Организация системы контроля усвоения учебного материала
Оценка 4.7
Памятки
doc
информатика
Взрослым
28.10.2018
Контроль – неотъемлемая часть обучения. В данных рекомендациях описаны виды контроля в зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, это:
-предварительный (входной);
-текущий;
-тематический;
-рубежный;
-итоговый;
-отсроченный.
Контроль призван помочь обучающимся критически оценить свои успехи и промахи в изучении данного материала, правильно организовать свою дальнейшую работу, обеспечить ее системность и систематичность.
система контроля.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«СЕРОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
ФИЛИАЛ Г.НОВАЯ ЛЯЛЯ
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Составила:
Аксютова Ирина
Григорьевна Контроль – неотъемлемая часть обучения. В зависимости от функций, которые
г. Новая Ляля
2016 год
выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить следующие виды контроля:
предварительный (входной);
текущий;
тематический;
рубежный;
итоговый;
отсроченный.
Предварительный (входной) контроль необходим для получения сведений об
исходном уровне познавательной деятельности обучающихся, в первую очередь –
индивидуального уровня каждого обучающегося. Результаты такого контроля
используются для адаптации учебного процесса к особенностям контингента обучающихся.
Цель его ознакомиться с общим уровнем подготовки по предмету, установить объем и
уровень знаний обучающихся, выявить, что сохранилось и что «улетучилось» из того, что
изучалось ими в предыдущих учебных годах. На первом уроке преподаватель проводит
диагностический тест по проверке минимума школьных знаний. На основе собранных
данных преподаватель планирует повторение и строит изучение нового материала.
Текущий контроль осуществляется в повседневной учебной работе и выражается в
систематических наблюдениях преподавателя за учебнопознавательной деятельностью
обучающегося на каждом уроке. Главное его назначение оперативное получение
объективных данных об уровне знаний обучающихся и качестве учебновоспитательной
работы на уроке. Полученная во время поурочного наблюдения информация о том, как
обучающиеся усваивают учебный материал, как формируются их универсальные учебные
действия и компетенции, помогает преподавателю наметить рациональные методы и
приемы учебной работы. Правильно дозировать материал, находить оптимальные формы
учебной работы обучающихся, осуществлять постоянное руководство их учебной
деятельностью, активизировать внимание и пробуждать интерес к изучаемому.
К данному виду контроля предъявляются следующие требования:
текущий контроль должен осуществляться строго индивидуально с
использованием оценочной шкалы, учитывающей индивидуальные способности и
особенности обучающегося;
процедура текущего контроля строится по принципу восходящей сложности:
сложность и трудоемкость заданий должна повышаться от элементарных до границ
возможностей конкретного обучающегося;
тактические цели обучения могут изменяться в процессе и по результатам
контроля в зависимости от успехов или затруднений обучающегося.
Формы текущего контроля разнообразны. Сочетание различных форм контроля
зависит от темы и цели занятия, от особенностей учебной группы, индивидуальных качеств
преподавателя, его методического мастерства.
Текущий контроль учебной деятельности обучающихся в техникуме предполагает
ежемесячное подведение итогов их работы и обеспечивает возможность заведующему
отделением, мастеру учебной группы, родителям обучающегося проверять уровень усвоения знаний обучающегося, ритмичность его деятельности, а также своевременно
контролировать посещаемость занятий и устранять причину пропусков. По итогам учёбы
обучающегося преподаватель выставляет в журнал оценку, в случае невозможности
выставления оценки (ввиду большого количества пропусков) допускается выставление
отметки «не аттестован». Обучающиеся обязаны исправить неудовлетворительные оценки
в течение следующего месяца.
По способу взаимодействия преподавателя и обучающегося методы проверки,
контроля УУД, уровня развития обучающегося можно подразделить на следующие:
1) устные;
2) письменные;
3) практические работы;
4) тесты.
Методы контроля часто используются в комбинированном виде, они в реальном
учебном процессе дополняют друг друга. Каждый метод включает в себя совокупность
приемов контроля. Один и тот же прием может быть использован в разных методах
контроля.
