Конспект урока основы религиозных культур и светской этики в 4 «Б» классе
МБОУ «Начальная образовательная школа №10» г. Вологды
Дата: 07.02.2017
Учитель: Торопова Марина Петровна
Методист: Кирилова Елена Алексеевна
Студент: Пичугина Екатерина Алексеевна
Тема: Золотое правило нравственности
УМК: Школа России
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: познакомить детей с золотым правилом нравственности
Задачи:
- учить применять золотое правило нравственности в конкретных ситуациях;
- развивать мышление, речь;
- воспитывать умение анализировать свои поступки с позиций золотого правила нравственности.
Ресурсы: мультимедийная презентация «Золотое правило нравственности».
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
-Здравствуйте, ребята, меня зовут Екатерина Алексеевна, и сегодня я проведу у вас урок «Основы религиозных культур и светской этики». Присаживайтесь на свои места. Давайте каждый из вас проверит свое рабочее место, у вас на партах должны быть: тетрадь, ручка, учебник. |
(приветствуют учителя стоя)
(присаживаются и проверяют сове рабочее место) |
??? |
Целеполагание |
-Ребята, обратите внимание на слайд, здесь есть запись. (Золотое правило нравственности) -Прочитайте. Что записано?
-Совершенно верно. - Как вы понимаете это выражение «Золотое правило нравственности»? -Давайте разберём данное выражение, анализируя каждое слово. -Итак, что такое правило?
-А у нас в выражение правило чего? -Верно. -Ребята, а что такое нравственность?
-Что же такое правило нравственности? Повторите.
-А какое у нас правило? -Почему оно золотое? -Кто догадался, исходя из выражения, которое мы разобрали, какая тема нашего урока? -Какую цель поставим на уроке? -Откройте 42 страницу учебника. Прочитайте в рубрике «Вы узнаете» и скажите, что мы сегодня узнаем на уроке? |
- Золотое правило нравственности
-Правильное, хорошее поведение.
-Порядок, который должны соблюдать все люди. -Принципы, способы решения какой-либо ситуации -Нравственности
-Отношение с любовью и уважением к тому, что нам дорого -Не врать, не воровать, не обижать; -Совесть, вера и др. -Правило нравственности – это общие принципы, способы правильного выбора поступка, а также способы, которые регулируют отношения между людьми -Золотое -Главное, ценится людьми. -Тема нашего урока – золотое правило нравственности.
-Рассмотреть золотое правило нравственности -«1.Почему появилось золотое правило нравственности. 2. Как формулируется золотое правило нравственности. 3. Как применять золотое правило нравственности в жизни». |
Коммуникативные, регулятивные, личностные; |
Открытие новых знаний |
-Спасибо. Сейчас давайте начнем читать текст учебника, чтобы узнать информацию о золотом правиле нравственности (4-5 уч.) по одному абзацу. (Прочитали) -Ребята, скажите, легко ли человеку решить, что делать в той или иной ситуации? -Почему?
-Действительно. -Исходя из текста, скажите, как данный вопрос решился в истории? -Совершенно верно. А в каком веке появилась такая формулировка «Золотое правило нравственности»? -Правильно. В трудах, каких древних ученых такое правило появляется?
- Как оно звучит?
- Верно, спасибо. Данное правило можно назвать универсальным того или иного поступка? - Заставляет ли это правило предвидеть следствие своих поступков? -Как следует его применять в жизни?
- Посмотрите на слайд и зачитайте 1 выражение -Как вы его понимаете?
-Скажите, проявляется ли в них золотое правило нравственности? - Совершенно верно, теперь читаем 2 выражение -Как вы его понимаете?
-Проявляется ли в нем золотое правило нравственности? - Спасибо, молодцы. -Давайте сделаем вывод, что такое «Золотое правило нравственности»?
-Давайте прочитаем, как оно формулируется.
|
Читают по абзацу несколько учеников, а остальные следят за текстом.
-Нет
-Так как мы не знаем правильное это будет решение, либо не правильное.
- Стали применять золотое правило нравственности.
- В 18 веке.
- В трудах древнегреческого философа и математика Фалеса, римского философа Сенеки и др. - «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». - «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». - Я думаю, что можно.
- Я считаю, что заставляет.
