ОРКСЭ. Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
Оценка 4.6

ОРКСЭ. Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

Оценка 4.6
docx
20.04.2020
ОРКСЭ. Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
технологическая карта урока.docx

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Министерство образования Калининградской области

 

Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования «Институт развития образования»

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 

 

 

Учебно – методическая разработка по комплексному курсу

«Основы религиозной культуры и светской этики»

Учебный модуль: «Основы мировых религиозных культур»

 

 

Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь

 

 

 

 

Автор работы: Дудникова Екатерина Анатольевна

Учитель начальных классов

МАОУ НШ-ДС №72

Dudnikova_kate@mail.ru , 89673533682

 

 

 

 

 

 

КОИРО

2020

 

 

 


Пояснительная записка

 

Предмет: Основы религиозной культуры и светской этики

Класс: 4 класс

Тема урока: Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

Актуальность: урок направлен на освоение  младшими школьниками  ценностного смысла понятия милосердия в религиях мира.  Мировые религии по-разному объясняют устройство мира и место человека в нем, но проповедуют общие правила поведения, учат людей доброму отношению к окружающим, терпению и милосердию.

Место и роль темы в учебном курсе: 27 урок, модуль «Основы мировых религиозных культур»

 

 Межпредметные связи: русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Тип урока: ОНЗ

Цель учебного занятия:   способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию  и осознанию учащимися нравственной ценности «милосердие», формирование мотивации к осознанному нравственному поведению.

Задачи:

·                     знакомство  школьников с  нравственными понятиями «милосердие», «взаимопомощь»;

·                     формирование первоначальных представлений о духовных ценностях, милосердии, взаимопомощи, как основы традиционных культур;

·                     формирование уважительного отношения к духовным и светским традициям разных религиозных культур;

·                     развивать умение размышлять, задумываться над поступками людей;

·                     учить работать с учебным текстом, выделять главные мысли, ключевые слова, структурировать полученные знания;

·                     способствовать развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;

·                     развитие нравственных качеств и творческих способностей.

Результаты:

Личностные:

·                     формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий.

·                     воспитание доброжелательности, отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

·                     развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные:

·                     Познавательные: умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

·                     Регулятивные: обучающиеся учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

·                     Коммуникативные: готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную точку зрения; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникаций;

Предметные:

• познакомить с ценностями человеческой жизни, развивать установку личности поступать по совести;

• познакомить с духовными традициями народов России.

 

 

 

Форма урока: групповая, фронтальная, индивидуальная  работа

Методы обучения: словесные,  практические, исследовательские, наглядные, контроль.

Оборудование: толковые словари русского языка авт. С.И. Ожегова, Большой Энциклопедический словарь, энциклопедия социологии (или выдержки из словарей); карточки для групповой работы; карточка для индивидуальной работы; видео и аудио материалы.

Основные термины и понятия: милосердие.

Использованная литература:

1.      Беглов А.Л., Саплина Е.В., Токарева Е.С. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012. – 80с.

2.      Видео притча “Стакан молока” https://youtu.be/UGGI_A2SQNY

3.      Кураев А.В. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений – М.: Просвещение, 2012.

4.      Мацыяка Е.В. Методическое пособие для учителя (поурочные разработки к учебнику «Основы мировых религиозных культур» (авторы А.Л.Беглов, Е.В.Саплина, Е.С.Токарева, А.А.Ярлыкапов)/ proshkolu.ruuser/berdugina5/file/4391815

5.      Сорокина Г.В. Урок по ОРКСЭ. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.//  http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/04/09/urok-po-orkse-miloserdie-zabota-o-slabykh-vzaimopomoshch

6.      Видео притча о Страшном суде https://youtu.be/3EdcRC_3xkg

 

 

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые формы, способы, метод. приемы

Ожидаемые результаты

1.                  Организационный

- Здравствуйте, ребята!  - Посмотрите друг другу в глаза и улыбнитесь, пожмите друг другу руки.  Сейчас мы одна большая семья. Семья, которая собралась поговорить об очень важном, о том что волнует многих людей живущих на нашей планете

Приветствие по просьбе учителя с рукопожатием (в музыкальном сопровождении  «Улыбка»)

 

 

ФОУД - коллективная

 

 

 

 

 

 

 

Положительный эмоциональный настрой к уроку, доброжелательное отношение к одноклассникам.

