Для изучения семьи, я, как классный руководитель, использую различные методы психолого – педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества.
Для изучения запросов родителей в организации психолого – педагогического просвещения, учебно – воспитательного процесса в классе, провожу анкеты и опросы на каждом родительском собрании. И по их результатам, с учетом мнений и пожеланий детей, составляю Программу воспитательной работы на 4 года.
Организация взаимодействия с родителями.doc
Научнопрактическая конференция
«Духовнонравственное развитие и воспитание обучающихся
в современных условиях».
Организация духовнонравственного воспитания
в условиях современной образовательной организации.
Тема публикации:
Организация взаимодействия с родителями.
Ширякова Татьяна Владимировна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
МАОУ «СОШ №6 с углубленным
изучением иностранных языков»,
Архангельская область,
г. Северодвинск,
ул. Ломоносова, д. 83,
т. (8184) 53 44 04. Стаж моей педагогической деятельности в начальной школе 24 года. Долгое
время я работала по программе «Школа России», а сейчас шестой год веду
обучение по Образовательной системе «Школа 2100». С прошлого года я
преподаю курс «Основы религиозных культур и светской этики» по учебникам
Бунеева Р.Н., Данилова Д.Д., Кремлевой И.И.» в 4 – 5 классах.
Важнейшей проблемой нашего времени является духовно нравственное
воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психическое и духовное
здоровье подрастающего поколения. Размытые и искаженные этические ориентиры
в обществе, пропаганда насилия, жестокости в СМИ, тяжелые социальные условия,
разрушение семейного уклада нелегким бременем легло на неокрепшее детское
сознание.
Очевидно, что процесс образования и воспитания в школе должен основываться на
организацию взаимодействия с родителями. Семья, школа, детский коллектив –
посредники, которые передают новым поколениям нравственные ценности,
накопленные прежними поколениями. К сожалению, в наше время существует
достаточно много проблем в организации эффективного взаимодействия семьи и
школы. Наиболее распространенными проблемами являются:
занятость родителей, ведущая к сокращению времени на воспитание детей;
наличие своих собственных убеждений и взглядов на постановку воспитания,
отличающихся от принятых в обществе;
неудовлетворительная оценка школьного воспитания;
невысокий уровень образования и культуры родителей.
В силу обозначенных проблем работа педагога с родителями очень важна и нужна
современной школе. Именно семья была, есть и, наверное, всегда будет важнейшей
средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Организация взаимодействия с родителями учащихся является составной частью
системы воспитательной работы.
Для изучения семьи, я, как классный руководитель, использую различные методы
психолого – педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование,
анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества.
Для изучения запросов родителей в организации психолого – педагогического
просвещения, учебно – воспитательного процесса в классе, провожу анкеты и
опросы на каждом родительском собрании. И по их результатам, с учетом мнений
и пожеланий детей, составляю Программу воспитательной работы на 4 года.
Результаты диагностики на начало учебного года показали, что мои ученики в процессе обучения и во внеурочной деятельности получают
достаточно большой объем духовно нравственных представлений. Они знают и
понимают, как надо поступать хорошему ученику, т.е. имеют представление о
нравственном поведении. Но не всегда правильно поступают. Возникает
расхождение между представлениями о нравственном поведении и поступками.
Дети не умеют бесконфликтно общаться. Некоторые ученики обзываются,
сквернословят.
Поэтому, моя цель: максимальное сближение интересов родителей и
классного руководителя по формированию функционально – грамотной, здоровой,
духовно нравственной личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей и родителей.
2. Организация психологопедагогического просвещения родителей через
систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций,
бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников
учебновоспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами
воспитания и взаимодействия с детьми.
В своей работе использую различные формы взаимодействия с родителями:
Тематические и информационные классные часы.
Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и
дедушек.
Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля,
День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения
школы).
Походы выходного дня
Экскурсии, викторины, конкурсы.
Дни творчества, дни открытых дверей.
Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые
консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
Читательские конференции по проблемам семьи.
Совместные поездки детей и родителей в каникулярное время.
В реальной жизни мои ученики большую часть времени проводят в малых группах:
в школах, дома, в семье, с друзьями. Возникает проблема общения,
умения осуществлять совместную деятельность, принимать самостоятельные и
совместные решения, идти на компромисс, то есть совместная деятельность
занимает значительную часть жизни младших школьников. Я считаю, что в
современном мире наиважнейшим умением является умение общаться.
Договариваться, выстраивать свои отношения с партнёрами, родителями,
взрослыми, осваивать принятые в обществе нормы поведения, понимать других, толерантно относиться к другой точке зрения – это то, чему я учу своих
воспитанников.
На родительском собрании мы приняли решение: один раз в месяц, по выходным,
выезжать всем классом – дети и их родители на различные мероприятия.
Заказываем автобус на 56 человек и почти целый день проводим вместе. Сначала
не верилось, что будет большая активность родителей, что из этого может что – то
полезное получиться. Но результаты диагностирования и отзывы родителей
показали, что мы смогли решить сразу несколько задач. Мы не только
познакомили, сплотили детский и родительский коллективы, но и частично решили
проблему нехватки времени на общение родителей со своим ребенком. Все вместе,
своим словом, личным примером мы помогли друг другу стать немного лучше.
Организация и проведение дистанционных олимпиад для учеников моего класса
тоже оказалась для всех очень полезной. Ведь детям нужно было ответить на
вопросы олимпиады, а ответы не лежат на поверхности. Совместные поиски
учеников и их родителей ответов на вопросы в книгах и энциклопедиях,
совместное чтение книг, просмотр мультфильмов, работа на компьютере –
сблизили многих детей и родителей, у них нашлось время для интеллектуального
общения, появились общие темы для разговоров. А с каким интересом дети
учились работать на компьютере под руководством мам и пап. Какая радость была
от первых Дипломов победителей в олимпиадах. Это первые совместные победы.
Они учат многому и детей, и родителей.
Участие в школьных акциях – «Помоги бездомным животным», «Подарок
ветерану», сбор макулатуры и другие – также способствуют совместному
общению, принятию общих решений родителями и детьми. Оказывается, многие
бабушки и дедушки готовы протянуть руку помощи бездомным животным:
накормить их, принести медикаменты, лекарства, подушки и одеяла. Мы классом
собрали 24 пакета со всем необходимым для приюта для животных.
В сборе макулатуры участвовали как родители, так и дети. Семья Ткаченко Дарьи
привезла из гаража 58 кг макулатуры. Оказалось, это были газеты и журналы еще
советских времен, которые дедушка хранил долгие годы, но для внучки ничего не
пожалел.
Проведение тематических классных часов с участием родителей оказывает
огромное духовно – нравственное развитие на каждого ученика. «Мои родители
пришли в школу и рассказали о своей профессии, мы побывали на работе у моих
родителях, а мои родители организовали для класса экскурсию… » Это
высказывания детей, которые наполнены гордостью и счастьем, за то, что их
родители принимают активное участие в организации духовно – нравственной
воспитательной работы в классе.
Как показывает диагностирование, одной из возможностей стать ближе родителям
и детям, стали совместные поездки в каникулярное время. Я с учениками стараюсь выезжать каждые каникулы. Мы уже побывали в Москве,
в Ярославле. Наполняемость группы различна: на Кремлевскую Елку в Москву
ездило 30 детей и 14 взрослых, а в Ярославль – 16 детей и 6 взрослых.
Образовательная туристская деятельность является одним из важнейших условий
повышения эффективности процесса обучения и воспитания на любой
образовательной ступени. Образовательный туризм является частью
общешкольной воспитательнообразовательной программы. Планируя поездки, мы
с родителями составляем познавательную, духовно – нравственную,
интеллектуальную, интересную программу. Побывали мы на студии «Мосфильм»,
где прикоснулись к истории нашего государства и рукой, и телом, и разумом.
