РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Министерство образования Калининградской области
Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Учебно – методическая разработка по комплексному курсу
«Основы религиозной культуры и светской этики»
Учебный модуль: «Основы мировых религиозных культур»
Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Автор работы: Дудникова Екатерина Анатольевна
Учитель начальных классов
МАОУ НШ-ДС №72
Dudnikova_kate@mail.ru , 89673533682
КОИРО
2020
Пояснительная записка
Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики
Класс: 4 класс
Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.
Актуальность: урок направлен на освоение младшими школьниками ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира. Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в нем, но проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию.
Место и роль темы в учебном курсе: 27 урок, модуль «Основы мировых религиозных культур»
Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир
Тип урока: ОНЗ
Цель учебного занятия: способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие», формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.
Задачи:
· знакомство школьников с нравственными понятиями «милосердие», «взаимопомощь»;
· формирование первоначальных представлений о духовных ценностях, милосердии, взаимопомощи, как основы традиционных культур;
· формирование уважительного отношения к духовным и светским традициям разных религиозных культур;
· развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;
· учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова, структурировать полученные знания;
· способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
· развитие нравственных качеств и творческих способностей.
Результаты:
Личностные:
· формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий.
· воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
· развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Метапредметные:
· Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;
· Регулятивные: обучающиеся учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.
· Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникаций;
Предметные:
• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;
• познакомить с духовными традициями народов России.
Форма урока: групповая, фронтальная, индивидуальная работа
Методы обучения: словесные, практические, исследовательские, наглядные, контроль.
Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии (или выдержки из словарей); карточки для групповой работы; карточка для индивидуальной работы; видео и аудио материалы.
Основные термины и понятия: милосердие.
Использованная литература:
1. Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 80с.
2. Видео притча “Стакан молока” https://youtu.be/UGGI_A2SQNY
3. Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.
4. Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов)/ proshkolu.ru›user/berdugina5/file/4391815
5. Сорокина Г.В. Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.// http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/09/urok-po-orkse-miloserdie-zabota-o-slabykh-vzaimopomoshch
6. Видео притча о Страшном суде https://youtu.be/3EdcRC_3xkg
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Используемые формы, способы, метод. приемы |
Ожидаемые результаты |
1. Организационный |
- Здравствуйте, ребята! - Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки. Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том что волнует многих людей живущих на нашей планете |
Приветствие по просьбе учителя с рукопожатием (в музыкальном сопровождении «Улыбка»)
|
ФОУД - коллективная
|
Положительный эмоциональный настрой к уроку, доброжелательное отношение к одноклассникам.
|
2. Мотивационный блок |
- Сейчас мы с вами посмотрим притчу «Стакан молока». Во время просмотра обратите внимание на свои чувства. - Какие чувства проснулись в вашей душе? - Что общего в словах сочувствие, сопереживание, сострадание? - Приставка со- обозначает совместное действие или вашу причастность к чему-то. - Что мы говорим о сердце человека, который обладает этими качествами? - Давайте вспомним, какие еще чувства присуще человеку с добрым сердцем. - У вас на столах лежат конвертики с карточками. Вам сейчас нужно вспомнить какие чувства должны быть в каждом добром сердце.
|
Смотрят притчу, анализируют и подбирают ответ на вопрос учителя (сочувствие, сопереживание, сострадание и т.п.)
- Доброе сердце.
- Выбирают карточки, на которых написаны чувства, соответствующие «доброму сердцу»
|
ФОУД – коллективная
ФОУД - групповая |
Формулирование выводов о том, что такое сочувствие, сопереживание, сострадание, Умение воспринимать предлагаемый материал и анализировать его. Умение анализировать свой жизненный опыт, в зависимости от поставленной задачи. |
3. Целеполагание и планирование |
- Кто догадался, какая тема нашего урока? Подберите синонимы к слову «милосердие»
- Давайте поставим цель на этот урок. Помогает и направляет учеников в постановке цели урока - А еще, вы узнаете, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям. - Как мы построим нашу работу над темой?
|
- Формулируют тему урока. Тема урока «Милосердие». Подбирают синонимы (взаимопомощь, «человеколюбие», сострадание)
Постановка цели.
Планирование деятельности. 1. Узнаем значение слова «милосердие» 2. Узнаем, что говорят о «милосердии» разные религии. |
ФОУД – коллективная
|
Р: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою работу П.: общеучебные (формулирование познавательной цели) Логические (выдвижение гипотез) К.: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной задачи.
|
4. Информационно - аналитический |
- Что такое милосердие? - К кому мы проявляем милосердие? - Можно ли научиться милосердию? - Как стать милосердным? - Давайте узнаем, какое определение слову «милосердие» дают словари. Предлагает работу со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля, словарем синонимов, этимологическим словарем. - Кого мы называем милосердным человеком? - К кому мы должны относиться с особым милосердием? - Можно ли презирать бездомных, опустившихся людей? - Узнали что такое «милосердие»? Какой у нас следующий этап урока? - Давайте узнаем, как разные религии учат милосердию. Как это происходит в христианстве? - Физминутка. Деление на группы.
|
Активное собеседование, делают вывод о том, что такое милосердие.