 

 

2.                  Мотивационный блок

- Сейчас мы с вами посмотрим притчу «Стакан молока». Во время просмотра обратите внимание на свои чувства.

- Какие чувства проснулись в вашей душе?  

- Что общего в словах сочувствие, сопереживание, сострадание?

- Приставка со- обозначает совместное действие или  вашу причастность к чему-то.

- Что мы говорим о сердце человека, который обладает этими качествами?

- Давайте вспомним, какие еще чувства присуще человеку с добрым сердцем.

- У вас на столах лежат конвертики с карточками. Вам сейчас нужно  вспомнить какие чувства должны быть в каждом добром сердце.

 

Смотрят притчу, анализируют и подбирают ответ на вопрос учителя (сочувствие, сопереживание, сострадание и т.п.)

 

 

 

 

- Доброе сердце.

 

 

- Выбирают карточки, на которых написаны чувства, соответствующие «доброму сердцу»

 

ФОУД – коллективная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОУД - групповая

Формулирование выводов о том, что такое сочувствие, сопереживание, сострадание, Умение воспринимать предлагаемый материал и анализировать его.

Умение анализировать свой жизненный опыт, в зависимости от поставленной задачи.

3.      Целеполагание и планирование

- Кто догадался,  какая тема нашего урока?

Подберите синонимы к слову  «милосердие»

 

 

 

- Давайте поставим цель на этот урок. Помогает и направляет учеников в постановке цели урока

- А еще, вы узнаете, как разные религии учат милосердию, состраданию и помощи людям.

- Как мы построим  нашу работу над темой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Формулируют тему урока. Тема урока «Милосердие».

Подбирают синонимы (взаимопомощь, «человеколюбие», сострадание)

 

Постановка цели.

 

 

 

 

Планирование деятельности.

1.              Узнаем значение слова «милосердие»

2.              Узнаем, что говорят о «милосердии» разные религии.

ФОУД – коллективная

 

Р: целеполагание, способность принимать и сохранять учебную задачу, планировать свою работу

П.: общеучебные (формулирование познавательной цели)

Логические

(выдвижение гипотез)

К.: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками по определению учебной задачи.

 

4.      Информационно - аналитический

-  Что такое милосердие?

- К кому мы проявляем милосердие?

- Можно ли научиться милосердию?

- Как стать милосердным?

- Давайте узнаем, какое определение слову «милосердие» дают словари. Предлагает работу со словарями С.И. Ожегова, В.И. Даля, словарем синонимов, этимологическим словарем.

- Кого мы называем милосердным человеком?

- К кому мы должны относиться с особым милосердием?

-  Можно ли

презирать бездомных, опустившихся людей?

- Узнали что такое  «милосердие»? Какой у нас следующий этап урока?

- Давайте узнаем, как разные религии учат милосердию. Как это происходит в христианстве?

- Физминутка. Деление на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Активное собеседование, делают вывод о том, что такое милосердие.

 

Работают в группах. Каждая группа работает с одним словарем. Представляют результат работы группы.

 

Активное собеседование.

 

 

 

 

 

 

 

 

Вспоминают следующий этап.

 

 

 

 

 

 

Формируют группы.

 

 

 

 

 

 

 

ФОУД – коллективная

 

 

ФОУД – групповая

 

 

 

ФОУД – коллективная

 

П.: формирование навыков поисковой деятельности. Способность анализировать и действовать  позиции содержания.

Л.: развитие учебно-познавательной мотивации; развитие самостоятельности и личной ответственности за работу.

К.: формирование умений учебного сотрудничества, коллективного обсуждения вопросов.

 

 

(с помощью обучающей структуры микс- фриз-групп под песню «Улыбка»)

Группы на основе предоставленного материала изучают, как разные религии понимают «милосердие» и учат милосердию.

Каждый участник группы заполняет таблицу (Приложение 5)

 

- Чему учат религии разных народов?

 

 

 

 

- Велико ли значение милосердия  в наши дни? Приведите примеры из жизни или своего личного опыта.

