«ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ»

  • Документация
  • Занимательные материалы
  • doc
  • 11.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Система планомерной подготовки спортсмена высокой квалификации требует значительного объема специально-подготовительных средств. Ввиду анатомических и физиологических особенностей развития организма подростков, большая часть объема, бесспорно, отводится на специализированную работу, остальная же часть направлена на повышение уровня функциональной подготовленности.Положение осложняется тем, что специализированные тяжелоатлетические средства при традиционном построении тренировки, повышая реактивность функциональных систем, понижают их общую устойчивость. Поскольку с ростом результата эта тенденция усиливается, то она рассматривается нами как негативная. В качестве профилактики рекомендуется общефизическая подготовка (ОФП), в которой основным тренировочным средством являются упражнения комплексной направленности. Данное обстоятельство побудило нас к поиску возможных путей устранения противоречий в применении средств ОФП и СФП в плане их положительного влияния на рост спортивного мастерства юных тяжелоатлетов, исключающих
Иконка файла материала 251589.doc
«ОРГАНИЗАЦИЯ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ЮНЫХ ТЯЖЕЛОАТЛЕТОВ В СИСТЕМЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИЛОВОЙ ПОДГОТОВКИ» СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ  КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ. 1.1 Круговая тренировка и её составляющие 3 5 5 1.2 Круговая тренировка как организационно­методическая форма занятий 10 1.3 Подбор и распределение упражнений в комплексах круговой тренировки 12 1.3.1 Методы воспитания силовых и скоростно­силовых способностей 1.4 Показатели, характеризующие физическое развитие и подготовленность  тяжелоатлетов 1.4.1 Параметры физического развития юных тяжелоатлетов ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования 2.2 Методы исследования 2.3 Организация исследования 2.4 Разработка методики повышения эффективности учебно­тренировочных занятий методом круговой тренировки ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ПРИЛОЖЕНИЕ 13 16 17 23 23 23 23 24 28 33 3723 ВВЕДЕНИЕ В   настоящее   время   наблюдается   стремительный   рост   спортивных результатов юных тяжелоатлетов в возрасте 12­14 лет. Согласно утвержденной программе   ДЮСШ   по   тяжелой   атлетике,   юноши   в   возрасте   14   лет   только начинали   принимать   участие   в   соревнованиях.   На   сегодняшний   день   в   этом возрасте   необходимо   выполнить   1­ый   взрослый   разряд,   либо   показать   более высокий результат. Поэтому   проблема организации тренировочного процесса юных тяжелоатлетов с учетом этапов физического развития до сих пор является до конца не раскрытой. Система   планомерной   подготовки   спортсмена   высокой   квалификации требует   значительного   объема   специально­подготовительных   средств.   Ввиду анатомических   и   физиологических   особенностей   развития   организма   отводится   на подростков, специализированную   работу,   остальная   же   часть   направлена   на   повышение   большая   часть   объема,   бесспорно, уровня функциональной подготовленности. Положение   осложняется   тем,   что   специализированные тяжелоатлетические   средства   при   традиционном   построении   тренировки, повышая   реактивность   функциональных   систем,   понижают   их   общую устойчивость. Поскольку с ростом результата эта тенденция усиливается, то она рассматривается нами как негативная. В качестве профилактики рекомендуется общефизическая   подготовка   (ОФП),   в   которой   основным   тренировочным средством   являются   упражнения   комплексной   направленности.   Данное обстоятельство   побудило   нас   к   поиску   возможных   путей   устранения противоречий в применении средств ОФП и СФП в плане их положительного влияния на рост спортивного мастерства юных тяжелоатлетов, исключающихнегативные   тенденции   тяжелоатлетического   спорта.  Все   вышеизложенное обусловливает актуальность настоящего исследования.  4 Целью   работы:  является   повышение   уровня   функциональной подготовленности юных тяжелоатлетов. Объект исследования: спортсмены групп этапа начальной подготовки в  тяжелой атлетике (12 – 14 лет). Предмет   исследования:  методика   повышения   эффективности   учебно­ тренировочного процесса с применением круговой тренировки. Гипотеза: мы предполагаем, что применение круговой тренировки в ходе учебно­тренировочных занятий спортсменов этапа начальной подготовки будет способствовать улучшению физической подготовленности подростков. Практическая   значимость:  предложенная   методика   может использоваться   в   тренировочном   процессе   тяжелоатлетов   12­14   возраста   с целью повышения их функциональной подготовленности5 ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ 1.1 Круговая тренировка и её составляющие Круговая тренировка – это строгое выполнение конкретных упражнений,   и   сконцентрированных   в   заданном определенным   образом   подобранных   временном интервале, обеспечивающих быстрое развитие двигательных качеств за относительно короткий промежуток времени. В   теории   и   практике   спортивной   тренировки   применение   круговой тренировки   дает   возможность   самостоятельно   приобретать   знания,   развивать физические качества, совершенствовать отдельные умения и навыки, позволяет добиться высокой работоспособности организма [12]. Круговая тренировка приучает учащихся к самостоятельному мышлению, развитию   физических   способностей,   вырабатывает   алгоритмы   двигательных действий.   Очень   существенным   является   то,   что   она   позволяет   обеспечить индивидуализацию   обучения   и   воспитания,   эффективно   использовать   время, планируемое на физическую подготовку [12]. В   процессе   внедрения   круговой   тренировки   тренер   или   преподаватель дает ученикам конкретную программу действий, контролирует ее выполнение,6 производит   оценку   выполненной   программы,   при   необходимости   исправляет, уточняет отдельные упражнения или регламент действия учеников. Ученики в свою   очередь   получают   задание,   осмысливают   его,   выполняют.   Качество   их работы оценивается устно или письменно [14]. При проведении круговой тренировки должны быть определены способ и порядок передачи информации от преподавателя к обучаемым и наоборот. Здесь речь   идет   о   создании   прямой   и   обратной   связи.   Весьма   важном   компоненте программированного обучения.  Переработка   учебного   материала   по   созданию   модели   физической подготовки   с   помощью   круговой   тренировки   будет   успешной   тогда,   когда преподавателю   или тренеру хорошо известны уровень и степень физического развития и подготовленности учеников.  Одна   из   важнейших   задач   преподавателя   должна   заключаться,   с   одной   в   моделировании   специальных   комплексов   и   выработке стороны, алгоритмического   предписания   для   их   выполнения,   а   с   другой   –   в   умении организовать самостоятельную деятельность учащихся и управлять ею на уроках физического воспитания или тренировке [7].7 Рисунок 1 – Примерный комплекс упражнений в системе круговой тренировки На   уроках   физического   воспитания   используются   упражнения   для развития   молодого   организма,   выработки профессионально   –   прикладных   навыков.   Необходимых   в   будущей   трудовой   укрепления   здоровья, деятельности учащихся. Создание определенной модели физического развития двигательных   качеств   для   формирования   и   совершенствование   конкретных навыков,   которые   воспитываются   во   взаимодействии   и   единств,   повышает устойчивость   организма   к   нагрузкам.   Расширяет   сферу   двигательных возможностей человека. Как правило, развитие профессиональных прикладных навыков всегда обусловлено соответствующим уровнем воспитания физических8 качеств.  Круговая тренировка является эффективным способом для развития двигательных качеств [19].  При   круговой   тренировке   большая   плотность   занятий.   Простота упражнений   возможна   для   занятий   любого   учащегося.   