Организация развивающей предметно-практической среды в соответствии с ФГОС ДО
«Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т. п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда - это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)».Организация развивающей предметно-практической среды в соответствии с ФГОС ДО
Организация
развивающей предметно
практической среды в
соответствии с ФГОС ДО
Учительлогопед: Супрун Е.И.
МБДОУ№10
«Развивающая предметнопространственная среда часть
образовательной среды, представленная специально
организованным пространством (помещениями, участком и т. п.),
материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей до
школьного возраста в соответствии с особенностями каждого
возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта
особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными
словами, «развивающая предметнопространственная среда это
специфические для каждой Программы Организации (группы)
образовательное оборудование, материалы, мебель и т. п., в
сочетании с определенными принципами разделения пространства
Организации (группы)».
П. 3., п.п. 3.6.3., Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) // Российская
Письмо Минорбнауки России «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от
28.02.2014 № 08249 // Вестник образования. 2014. Апрель. № 7.
газета. 2013.
(№ 265).
Основные принципы организации развивающей
предметнопространственной среды
дошкольной образовательной организации
(РППС ДОО)
РППС должна быть:
содержательнонасыщенной
трансформируемой
полифункциональной
доступной
безопасной
Предметное содержание
Элементы РППС (игрушки, оборудование и другие
материалы) не должны:
провоцировать ребенка на агрессивные действия;
вызывать у него проявление жестокости по
отношению к персонажам игры;
провоцировать игровые сюжеты, связанные с
безнравственностью и насилием;
вызывать у ребёнка нездоровый интерес к
сексуальным проблемам, выходящим за рамки его
возрастной компетенции;
провоцировать ребёнка на пренебрежительное или
негативное отношение к расовым особенностям и
физическим недостаткам других людей.
Организация пространства
Примерный перечень зон для организации РППС:
для сюжетноролевых и режиссерских игр;
для познавательной активности;
для самостоятельной деятельности детей;
для настольнопечатных и развивающих игр;
для экспериментирования и наблюдения за
природными явлениями;
для отдыха.
Общие принципы отбора игровой продукции
для детейдошкольников
Принцип безопасности (отсутствия рисков)
игровой продукции для ребенка:
физические риски,
психологические риски,
нравственные риски.
Принцип развития, с учетом зоны ближайшего
развития (ЗБР) ребенка.
Принцип соответствия
возрастным (половозрастным) особенностям
ребенка,
индивидуальным особенностям,
специальным особенностям ребенка.
Процедура оценивания игрушек
Используется метод экспертных оценок. Экспертиза проводится
экспертами, имеющими соответствующую квалификацию в
данной области. Используется пятибалльная (от 1 минимум, до 5
максимум) или семибалльная дихотомическая (3 2 1 0 1 2 3)
шкалы выраженности оцениваемых признаков.
Экспертами оцениваются следующие параметры:
Физические (технологические) параметры: визуальные,
тактильные; обонятельные; вкусовые; звуковые; кинетические.
Игровая продукция должна соответствовать и анатомо
физиологическим критериям: половозрастным характеристикам
ребенка, росту, массе тела, размеру руки, дающей возможность
захвата предмета и пр.
Психологическая безопасность игровой продукции
предполагает оценку следующих критериев: педагогический,
психоэмоциональный; эстетический; социальный.
Психологические риски игровой продукции требуют внимания к
игрушкам, имеющим следующие конструктивные особенности:
игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоровью и
жизни ребенка;
игрушки устрашающего характера;
игрушки, оправдывающие или провоцирующие на жестокость
и агрессию, либо формирующие виктимные(садизм)
наклонности детей как поведение жертвы;
игрушки, доминантой игрового замысла которых является
активное манипулирование ребенком; вызывая игровую
ситуацию, навязывающую ребенку зависимость его игрового
поведения от электронной программы, заложенной в игрушку;
игрушки, использующие синестезию, основанные на сочетании
психологически несочетаемого например, сладкого и
смертельного;
игрушки, натуралистически изображающие или
моделирующие выделительные процессы человеческого
организма или организма животного или результаты таких
процессов;
игрушки, изображающие или моделирующие гениталии
человека или животных.
Заключение
Формирование
(дополнение) РППС
должно являться
уникальным решением для
каждой ДОУ.