Устные методы. Они наиболее распространены в учебном процессе и проводятся
как опрос обучающихся и собеседование. Так проверяется и выполнение обучающимися
домашних заданий, и усвоение ими нового материала на уроке, и умение рассуждать, и
повторение ранее изученного. Эффективность опроса и собеседования при проверке знаний
достигается тем, что преподаватель предварительно определяет темы и вопросы для
устного контроля, намечает конкретных обучающихся, с которыми затем проведет
собеседование, предусматривает варианты своих действий на тот случай, если
обучающиеся затрудняются или не смогут ответить на поставленные вопросы. Это могут
быть: дополнительное разъяснение неусвоенного материала, изучение методических
пособий по теме, консультация. Во всяком случае, получив обратную информацию в
процессе опроса и собеседования о низком качестве УУД обучающихся (некоторых из них
или группы), преподаватель предпринимает работу по доведению уровня этих знаний в
соответствие с требованиями программы.
Письменные методы проверки знаний и умений также широко используются на
занятиях в разных стадиях учебного процесса. Это тематические диктанты, работа по
карточкам (индивидуально и в группах), и практические работы, и тесты.
В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего
профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) к основным
видам учебных занятий, наряду с другими, отнесены практические занятия. В процессе
практического занятия обучающиеся выполняют одну практическую работу под
руководством преподавателя в соответствии с содержанием учебного материала.
Выполнение обучающимися практических работ направлено на:
обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических
знаний по конкретным темам;
формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию
единства практической и интеллектуальной деятельности; выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых
качеств, как самостоятельность, ответственность, творческая инициатива.
Практические занятия могут носить репродуктивный и частичнопоисковый
характер. Работы, носящие репродуктивный характер, отличаются тем, что при их
проведении обучающиеся пользуются подробными инструкциями, в которых указаны:
цель работы;
пояснения (теория, основные формулы);
порядок выполнения работы;
контрольные вопросы;
учебная и специальная литература.
Работы, носящие частичнопоисковый характер, отличаются тем, что при их
проведении обучающиеся не пользуются подробными инструкциями, им не дан порядок
выполнения необходимых действий. Они требуют от обучающихся самостоятельного
выбора способов выполнения работы.
При организации деятельности обучающихся на практических работах
используются индивидуальная и групповая формы деятельности. Для повышения качества
проведения практических занятий преподаватель создаёт методическую разработку
заданий для подготовки обучающихся к выполнению практической работы.
Задолженности по практическим работам обучающиеся отрабатывают на
консультациях, которые проводятся еженедельно для каждой группы. Текущие
консультации предназначены, в основном, для оказания помощи обучающимся в овладении
учебным материалом, при изучении которого они испытывают определённые трудности.
Консультации, как правило, предполагают вторичный разбор учебного материала, который
либо слабо усвоен обучающимися, либо не усвоен совсем. Поэтому основная цель
консультаций – восполнение пробелов в знаниях обучающихся. На консультациях
обучающийся может пересдать неудовлетворительные или повысить полученные отметки, а
также сдать пройденный материал в случае пропуска занятий.
Тест является средством контроля УУД и уровня развития обучающихся. Тесты
выполняют и диагностическую, и контролирующую функции.
Тесты представляют собой серию вопросов и заданий по проверяемой теме. Однако,
он не показывает надо ли дополнительно учить чтолибо по теме, а если надо, то что
именно. Тест замеряет и фиксирует факт: обучающийся на такомто (высоком, среднем
или низком) уровне владеет материалом, который проверяется.
Тесты как инструмент контроля удобны тем, что они выполняются в короткий срок,
позволяют проверить всех обучающихся. Полученные данные можно подвергнуть
статистическому анализу и на этой основе дать качественную характеристику
успеваемости обучающихся.
Проблема соотношения устных и письменных форм контроля разрешается в
большинстве случаев в пользу последних. Считается, что хотя устный контроль больше
способствует выработке быстрой реакции на вопросы, развивает связную речь, он не
обеспечивает надлежащей объективности. Письменная проверка, обеспечивая более
высокую объективность, кроме того, способствует развитию логического мышления,
целенаправленности: обучающийся при письменном контроле более сосредоточен, он глубже вникает в сущность вопроса, обдумывает варианты решения и построения ответа.