При   изучении   видов спорта:   легкой   атлетики,   гимнастики,   волейбола,   баскетбола,   футбола применяются интересные уроки по круговой тренировке. На уроках физической культуры в школе было замечено, что детям очень нравятся уроки по круговой тренировке. Если подобрать хорошую музыку, то эффективность уроков также станет   очень   высокой. При   программировании   комплекса   упражнений, направленных на развитие физических качеств, важно помнить, что организм подростка хорошо приспосабливается к скоростным напряжениям и значительно хуже переносит нагрузки, требующие проявления выносливости и силы [19].  Для   развития   выносливости   и   силы   в   юношеском   возрасте   хороших результатов   можно   ожидать   от   чередования   станций   круговой   тренировки, направленных на развитие силовой выносливости, со станциями, развивающими ловкость,  быстроту   и   гибкость.  При   этом   полезно   знать,  что   для   успешного развития   скоростно­силовых   качеств   величина   применяемого   отягощения должна   быть   не   менее   30­70%   максимальных   силовых   возможностей, проявляемых в упражнениях комплекса круговой тренировки. Английский   главный   тренер   по   легкой   атлетике   Догерти   дал   «сёркит­ трэйнинг» следующую оценку: «Такой вид тренировки при подготовке по видам спорта,   избранным   для   специализации,   представляет   собой   не   дополнение,   а основу.   Она   дает   возможность   спортсменам   вести   за   собой   наблюдение   и определять повышение готовности (работоспособности)» [26]. Английский   ортопед   Берти   Ми   рекомендует   «сёркит­трэйнинг»   для лечебной   гимнастики,   поскольку   она   позволяет   пациенту   самому   определять повышение   своей   работоспособности   по   увеличению   объема   выполняемых9 упражнений   или   по   сокращению   времени,   затрачиваемого   на   них.   Это   очень повышает у пациентов веру в свои силы [26]. «Сёркит­трэйнинг»   стала   общеизвестна   в   Германской   Демократической Республике под названием «крайз­тренинг», т.е. «круговая тренировка». Вместо «круговая»   кое­где   используют   термин   «циркель­тренинг».   Между   тем,   если исходить   из   первоначальной   цели  «сёркит­трэйнинг»,  т.е.  из   цели  «развивать мышечную   силу   в   сочетании   с   силой   внутренних   органов»,   то   оба   названия звучат  не  точно. В  немецком словоупотреблении   более  правильным  было  бы говорить   «тренировка   с   прохождением   круга»   или   «циркуляционная тренировка». Если же захотеть отразить организационный процесс в «сёркит­ трэйнинг» не дословно, т.е. посредством термина «тренировка  с прохождением круга», то оправданным уже будет применение уже укоренившегося в практике «круговая тренировка» [26].  Между   тем   для   нас   круговая   тренировка   превратилась   в   действенную организационно­методическую   форму   кондиционной   тренировки.   Причем   мы употребляем это понятие в качестве самого общего и различаем большой ряд вариантов круговой тренировки в зависимости от использования тех или иных основных   методов   развития   и   совершенствования   двигательных   качеств. Первоначальная форма «сёркит­трэйнинг» встречается у нас в качестве лишь одного   варианта   круговой   тренировки,   когда   нагрузка   определяется   и регулируется посредством метода длительной непрерывной работы [22]. Под круговой тренировкой и ее вариантами мы понимаем эффективные организационно­методические   формы   упражнения   для   развития   и совершенствования   таких   двигательных   качеств,   как   сила,   быстрота,   и выносливость,   а   также,   и   в   особенности,   их   комплексных   форм:   силовой выносливости, скоростной выносливости и скоростной силы. В соответствии с применяемым   методом   нагрузки   используются   элементарные,   технически10 простые упражнения, из которых составляются – по символу (схеме) круговой тренировки – тренировочные комплексы, выполняемые без изменений в течение продолжительного   времени.   При   этом,   однако,   соблюдается   принцип прогрессирующей нагрузки, а уровень тренировочной нагрузки определяется с учетом современных физиологических данных обязательно индивидуально, на основании результатов испытания по так называемому «максимальному тесту». Таким путем избегают перегрузки тренирующиеся [14]. Круговая   тренировка   позволяет   большому   числу   упражняющихся одновременно   выполнять   индивидуально   дозированные   задания   в   точно установленное   время   с   определенными   перерывами   или   же   во     все   более сокращаемое   тренировочное   время,   т.е.   проходя   круги   в   так   называемое «целевое время» [14]. Каждый   занимающийся   при   этом   ведет   запись   своих   достижений   в специальных   карточках,   которые   используются   для   контроля   за   ростом работоспособности,   что   становится   основой   для   нового   дозирования упражнений.   Регулярные   занятия   по   круговой   тренировке   воспитывают одновременно   честность,  самостоятельность,  упорство,  целеустремленность   и содействуют развитию других волевых качеств [14]. Варианты круговой тренировки применяются для равномерной нагрузки по возможности на все мышечные группы, а также для постоянной нагрузки на сердечно   ­   сосудистую   и   дыхательную   системы.   С   помощью   определенного метода   можно   дифференцированно   развивать   двигательные   качества   (силу, быстроту,   выносливость   и   др.),   но   главным   образом   такие   комплексные качества, как силовая выносливость, скоростная сила и скоростная  выносливость. При использовании одного из методов нагрузки в большей или меньшей   степени   совершенствуется   выносливость   (в   виде   общей   или специальной).   В   целом,   посредством   применения   любого   варианта   можно повысить физическую работоспособность и подготовленность [9].11 1.2Круговая тренировка как организационно­методическая форма занятий В публикациях последних лет отмечается, что здоровье детей ухудшается из­за   стрессов,   эколого­гигиенических   условий,   социально   экономических факторов, во многом, здоровье школьников зависит от двигательной активности. И   проблема   поиска   путей   повышения   эффективности   занятий   на   уроках физической культуры поможет решить оздоровительные задачи [21]. Уроки по методу   «Круговой   тренировки»   оказывают   положительное   влияние   на физическое состояние учащегося, воспитывают устойчивый интерес к занятиям на   уроках   физической   культуры   в   школе,   повышают   его   эффективность,   и оказывают оздоровительную направленность, поэтому на сегодняшний день эта тема   «Особенности   применения   метода   круговой   тренировки   на   уроках физической культуры в общеобразовательных учреждениях» актуальна [21].    является методом   комплексного   воздействия   различных   тренировочных   средств, Круговая   тренировка направленных на укрепление органов, систем и функциональных возможностей организма.   Круговая   тренировка   осуществляется   на   уроках   физического воспитания, представляет собой целостную форму занятий и в то же время не сводится к какому­либо одному методу. Для круговой тренировки подбираются строго   регламентированные   упражнения   с   избирательным   и   с   общим воздействием   на   организм   занимающихся.   Различаются   следующие   основные разновидности   круговой   тренировки:   –   по   методу   непрерывного   упражнения (преимущественная   направленность   на   выносливость);   –   по   методу интервального упражнения с  жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую и скоростную выносливость); – по методу интервального упражнения с полными12 интервалами   отдыха   (преимущественная   направленность   на   силу,   ловкость   и специализированную выносливость) [20]. Круговая   тренировка   по   методу   непрерывной   работы   проводится   без перерывов   и   состоит   из   нескольких   повторений   прохождения   круга   в зависимости от количества станций и имеет следующие варианты.  Вариант 1. Упражнения проводятся без пауз в момент выполнения их в комплексе и между кругами.   После   того   как   разучены   упражнения   и   проведено   испытание, определившее   максимальное   число   повторений   (максимальный   тест   –   далее МТ), каждый получает стандартную дозировку МТ / 4 или МТ / 2.