развивает  потребность в знании, в новой информации, формирует понимание ценности знания,  отношение к знанию как к ценности, значимой для общества и для отдельной личности.      Нельзя забывать и о том, что в познавательной деятельности имеет значение не только  ее содержание, но и способы ее осуществления, благодаря которым происходит  приобщение детей к культуре умственного труда, достигается умение добывать знания, а  не просто усваивать их в готовом виде. Подбирая то или иное содержание познавательной  деятельности, необходимо  учитывать возрастные особенности младших школьников. Оно  должно быть эмоционально окрашенным, доступным для понимания, имеющим элементы  занимательности содержащим сведения и факты, выходящие за рамки учебных предметов.   Разнообразные формы познавательной деятельности должны отвечать следующим  требованиям:        ­разнообразие форм, наличие интереса у детей;        ­содержать элементы состязательности (смотр знаний, конкурсы эрудитов, аукцион  знаний, викторины и др.)        ­наглядность, занимательность;        ­привлечение каждого ребенка к осуществлению познавательной деятельности,  возрастание степени участия детей в познавательной деятельности: от пассивной к  активной, от менее самостоятельной к более самостоятельной, от исполнительской к  организаторской, от репродуктивной к творческой. И здесь также необходимо  использовать ситуацию выбора.  Развитие уверенности в себе, формирование правильной оценки своих  возможностей.       Для всех людей естественным остается стремление к постоянному развитию своих  способностей. Поэтому люди, как правило, «ищут вызов». Но, принимая его, они рискуют  не справиться с ним (риск провала). Если на ваших занятиях  обучаемые сталкиваются с  проблемами, представляющими для них реальные препятствия, то у них возникает желание принять вызов и пойти на этот риск. «Эффект риска» следует использовать осторожно,  соизмеряя возможности учеников с их желаниями: частое применение сводит этот эффект  к нулю. Кроме этого необходимо чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно. Они должны  быть убеждены в том, что «доросли» до тех требований и ожиданий, которые к ним  относятся.  Чем больше ученикам доверяют, тем охотнее они сотрудничают с учителем в  процессе обучения и тем меньше их обескураживают неудачи. Поэтому одна из самых  эффективных форм мотивации заключается в том, чтобы укрепить у учащихся уверенность в собственных силах. Учащиеся должны иметь обратную связь относительно своих успехов в учебе. При этом полезно использовать «самосравнение», то есть оценку  «неиспользованного резерва» ­ реальных результатов и тех результатов, которые учащийся  мог бы иметь при должном отношении к учебе. Здесь надо укреплять адекватную  самооценку и уровень притязаний; при этом учить школьников различать свои способности в целом и усилия в данном задании.      В упражнениях на закрепление адекватной самооценки важно учить школьника  психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач, обучать приёмам снятия  необоснованной тревожности по поводу состояния своих знаний и умений, учить  активизировать все свои возможности. Становлению адекватной самооценки и уровня  притязаний способствуют упражнения на решение задач максимальной для себя трудности, переживание неудачи и самоанализ не только её внешних причин в виде трудности задачи,  но и внутренних причин – своих способностей в целом и усилий при решении данной  задачи. Эти упражнения на развитие самооценки могут приводить к тому, что ученик  изменит своё внутреннее отношение как к уже имеющемуся уровню возможностей, так и к  перспективе их развития.  Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и  самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Похвала учителя стимулирует  ученика лишь в том случае, когда задание ощущается учеником как достаточно трудное, и  в поощрении учителя ученик «прочитывает» высокую оценку своих возможностей и  способностей. И напротив, похвала учителя за лёгкое задание может снижать мотивацию  ученика, ибо он будет склонен думать, что учитель невысоко оценивает его возможности.  Целесообразно  практиковать эмоциональный тренинг, который  может состоять в  упражнениях по снятию тревожности и напряжённости, в укреплении положительных  эмоций вследствие реалистичности уровней притязаний, в умении планировать свою  деятельность и предвидеть её трудности, в упражнениях на эмоциональную устойчивость в  неблагоприятных ситуациях      Правильная        организация контрольно­оценочной деятельности учителя.      Для мотивации школьника более важной, чем отметка учителя, оказывается скрытая в  отметке информация о его возможностях. Оценка учителя повышает мотивацию,  если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые  прилагает ученик при выполнении задания. Если учитель своей оценкой действенно  мобилизует приложение учеником новых усилий (а не просто слепо верит в силы ученика),  то это вызывает возрастание активности и внутренней мотивации учащихся.       Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является  такой приём, когда он сравнивает успехи ученика не с успехами других учеников, а с его  прежними результатами. При этом слабый ученик будет чаще переживать чувство успеха, а сильный будет сталкиваться с необходимым для него переживанием неудачи. Таким  образом, похвала и оценка учителя тогда будут стимулировать положительные мотивации,  если они будут учитывать реальный вклад ученика в работу, психологическую цену этой  работы для данного школьника. Воспитание ответственного и осознанного отношения к учебному труду.  