 - Во всем мире известны Движение сестер милосердия. Императрица Александра Федоровна. Мать Тереза. Красный крест. К следующему уроку можете подготовить сообщение.

Напишите синквейн на тему «Милосердие»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работают в группах. Каждая группа работает с одним словарем. Представляют результат работы группы. Заполняют оставшиеся графы таблицы.

Выводы детей: религии разных народов учат милосердию, состраданию ко всему живому, к тем, кто попал в беду, к бездомным, больным и т.п.

Приводят примеры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пишут синквейн (Приложение 6)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФОУД - индивидуальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.:

умение строить понятные для собеседника высказывания, дополнять, уточнять высказывания одноклассников.

П.: логические.

Л.: действие нравственно – этического оценивания.

Л.: самоопределение

5.      Оценочно

- рефлексивный

- Давайте выработаем правила милосердия.

 

 

- Какие добрые дела можете сделать вы?

- Как вы можете проявлять свое милосердие?

- Над чем заставил задуматься урок?

 

 

Работа в группах. Представление результата. Оформление общего плаката «Правила милосердия»

Активное собеседование.

ФОУД – групповая

 

ФОУД – коллективная

 

Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировать свою точку зрения; знание и понимание учащимися жизненных ценностей

 

6.      Постановка домашнего задания

 

до

 домашнего задания

 

 

Задание выполняется учащимися по выбору.

1.                 Сообщение о благотворительных фондах нашего города.

2.                 Сообщение о Движении сестер милосердия,  императрице Александре Федоровне, матери Терезе, Красном кресте (по выбору)

3.  Нарисовать цветок добрых дел.

Обязательно задание: придумать эмблему милосердия.

 

 

 

 

 


Приложение 1

Христианство

1.      Посмотрите притчу о Страшном суде.

2.      Как вы поняли смысл притчи? Обсудите. Запишите.

Смысл притчи: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

3.      Впишите пропущенные слова.

На  Страшном суде все люди будут судиться _________ только по их делам_________, или по отсутствию у них _____________дел.

Иисус Христос учил своих приверженцев тому, что они должны ___________ людям всё, что имеют.

Иисус учил своих последователей, что всякий ________ или ________ поступок, который мы совершаем в отношении другого человека, обращён к Богу.

 

4.      Сделайте вывод. Обсудите.

Как проявляется милосердие в христианстве?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

Приложение 2

Ислам

Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия. Считается, что сердце мусульманина должно быть таким: «Сердце мусульманина должно быть переполнено милосердием, поскольку Аллах тоже требует от мусульманина милосердия. Отсутствие милосердия в сердце – это беда и несчастье»

1.      Прочитайте материал в учебнике.

2.      Что же такое милосердие мусульманина?

3.      Что такое закят и милостыня?

Закят - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Милостыня - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.      В чем их отличие? Обсудите.

5.                  Пророк Мухаммад толкует понятие милостыни гораздо шире: «Справедливо рассудить двух людей – милостыня; доброе слово – это милостыня; каждый шаг по направлению к мечети – это тоже милостыня».

6.                  Как вы думаете, что значит быть мусульманином?

7.                   А вот как об этом говорят сами мусульмане: «Быть мусульманином – значит заботиться о родителях, муже или жене, детях, всех близких, соседях, помогать тем, кто нуждается в милосердии, у кого нет крова, одежды или еды. Мусульманин должен чувствовать свою ответственность за природу, все живое, каждую травинку и живое существо»

8.      Как проявляется милосердие в исламе?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Приложение 3

Буддизм

Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам. Буддист должен молиться за все живые существа и стремиться не допустить никакого вреда ни одной живой душе в этом мире.

Одним из примеров самоотверженности и милосердия в буддизме являются бодхисатвы.

Бодхисатва – «существо, стремящееся к просветлению».

Бодхисатвы отказываются от нирваны, чтобы спасать другие живые существа.

Богиня Милосердия – богиня Гуаньинь.

В буддизме Гуаньинь почитают как сострадательную спасительницу, бодхисатву милосердия.