Упражнения на   каждой   станции   выполняются   в   свободном   темпе,   без   учета   времени. Повышение   нагрузки   идет   за   счет   увеличения   повторений   на   одно   или   два каждой   станции   (МТ   /   2   +   1)   или   за   счет   перехода   к   следующему,   более трудному комплексу. Вариант 2. Упражнения проводятся без пауз, но с целевым временем [11]. того как разучены упражнения и на каждой станции проведен максимальный После тест (30 с  упражнения  и 30 с отдыха), засекается   тренировочное   время  для однократного   прохождения   круга   с   дозировкой   МТ   /   2   и   МТ   /   4.   Время прохождения одного круга умножается на количество кругов (в зависимости от количества   станций),   получается   целевое   время.   При   стандартном   объеме упражнений учащимся на уроке необходимо стремиться к сокращению времени за счет определения нового МТ или перехода к более сложному комплексу [11]. круговой тренировки   подбираются   строго   регламентированные   упражнения   с Для   избирательным   и   с   общим   воздействием   на   организм   занимающихся. Различаются   следующие   основные   разновидности   круговой   тренировки:   –   по методу   непрерывного   упражнения   (преимущественная   направленность   на выносливость); – по методу интервального упражнения с жесткими интервалами отдыха (преимущественная направленность на силовую13 и скоростную выносливость); – по методу интервального упражнения с полными интервалами   отдыха   (преимущественная   направленность   на   силу,   ловкость   и специализированную выносливость) [11]. 1.3 Подбор и распределение упражнений в комплексах круговой тренировки Если   решено   составит   определенный   комплекс   из   упражнений, приведенных выше в анатомической классификации, то нужно распределить их в соответствии с символом круговой тренировки так, чтобы нагрузка изменялась, охватывая главные мышечные группы. В каком направлении рассматривать при этом символ, не имеет значения. В зависимости от того, какого тренировочного эффекта   хотят   добиться,   можно   воздействовать   двумя­тремя   различными упражнениями подряд на одну и ту же группу мышц [11]. Полезно, чтобы первое   упражнение   давало   нагрузку   на   ноги   или   вовлекало   в   работу   все   основные   группы   мышц.   Благодаря   этому   с   самого   начала   хорошо «настраивается»   сердечно­сосудистая   система.   Правда,   при   круговой тренировке в больших группах, например из 30­40 учеников, это соображение не играет никакой роли. Но оно, во всяком случае, подчеркивает необходимость перед самой круговой тренировкой провести кратковременное, но энергичное разогревание.   Это   для   того,   чтобы   подготовить   сердечно   ­   сосудистую   и дыхательную   системы   к   предстоящей   нагрузке   еще   до   начала   первого упражнения [14]. 1.3.1 Методы воспитания силовых и скоростно­силовых способностей Методы   воспитания   силы   в   круговой   тренировке   основаны   на закономерностях,     действующих   при   чередовании   работы   с   отягощениями   и отдыха,   а   также   на   взаимоотношениях   между   интенсивностью   и   объемом нагрузки. Существуют три основных способа применения упражнений с14 отягощениями и сопротивлением амортизатора или эспандера работа в течение длительного   промежутка   времени   с   малыми   отягощениями   или сопротивлениями;   работа   с   малыми   отягощениями   или   сопротивлениями   с предельной   скоростью;   работа   с   отягощениями   или   сопротивлением Наиболее околопредельной или предельной массы и сопротивления [10].  действенным   способом   развития   силы   является   работа   с   отягощениями околопредельной и предельной массы и сопротивления. Заниматься необходимо в   течение   короткого   промежутка   времени,   так   как   организм   ученика   не   в состоянии   выдержать   напряжения   мышц   из­за   отсутствия   в   достаточном количестве кислорода, необходимого для превращения энергии [10]. «После   максимального   усилия для восстановления работоспособности необходим «полный интервал» отдыха в течение 3­5 минут». При  работе с малыми отягощениями и сопротивлением до отказа   тренирующее   воздействие   оказывают   главным   образом   последние попытки, в которых нервная регуляция по своему характеру близка к регуляции, имеющей   место   при   работе   с   околопредельными   отягощениями.   На   это необходимо   обращать   внимание,   для   того   чтобы   учащиеся   сознательно подходили к границам своих возможностей старались их постепенно расширять [10]. Развитие силы с помощью малых отягощений имеет свои преимущества: легко   осуществляется   контроль   за   правильностью   движений   и   дыхания, исключается   избыточное   закрепощение   мышц   и   натуживание,   что   особенно важно в работе с девушками и  слабо подготовленными юношами. Для развития динамической   силы   на   станциях   круговой   тренировки   предпочтительнее применять   упражнения  с  относительно  небольшими  отягощениями  в  среднем темпе и большим количеством повторений [10].  Эффективность применения силовых упражнений в круговой тренировке в значительной мере зависит от того, насколько рационально запрограммирована ираспределена   нагрузка   на   каждом   занятии,   отдельном   цикле,   а   так   же   от правильного выбора отягощения и силы сопротивления  15 амортизаторов или эспандеров. Комплекс упражнений необходимо составлять таким образом, чтобы попеременно нагружать все главные мышечные группы[2]. При   этом   некоторые   из   упражнений   должны   носить   характер   общего воздействия. Другие – целевой, направленный  на развитие какой – либо группы мышц,   а   третьи   –   специальный,   связанный   определенным   программным материалом. Не следует на занятиях по круговой тренировке стремиться к выполнению как   можно   большего   числа   разнообразных   упражнений   на   развитие   силовых способностей.   Упражнения,   требующие   большого   напряжения,   требующими меньших усилий. Целесообразно включать отдельные упражнения с небольшими отягощениями   или   связанные   с   преодолением   собственной   массы   тела   в домашние задания [2]. Наибольший эффект от силовых упражнений достигается при выполнения упражнения не более 15 – 25 раз подряд на одной станции круговой тренировки в течении 30 с. Если упражнение выполняется большее количество раз, то оно будет развивать не силу, а силовую выносливость.  Кроме   того,     силовые   упражнения   следует   применять   в   начале   или   в середине основной части занятий, когда они выполняются на фоне оптимального состояния   центральной   нервной   системы,   способствующего   образованию   и совершенствованию   нервно   –   координационных   взаимодействий,   который обеспечивают   рост   мышечной   силы.   При   создании   модели.   Направленной   на развитие силы мышечных групп в процессе круговой тренировки, необходимо уделять   внимание   специально   подобранным   упражнениям   для   локального воздействия, сочетая их с упражнениями общего воздействия [3].16 Работоспособность   при   выполнении   силовых   упражнений   может   быть повышена также за счет их рационального распределения на станциях круговой тренировки. В паузах используют как пассивный, так и активных отдых.  В   качестве   активного   отдыха   применяется   ходьба,   упражнения   на растягивание   и   расслабление.   Регулярные   тренировки   приспосабливают организм к нагрузкам.  Адаптация происходит быстрее, если в течение определенного времени порядок и последовательность  упражнений на станциях круговой тренировки остаются постоянными. Здесь целесообразно повторять подобранный комплекс силовых упражнений, варьируя величину отягощения, количество повторений упражнения  и число прохождения кругов за урок [3].  Однако   продолжительное   использование   одного   и   того   же   комплекса ведет   к   тому,   что   его   выполнение   становится   привычным   и   будет   вызывать малые адаптационные сдвиги. Поэтому рекомендуется периодически менять их. Частота смены комплексов круговой тренировки для развития силы в различных условиях   различна   и   может   зависеть   от   смены   программного   материал, поставленных задач физической подготовки и т.п. Количество занятий силовой направленностью   зависит   от   ряда   факторов,   и   в   первую   очередь   таких,   как физическая   подготовленность.   Экспериментально   доказано,   что   трехразовые занятия   в   неделю   дают   наибольший   эффект.   Так   как   работоспособность наиболее мощных мышечных группах восстанавливаются медленно [3]. 