Для этого  также можно использовать ситуации выбора для укрепления и осознания  мотивов. Ситуации выбора весьма благоприятны, потому что они упрочивают умение  школьника принять решение, умение взвесить все «за» и «против», сопоставить и  соподчинить разные мотивы, особенно в ситуациях конфликтного выбора из  разнонаправленных тенденций (например, сделать что­то для себя или для других,  выполнить творческое или репродуктивное задание). Всё это делает школьника  субъектом учебного труда. Ситуации выбора желательно применять, многократно  варьируя их и используя часто встречающиеся в жизни ситуации реального  нравственного выбора.      Следующая группа заданий – это задания на устойчивость целей, на их действенность,  настойчивость и упорство в их реализации. Так, удержанию цели способствуют задания на  возобновление учебной деятельности после помех и препятствий. Укреплению  настойчивости школьника при достижении цели способствуют упражнения на решение  сверхтрудных задач без обратной связи в ходе решения. Упрочению внутренней активности и устойчивости цели способствуют упражнения на поведение в необязательных ситуациях  и в ситуациях с «психологическим насыщением».  Обогащение мышления эмоциями, интеллектуальными чувствами.      Значительный мотивационный потенциал мы видим  в обогащении мышления детей  яркими чувствами, вызывающими у них личностное отношение к усвоению учебного  материала, в обращении  к мнению детей. Например: «Если бы вам довелось встретиться с  героем …», «Что вас взволновало, дети?»,  «Что бы вы хотели услышать на следующем  уроке?»… Гуманное отношение к детям.  Определяющим условием формирования положительного отношения к учебе в целом и  развитии познавательного интереса является действенный гуманизм учителя. Ребенку  для развития мотивации учения необходима уверенность в том, что его учит добрый и  справедливый учитель, который понимает все его трудности, терпеливо относится к его незнанию, шалостям, проявляет к нему интерес как  к человеку.      Гуманный ­ не сладенько­добренький, а умно любящий детей учитель,  принимающий их  такими, какие они есть сейчас, и такими, какими он видит их в будущем. Но, думая о  будущем своих воспитанников,  гуманный учитель не забывает о самоценности детства и  поэтому создает условия, чтобы ребенок не просто готовился к взрослой жизни, но уже  сейчас переживал все радости и трудности своего возраста. Только личный опыт участия  ученика позволяет ребенку узнать себя и дать толчок тому, что заложено в нем  природой. Гуманные отношения на уроке и вне его должны утверждать человеческое  достоинство каждого ребенка – способного и неспособного, красивого и некрасивого,  предупреждать страх перед другим человеком или перед наказанием. Если на уроке  создаются личностно ­ ориентированные отношения, при которых дети не боятся высказать свое мнение, даже несовпадающее с мнением учителя, и таким образом реализуют свое право самостоятельно мыслить, ­ это и становится истоком  нового мышления. Поэтому  нужно всячески поощрять и специально создавать такие ситуации, когда ученик  рассуждает, употребляя выражения: «Я считаю, что это правильно, потому что….», «Я  сомневаюсь, потому что… Удовлетворение потребности в общении и сотрудничестве с учителем и  одноклассниками в процессе совместной работы на уроке.      Общение на уроке обусловлено учебной необходимостью, но это лишь внешняя сторона  учения. Главное же состоит в его внутреннем содержании, т.е. в тех отношениях,  которые складываются в процессе общения.  Воспитанию положительной учебной  мотивации способствуют общая атмосфера в школе и классе; включенность ученика в  коллективные формы организации разных видов деятельности; отношения  сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов, наталкивающих самого ученика на правильное  решение. Здесь важно сочетание разумной требовательности учителя с педагогической  зоркостью, умением не пропустить момент, когда ребенок  особо нуждается в  поддержке; момент, когда ребенка необходимо ободрить. Психологической основой  общения на уроке является постоянное изучение личности учеников, понимание  мотивов их поведения.  Одним из важных средств такого взаимодействия, раскрытия возможностей ребенка  является  широкое использование игровых ситуаций и групповых форм работы, этому  также способствуют занимательность изложения (занимательные примеры, опыты,  парадоксальные факты), необычная форма преподнесения материала, вызывающая  удивление у учащихся; эмоциональность речи учителя; познавательные игры, ситуации  спора и дискуссии; анализ жизненных ситуаций, разъяснение общественной и личностной  значимости учения и использования школьных знаний в будущей жизни; умелое  применение учителем поощрения и порицания.         