Авалокитешвара (Владыка, Взирающий на Мир) – воплощение милосердия и сострадания в буддизме. Его часто изображают с одиннадцатью лицами.

Согласно легенде, однажды он спустился в ад и увидел страдания его обитателей. От ужаса голова Авалокитешвары раскололась на 10 частей.

Будда Амитабха собрал эти части, превратил их в отдельные головы – девять мирных и одну гневную, для решительных действий. Сверху он скрепил их своей собственной головой.

Каждая голова имеет три глаза, что указывает на способность Авалокитешвары охватывать взглядом все сферы мироздания. Кроме того, у Авалокитешвары – тысяча рук, а в ладони каждой из них есть глаз. Благодаря этому он обладает даром всевидения и всегда готов прийти на помощь.

 

Как проявляется милосердие в буддизме?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Приложение 4

Иудаизм

 

Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма.

У древних  евреев существовали нравственные  нормы о необходимости сочувствия ближнему,оказания ему нравственной  и материальной поддержки. По  утверждению авторов Краткой  еврейской энциклопедии,благотворительность  является одним из основных  предписаний иудаизма. Ветхий Завет  содержит несколько законов, предусматривающих  своего рода налогообложение  в пользу бедных. В них подчеркивается  необходимость не забывать о  нуждающихся в праздничные дни. не забывать о бедняках и пришельцах, поскольку сами евреи, исходя из Египта, нуждались в помощи. Благотворительность приветствуется даже в отношении личных врагов: "Если найдешь вола врага твоего, или осла его, заблудившегося, - приведи его к нему. Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним".

Необходимо не забывать о нуждающихся в праздничные дни и всегда иметь в виду нужды бедняков. В праздник Пурим принято приносить друг другу сладости и сладкую выпечку («посылка яств») и давать деньги нуждающимся. 

В еврейской общине создают кассу благотворительности.

Как проявляется милосердие в иудаизме?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 5

Религия

К кому проявляется милосердие

Как проявляется милосердие

Христианство (православие)

 

 

 

 

 

Иудаизм

 

 

 

 

 

Ислам

 

 

 

 

 

Буддизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

ФИ ____________________________________________________________________

Составь синквейн на тему «Милосердие» по плану:

1.       Объект (имя существительное)

2.      Характеристики объекта (два прилагательных)

3.      Действия, связанные с объектом (три глагола)

4.      Характеристика объекта, твое отношение к объекту

5.      Синоним к п.1 (можно несколько)

 

Синквейн на тему «Милосердие»

_1____________________________________________________________________________________2____________________________________________________________________________________3____________________________________________________________________________________4____________________________________________________________________________________5___________________________________________________________________________________

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Министерство образования

Пояснительная записка Предмет:

Пояснительная записка Предмет:

Результаты: Личностные: · формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий

Результаты: Личностные: · формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к традициям разных религий

Форма урока : групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Форма урока : групповая, фронтальная, индивидуальная работа

Этапы урока Деятельность учителя

Этапы урока Деятельность учителя

Мотивационный блок - Сейчас мы с вами посмотрим притчу «Стакан молока»

Мотивационный блок - Сейчас мы с вами посмотрим притчу «Стакан молока»

Целеполагание и планирование -

Целеполагание и планирование -

Информационно - аналитический -

Информационно - аналитический -

Улыбка») Группы на основе предоставленного материала изучают, как разные религии понимают «милосердие» и учат милосердию

Улыбка») Группы на основе предоставленного материала изучают, как разные религии понимают «милосердие» и учат милосердию

Оценочно - рефлексивный -

Оценочно - рефлексивный -

Приложение 1 Христианство 1

Приложение 1 Христианство 1

Приложение 2 Ислам Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия

Приложение 2 Ислам Ислам уделяет много внимания вопросам милосердия

Приложение 3 Буддизм Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам

Приложение 3 Буддизм Все учение буддизма построено на сострадании ко всем живым существам

Приложение 4 Иудаизм Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма

Приложение 4 Иудаизм Благотворительность – одно из основных предписаний иудаизма

Приложение 5 Религия

Приложение 5 Религия

Приложение 6 ФИ ____________________________________________________________________

Приложение 6 ФИ ____________________________________________________________________
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.04.2020