Видели и трогали машину, за рулем которой сидел сам Штирлец, своими глазами
увидели пулемет «Максим», а какой восторг и чувство гордости вызвали первые
тачанки. Незабываемые впечатления получили от Детской железной дороги в
Ярославле, а огромную воспитательную и духовно – нравственную силу мы
получили в музее богатырей «Алеша Попович». Гордость за страну, глубокие
чувства патриотизма, умение бесконфликтно общаться нам удалось испытать на
Кремлевской Ёлке в Москве и в цирке братьев Запашных. Именно там мы увидели
представителей малых народов России в национальных костюмах и познакомились
с некоторыми из них. Воспитательнообразовательный процесс в поездках
органично связан с предварительной работой и последующим выполнением
творческих и проектных работ, которые осуществляются в школе. К поездкам мы
заранее готовимся: узнаем информацию о данном городе, об известных
достопримечательностях, читаем художественную литературу. После поездки –
делимся впечатлениями, пишем сочинения, проекты, исследовательские работы.
По мере реализации образовательных и воспитательной программ отмечается
положительная динамика: дети становятся более раскрепощенными, свободно
общаются, не боятся высказывать свое мнение. О том, что вредно, а что полезно,
как вести себя в конкретной ситуации и в конкретном месте дети рассказывают
дома, часто даже делают замечания своим родителям.
Воспитательные мероприятия, организованные для учащихся моего класса силами
самих учеников и их родителей, красочны и разнообразны: праздники «Планета
друзей», «Я могу волшебником быть», «Откуда берутся грязнули», викторины «
Здоровье на твоем столе», «Аптека на вашей даче», «Валеологический светофор»,
ролевые игры «Про лентяев и вредную привычку», «Поговорим о вежливости»,
спортивные соревнования и праздники: «День здоровья», «Богатыри – 2016»,
«Папа, мама, я – спортивная семья», «Путешествие в страну Здоровья», школьные
предметные декады, конкурсы рисунков, выставки поделок и др. Каждое
мероприятие становится запоминающимся праздником, несет в себе поток нужной
и полезной информации, духовно – нравственный стержень. Ребята и родители
выступают здесь не просто в роли зрителей, а становятся активными участниками
образовательно воспитательного процесса. Сейчас у меня первый класс. Впереди ещё три года плодотворного сотрудничества
с родителями. И главное, впереди – четвертый класс. Именно с четвертого класса
начинается введение духовно – нравственных норм в образовательный процесс
через учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Предмет
«Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях
уникален. Впервые за последние десятилетия учеников систематически знакомят с
историческими и культурологическими основами традиционных религий:
православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней
культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями,
правилами.
Зачем нужны моральные нормы? С этого вопроса начинается новый курс «Основы
религиозных культур и светской этики», им же он и завершается.
Это очень сложный вопрос. Чтобы найти на него ответ, порой не хватает целой
жизни. Но если человек спрашивает о нравственности, значит, она уже имеет для
него значение, присутствует в его жизни, влияет на его поведение. Ребёнок,
спрашивающий о нравственности, есть личность, приобретающая нравственность.
Закончить свою статью я бы хотела следующими словами В. Берестова:
За уши зайца ведут к барабану.
Заяц твердит: « Барабанить не стану!
Нет настроенья, нет обстановки,
Нет вдохновенья, не вижу морковки!»
Чтобы наши дети ходили в школу с желанием учиться, чтобы они приходили
всегда с отличным настроением, чтобы не погас в юных душах пытливый огонек
любознательности, я организую в образовательном и воспитательном процессах
взаимодействие с родителями, которые для своих детей готовы свернуть горы и
помочь их духовно – нравственному становлению.
Организация взаимодействия с родителями.
Организация взаимодействия с родителями.
Организация взаимодействия с родителями.
Организация взаимодействия с родителями.
Организация взаимодействия с родителями.
Организация взаимодействия с родителями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.