К игровой деятельности ребенка побуждают разные мотивы, потребности  и интересы,  но ведущими я  считаю стремление к  неформальному общению, интерес ко всему  необычному. Так, во многих сюжетно­ролевых играх проявляется способность детей  моделировать свои действия и отношения недоступные им в реальной жизни. Однако однообразное использование дидактических игр не оказывает существенного  положительного влияния на мотивацию учения. Здесь я рекомендую четкое распределение  игр в системе уроков таким образом, чтобы дети получали эмоциональную поддержку  в  период наиболее сложной работы над учебным материалом или чтобы разрядить  однообразие тренировочных упражнений. В совместной игре ребенок сравнивает себя с  другими, начинает видеть  себя со стороны.      Кроме этого, чтобы сохранить мотивирующую роль игры, необходимо следить за  реакцией детей. Одним из приемов, способствующих формированию познавательной  мотивации, является привлечение ученика к коллективным формам  организации разных  видов деятельности. Чтобы групповая работа имела положительные результаты, в ее организации рекомендую  формировать у детей положительное отношение к учебному  сотрудничеству; при комплектовании групп учитывать привязанности и симпатии детей;  комплектовать группы стабильно­динамического состава, чтобы ребята имели время  привыкнуть друг к другу в новой роли, практически узнать свои возможности и  возможности товарищей по совместной деятельности.      Принципиально важно, что в групповой работе переплетаются три основные сферы  отношений ребенка: со взрослыми, сверстниками и отношение к самому себе. И в этих  условиях создаются хорошие предпосылки для  укрепления произвольности поведения,  удерживания в мыслях общей цели, проверки своих возможностей. Рекомендации по формированию учебной мотивации:  Обнаружив детей с ослабленной учебной мотивацией педагог должен строить работу с ним  по трем основным направлениям: формирование активной позиции школьника,  положительного отношения, познавательного интереса. 1. Формирование позиции школьника. Педагог приемами словесного внушения систематически, в единстве с семьей  «выращивает» у ребенка чувство должного, важного в отношении к школе, к учению.  Учитель активизирует у ребенка состояние субъекта учебной деятельности при помощи  таких приемов: ­ организации ситуации личностного выбора задачи, упражнения. Учитывая ограниченные  интеллектуальные возможности детей, предлагаются несложные основания выбора, такие  как: тема задачи (какую задачу будешь  решать: про машины или деревья?), степень  сложности задачи (даются два конверта с надписями «легкая задача», «интересная, но  трудная задача»), количество задач (сколько задач ты берешься решить: одну или две?).  ­ создание ситуации активного влияния в совместной деятельности или в игре «Я –  учитель» (ученик ставится в положение учителя и «получает право» проверить у товарища  по парте задание), внедрение различных вариантов взаимоконтроля, взаимопомощи.  ­ выбор партнера для совместной учебной деятельности. Детям предлагается самим  разбиться на пары для совместного выполнения заданий (например, описать птицу, сделать  аппликацию). 2. Формирование положительного отношения к учению. Можно выделить следующие виды работы педагога: ­ прежде всего, учитель заботится о создании общей положительной атмосфере на уроке,  снижает тревожность детей, исключая все оттенки отрицательного подкрепления (упреки,  выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д.), тем самым снижается или полностью  исключается страх школьника перед риском ошибиться, забыть, неверно ответить; ­ Создает ситуацию успеха в учебной деятельности, формирующую чувство  удовлетворенности, уверенности в себе, высокой самооценки и радости, ­ Опирается более широко, чем в обычном классе, на игру как ведущую деятельность  ребенка с отклонениями в развитии. Учитель насыщает педагогический процесс  интеллектуальными играми с правилами, активно использует игротехнику на каждом этапе урока, делает игру не запретным для школьника делом, а естественной формой  организации быта детей на уроке и внеурочное время.  ­ целенаправленно эмоционально стимулирует детей на уроке. Предупреждает опасные для учения чувства скуки, серости, монотонности (за счет перемены видов работы,  занимательности, личной эмоциональности);  возбуждает интеллектуальные эмоции  удивления, новизны, сомнения, достижения; формирует внутренний оптимистический  настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление  трудностей. 3. Развитие познавательных интересов. Для решения этой цели педагогу необходимо: ­ избегать в своем стиле преподавания появления «антистимулов», таких как бедность,  серость, монотонность сообщаемой информации; отрыв содержания обучения от личного  опыта ребенка; учебные перегрузки, переутомление и одновременно низкая плотность  режима работы (паузы).  ­ стимулировать познавательный интерес с помощью технологии обучения, включающий  многообразие приемов занимательности (иллюстрации, игра, кроссворды, драматизация,  шутка); использование проблемно­поисковых методов обучения..                                     Успехов  в воспитании ваших детей! Литература: 1..Ивакина http://festival.1september.ru/articles/508424/   Мотивация   Г.В.   младших   школьников   к   учению  2. Маркова  А.К.  и  др.  Формирование  мотивации  учения:  Книга  для учителя. – М.:  Просвещение,2011

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших

Организация работы учителя начальных классов по формированию учебной мотивации младших
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.11.2018