Оркестр – многочисленный коллектив музыкальных инструментов, исполняющий произведения, специально предназначенные для данного состава.
В зависимости от состава оркестры имеют различные, выразительные, тембровые и динамические возможности и носят разные наименования:
В современном симфоническом оркестре инструменты делятся на следующие группы:
I. Струнно-смычковые: скрипки, альты,
виолончели, контрабасы.
II. Духовые деревянные: флейты, гобои,
кларнеты, фаготы.
III. Медно-духовые: валторны,
трубы, тромбоны, тубы.
IV. Ударные:
а) шумовые: кастаньеты, трещотки, маракасы, бич,
тамтам, барабаны (большой и малый). Их партии записываются на одной нотной
линейке – “нитке”.
б) с определённой высотой звучания: литавры, тарелки, треугольник,
колокольчик, ксилофон, виброфон, челеста.
V. Клавишные: фортепиано, орган,
клавесин, клавикорд.
VI. Добавочная группа: арфа.
Полное звучание оркестра называется “tutti” – (“все”).
Дирижёр – (от французского – “управлять, руководить”) осуществляет руководство коллективом музыкантов – исполнителей, ему принадлежит художественная трактовка произведения.
На пульте перед дирижёром лежит – партитура (полная нотная запись всех партий оркестровых инструментов).
Партии инструментов каждой группы записываются одна под другой, начиная с самого высокого звучания инструментов и заканчивая самым низким.
Переложение оркестровой музыки для исполнителя на фортепиано называется клавиром.
Характеристика групп симфонического оркестра
I. Cтрунно-смычковые
Это инструменты, сходные по виду и окраске звука (тембру). Кроме
того, звук у них извлекается смычком. Отсюда и название. Самый виртуозный и
выразительный инструмент этой группы – скрипка. По звучанию
она напоминает голос певца. Она отличается нежным, поющим тембром. Скрипке
обычно поручают главную мелодию произведения. В оркестре есть I и II скрипки.
Они играют разные партии.
Альт по виду напоминает скрипку, но по размеру он не много
больше и имеет более приглушённый, матовый звук/
Виолончель можно назвать “большой скрипкой”. Этот
инструмент не на плече, как скрипку или альт, а опирают на подставку,
касающуюся пола. Звук виолончели низкий, но вместе с тем мягкий, бархатный,
благородный.
Самый большой инструмент этой группы – контрабас. Играют на
нём сидя, потому что он выше роста человека. Этот инструмент в качестве
солирующего применяется редко. Звук его самый низкий, гудящий в этой группе.
Струнно-смычковая группа в оркестре является ведущей в оркестре. Она обладает
огромными тембровыми и техническими возможностями.
II. Деревянные духовые
Для изготовления деревянных инструментов используется дерево.
Духовыми они называются потому, что звук у них получается путём вдувания
воздуха в инструмент.
Флейта (с итальянского означает – “ветер,
дуновение”). Звук флейты – прозрачный, звонкий, холодный.
Певучим, насыщенным, тёплым, но несколько гнусавым звуком обладает гобой.
Разнообразным тембром обладает кларнет. Это
качество позволяет ему исполнять драматические, лирические, скерцозные картины
Басовую партию исполняет фагот – инструмент с
густым чуть хрипловатым, тембром.
Самый низкий фагот имеет название контрафагот.
Группа духовых деревянных инструментов широко применяется для зарисовки картин
природы, лирических эпизодов.
III. Медные духовые
Для изготовления медно-духовых инструментов используются медные
металлы (медь, латунь и др.).
Мощно и торжественно, блестяще и ярко в оркестре звучит вся группа
медно-духовых инструментов.
Звонким “голосом” обладает труба. Громкий звук трубы слышен
даже тогда, когда играет весь оркестр. Часто труба имеет солирующую партию.
Валторна (“лесной рог”) может звучать в
пасторальной музыке.
В момент наивысшего напряжения в музыкальном произведении, особенно
драматического характера, наряду с трубами, играют тромбоны.