Работают в группах. Каждая группа работает с одним словарем. Представляют результат работы группы.
Активное собеседование.
Вспоминают следующий этап.
Формируют группы.
|
ФОУД – коллективная
ФОУД – групповая
ФОУД – коллективная
|
П.: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать позиции содержания. Л.: развитие учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и личной ответственности за работу. К.: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.
|
|
(с помощью обучающей структуры микс- фриз-групп под песню «Улыбка») Группы на основе предоставленного материала изучают, как разные религии понимают «милосердие» и учат милосердию. Каждый участник группы заполняет таблицу (Приложение 5)
- Чему учат религии разных народов?
- Велико ли значение милосердия в наши дни? Приведите примеры из жизни или своего личного опыта. - Во всем мире известны Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест. К следующему уроку можете подготовить сообщение. Напишите синквейн на тему «Милосердие»
|
Работают в группах. Каждая группа работает с одним словарем. Представляют результат работы группы. Заполняют оставшиеся графы таблицы. Выводы детей: религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным и т.п. Приводят примеры.
Пишут синквейн (Приложение 6) |
ФОУД - индивидуальная
|
К.: умение строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять высказывания одноклассников. П.: логические. Л.: действие нравственно – этического оценивания. Л.: самоопределение |
5. Оценочно - рефлексивный |
- Давайте выработаем правила милосердия.
- Какие добрые дела можете сделать вы? - Как вы можете проявлять свое милосердие? - Над чем заставил задуматься урок?
|
Работа в группах. Представление результата. Оформление общего плаката «Правила милосердия» Активное собеседование. |
ФОУД – групповая
ФОУД – коллективная
|
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; знание и понимание учащимися жизненных ценностей |
6. Постановка домашнего задания
до домашнего задания
|
Задание выполняется учащимися по выбору. 1. Сообщение о благотворительных фондах нашего города. 2. Сообщение о Движении сестер милосердия, императрице Александре Федоровне, матери Терезе, Красном кресте (по выбору) 3. Нарисовать цветок добрых дел. Обязательно задание: придумать эмблему милосердия.
|
|
|
|
Приложение 1
Христианство
1. Посмотрите притчу о Страшном суде.
2. Как вы поняли смысл притчи? Обсудите. Запишите.
Смысл притчи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Впишите пропущенные слова.
На Страшном суде все люди будут судиться _________ только по их делам_________, или по отсутствию у них _____________дел.
Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны ___________ людям всё, что имеют.
Иисус учил своих последователей, что всякий ________ или ________ поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.
4. Сделайте вывод. Обсудите.
Как проявляется милосердие в христианстве?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 2
Ислам
Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Считается, что сердце мусульманина должно быть таким: «Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье»
1. Прочитайте материал в учебнике.
2. Что же такое милосердие мусульманина?
3. Что такое закят и милостыня?
Закят - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Милостыня - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В чем их отличие? Обсудите.
5. Пророк Мухаммад толкует понятие милостыни гораздо шире: «Справедливо рассудить двух людей – милостыня; доброе слово – это милостыня; каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».
6. Как вы думаете, что значит быть мусульманином?
7. А вот как об этом говорят сами мусульмане: «Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо»
8. Как проявляется милосердие в исламе?
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3
Буддизм
Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.
Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.
Бодхисатва – «существо, стремящееся к просветлению».
Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.
Богиня Милосердия – богиня Гуаньинь.
В буддизме Гуаньинь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисатву милосердия.
Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.
Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.
Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.
Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.
Как проявляется милосердие в буддизме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 4
Иудаизм
Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма.
У древних евреев существовали нравственные нормы о необходимости сочувствия ближнему,оказания ему нравственной и материальной поддержки. По утверждению авторов Краткой еврейской энциклопедии,благотворительность является одним из основных предписаний иудаизма. Ветхий Завет содержит несколько законов, предусматривающих своего рода налогообложение в пользу бедных. В них подчеркивается необходимость не забывать о нуждающихся в праздничные дни. не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи. Благотворительность приветствуется даже в отношении личных врагов: "Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним".
Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков. В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся.
В еврейской общине создают кассу благотворительности.
Как проявляется милосердие в иудаизме?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 5
Религия |
К кому проявляется милосердие |
Как проявляется милосердие |
Христианство (православие) |
|
|
Иудаизм |
|
|
Ислам |
|
|
Буддизм |
|
|
Приложение 6
ФИ ____________________________________________________________________
Составь синквейн на тему «Милосердие» по плану:
1. Объект (имя существительное)
2. Характеристики объекта (два прилагательных)
3. Действия, связанные с объектом (три глагола)
4. Характеристика объекта, твое отношение к объекту
5. Синоним к п.1 (можно несколько)
Синквейн на тему «Милосердие»
_1____________________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________________5___________________________________________________________________________________
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.