1.4 Показатели, характеризующие физическое развитие и подготовленность тяжелоатлетов Характер   физического   развития   как   процесс   изменения   указанных показателей в течение жизни зависит от многих причин и определяется целым17 рядом закономерностей. Успешно управлять физическим развитием возможно только в том случае, если известны эти закономерности, и они учитываются при построении процесса физического воспитания.   В процессе развития организма детей и подростков происходит естественное увеличение мышечной  силы,  причем  абсолютная  мышечная  сила   растет  непрерывно  и  относительно равномерно на протяжении школьного возраста. По данным А.В. Коробкова и Ф.Г.   Казаряна,   мышечная   сила   у   школьников   увеличивается   неравномерно: периоды относительно умеренного прироста силы сменяются периодами более выраженного ее изменения [4]. Таблица 1 ­  Соотношение периодов с наиболее высокими темпами прироста показателей физического развития с разным типом биологической  зрелости тяжелоатлетов (мальчики) Показатели Длина тела Вес тела ОГК Индекс Кетле Кистевая динамометрия Становая динамометрия Периоды с высокими темпами прироста акселераты медианты ретарданты 12­13 11­13 12­14 11­13 11­13 13­16 13­14 14­15 15­16 13­15 12­13 15­17 14­15 14­16 16­17 14­16 13­16 16­18 На   этапе   базовой   спортивной   подготовки   тяжелоатлетов   (мальчики   и девочки)   по   основным   показателям   физического   развития   акселераты превосходят   тяжелоатлетов   и   тяжелоатлеток   с   нормальным   и   замедленным типом развития [4].18 К   началу   этапа   углубленной   базовой   спортивной   подготовки тяжелоатлеты­ретарданты   превосходят   своих   сверстников   по   результатам   характеризующих   уровень   различных   сторон большинства   тестов, подготовленности.   Было   выявлено,   что   юные   тяжелоатлеты   с   замедленным типом биологической зрелости увеличивают темпы прироста спортивных  результатов   после   15—17   лет   на   фоне   некоторой   стабилизации   или   даже остановки результатов у акселератов и медиантов в возрасте 14—16 лет [4]. 1.4.1 Параметры физического развития юных тяжелоатлетов Длина тела. 13—14­летние тяжелоатлеты выросли по сравнению с 11—12­ летними возрастом в среднем на 8,5 см, а юные легкоатлеты – на 7,6 см. Однако, как и в более младшем возрасте, юные легкоатлеты хоть и недостоверно были выше своих сверстников­тяжелоатлетов на 4 см (табл. 2). Таблица 2 ­  Показатели физического состояния юных атлетов 13–14 лет тяжелоатлеты легкоатлеты n=31 n=35 Показатели Длина тела, см Вес тела, см ОГК, см ЖЕЛ, л Кистевая сила, кг Становая сила, кг Гибкость, см Μ ±m 152,2 3,5 1,0 55,7 75,1 1,3 0,05 2,4 0,7 39,2 88,7 1,7 0,9 53,1 δ 19,5 5,7 7,1 0,28 2,8 9,5 4,8 V 12,8 10,2 9,5 11,7 6,7 10,8 9,1 Μ ±m 156,2 3,6 0,75 51,3 72,5 0,9 0,03 2,7 1,06 26,1 66,4 1,63 0,6 56,8 δ 21,3 4,5 5,7 0,2 3,9 9,6 3,9 V 13,7 8,7 7,9 7,8 8,9 14,5 6,8 Вес   тела. У   юных   тяжелоатлетов   в   13—14   лет   наблюдался   более значительный прирост веса тела по сравнению с 11—12­летними штангистами (17,2   кг).   Они   же   в   этом   возрасте   оказались   тяжелее   своих   сверстников­ легкоатлетов   на   4,4   кг.   Это   различие   между   юными   спортсменами   являетсядостоверной величиной при р = 0,01. Коэффициент вариации веса тела во всех случаях оказался меньшим, чем при исследовании длины тела, но достаточно  19 высоким,   чтобы   сделать   вывод   о   значительной   разнице   в   весе   тела   юных спортсменов независимо от их специализации[1]. Но   следует   отметить,   что   как   в   первых,   так   и   во   вторых   возрастных группах   спортсменов   был   зафиксирован   довольно   высокий   коэффициент вариации.   Юные   тяжелоатлеты   несколько   в   большей   степени   индивидуально отличались друг от друга в показателях длины тела, чем легкоатлеты [1]. Окружность   грудной   клетки. Через   год   тренировок   наблюдался выраженный прирост размеров окружности грудной клетки у всех исследуемых 13—14­летних   атлетов.   У   тяжелоатлетов   данного   возраста   относительный показатель прироста ОГК по сравнению с 11—12 годами составил 10,8%, а у их сверстников­легкоатлетов  – 8,6%.  Как  и в  более младшем  возрасте, 13—14­ летние легкоатлеты по абсолютным показателям ОГК уступили в среднем своим сверстникам­тяжелоатлетам. Но и на этот раз различия в показателях ОГК были недостоверными при р=0,01 [1]. Жизненная   емкость   легких. К   13—14   годам   у   всех   юных   спортсменов наблюдалась   тенденция   увеличения   ЖЕЛ   по   сравнению   с   более   младшими возрастом (11—12 лет). Так, если у юных легкоатлетов ЖЕЛ увеличилась по сравнению   с   11—12­летними   на   0,39   л,   то   у   штангистов   13—14   лет   этот показатель был равен только 0,2 л. Во всех случаях различия в приросте ЖЕЛ между спортсменами 11—12 и 13—14 лет были достоверными. Если сравнить показатели ЖЕЛ юных спортсменов различных спортивных специализаций, то здесь   отмечается   преимущество   юных   легкоатлетов   по   сравнению   со штангистами на 0,3 л. Следовательно, мы отмечаем, что с возрастом и в связи с занятиями спортом происходит совершенствование функционального состояния20 дыхательного   аппарата.   Но   этот   процесс   идет   более   эффективно   у   юных легкоатлетов, чем у штангистов [1]. Кистевая   сила. Мышечная   сила   кисти   и   предплечья   у   13—14­летних спортсменов   возросла   по   сравнению   с   11—12­летними   атлетами.   У тяжелоатлетов этот прирост составил 14,9 кг, а у их сверстников­легкоатлетов – 4,0 кг. Таким образом, достоверные изменения силовых возможностей в этот  возрастной   период   по   сравнению   с   11—12   годами   были   отмечены   у   всех спортсменов.   Но   тяжелоатлеты   оказались   значительно   сильнее   своих сверстников­легкоатлетов в этом силовом показателе физического развития.  Юные штангисты по сравнению со своими сверстниками, занимающимися легкой атлетикой, имели и менее выраженные индивидуальные внутригрупповые отличия в кистевой силе [1]. Становая сила. Мышечная сила спины и ног у 13—14­летних штангистов возросла по сравнению с 11—12­летним возрастным периодом в среднем на 24,5 кг, а у юных легкоатлетов – на 10,6 кг, что более чем в 2 раза меньше показателя прироста   становой   силы   у   тяжелоатлетов.   Штангисты   к   13—14   годам   еще больше повысили свое преимущество в развитии становой силы по отношению к сверстникам­легкоатлетам (22,3 кг). Как и в первом силовом тесте, сила мышц спины   и   ног   у   юных   тяжелоатлетов   развивается   индивидуально   более равномерно, чем это наблюдалось у юных легкоатлетов.  Об этом говорит и выраженный коэффициент вариации у легкоатлетов [1]. Гибкость. Исследования   изменений   показателя   этого   физического качества позволяют говорить о том, что к 13—14­летнему возрастному периоду гибкость у атлетов увеличивается, но более низкими темпами, чем сила. Однако это   больше   относится   к   юным   тяжелоатлетам,   чем   легкоатлетам.   Так,   по сравнению с 11—12­летним возрастом прирост показателя гибкости составил у юных тяжелоатлетов 13—14 лет лишь 1,5%, в то время как у их сверстников­ легкоатлетов – 4,7%. Юные тяжелоатлеты 13—14­летнего возраста показали в21 тесте   на   гибкость   более   низкие   результаты   по   сравнению   со   сверстниками­ легкоатлетами   (на   6,9%).   Однако   в   группе   легкоатлетов   отмечаются   более выраженные индивидуальные внутригрупповые отличия [1]. Таблица 4 ­ Педагогические оценки отношения становой силы к весу  тела тяжелоатлетов – мальчиков (в%) Весовая категория, кг Оценка 30­40 40­45 45­50 50­55 55­60 60­70 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 Возраст, лет 10­12 Свыше 136 120­136 Ниже 120 Свыше 145 135­145 Ниже 135 Свыше 144 136­144 Ниже 136 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 13­15 ­ ­ ­ Свыше 187 180­187 Ниже 180 Свыше 182 175­182 Ниже 175 Свыше 178 172­178 Ниже 172 Свыше 200 190­200 Ниже 190 Свыше 194 185­194 Ниже 18570­75 22 5 4 3 ­ ­ ­ Свыше 200 190­200 Ниже 190 Примечание. Чем больше данное соотношение, тем больше мышечная сила. Таким   образом,   анализ   изменений   силовых   показателей   физического развития   (ИРС   и   ИСС)   позволяет   сделать   вывод   о   том,   что   в   период многолетней тренировки тяжелоатлетов с 10 до 18 лет наблюдается выраженная вариативность прироста относительной силы, которая, как правило, зависит как от спортивного стажа, так и от веса тела [1]. Наиболее   оптимальное   соотношение   силы   и   веса   тела   наблюдается   у тяжелоатлетов   в   возрасте   от   13   до   15   лет.   