Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы
Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа +1
1 кл—4 кл
15.05.2019
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и семьи? Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным, если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща, осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных задач классного руководителя - способствовать единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной деятельности и общения.
Семья и школа - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.
Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы.docx
Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы
«Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои
первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним
открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает
школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега…»
Л. Кассиль
Что нужно для успешного сотрудничества классного руководителя и
семьи? Взаимодействие педагогов, родителей и детей может быть успешным,
если все положительно настроены на совместную работу, действуют сообща,
осуществляют планирование, подводят итоги деятельности. Одна из главных
задач классного руководителя способствовать единению, сплочению семьи,
установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных
условий для ребёнка в семье, формированию навыков их совместной
деятельности и общения.
Семья и школа два общественных института, которые стоят у истоков
нашего будущего.
Вопрос о сотрудничестве семьи и школы сейчас особенно актуален, т.к.
система семейного воспитания претерпевает значительные изменения и
сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном
понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин:
1. Малодетность семей уже во многих поколениях; воспитываясь в
таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за
младшими братьями и сестрами.
2. Молодые семьи имеют возможность отделиться от своих родителей;
влияние старшего поколения снижается, остается невостребованным.
3. Основательно утрачены традиции народной педагогики, которые
отмечают, что воспитанием ребенка нужно заниматься, пока он маленький и
«лежит поперек лавки, а не вдоль».
4. Происходит осложнение семейного воспитания изза обострения
социальноэкономических трудностей (низкая зарплата, низкий прожиточный
минимум)
5. Гипертрофированная политизация общества, когда родители
увлекаются просмотром передач политического или художественного
характера (в виде различных сериалов), а на общение с детьми, на их
воспитание не хватает времени.
Семья сегодня переживает громадные экономические и духовные
трудности: отчуждение между родителями и детьми выросло настолько, что
становится подлинной национальной проблемой. Ведь далеко не все родители
имеют достаточный уровень общей культуры и педагогические знания,
необходимые для воспитания ребенка. И какую бы сторону развития детей мы
не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями
являются родители, а задача классного руководителя помочь им. Задача очень
непростая. И на сегодняшний день существует ряд проблем, которые надо
решать незамедлительно. Не существует никакого института, который бы
обучал тому, как быть хорошими родителями.
Одним из важных направлений моей деятельности классного
руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и
воспитывается.
Моя
задача всеми доступными
средствами достичь
взаимодействия, согласия с родителями в воспитании общей культуры
ребенка,
в создании эмоциональноблагоприятного климата,
ориентируемого на общечеловеческие ценности.
Любовь учителя и родителей к ребенку должна быть основана на знании
его интересов, стремлений, на умении оказать ему помощь, дать дружеский
совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью. Основа моей
воспитательной работы союз учителя, родителей и ребенка. Очень важен
контакт учителя и родителей. Ведь ребенок это не только объект, но и
субъект воспитания.
Систему работы классного руководителя и родителей строю
следующим образом:
изучение семей обучающихся;
психологопедагогическое просвещение родителей;
массовые мероприятия с родителями, организация совместной
общественно значимой деятельности и досуга;
информирование родителей о ходе и результатах воспитания,
обучения детей;
привлечение родителей к управлению классным коллективом через
родительский комитет.
С первых дней знакомства с родителями доношу до них мысль о том,
что источником благополучия ребенка в семье, условием его счастливого
детства является любовь к нему родителей.
Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их
дефицит. Часто напоминаю родителям, что ребенок должен быть уверен, что
его ктото очень любит, и он тоже должен очень когото любить.
Такая любовь создает у ребенка чувство защищенности, душевного
покоя. У человека должен быть уголок, где ему хорошо, где у него есть
защита от невзгод.
При таких условиях ребенок активнее постигает мир, легче овладевает
знаниями. У него свободнее раскрываются дарования, он увереннее
определяет свою дорогу в жизни, выбирает друзей. Любовь, ласка, нежность,
которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогут ему решить
сложные проблемы. Сердечность, чуткость, отзывчивость это моральный
иммунитет против зла, он приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинных человеческих отношений.
