Для уроков физики значимо формирование таких умений, достигающееся с помощью этой технологии, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком ; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.Для уроков физики значимо формирование таких умений, достигающееся с помощью этой технологии, как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
ОРГАНИЗАЦИЯ
СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ПРЕПОДАВАНИИ ФИЗИКИ НА ОСНОВЕ
ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
« Единственный путь, ведущий к
знанию – это деятельность»
Б. Шоу
новы
й
Орлова Л.В., учитель физики
ОШ IIII
ступеней №1 г. Кировское
«ОБРАЗОВАНИЕ: СКРЫТОЕ СОКРОВИЩЕ»
научиться познавать;
научиться делать;
научиться жить вместе;
научиться быть.
«Сведений науки не следует сообщать учащемуся
готовыми. Его надо привести к тому, чтобы он
сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод
обучения
наилучший,
самый трудный,
самый редкий»
Адольф Дистерверг
ЗУН
Деятельность
Содержание
образования
Системно
деятельностный
подход
позволяет :
Представить цели
образования
Обосновать
способы действий
и содержание
обучения в их
взаимосвязи
Выделить
основные
результаты
обучения и
воспитания
Типология уроков в дидактической
системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по
целеполаганию можно распределить на
четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3. уроки общеметодологической
направленности;
4. уроки развивающего контроля.
Принцип психологической
комфортности
Принцип
вариативности
Принцип творчества
Принцип
деятельности
Принцип
непрерывности
Принцип
целостности
max
mini
Принцип
минимакса
ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
ученик
учитель
воспитание
личности
ребенка как
субъекта
жизнедея
тельности
совместная
деятельность
(учителя и
учащихся)
основана на
началах
сотрудничеств
а и
взаимопони
мания
МОЯ ПОЗИЦИЯ (УЧИТЕЛЯ)
к классу не с ответом
(готовые знания, умения,
навыки), а с вопросом
ученика
познание мира
Информационны
е технологии
Технология
проблемно
диалогического
обучения
Интегрированное
обучение
Технологии
деятельностного
метода обучения:
Технология
критического
мышления
Интерактивные
методы
обучения
Проектная
деятельность
Информационные технологии
Вид деятельности Класс
Проектная
деятельность
7
7
7
8
8
9
9
11
11
10
Тематика
Плавание судов
Давление
Физика и экология
Можно ли сохранить энергию
Физика человека
Ученые, удивившие мир
Трение в природе и технике
Мир света радуги
Влияние солнечного света на организм
Электромагнитная индукция в
современной технике
Ключевой тезис всей технологии критического мышления:
«Конструирование» собственного знания в рамках
собственной поисковой деятельности
Анализируем
информацию
Аргументируем
выводы
Выслушиваем
мнения других
Сами
формулируем
проблему
Обсуждаем
результаты
Анализ, систематизация и
оценивание полученной
информации
Урок развития
критического
мышления
включает
в себя 3 фазы.
Рефлексия
Осмысление
Работа с
информацией
Вызов
Определение и формулирование
проблемы, которую необходимо решить
Работа с информацией Определение и формулирование проблемы, которую необходимо решитьАнализ, систематизация и оценивание полученной информации
Урок развития критического мышления
включает в себя 3 фазы
Технологический цикл
Рефлексия
Осмысление
Вызов
Стратегии технологии развития критического мышления
Стадия вызова Стадия осмысления
Инвентари
ИНСЕРТ
Заполнение
зация
Верите ли
вы…
Ключевые
слова
Читаю –
думаю
Кластер
Таблица
ЗХУ
таблиц
Дневник
двойной записи
Эффективная
лекция
«Тонкие» и
«толстые»
вопросы
Зигзаг (мозаика)
Фишбоун
(рыбья кость)
Поиск в тексте
ответов на
вопросы
Стадия рефлексии
Ответы на вопросы
Синквейн, диаманта,
хайку
Таблицы, кластеры,
фишбоуны
Возврат к ключевым
словам, верным и
неверным утверждениям
Последнее слово за мной
Перекрёстная дискуссия
Общая полемика
Десятиминутное
сочинение
Выходная карта
Применение
Интернет
Телевидение
Печать
Сравнение
мышления
признаков
обыденного
и
критического
Умелое мышление
Обычное мышление
Оценивающее
суждение
Взвешенное суждение
Классификация
Допущение
Логическое
формулирование
выводов
Понимание
принципов
Построение гипотезы
Гадательное
предположение
Предпочтение
Группирование
Верование
Формулирование
выводов
Объединение понятий
по ассоциации
Предложение без
достаточных оснований
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАПОМИНАНИЯ
Лекц
ия 0
5%
Чтение –
10 %
Прослушивание 20%
Демонстрация 30%
Обсуждение50%
Практика75%
Взаимообучение90%
Оцен
ка
Синтез
Анализ
Применение
Понимание
Знание
Примеры заданий
представить аргументы,
защитить точку зрения,
доказать, спрогнозировать
создать, придумать дизайн,
разработать, составить план
проанализировать, проверить,
провести эксперимент,
организовать, сравнить,
выявить различия
применить,
проиллюстрировать, решить
описать, объяснить,
определить признаки,
сформулировать подругому
составить список, выделить,
рассказать, показать, назвать
МЕТОДЫ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА
УРОКАХ ФИЗИКИ
«Ассоциативная карта, Интеллект карта , Ментальная карта»
позволяет школьникам определить тему урока,
сформулировать цели и задачи урока, а также даёт
возможность учащимся дополнить её уже после изучения новой
темы, таким образом, ученики проводят анализ своей работы на
данном этапе урока.
Результаты применение системнодеятельного
подхода на уроках физики
Поступление
Поступление
в ВУЗы на
в ВУЗы на
бюджетной
бюджетной
основе
основе
Успешная
Успешная
аттестация
аттестация
по предмету
по предмету
Выпускники, закончившие
Выпускники, закончившие
школу с золотыми и
школу с золотыми и
серебряными медалями
серебряными медалями
Качество знаний по
физике;
повышение уровня
компетентности учащихся;
владение
информационным
пространством, выделение
из общего потока
достоверной информации;
воспитание
конкурентоспособности
обучающихся.
Призеры
Призеры
физических
физических
олимпиад и
олимпиад и
конкурсов
конкурсов
Исследова
тельские
работы
Исследова тельские работы
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
Уильям Уорд