Их   показатели   ИРС   и   ИСС значительно   опережают   те,   что   отмечаются   у   юных   тяжелоатлетов   других возрастных групп. В то же время наши исследования не позволили обнаружить какой­либо   четкой   закономерности   в   динамике   относительной   силы   кисти   и становой силы у тяжелоатлетов различных весовых категорий в пределах одной возрастной группы [2]. Таблица 5 ­ Корреляция между показателями физического развития  и физической подготовленности спортсменов 13–14 лет. Показатели R P ОГК ЖЕЛ КС СС Гибкость Тяжелоатлеты n=31 ПДСМ ПВСМ 495 375 297 412 427 575 487 415 390 310 437 485 612 471 Бег 30м 547 495 378 490 413 495 417 Присе­ дания 448 555 425 375 388 775 510 Бег 30м 538 485 412 510 407 415 402 Легкоатлеты n=35 ПДСМ ПВСМ 510 412 370 485 398 501 499 525 398 385 410 412 512 475 Присе­ дания 412 477 405 397 275 575 37823 Примечания: R – рост тела; Р – вес тела; ОГК – окружность грудной клетки; ЖЕЛ – жизненная емкость легких; КС – кистевая сила; СС – становая сила; ПДСМ   –   прыжок   в   длину   с   места;   ПВСМ   –   прыжок   в   высоту   с   места;   Приседания   – приседание со штангой на плечах. У штангистов 13—14 лет длина тела в основном оказывает положительное влияние на прирост результатов в беге на 30 м и в меньшей степени – в прыжках в длину и высоту с места, а также в приседании. От веса тела зависит прирост спортивных показателей в приседании со штангой на плечах, в меньшей степени –  в   беге   на  30   м   и   почти   не   зависит   результат   в   прыжках.   ЖЕЛ   не   имеют существенной связи со всеми четырьмя тестами физической подготовленности юных тяжелоатлетов 13—14 лет [2]24 ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 2.1 Задачи исследования Перед исследованием были поставлены следующие задачи: 1. Оценить уровень функциональной подготовленности занимающихся в  подготовительной периоде; 2. Разработка и экспериментальная проверка методики повышения уровня  функциональной подготовленности юных тяжелоатлетов; 3. Определить степень влияния функциональной тренировки на рост  спортивных результатов. 2.2 Методы исследования 1. Анализ научно­методической литературы. 2. Констатирующий эксперимент. 3. Педагогический эксперимент. 4. Методы математической статистики. 2.3. Организация исследования25 Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №491 и проходило в три этапа с сентября 2013 г. по 31 мая 2014 г. На первом этапе  (с 1 сентября 2013 г. по 31 декабря 2013 г.) проводился анализ научно­методической литературы и документальных материалов. На втором этапе (с 1 января 2014 г. по 31 марта 2014 г.) проводился констатирующий эксперимент. На третьем этапе (с 1 апреля по   31   мая   2014   г.)   проводился   педагогический   эксперимент.  Для интегрированной оценки уровня физических способностей, спортсменам обеих групп было предложено выполнить нормативы комплекса ГТО.  Испытания проводилось в начале и в конце исследования.  На четвертом этапе   (с   1   июня   по   31   июля)   было   проведено   обобщение   и   интерпретация полученных результатов исследования. 2.4 Разработка методики повышения эффективности учебно­ тренировочных занятий методом круговой тренировки Исходя из конкретных возможностей занимающихся, планировался общий объем нагрузки с его подъемами и спадами. В соответствии с современными требованиями   педагогической   науки   в   методической   работе   было   взято направление   на   активизацию   познавательной,   двигательной   и   мыслительной деятельности юных штангистов. Экспериментальная   группа   тренировалась   по   методу   функциональной тренировки. В этой группе мы делаем больший акцент на дозирование нагрузки, подбор   фаз   нагрузки   и   отдыха,   которые   обеспечивают   благоприятный тренировочный   эффект.   Контрольная   группа   тренировалась   по   методике разработанной СДЮШОР по тяжелой атлетике. В течение годичного цикла, спортсменам экспериментальной группы было предложено   в   качестве   дополнительной   нагрузки   выполнять   комплекс26 упражнений   функциональной   направленности.   В   качестве   составляющих элементов   функциональной   тренировки,   были   использованы   следующие упражнения   см.   прил.   (Таблица   7   –   Перечень   используемых   упражнений   в процессе комплексной силовой подготовки) Контрольные испытания, представленные в табл. 7 проводились согласно с учетом   специфики   погодных   условий   для   данной   местности.   Испытуемый обязан   пройти   вводный   инструктаж   для   сдачи   контрольных   нормативов. Результат   сдавших   и   не   сдавших   нормы   ГТО   оценивались   в   процентном соотношении. Таблица 6 – Таблица норм ГТО для юношей 12­15 лет. № п/п 1 2 3 4 5 6 Виды испытаний Бег на 60 м (сек.) Бег на 2 км (мин., сек.) прыжок в длину с места  толчком двумя ногами (см) Подтягивание из виса на  высокой перекладине (кол­во  раз) Поднимание туловища из  положения лежа на спине  (кол­во раз 1 мин.) Наклон вперед из положения  стоя с прямыми ногами на  полу (достать пол) Возраст 12­15 лет Мальчики Бр.зн. 10,0 9.55 175 4 30 Ср.зн. Зл.зн. 9,7 9.30 185 6 36 8,7 9.00 200 10 47 Пальцами Ладонями 7 Метание мяча весом 150 г (м) 8 Бег на лыжах на 3 км (мин.,  сек.) 30 18.45 35 17.45 40 16.30или кросс на 3 км по  пересеченной местности 27 Без учета времени Для   оценки   функционального   состояния   спортсменов   в   контрольно­ подготовительный   и  предсоревновательный   периоды,  предлагалось   выполнить Гарвардский степ­тест. Для   работы   необходимы:   ступеньки   различной   высоты,   метроном, секундомер.   Сопоставляется   с   нормативами,   делаются   рекомендации   по оптимизации работоспособности средствами физического совершенствования.  Предварительно,   в   зависимости   от   пола,   возраста,   выбирается   высота ступеньки и время восхождения представлены в таблице 7. Таблица 7 – Технические требования  выполнению ГСТ Пол и возраст Высота ступеньки юноши (12­18 лет), S больше 1,75 м2 юноши (12­18 лет), S меньше 1,75 м2 50 40 Длительность восхождения, мин 4 4 Для   работы   необходимы:   ступеньки   различной   высоты,   метроном, секундомер.   Сопоставляется   с   нормативами,   делаются   рекомендации   по оптимизации   работоспособности   средствами   физического   совершенствования. Предварительно, в зависимости от пола, возраста, выбирается высота ступеньки и время восхождения (табл. 8). Определение   уровня   физической   работоспособности   по   Гарвардскому степ­тесту   (ГСТ)   Оценка   физической   работоспособности   производится   по величине  индекса   ГСТ  (ИГСТ)  и   основана   на  скорости   восстановления   ЧСС после восхождения на ступеньку.28 Далее обследуемый выполняет 10­12 приседаний (разминка), после чего начинает восхождение на ступеньку со скоростью 30 циклов в 1 мин. Метроном устанавливается   на   частоту   120   уд/мин,   подъем   и   спуск   состоит   из   4­х движений, каждому из которых будет соответствовать  удар метронома: на 2 удара ­ 2 шага подъем, на 2 удара ­ 2 шага спуск. Восхождение и спуск всегда начинаются с одной и той же ноги. Если обследуемый из­за усталости отстает от ритма   в   течение   20   сек.,   тестирование   прекращается   и   фиксируется   время работы в заданном темпе.  Таблица 8 – Нормативы ГСТ оценка плохо ниже среднего средне выше среднего хорошо отлично Здоровые нетренированные люди < 56 56­65 66­70 71­80 81­90 > 90 Представители ациклического вида спорта < 61 61­70 71­77 77­90 91­100 > 100 Примечание.   S   обозначает   поверхность   тела   обследуемого   (м2)   и определяется по формуле: S = 1 + (Р ± DН) / 100, где S ­ поверхность тела; Р ­ вес тела; DН ­ отклонение роста обследуемого от 160 см. с соответствующим знаком. После окончания работы в течение 1 мин. восстановительного периода испытуемый,   сидя,   отдыхает.   Начиная   со   2­й   минуты   восстановительного периода,   за   первые   30   сек.   на   2,   3   и   4­й   минутах   измеряется   пульс.   ИГСТ вычисляется   по   формуле:   ИГСТ   =   (t   ∙   100)   /   [(f1   +   f2   +   f3)∙   2],   где   t   ­29 длительность восхождения, в сек. f1, f2, f3 ­ частота пульса, за 30 сек. на 2, 3 и 4­й минуте восстановительного периода соответственно. В   целях   определения   степени   влияния   методики   комплексной   силовой подготовки  на рост  спортивных  результатов,  спортсменам  обеих  групп  было предложено   в   рамках   тренировочного   занятия   пройти   прикидку.   