Письменный контроль приучает к точности, лаконичности, связности изложения мыслей.
Формы контроля, как устные, так и письменные, включают в себя: опрос
(индивидуальный, фронтальный, комбинированный, взаимный, уплотненный), практические
работы, тестирование, зачет.
Индивидуальная проверка знаний. Ее задача — глубокий и всесторонний контроль
УУД обучающегося, уровня его разностороннего и, прежде всего, интеллектуального
развития. Такая проверка дает значительный материал для объективного суждения и
соответствующих выводов о каждом обучающемся, для организации индивидуального
подхода к нему в процессе учебновоспитательной работы. Индивидуальная проверка
отнимает много времени на уроке, в этом ее недостаток.
Групповая проверка предполагает контроль учебной работы целой группы. Это
особенно удобно, если обучающиеся выполняли работу группой. При такой проверке
следует дойти до каждого, а не ограничиваться «огульной» оценкой всей группы.
Необходимо выяснить, каков вклад каждого в общее дело.
Фронтальная проверка организуется следующим образом. Опрашивается вся группа,
вопросы задаются небольшие, требующие краткого ответа. Вся группа в момент опроса
работает напряженно и в быстром темпе. Если какойто обучающийся затрудняется
ответить на вопрос, преподаватель не ждет, когда он подготовит основательный ответ, а
обращается к другому, третьему обучающемуся, предлагает ответить тому, кто уже готов.
Разумеется, после постановки вопроса преподаватель делает небольшую паузу, чтобы
обучающиеся успели осмыслить его и обдумать ответ. В процессе фронтальной проверки,
которую также называют “беглым опросом”, по сути, каждый обучающийся успевает хотя
бы один раз ответить на какойлибо вопрос, дополнить или уточнить предыдущий ответ
одногруппника.
Фронтальная проверка позволяет в короткий срок повторить (воспроизвести,
актуализировать) для обучающихся группы материал, на который преподаватель будет
опираться при изучении новой информации на данном уроке. К такому же беглому опросу
преподаватель прибегает в конце урока для того, чтобы убедиться, что обучающиеся
правильно усвоили новую тему.
Таким образом, мобильность, экономия времени, охват большинства, а в лучшем
случае — даже всех обучающихся группы активной работой являются достоинствами
фронтального опроса.
Комбинированный (уплотненный) опрос. На одном уроке на этапе проверки
домашних заданий преподавателю необходимо, не затрачивая лишнего времени, решить
целый ряд контрольных задач — проверочных, диагностических, стимулирующих.
Возникает сложная ситуация: каким образом все это совместить? Помочь в этой ситуации
может комбинированный опрос.
До занятия преподаватель заготавливает вопросы и задания на отдельных листках
(карточках), в зависимости от сложности заданий их может быть 25. Кроме того, ряд
вопросов предназначен для устного ответа. Преподаватель заранее определяет тех
обучающихся, которых будет проверять. На самом уроке отвечать одновременно выходят 68 человек. Двое выполняют
задание на доске (само задание записано у каждого на листке). В это время четверо –
шестеро садятся за первые столы и каждый самостоятельно письменно отвечают на
вопросы своей карточки. Обучающийся отвечает у доски, его ответы развернутые, с
дополнительными вопросами и ответами, т.е. идет глубокая индивидуальная проверка.
Пока устно отвечает первый обучающийся, второй, работающие у доски, успевает
подготовить свою часть задания. Потом выслушивается его ответ. Те обучающиеся,
которые на листочках выполняли задания и писали письменные ответы, сдают листочки
ответы преподавателю. Если позволяет время, то ответы анализируют, если нет, то их
проверяют после занятия.
Таким образом, при уплотненной проверке удается опросить и оценить многих
обучающихся, повторить значительный по объему материал.