Самый низкий медно-духовой инструмент в оркестре – туба. Она
часто звучит в сочетании с другими инструментами.
Задача ударных инструментов – усилить звучность оркестра, сделать её более красочной, показать выразительность и разнообразие ритма.
IV. Ударные инструменты
Это большая, пёстрая и разнохарактерная группа, которую объединяет общий способ извлечения звука – удар. То есть по своей природе они не являются мелодическими. Их главное назначение – подчёркивать ритм, усиливать общую звучность оркестра и дополнять, украшать её различными эффектами. Постоянным участником оркестра являются только литавры. Начиная с XIX века ударная группа стала быстро пополнятся. Большой и малый барабаны, тарелки и треугольники, а затем и бубен, тамтам, колокольчики и колокола, ксилофон и челеста, виброфон. Но эти инструменты употреблялись лишь эпизодически.
V. Клавишные инструменты
Характерным признаком ряда инструментов является наличие белых и
чёрных клавиш, которые называются в совокупности клавиатурой или у органа –
мануалом.
Основные клавишные инструменты: орган (родственники
– портатив, позитив), клавикорд (родственные
– спинет в Италии и вёрджинел в
Англии), клавесин, фортепиано (разновидности
– рояль и пианино).
По источнику звука клавишные инструменты делятся на две группы. К первой группе
относятся инструменты со струнами, ко второму принадлежат инструменты органного
типа. Вместо струн они имеют трубы разнообразной формы.
Фортепиано – это инструмент, в котором с помощью молоточков
извлекались как громкие (форте), так и тихие (пиано) звуки. Отсюда и название
инструмента.
Тембр клавесина – серебристый, звук – негромкий,
одинаковой силы.
Орган – самый большой музыкальный инструмент. Играют на нем,
как и на фортепиано, нажимая клавиши. Всю переднюю часть органа украшали в
старину тонкой художественной резьбой. Позади его – тысячи труб различной
формы, и каждая имеет свой особый тембр. Следовательно, орган издаёт и самые
высокие, и самые низкие звуки, которые только способно уловить человеческое
ухо.
VI. Частым участником в симфоническом оркестре является струнно-щипковый инструмент – арфа, представляющий собой позолоченную раму с натянутыми струнами. Арфа обладает нежным, прозрачным тембром. Звучание её создаёт волшебный колорит.
Тембровые характеристики инструментов
Скрипка |
Нежный, светлый, яркий, певучий, ясный, тёплый |
Альт |
Матовый, мягкий |
Виолончель |
Насыщенный, густой |
Контрабас |
Глуховатый, суровый, мрачный, густой |
Флейта |
Свистящий, холодный |
Гобой |
Носовой, гнусавый |
Кларнет |
Матовый, носовой |
Фагот |
Сдавленный, густой |
Труба |
Блестящий, яркий, светлый, металлический |
Валторна |
Округлый, мягкий |
Тромбон |
Металлический, резкий, мощный |
Туба |
Суровый, густой, тяжёлый |
Виды оркестров
Оркестр русских народных инструментов
Состав такого оркестра включает основные группы:
Оркестр белорусских народных инструментов
Примерный состав:
Духовой оркестр
Духовой оркестр – это коллектив музыкантов, играющий на
различных духовых и ударных инструментах.
По своему составу инструменты современного духового оркестра делятся на малый
медный оркестр, малый смешанный, средний смешанный и большой смешанный.
Основу малого медного оркестра составляют: корнеты, альты, тенора, баритоны,
басы.
С присоединением к этой группе духовых деревянных (флейт, гобоев, кларнетов,
саксофонов, фаготов), а также, труб, валторн, тромбонов и ударных инструментов,
образуется малый смешанный, средний, большой смешанный составы.
Эстрадный оркестр
В состав этого оркестра входят традиционные группы инструментов симфонического оркестра – духовые деревянные – валторны и струнные (скрипка, альт, виолончели).
Джазовый оркестр (джаз-бенд)
В состав данного оркестра входят трубы, кларнеты, тромбоны и “ритм – секция” (банджо, гитара, контрабас, ударные и фортепиано).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.