Прикидка проводилась до и после тренировочного цикла, результат оценивался по сумме двух соревновательных упражнений (рывок, толчок). ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Результаты   констатирующего   эксперимента   по   оценке   уровня функционального развития, представленные в таблице 9. Таблица 9– Результаты ГСТ до начала проведения исследованияn 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Х δ m t 30 Экспериментальная группа Контрольная группа 80,2 69,4 71,1 59,3 74,6 70,8 68,3 63,7 67,2 65,9 72,2 55,4 60 73,3 78,2 69 7 1,8 74,3 56,4 74,3 60,6 70,1 64,2 69,7 62,9 65 67,1 58,1 58,6 57,8 69,2 67 65 6 1,6 При t 0,05=2,04  1,7<2,04 различие не явл. достоверным Данные,  представленные   в  таблице 9свидетельствуют   о   том,  что  около 50%   испытуемых   в   экспериментальной   группе   и   70%   в   контрольной   группе получили низкий показатель функциональной подготовленности по шкале ГСТ. Следует   заметить,   что   в   результате   проведенного   статистического   анализа между показателями контрольной и экспериментальной группы, достоверности  различия   выявлено   не   было.   Исходя   из   представленных   показателей,   можно сказать,   что   группа   перед   началом   проведения   исследования   является однородной. После   завершения   эксперимента,   спортсменам   обеих   групп   предстояло повторно   выполнить   процедуру   ГСТ,   для   выявления   положительных   либоотрицательных эффектов по сравнению с данными функционального состояния до эксперимента. 31 Таблица 10 – Результаты по ГСТ до и после проведения тренировочных занятий Экспериментальная группа после 84,3 83,3 100,7 86,2 80,6 103,4 77,3 75 82,1 78,1 82,4 76,1 75,4 77,3 89,3 84 8,6 2,3 Контрольная группа до 74,3 56,4 74,3 60,6 70,1 64,2 69,7 62,9 65 67,1 58,1 58,6 57,8 69,2 67 65 6 1,6 после 73,2 79 75,4 61,1 75,6 65 62 66,1 62,2 74,6 68,3 59,3 56 77,4 80 69 8 2,1 При t 0,05=2,04  до 80,2 69,4 71,1 59,3 74,6 70,8 68,3 63,7 67,2 65,9 72,2 55,4 60 73,3 78,2 69 7 1,8 n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Х δ m t При t 0,05=2,04 5,3>2,04 различие явл. 1,5<2,04 различие не явл. достоверным достоверным32 Результаты, представленные в таблице 10 свидетельствую о том, что   в экспериментальной группе наблюдается наибольший прирост функционального состояния по отношению к результатам до проведения исследования в среднем с 69 до 84 единиц.  В контрольной группе  существенных изменений не произошло, об этом свидетельствует низкий уровень функционального состояния занимающихся по шкале ГСТ, в среднем с 65 до 69 единиц. В результате сравнительного анализа между   показателями  t­критерия   Стьюдента,   так   же   были   выявлены существенные   различия, экспериментальной группы.   обусловливающие   положительный   сдвиг   у33 ВЫВОДЫ: Результаты исследования позволили сформулировать следующие выводы: 1. На этапе проведения констатирующего эксперимента, у испытуемых обеих   групп   были   зафиксированы   значения,   характеризующие низкий уровень функциональной подготовленности по шкале ГСТ в среднем от 65 до 69 единиц. При этом минимальный показатель у экспериментальной группы составил 59,3 единиц, а у контрольной 56, 4 единиц. 2. Следует   отметить,   что   у   представителей   экспериментальной   и   показатели   определяющие   оценку   выше контрольной   группы   среднего   и   хорошо   функционально   подготовленных   составили   не более   35­40   %.   Согласно   данным   математико­статистического анализа,   при   5%   уровне   значимости  t=1,7<2,04,   следовательно, различие между группами не является достоверным. 3. После   проведения   эксперимента   по   результатам   ГСТ     у представителей   контрольной   группы   существенных   изменений   в функциональном состоянии не произошло. Об этом свидетельствует низкий   процент   испытуемых   прошедших   тест   с   оценкой   выше34 среднего   уровня   подготовленности   ­   45%.   Данные   математико­ статистического   анализа   при   5%   уровне   значимости, t=1,5<2,04,следовательно,различие не является достоверным. 4. У   испытуемых   экспериментальной   группы,   занимающихся   по программе комплексной силовой подготовки, наблюдался сдвиг в сторону увеличения показателей ГСТ. В целом прирост результатов составил ­ 50%.  Данные математико­статистического анализа при 5 %   уровне   значимости  t=5,3>2,04,следовательно,   различие   между показателями является достоверным. 5. Согласно   результатам   контрольных   прикидок   в   сумме   двух соревновательных   упражнений   (рывок,   толчок),   отрицательного   В воздействия   предложенная   методика   не   оказывает. экспериментальной   группе   отмечен   прирост   спортивных результатов в среднем с 72 до 86 кг, что примерно составляет 16%.  Данные   математико­статистического   анализа   при   5%   уровне   различие   является значимости,   следовательно,  t=6,6>2,04, достоверным. В контрольной группе так же наблюдается положительная динамика в соревновательных упражнениях и прирост в среднем составил с 70 до   85   кг,   так   же   приблизительно   16%.   Данные   математико­ статистического   анализа   при   5%   уровне   значимости,  t=5,3>2,04, следовательно, различие является достоверным. 6. Достоверность результатов в экспериментальной группе, позволил выявить   заметный   прогресс   в   повышении   показателей функционального   состояния   юных   тяжелоатлетов,   что   служит35 подтверждением   возможности   и   целесообразности   практической реализации методики комплексной силовой подготовки. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ: 1. Верхошанский Ю.В. Компонентный состав и функциональная структура способности человека к взрывным усилиям / Верхошанский Ю.В., Татьян В.В. // Теория и практика физ. культуры. ­ 1973. ­ N 6. ­ С. 5­10 2. Верхошанский   Ю.В.   Некоторые   закономерности   многолетней   динамики скоростно­силовой подготовленности спортсменов / Верхошанский Ю.В., Семенов В.Г. // Теория и практика физ. культуры. ­ 1971. ­ N 6. ­ С. 12­17. 3. Воробьев   А.Н.   Принципы   управления   подготовкой   спортсменов  :   учеб. пособие / Госкомспорт РСФСР, МОГИФК. ­ Малаховка: Б. и., 1987. ­ 63 с. 4. Воробьев   А.Н.   Тяжелоатлетический   спорт   :   Очерки   по   физиологии   и спортивной тренировке / Воробьев Аркадий Никитич. ­ М.: ФиС, 1971. ­ 224 с.: черт.36 5. Воробьев   А.Н.   Тяжелоатлетический   спорт   :   Очерки   по   физиологии   и спортивной тренировке. ­ М.: ФиС, 1977. ­ 255 с.: ил. 6. Ге   Н.Д.   Техническая   подготовка   тяжелоатлетов   :   Техника,   обучение, совершенствование. Новая концепция подготовки тяжелоатлетов. – Алма­ Аты, 1999. ­ 120 с.: табл. 7. Горюнов В.М. Весовая подготовка юношей в силовых видах спорта / В.М. Горюнов // Детский тренер. ­ 2011. ­ N 2. ­ С. 48­67. 8.   Горюнов В.М. Особенности начального обучения юных тяжелоатлетов / В.М. Горюнов // Детский тренер. ­ 2007. ­ N 4. ­ С. 57­75. 9. Громов   В.А.   Основы   тяжелоатлетических   видов   спорта   [Электронный ресурс]   :   (метод.   рекомендации   для   поступающих   в   ФГБОУВПО "РГУФКСМиТ") : утв. и рек. ЭМС ИСиФВ ФГБОУ ВПО "РГУФКСМиТ" / Громов В.А. ; М­во спорта РФ, Федер. гос. бюджет.образоват. учреждение высш. проф. образования "Рос. гос. ун­т физ. культуры, спорта, молодежи и туризма", Каф. теории и методики тяжелоатлет. видов спорта им. А.С. Медведева. ­ М., 2012. 10. Гуревич И.А. Круговая тренировка при развитии физических качеств. ­ 3­ е изд., перераб. и доп. ­ Минск: Высш. шк., 1985. ­ 256 с. 11.  Дворкин   Л.С.   Влияние   занятий   тяжелой   атлетикой   на   изменение функциональных   возможностей   организма   юных   тяжелоатлетов  :Метод. разработка   для   студентов   ин­тов   физ.   культуры   :   утв.   Учен.   сов. ГЦОЛИФКа / Л.С. Дворкин, А.С. Медведев ; Гос. центр. ордена Ленина ин­т физ. культуры. ­ М., 1983. ­ 23 с 12.Дворкин Л.С. Особенности отбора юных тяжелоатлетов в 12­13 летнем возрасте   :   метод.   разраб.   для   студентов   ин­тов   физ.   культуры   /   Л.С. Дворкин, А.С. Медведев ; Гос. центр. ордена Ленина ин­т физ. культуры. ­ М., 1983. ­ 34 с.37 13. Дихтярев В.Я. Круговая тренировка : [в помощь учителю] / В.Я. Дихтярев // Физическая культура в школе. ­ 2005. ­ N 5. ­ С. 27­33. 14.  Дворкин   Л.С.   Влияние   занятий   тяжелой   атлетикой   на   изменение физического   развития   спортсменов   :   метод.разработка   для   студентов ГЦОЛИФКа / Дворкин Л.С., Медведев А.С. ­ М.: Б. и., 1985. ­ 32 с. 15.  