Тематический контроль проводится по завершении изучения большой темы,
раздела. Назначение тематического контроля: систематизировать и обобщить материал
всей темы, раздела; путем повторения и проверки знаний, закрепить его как базу,
необходимую для изучения последующих разделов.
Формы тематического контроля могут быть как устные, так и письменные. Устный
предусматривает проведение зачета, который позволяет в течение одного учебного занятия
проверить, вопервых, знание обучающихся основного учебного материала, вовторых,
проверить умение рационально использовать его для решения практических задач, в
третьих, умение грамотно объяснять полученные результаты.
Зачёт состоит из двух частей: теоретической и практической. Вопросы зачёта
определяются заранее, в начале изучения темы. На занятии каждому обучающемуся
выдаётся карточка с обязательным и дополнительным заданием. Во время работы
обучающихся преподаватель имеет возможность устно провести опрос по теоретической
части зачёта. Обучающиеся, быстро справившиеся со своим заданием, получают карточки,
содержащие нестандартные задачи по изученной теме. Такая форма организации зачёта
даёт всем равные возможности для достижения хороших результатов.
Рубежный контроль — проверка учебных достижений каждого обучающегося
перед тем, как преподаватель переходит к следующей части учебного материала, усвоение
которого невозможно без усвоения предыдущей части. С этой целью обучающимся в начале
изучения раздела выдаются вопросы и задачи для конспектирования. Ответы на вопросы
выполняются дома в тетради, а в конце изучения темы сдаются преподавателю на
проверку. Ответы на вопросы по теме значительно облегчает подготовку к зачету.
Обучающиеся в ходе такой проверки приучаются логически мыслить, обобщать материал,
анализировать его, выделяя главное, существенное. Уточнение и углубление знаний
становится мотивированным действием обучающегося, отражает его желание и интерес к
учению.
Итоговый контроль— зачёт по курсу. Это итог изучения пройденной дисциплины,
на котором выявляется способность обучающегося к дальнейшей учебе. Итоговая оценка
выставляется автоматически, как среднее арифметическое, полученных в семестре оценок,
при условии полной отработки практических работ.
Отсроченный контроль — контроль остаточных знаний и умений спустя какоето
время после изучения темы, раздела, курса (этот срок может колебаться от 3 месяцев до
полугода и более). Такой контроль проводится в форме тестирования. Срезовая контрольная работа
состоит из десяти вариантов. В каждом варианте сформулированы десять заданий и даны
четыре варианта ответа, один из которых является правильным. Для контрольной работы
имеются коды ответов. Проведение срезовой контрольной работы позволяет проверить
уровень остаточных знаний по дисциплине «Информатика».
Контроль призван помочь обучающимся критически оценить свои успехи и промахи
в изучении данного материала, правильно организовать свою дальнейшую работу,
обеспечить ее системность и систематичность.
Литература
1. О. Е. Саенко, Организация и содержание методической работы в колледже, Москва,
Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2008, 384с.
2. О. Е. Саенко, Н. Ф. Семионова, Настольная книга заместителя директора колледжа,
техникума, Москва, Издательскоторговая корпорация «Дашков и К», 2007.496с.
3. А. И. Тебякина, И. В. Клемешова, Внутришкольный контроль от «А» до «Я», Москва,
Управление образованием, 2008, 56с.
4. П. Ф. Анисимов, В. Е. Сосонко, Управление качеством среднего профессионального
образования, Институт среднего профессионального образования РАО, Казань, 2001, 256с.
5. Ю. Я. Бойко, З. Б. Леонова, Организация текущей и промежуточной аттестации
студентов, серия «Управление образовательным процессом», Москва, Инновационный
образовательный центр « Новый город», 2006, 33с.
6. Н. А. Кулаковская, Педагогика средней специальной школы, ЮжноРоссийский
государственный технический университет, Новочеркасск, 2006, 124с.
7. Т. В. Опарина, Настольная книга преподавателя, серия «Управление образовательным
процессом», Москва, Инновационный образовательный центр « Новый город», 2006, 39с.
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Организация системы контроля усвоения учебного материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.