Интегрированный урок по теме "Математика и гигиена кожи"
Курганова Вера Николаевна – учитель математики
Хачатуров Марат Загирович – учитель биологии и географии
Цели урока: Формирование здорового образа жизни, подготовка к ОГЭ по математике.
Образовательные:
-актуализировать знания учащихся о самой древней группе живых существ – бактериях;
-раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения ее анатомо-физиологических особенностей;
-закрепить умения и навыки учащихся по решению задач геометрической прогрессии, повторение и обобщение знаний учащихся по математике при подготовке к ОГЭ
-развивать интерес к математике через демонстрацию связи с другими науками – биологией;
-продолжать воспитывать умения жить в социуме через коллективную работу
-привить навыки гигиены;
Развивающие:
-способствовать формированию умений применять приемы: сравнения, обобщения, выделения главного, перенося знания в новую ситуацию;
Воспитательные:
-содействовать воспитанию интереса к математике и ее приложениям, активности, умению общаться, трудиться коллективно;
-формирование жизненно необходимых качеств - внимательности, коммуникативности, самостоятельности, усидчивости, ответственности, воспитание на общечеловеческих ценностях.
Задачи:
1.Познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний и других нарушений функций кожи;
2.Самостоятельно определять цель учебной деятельности;
3.Осуществлять целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполнять задания в соответствии с целью; самопроверку, взаимопроверку и корректировку учебного задания; выбирать тему проекта с помощью учителя; в ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.
3. Формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в парах.
Тип урока: урок введения нового материала.
Формы работы учащихся: парная и индивидуальная работа.
Основные понятия: бактерии, гигиена кожи.
Оборудование: проектор с мультимедиа, раздаточный материал листы с информацией.
Ход урока
Организационный момент:
Учитель биологии: Здравствуйте ,ребята! Садитесь.
Учитель математики: Здравствуйте ребята, гости! При встрече люди обычно говорят хорошее слово «здравствуйте», желая друг другу здоровья! Здоровье человека во многом зависит от самого человека, от того ,как он относится к себе , к своему будущему. А ваше ближайшее будущее-это сдача экзаменов. Значит вы для успешной сдачи должны бать здоровыми.
Актуализация знаний - 3 минуты, рефлексия
Учитель биологии: Мы с Верой Николаевной решили объединить свои усилия и поговорить с вами о главном….
Учитель математики: Ребята, давайте вместе определим значимость нашего разговора. Закончите предложение своими суждениями:
Деньги потерял-……….ничего не потерял
Время потерял…………много потерял
Здоровье потерял…….всё потерял!
Учитель биологии: «Здоровье-самая большая жизненная ценность»- это и будет девизом нашего урока .
Учитель математики: А вашу эмоциональную готовность к разговору мы сейчас измерим: давайте с вами на градуснике отметим наше настроение, 36,6- готов к разговору, 36-не жду ничего интересного, 37-очень хочется узнать, что нужно делать, чтобы быть здоровым
Формулирование темы урока, постановка цели
Учитель биологии: Ребята, а что является барометром, отражающем состояние внутренних органов, особенно в подростковом возрасте? Наша кожа! Кожа –это визитная карточка каждого из нас. Именно по состоянию кожи чаще всего судят о красоте, возрасте, здоровье человека. А что мешает коже выполнить свои функции? И как ей можно помочь? Попробуйте сформулировать тему нашего урока: « Гигиена кожи».
Изучение нового материала
Учитель биологии: Кто может обитать на коже, кто причиняет ей вред? Бактерии. Давайте вспомним, кто такие бактерии? (ответ) Кем они являются прокариотами или эукариотами и в чём разница? Благодаря чему бактерии могут так быстро размножаться? (просто построенный организм).
Мы с вами на предыдущем уроке провели опыт …..(дети рассказывают сами)
Методика проведения опыта
Берём питательную среду с агаром. Прикасаемся пальцем к питательной среде за 3 дня до урока, мытыми и не мытыми руками, одна чашечка с питательной средой остаётся как контроль. Смотрим на полученный результат. Сравните результаты. Проговариваем ,кто вырос (бактерии), что выросшие организмы могут сделать организму (причинить вред).
Учитель математики: Я думаю сейчас самое время посмотреть вот на эту формулу___________________ она позволяет посчитать количество бактерий в зависимости от времени. Конечно это геометрическая прогрессия. Если учесть ,что каждый час одна бактерия удваивается , то получается рост бактерий можно вычислить по формуле н-ного члена геометрической прогрессии через 3-е суток два в семьдесят первой степени, поэтому мы и можем видеть колонию бактерий.
На одном квадратном сантиметре эпидермиса человека ,причем здорового, находится одновременно от 100000 до3 000 000 микроорганизмов. В то же время, если поместить бактерии на предварительно очищенную кожу рук- их количество буквально через 10 минут уменьшается на 85%.
Задача: Посчитать количество бактерий, если площадь кожи взрослого человека 1,5-2,3 кв.м, а на 1 кв.см находиться 32 млн. микроорганизмов.