Дворкин   Л.С.   Спортивно­педагогические   аспекты   тренировки   юных тяжелоатлетов : лекция для студентов ГЦОЛИФК / Л.С. Дворкин, А.С. Медведев ; Гос. центр.ордена Ленина ин­т физ. культуры. ­ М., 1984. – 38 с.Круговая   тренировка   в   физическом   воспитании   детей   школьного возраста : метод.рек. ­ Набережные Челны: Б. и., 1989. ­ 20 с. 16. Елина Н.В. Круговая тренировка игровой направленности : 1­4 кл. / Н.В. Елина // Физическая культура в школе. ­ 2014. ­ N 2. ­ С. 27­28 17.  Логинов А.В. Структура тренировки юных тяжелоатлетов на основе их функциональной   подготовленности   :автореф.   дис.   ...   канд.   пед.   наук   / Логинов А.В.; МОГИФК. ­ Малаховка, 1994. ­ 22 с.: ил. 18.  Медведев А.С. Возрастные особенности совершенствования спортивной подготовки тяжелоатлетов: лекция для студентов ГЦОЛИФКа / Медведев А.С., Дворкин Л.С.; ГЦОЛИФК. ­ М., 1985. ­ 34 с. 19. Медведев А.С. Многолетнее планирование тренировки [тяжелоатлета]. ­ М.: ФиС, 1971. ­ 111 с.: г. 20.  Медведев   А.С.   Особенности   спортивного   онтогенеза   тяжелоатлетов различных весовых категорий / Медведев А.С., Туманян Г.С. // Теория и практика физ. культуры. ­ 1967. ­ N 10. ­ С. 11­13. 21.  Мустаев В.Л. Круговая тренировка с учащимися начальных классов // Физкультурное образование Сибири, 1996. ­ N 2. ­ С. 33­38. 22.  Мишустин   В.Н.   Специфика   функциональной   адаптации   опорно­ двигательного   аппарата   юных   тяжелоатлетов   на   этапе   начальной38 спортивной   специализации   /   Мишустин   В.Н.,   Беляев   А.С.   //   Культура физическая и здоровье. ­ 2010. ­ N 1 (26). ­ С. 65­67. 23.  Подскоцкий   Б.Е.   Содержание   занятий   и   методика   тренировки   юных тяжелоатлетов // Теория и практика физ. культуры. ­ 1956. ­ Т. XIX. ­ Вып. 7. ­ С. 540­547 24.  Ставцева Р.Л. Круговая тренировка на уроках // Физическая культура в школе. ­ 2008. ­ N 6. ­ С. 23­24 25.Семин Н.И. Построение тренировочных нагрузок юных тяжелоатлетов с различным уровнем физического развития / Семин Н.И., Шашев Н.И. // Проблемы отбора и подготовки перспективных юных спортсменов : Тез. докл. 12 Всесоюз. науч.­практ. конф. (Ярославль, 10­13 окт. 1989 г.). ­ М., 1989. ­ Ч. 1, разд. 1. ­ С. 61­62. 26.  Туркунов Д.Б. Круговая тренировка на уроках спортивных игр / Д.Б. Туркунов // Физическая культура в школе. ­ 2012. ­ N 3. ­ С. 26­29. 27.  Хабаров   А.А.   Возрастная   динамика   спортивных   достижений   молодых тяжелоатлетов = Age Changes in Sport Achievements of Young Weightlifters /   Хабаров   А.А.,   Дворкин   Л.С.   //   Физическая   культура:   воспитание, образование, тренировка : Детский тренер : журнал в журнале. ­ 2001. ­ N 3. ­ С. 28­31. 28.  Хабаров   А.А.   Интенсивная   общая   и   специальная   (в   изокинетическом режиме) силовая подготовка атлетов в 12­17 ­ летнем возрасте :автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Хабаров Александр Алексеевич; Куб. гос. акад. физ. культуры. ­ [Краснодар], 1998. ­ 17 с.: ил. 29.  Хох   В.И.   Модельная   характеристика   силовой   подготовки   и экспериментальное   обоснование   методики   тренировки   начинающих тяжелоатлетов :дис. ... канд. пед. наук / Хох В.И.; ГЦОЛИФК. ­ М., 1974. ­ 154 с.: ил., табл.39 30.  Шарманова С. Круговая тренировка в физическом воспитании детей / Шарманова С., Федоров А., Лапина Н. // Дошкольное воспитание. ­ 1998. ­ N 6. ­ С. 47­50. 31.  Шмельков   И.И.   Круговая   тренировка   в   занятиях   с   подростками   и юношами // Теория и практика физ. культуры. ­ 1970. ­ N 4. ­ С. 41­44. 32. Шолих М. Круговая тренировка : (Теорет., метод.и орг. основы одной из соврем.   форм   использования   физ.   упражнений   в   школе   и   спортивной тренировке). [Пер. с нем.] / [Под общ.ред. и с предисл. Л. П. Матвеева]. ­ М.: ФиС, 1966. ­ 165 с.: ил. 33.  Щетина   Б.М.   Определение   нормативных   показателей   для   этапного контроля физической подготовленности юных тяжелоатлетов // Теория и практика физ. культуры. ­ 1985. ­ N 4. ­ С. 26­27. ПРИЛОЖЕНИЕПриложение 1­ Педагогические оценки отношения мышечной силы (ручная  динамометрия) к весу тела тяжелоатлетов – мальчиков, %   40 Весовая категория, кг Оценка Возраст, лет   30­40 40­45 45­50 50­55 55­60 60­65 65­70   5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3 10­12 Свыше 50 45­50 Ниже 45 Свыше 62 56­62 Ниже 56 Свыше 67 60­67 Ниже 60 ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ 13­15 ­ ­ ­ Свыше 83 77­83 Ниже 77 Свыше 80 72­80 Ниже 72 Свыше 78 70­78 Ниже 70 Свыше 78 72­78 Ниже 72 Свыше 74 69­74 Ниже 69 Свыше 69 62­69 Ниже 62 Приложение 2 – Перечень используемых упражнений в процессе комплексной подготовки№ п/ п 1 2 3 4 5 6 7 41 СОДЕРЖАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ прыжки через скакалку и.п.   ноги   на   ширине   плеч,   скакалка   располагается   в   слегка   согнутых   руках.   По условному сигналу (свисток) спортсмен выполняет прыжки через скакалку на двух ногах. выпады со сменой ног в прыжке и.п. ноги на ширине плеч, руки на поясе. Спортсмен выполняет выпад вперед на правую (левую) ногу, затем следует прыжок со сменой ног и приземление. Данное упражнение выполняется непрерывно согласно установленной дозировке. отжимания с прыжком вверх и.п.  упор лежа,  руки выпрямлены.  Спортсмен  выполняет сгибание  рук до  момента касания груди нижней точки, затем выполняет прыжок в упор присев и дальнейшее выпрыгивание вверх. подтягивания и.п. вис на перекладине, ноги и руки выпрямлены. Спортсмен выполняет сгибание рук до уровня, когда перекладина окажется ниже подбородка и медленно разгибает руки до полного их выпрямления. подъем ног к перекладине и.п. вис на перекладине, ноги и руки выпрямлены. Спортсмен выполняет подъем слегка согнутых ног с касанием носочной части стопы перекладины и возвращает обратно. мах гири двумя руками и.п. ног шире плеч, гиря располагается перед спортсменом. По команде проводящего спортсмен выполняет захват снаряда с дальнейшим маховым движением до уровня глаз и возвращает в положение между ног. Так же повторяя непрерывно. и.п.   ноги   шире   плеч,   снаряд   располагается   между   ног   испытуемого.   По   команде спортсмен   выполняет   рывок   гантели   одной   рукой   на   выпрямленные   над   головой руками с фиксацией. После чего возвращает снаряд в и.п. и повторяет упражнение другой рукой. Продолжение приложения 2 8 выбросы мяча над головой и.п. ноги чуть шире плеч, мяч располагается в руках спортсмена на уровне груди. По команде   спортсмен   выполняет   приседание   и   подъем   с   выбросом   мяча   на42 9 10 установленную высоту.  отжимания в вертикальной стойке на руках и.п. стойка на руках, ноги выпрямлены. По команде спортсмен выполняет сгибание рук в локтевом суставе и последующее разгибание до полного выпрямления. прыжок с двух ног на тумбу и.п. ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. По команде спортсмен выполняет отталкивание   с   двух   ног   от   опоры   и   совершает   прыжок   на   полные   стопы   с последующем выпрямлением ног.Приложение 3–1­я тренировочная неделя экспериментального мезоцикла. Т.З. №1 Т.З. №2 Т.З. №3 1. ОРУ 2. Шв. р. хв. из­за гол.+пр.: 70% +3+2, 80%+2+2, 90%+1+1,  (100%+1+1) ×2. 3. Т.Р. до ко.: 80%×3, (90%×2)  ×2, (100%×2) ×3. 4. Р.кл. из и.п. от к.: (70%×3) ×2, (80%×2) ×5. 5. Комплекс: макс. кол­во  кругов за 10 мин.  Махи гири– 12;  Подъем ног к перекладине –  9;  Отжимания с прыжком вверх  – 6. 6. Заминка (упр. на  7. расслабление мышц). № тр. нед 1 1. ОРУ; 2. Р.п.п. (рывок в полуподсед): 60%×6, (70%×4)×5. 3. Т.Р. (тяга рывковая): 70%×4,  (80%×4)×3, (100%×2)×3. 4. Пр.пл. (приседания со штангой на  плечах): 55%×3, 65%×3, (80%×4)×5. 5. Комплекс 5 кругов на время:  Выпады со сменой ног в прыжке –  20;  Рывок гантели пр. и лев. рукой  поочередно (5кг) – 10; 6. Заминка (упр. на расслабление  мышц). 1. ОРУ 2. Т.кл.:(80%×1)×2, (90%×1)×4. 3. Т.Т.:(90%×2)×3, (100%×2)×5. 4. Пр.гр.:55%×3, 65%×3,  (75%×3) ×3. 5. Комплекс на время 5 кругов:  Прыжки на скакалке – 100;  Выбросы мяча над головой  (5кг)­15  Подтягивания – 10; 6. Заминка (упр. на расслабление мышц). 7. Заминка (упр. на расслабление мышц). Приложение 4 ­ 2­я тренировочная неделя экспериментального мезоцикла. 7. 8.2 № тр. нед Т.З. №1 Т.З. №2 Т.З. №3 3. ОРУ; 4. Н.гр. пп. из и.п. гриф в.к.: 70%×3,  3. ОРУ 4. Р.п.п.+Пр.: 60%+2+2,(70% (80%×2)×2; 5. Т.Т. из и.п. гриф в.к.: (90%×2)×2,  100%×2, 110%×3. 6. Пр.гр.: 70%×4, (80%×4)×4. 7. Комплекс: 20 мин в начале каждой мин.*: +2+2)×2. 5. Р.