Со своей стороны, стараюсь, чтобы детям было комфортно в школе, чтобы в
ней присутствовала теплая, доброжелательная обстановка, в которой
интересно и увлекательно учиться.
Воспитание детей – это единая задача всего сообщества родителей,
педагогов и общественности. Объединившись, мы сумеем достичь
поставленных задач, чтобы наши дети были воспитанными, образованными,
имели четко сформированные гражданские позиции.
В своей работе стараюсь выстраивать отношения с родителями с учётом
их запросов, степени активности и уровня психологопедагогической
компетентности. Стараюсь развивать и обучать родителей, так как от их
компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного
процесса.
Ответственность между семьёй и школой делится пополам, и стороны
должны выступать членами одной команды с разными функциями и сферой
приложения сил. В таком типе взаимодействия обязательно присутствует
двусторонняя обратная связь.
Взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в
работе школы и каждого педагога.
Одна из форм взаимодействия школы и семьи – это родительские
собрания.
Структура проведения родительского собрания.
Собрание
организуется 1 раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и
особенностей класса. Каждое родительское собрание требует от классного
руководителя тщательной подготовки, создание своего рода программы для
того, чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном
участии родителей. Важно заранее продумать оформление классной комнаты
(оформить выставку, выпустить тематическую газету, подобрать литературу
для родителей, подготовить небольшое выступление детей).
Не менее значима форма приглашения родителей на собрание.
Например: Уважаемая Татьяна Ивановна и Игорь Григорьевич!
Приглашаем, Вас на родительское собрание, которое состоится 10 сентября
2015 г. в 18.00 часов в школе. Тема собрания: «Влияние семейной атмосферы
на успеваемость учащихся». Классный руководитель: Бондарь Н.В.
Следует продумать и окончание родительского собрания. В конце
встречи можно предложить родителям рекомендации в виде памяток.
Примерная структура родительского собрания.
Начало собрания должно быть в строго установленное время. Родители
привлекают к такому требованию и стараются его придерживаться.
Максимальная продолжительность 11,5 часа.
1.Вступительное слово классного руководителя 5 минут (представление
гостей). 2. Анализ анкет родителей классным руководителем, чтобы ярче обнаружить
проблему встречи (57 мин.)( по необходимости)
3.Вступление по теме: специалист или классный руководитель. Выступление
должно быть ярким, лаконичным, доступным (1015 мин.)
4.Обсуждение проблемы родителями (20 мин.)
5.Анализ успеваемости класса классным руководителем. Начинать только с
положительных результатов. Никогда не называть по фамилиям отстающих,
недисциплинированных детей, не «клеймить их позором». Анализ должен
выражать уверенность, что совместная работа позволит исправить положение
дел.
В заключительной части встречи классный руководитель благодарит
родителей за участие, совместную работу. Предлагает взять памятку о
прошедшей встрече.
Просит задержаться на минуточку тех родителей, у детей которых есть
проблемы в обучении, поведении, для выяснения причин и совместного
решения в их преодолении.
Активными формами взаимодействия могут быть: конференции по
обмену опытом семейного воспитания; вечера вопросов и ответов, диспуты;
встречи с учителями,
специалистами (медиками,
психологами)
администрацией,
Классный руководитель привлекает родителей к управлению работой
школы и к организации деятельности классов, что предполагает:
– обсуждение и решение родителями проблем воспитания детей, жизни
школы;
– участие родителей в организации воспитательной работы, помощь в
экскурсий;
подготовке
оформлении;
–
–
кабинета;
– создание органов самоуправления (родительский комитет, проблемные
группы).
праздников,
помощь
организации
ремонт
в
в
Классный руководитель должен познакомить родителей с правовыми
основами семейного воспитания детей: с Конституцией страны,
законодательными документами о браке, семье, правах ребёнка и защите
детства.
Таким образом, успешное взаимодействие классного руководителя и
семьи заключается в изучении учащихся, организации и воспитании классного
ученического коллектива, повышении качества знаний и укрепления
дисциплины, организации и проведении внеурочной и внеклассной
воспитательной работы, координации воспитательной деятельности учителей,
работы с родителями учащихся.
Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы
Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы
Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы
Роль классного руководителя во взаимодействии семьи и школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.