Решение: 1 кв.м=10000кв.см,значит 2,3х10000х3х1000000=73,6х10000000000
Учитель биологии: Так что нужно делать, чтобы защитить кожу от бактерий? (дети проговаривают требования гигиены).
Учитель биологии: Каково строение кожи? (кожа состоит из эпидермиса, дермы, подкожного жировой слой, производные кожи). Какая из структур кожи лучше всего отражает здоровье человека? (производные кожи) Какие производные кожи вы знаете у человека? (волосы, ногти).
С помощью рук мы можем определить, конечно, очень условно, состояние нашего здоровья. Как это можно сделать? (рассуждают) По состоянию ногтей.
Давайте с вами вспомним строение ногтей
Какие элементы ногтей могут отражать здоровье человека?
Посмотрите на свои ногти и опишите их по схеме?
Давайте это сделаем прямо сейчас: (работа с карточками)
1.Гладкие бледно-розовые ногти-здоровые
2.Бледный цвет- возможно малокровие
3.Наличие желтизны- возможно заболевание печени
4.Синюшный цвет ногтей-возможна сердечная недостаточность
5.Вогнутая форма ногтей-недостаток железа в организме
6.Сильно выпуклая форма ногтей-возможна сердечная или лёгочная недостаточност
7.Длинные продольные линии на ногтях –плохая всасываемость в системе пищеварения
8.Белые пятна на ногтях-признак стресса
9.Поперечные борозды на ногтях-возможно плохое питание
Сделайте вывод о состоянии своего здоровья.
Не все приведённые признаки одинаково значимы, но они могут служить поводом для объективной проверки состояния здоровья.
Учитель математики: Ребята, а знаете ли вы формулу скорости роста ногтей. Посмотрите ,как она выглядит 0,5 мм/ 7 дней, как вы это понимаете? Посчитайте на сколько вырастут ногти за месяц, за год (2 мм,24мм)
Учитель биологии: гигиена ногтей-под ногтями скапливаются микроорганизмы, стричь их нужно 1 раз в неделю на руках и 1 раз в две недели на ногах
Физкультминутка (2 минуты) Правши- левши:
Учитель биологии: Ещё производными кожи являются? (волосы). Давайте с вами вспомним строение волос?
Какие волосы отражают отсутствие здоровья человека?
Учитель математики: А интересно узнать с какой скоростью растут наши волосы? Посмотрите 15см/год , значит за месяц 15:12 см , а знаете сколько их выпадает в день? 100! А почему мы не лысеем? Столько же вырастает! А почему у нас разный цвет волос?
Учитель биологии: Как правильно ухаживать за волосами? (дети проговаривают)
Давайте посмотрим видеофрагмент и ответим на вопрос. Какие показатели кожи, кроме производных кожи, могут отражать здоровье человека?
Видео «мой до дыр»
Вывод: Цвет кожи, угревая сыпь.
Учитель биологии: Мини тест определение типа кожи (карточка):
Чтобы определить тип кожи тестом, ответьте на простые вопросы, может быть три варианта ответа:
А- да, часто, много
Б-среднее, немного, редко
В-нет, не вижу, не бывает, очень мало
1.Проведите анализ кожи по косметической салфетке, как много жирных пятен?
2.Бывают ли у вас прыщи, как часто?
3.Поры на лице увеличены?
4.Бывает ли, что после нанесения макияжа, в течении дня он превращается в жирную маску
5.Есть ли у Вас на лице точечные угри?
6.После умывания водой вашу кожу стягивает ?
IV. Домашнее задание : это и будет вашим домашним заданием
V. Закрепление нового материала (5 мин).
1.Образования на коже, в следствии закупорке выводковых протоков.
2.Повреждения кожи, вызванное химическими или термическими раздражителями.
3.Заболевание, вызываемое чесоточным зуднем.
4.Трещины в уголках рта, вызванные недостатком витамина «B2».
5.Повязка, которую необходимо сделать пострадавшему при сильном обморожении.
6.Нарушения состояния кожных покровов связанные с эндокринной системой.
7.Переохлаждение кожи, проявляющееся побелением кожных покровов.
8.Повреждения поверхности кожи.
9.Одно из распространённых грибковых заболеваний кожи.
10.Заболевание кожи, связанное с недостатком витаминов.Вид кожи, при избыточном питании.
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин).
Градусники.
Учитель математики:
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда!
Учитель биологии:
Гигиена и здоровье,
Спорт, закаливание, труд,
Травы, овощи и фрукты
Рука об руку идут.
Кожа-зеркало здоровья!
Все недаром говорят.
Пусть запомнит это каждый,
Это важно для ребят!
Памятка по уходу за кожей, ногтями и волосами:
1.ежедневно мыть с мылом кожу лица и тела водой комнатной температуры;
2.для предупреждения появления подростковых угрей воздерживаться от жирной, горячей, острой пищи, умывания холодной водой;
3.регулярно обрезать ногти и следить за их чистотой;
4.регулярно мыть волосы в зависимости от их жирности;
5.не допускать переохлаждения волос, чтобы не нарушались их питание и рост;
постоянно подрезать концы волос для уменьшения их расщепления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.