- Всегда думать перед тем, чтобы что-то сделать. И думать чем это может закончиться, какой получиться результат, и приятно бы было нам, если с нами так поступили. - « 1. Тот, кто делает добро другу, делает добро себе. Э. Роттердамский - Если мы делаем добро не задумываясь, и не ждём добро в ответ на свое добро, то она само к нам придет. - Я думаю, что это правило проявляется.
2. Добро – не наука, оно действие». Р. Роллан. - Добро мы делаем по отношению другому не задумываясь, т.е действуем. Мы не учимся быть добрыми, мы должны ими стать. - Да
- Золотое правило нравственности – это поступать так, как хочешь, чтобы поступали по отношению к тебе, и не поступай, так как бы ты не хотел, чтобы относились к тебе. -«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». - «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». |
Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные; |
Физкультминутка |
-А сейчас давайте отдохнем. Итак, к нам пришли в гости мальчик и девочка и сегодня они проведут у вас физкультминутку, следите и повторяйте за ними. (видео) |
(Выполняют физкультминутку) |
|
Закрепление новых знаний |
-Тихонечко присаживаемся на свои места. - А сейчас мы посмотрим с вами мультфильм «Мешок яблок». Смотрите внимательно, т.к. после просмотра я буду задавать вам вопросы. (Посмотрели) -С чего начинается мультфильм?
-Какое у него настроение? -Чем он радуется?
-Когда он собирал яблоки, кто появился рядом с ним? - Что она сказала зайцу?
-Как повел себя заяц по отношению к вороне, что он ей сказал? -Совершенно верно. -Как ведет себя ворона? Какая она?
-Как поступил заяц?
-Почему? -Так и он пошел домой. Кого он встретил?
- И что он сделал с яблоками? -Правильно ли заяц сделал. -Но ведь у него дома семья голодная, а он всем яблоки раздает, почему тогда он правильно поступает? - Что потом происходит у зайца по пути к дому?
-Правильно ли поступила ворона? -Почему?
-Что стал делать заяц?
-Что произошло, когда он пошел обратно?
-Удалось ли зайцу убежать? -А удалось ли ему принести, что-то домой? -Что же он увидел дома?
-Скажите, проявляется ли в этом мультике золотое правило нравственности? -Как?
-Совершенно верно.
|
Просмотр детьми фрагмента мультфильма «Мешок яблок»
- Заяц увидел яблоню. Обрадовался, затем переплывает на бревне к ней. -Он рад -Т.к. он нашел еду, для своей семьи -Ворона
- Что у него нет ни стыда не совести, что все приходят к яблоне и берут яблоки. - Спокойно задал ей вопрос, почему она кричит зря, что яблок на весь лес хватит
- Плохо себя ведет, она жадная и завистливая, говорит, что не впрок будут ему эти яблочки. -Спихнул ее с бревна в воду. -Так как она добра ему не желает - Бельчат, ежа, крота, козлят, -Он со всеми поделился
- Да, правильно -Потому, что заяц делает добро другим, и не ждет взамен того же, а другим нужно всегда помогать - Ворона порвала ему мешок и сказала, что заяц всем дал яблочко, а ей и попробовать не дал, когда хотел дать яблоко вороне, то обнаружил, что яблок нет. -Нет
-Она не подумала, о том, что зайца ждут дома голодные дети. А хотела посмеяться над ним. -Он пошел обратно за яблоками. -Началась сильная гроза, и он встретил волка, который хотел его съесть -Да -Нет
-Что дети все сыты, т.к за его добро, что он дал яблоки, ему принесли тоже много еды, за его доброту. -Да
-Заяц поступил сдругим так, как хотел, чтобы поступили по отношению к нему, и его добро ему вернулось. |
Личностные, коммуникативные; |
Рефлексия |
-Ребята, скажите, что вы сегодня на уроке узнали? -И что же это такое, как оно формулируется?
-Как применять золотое правило в жизни? |
-Что такое золотое правило нравственности -«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». - «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». -Думать прежде, чем что-то сделать и задать себе вопрос, хотел бы я, чтобы ко мне так поступили. |
Коммуникативные, регулятивные; |
Подведение итогов урока |
-Ребята, встаньте те, кто сегодня хорошо поработал и все понял -Встаньте те, кто сегодня работа, но не до конца разобрался в теме. -Встаньте те, у кого возникли трудности, но он еще будет работать над этой темой. -Урок окончен. Можете быть свободны. |
(Оценивают свою работу) |
Личностные. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.