кл.: (80%×2)×2,(90×1)×2. 6. Т.Р.+Р.кл.:(80%+2+1)×3 7. Пр.пл.: 70%×3,(80%×2)×4. 8. Т.Р. из и.п. гриф в.к.: 90%×4, (100%×2)×3 2     Прыжок с двух ног на тумбу ­ 5;  Отжимания с прыжком вверх ­ 5. *необходимо выполнить выше  перечисленные упр. по 1 подходу,  оставшиеся время до окончание мин.  отводится на восстановление. 8. Заминка (упр. на расслабление  мышц) 9. Комплекс на время 3 круга:  Прыжки на скакалке ­ 50  Рывок гантели правой и левой  рукой ­ 20; 10. Подтягивания ­ 10 11. Заминка (упр. на расслабление  мышц) Приложение 5 ­ 3­я тренировочная неделя экспериментального мезоцикла. 3. ОРУ 4. Н.гр. пп. из и.п. гриф в.к.:  65%×4, (75%×2) ×2; 5. Т.кл.: (80%+2+1) ×2, (90% +1+1) ×3. 6. Ж.р.хв. из­за гол.+Пр.:  (3ж+1пр.) ×3 (д.н.) 7. Наклоны через козла  (н.ч.к.)15×3(д.н.) 8. Комплекс: макс. кол­во  раундов за 15 мин.  Челночный бег (10м) ­ 4  Выбросы мяча (5кг) ­ 20  Отжимания от пола ­ 25 9. Заминка (упр. на расслабление  мышц) 4241№ тр. нед 3 Т.З. №1 3 1. ОРУ; 2. Р.п.п..: (70%×4)×3. 3. Р.кл.: (80%×2)×2,(90×1)×2. 4. Т.Р..: 90%×3,(100%×2)×3. 5. Пр.пл..: 70%×2,(90%×2)×3 6. Комплекс:   15   кругов.(1   круг­3 упр.­20   сек.   работа,   10   сек. отдых)*  Отжимания с прыжком вверх  Махи гири двумя руками  Книжка (упр. на пресс) 7. *необходимо   выполнить   каждое упр.   в   течение   20   сек.   с интервалом отдыха 10 сек. (упр. расслабление мышц) Приложение 6 ­ 4­я тренировочная неделя экспериментального мезоцикла. 8. Заминка   (упр.   на   расслабление мышц)   на Т.З. №2 Т.З. №3 1. ОРУ 2. Н.гр.   пп.   из   и.п.   гриф   н.к.: 70%×4, (80%×2)×2; 3. Т.кл.: (80%×2)×5, . 4. Т.Т.: 90%×3,(100%×2)×2. 5. Т.Т. до пр. ног: (110%×2)×3. 6. Пр.пл.: 70%×2.(80%×2)×6.  7. Комплекс   на   время     5 кругов:  Выпады   со   сменой   ног   в прыжке­20  Выбросы мяча – 15  Подтягивания ­10 8. Заминка   1. ОРУ 2. Р.п.п..: (70%×3)×3. 3. Р.кл.: (80%×2)×2,(90×1)×3. 4. Т.Р.   из   и.п.   гриф   н.к.: (90%×3)×4   5. Уходы в   сед.: 60%×3,70%×2,80%×2. 6. Комплекс на время 1круг:  Подтягивания ­ 50  Отжимания ­ 50  Подъем   туловища(пресс)   ­ 50  Приседания ­ 50 7. Заминка (упр. расслабление мышц)     на 43Т.З. №2 Т.З. №3 № тр. нед 4 Т.З. №1 4 1. ОРУ. 2. Р.п.п. из и.п. гриф в.к.: (70%×2)×4. 3. Р.кл.: (80%×2)×2,(90×1)×2,100%×1. 4. Н.гр. п.п.: (70%×3)×3. 5. Т.кл.: 70%+2+1,(80%+2+1)×4. 6. Пр.гр.: 55%×4,(75%×4)×4 7. Комплекс 5 кругов на время:  Выпады со сменой ног в прыжке–20;  Рывок гантели пр. и лев.рукой  поочередно (5кг)–10;  Подтягивания­10 8. Заминка (упр. на расслабление  мышц) 1. ОРУ 2. Р.п.п.: 60%×4,(70%×4)×2 3. Т.кл.: 70%+2+1, 80% +2+1, 90%+1+1, 100% +1+1. 4. Т.Т.: (100%×2)×2,  (110%×1)×3. 5. Т. Из­за гол.: 70%×2,  80%×2, (90%×1)×2. 6. Комплекс на время: макс.  кол­во кругов за 10 мин  Прыжки на скакалке –  100;  Выбросы мяча над  головой (5кг)­15  Челночный бег (10м) ­ 10 7. Прыжок на тумбу ­5 8. Заминка (упр. на  расслабление мышц) 1. ОРУ 2. Р.кл.: 790%×2,  (80%×2)×3.  3. Т.Р.: (90%×2)×3,  (100%×2)×2. 4. Н.гр. п.п.: 70%×2,  (80%×2)×2. 5. Т.Т. из и.п. гриф в.к.:  (90%×3)×3. 6. Комплекс на время 3  круга:  Махи гири двумя руками ­ 12;  Подъем ног к  перекладине – 9;  Отжимания с прыжком  вверх – 6. 7. Заминка (упр. на  расслабление мышц) 13. 14. 12. 13. Приложение 7 – Результаты сдачи норм ГТО до проведения исследования. Экспериментальная группа. 15. 16.5 2 ­ ­ + + + ­ ­ ­ ­ + + + + + + + + + 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 + ­ ­ ­ ­ + ­ ­ + ­ + ­ + ­ ­ ­ ­ ­ + + + + + + + + + ­ ­ ­ ­ ­ + ­ + ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ­ + ­ + + ­ + ­ + ­ + ­ + + + + + ­ ­ ­ + + + + ­ ­ + + + ­ ­ + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + Виды испытаний 1 Бег на 60 м (сек.) Бег на 2 км (мин., сек.) прыжок в длину с места толчком  двумя ногами (см) Подтягивание из виса на высокой  перекладине (кол­во раз) Поднимание туловища из положения  лежа на спине (кол­во раз 1 мин.) Наклон вперед из положения стоя с  прямыми ногами на полу (достать  пол) Метание мяча весом 150 г (м) Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) или кросс на 3 км по пересеченной  местности КОЛ­ВО СДАВШИХ КОЛ­ВО НЕ СДАВШИХ + + + + + + + + + 6 96 Приложение 8 – Результаты сдачи норм ГТО до проведения исследования. Контрольная группа. Виды испытаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Бег на 60 м (сек.) Бег на 2 км (мин., сек.) прыжок в длину с места толчком  двумя ногами (см) Подтягивание из виса на высокой  перекладине (кол­во раз) Поднимание туловища из  положения лежа на спине (кол­во  раз 1 мин.) Наклон вперед из положения стоя  с прямыми ногами на полу  (достать пол) Метание мяча весом 150 г (м) Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) или кросс на 3 км по пересеченной  местности КОЛ­ВО СДАВШИХ КОЛ­ВО НЕ СДАВШИХ + + + + + + + + + 7 8 45 + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ­ ­ ­ ­ + ­ ­ + ­ + ­ + ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ + + + + ­ ­ ­ ­ ­ ­ ­ + ­ + ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ­ + ­ + + ­ + ­ + ­ + ­ + + + + + ­ ­ ­ + + + + ­ ­ + + + ­ ­ + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + +Приложение 9 – Результаты сдачи норм ГТО после проведения исследования. Экспериментальная группа. 7 Виды испытаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ­ ­ + + + ­ ­ ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ­ ­ + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + 46 Бег на 60 м (сек.) Бег на 2 км (мин., сек.) прыжок в длину с места толчком  двумя ногами (см) Подтягивание из виса на высокой перекладине (кол­во раз) Поднимание туловища из  положения лежа на спине (кол­во раз 1 мин.) Наклон вперед из положения  стоя с прямыми ногами на полу  (достать пол) Метание мяча весом 150 г (м) Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) или кросс на 3 км по  пересеченной местности КОЛ­ВО СДАВШИХ КОЛ­ВО НЕ СДАВШИХ + + + + + + + + + 13 28 Приложение 10 – Результаты сдачи норм ГТО после проведения исследования. Контрольная группа. Виды испытаний 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Бег на 60 м (сек.) Бег на 2 км (мин., сек.) прыжок в длину с места толчком  двумя ногами (см) Подтягивание из виса на высокой  перекладине (кол­во раз) Поднимание туловища из  положения лежа на спине (кол­во  раз 1 мин.) Наклон вперед из положения стоя  с прямыми ногами на полу  (достать пол) Метание мяча весом 150 г (м) Бег на лыжах на 3 км (мин., сек.) или кросс на 3 км по пересеченной местности КОЛ­ВО СДАВШИХ КОЛ­ВО НЕ СДАВШИХ + + + + + + + + + 9 6 ­ ­ + + + ­ ­ ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + ­ + ­ + ­ ­ ­ ­ ­ + + + + + + + + + ­ ­ ­ ­ ­ + ­ + ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + + ­ + ­ + + + + + ­ ­ ­ + + + + ­ ­ + + + ­ ­ + + ­ ­ + + + + + + + + + + + + + + + + + + 4748 Приложение 11 ­ Результаты прикидки по сумме двоеборья до проведения  исследования. n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Х δ m t Экспериментальная группа Контрольная группа 80 72,5 72 75 74 70 62 65 72 82 70 77 69 71,5 68 72 5,2 1,4 76 65 70 77 77,5 70 84 80 58 60,5 69 65 74,5 64 62 70 7,7 2 При t 0,05=2,04  0,8<2,04 различие не явл. достоверным 4949 2 Приложение 12 – Результаты прикидки по сумме двоеборья после проведения исследования. n 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Х δ m t Экспериментальная группа Контрольная группа до 80 72,5 72 75 74 70 62 65 72 82 70 77 69 71,5 68 72 5,2 1,4 после 92,5 86 82,5 93 90 86 74,5 79 85 96 87 94 82 86,5 81 86 6 1,6 до 76 65 70 77 77,5 70 84 80 58 60,5 69 65 74,5 64 62 70 7,7 2,1 после 90 85 81 92 94,5 83 96 92 73 74,5 83 87 91 71,5 86 85 7,8 2 При t 0,05=2,04 При t 0,05=2,04  6,6>2,04 различие явл. достоверным 5,3>2,04 различие явл. достоверным3 Исполнитель выпускной  квалификационной работы:  студент 5 курса ИСиФВ специализации ТиМ тяжелоатлетических видов спорта   ________________________________________(Шмидгаль Г.А.) Научный руководитель: доцент кафедры теории и методики  тяжелоатлетических видов спорта им.А.С. Медведева, к.п.н. ______________________________________________________(Громов В.А.) Заведующий кафедрой теории и методики  тяжелоатлетических  видов спорта им. А.С.Медведева, к.п.н. профессор__________________________________________(Скотников В.Ф.) Оценка за работу    _________________________________ Дата защиты    ____________________________________    2015 год Председатель государственнойэкзаменационной комиссии ______________________(______________) 4