Тема: «Великая Победа, давшая право на жизнь». Обобщение знаний о глаголе.
Цель урока: развивать умения определять время, число, лицо глагола, разбирать предложения по членам предложения;
показать значимость Победы для каждого россиянина, познакомить учащихся с родами войск;
развивать словарный запас по данной теме, воспитывать чувство патриотизма, гордости за российский народ-победитель.
Задачи:
Образовательные:
– обобщить полученные знания о глаголах, совершенствовать умения находить в тексте глаголы по значению и вопросу;
– развивать умения определять время, число, лицо глагола, разбирать предложения по членам предложения;
Развивающие:
– развивать умение применять теоретические знания на практике;
– развивать умение работать в парах, активность обучающихся, внимание.
– развивать орфографическую зоркость, мышление, обогащать словарный запас.
Воспитывающие:
– воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, самостоятельность, дисциплинированность, аккуратность.
Формирование УУД:
- личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.
- регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;
- познавательные действия: уметь определять глаголы, определять время, число, лицо глагола, использовать их в речи и письме.
- коммуникативные действия: уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством глаголов.
Тип урока: обобщение пройденного материала
Межпредметные связи: литературное чтение, технология
Технология: Технология критического мышления, технология проблемно-диалогового обучения, информационные компьютерные технологии. Развивающее обучение. Здоровьесберегающая.
Методы: словесный, частично-поисковый, демонстрационный, наглядный.
Средства обучения: интерактивная доска, раздаточный материал, учебник «Русский язык» для 3 класса начальной школы в 2 ч., авторы: Канакина В.П., Горецкий В.Г., Москва, «Просвещение», 2018 г.
Формы организации работы на уроке: индивидуальная, парная, групповая, фронтальная.
Ожидаемый результат: учащиеся получат знания о глаголе, продолжат работу над умением находить глагол в тексте, задавать вопросы, определять число глагола.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, задания.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Один, два, три, четыре, пять,
Я хочу успешным стать.
Буду я стараться,
Будет получаться.
II. Психологический настрой на урок.
Я желаю Вам успехов и удачи, и везения!
И прекрасного настроения.
III. Актуализация знаний и целеполагание
Словарный диктант: солдат, герой, воин, война, победа, праздник, праздничный, память, памятник, Москва, Россия, Отечество, медаль, орден.
- Назови орфограммы в словах.
- Какое слово лишнее? (Праздничный. Это прилагательное)
- К каждому существительному подберите подходящий по смыслу глагол.
- Какой общей темой можно объединить эти слова?
Проверка словарной работы в парах.
IV. Постановка проблемы.
- Отгадайте загадку. Это слово тоже можно отнести к этой группе слов.
Небо светом озарится.
Загрохочет там и тут.
И над нами заискрится
Яркий, праздничный ….(САЛЮТ)
- А знаете ли вы, что такое салют? Это приветствие выстрелами, ракетами в честь важного события.
- Может быть вы знаете другое значение этого слова? ( Фейерверк, огненная забава, потешные огни; здравствуй(те), чао, наше вам приветствие, привет).
-Произнесите слово с ударение. Мы можем проверить безударную гласную? Какое это слово?
- Приходилось ли вам видеть когда-нибудь салют? Когда? Где? (На празднике.)
- Подберите к этим словам однокоренные слова, которые являлись бы глаголами? (Салютовать, праздновать)
- Вспомним, что мы знаем о глаголе?
- Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы при помощи приставки.
- А теперь образуйте глаголы прошедшего времени во множественном числе.
V. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Какой суффикс у глаголов прошедшего времени?
- Как называются глаголы, которые отвечают на вопросы Что делать? Что сделать? (Неопределенная форма глагола)
- Что значит неопределенная форма глагола? (Это начальная форма глагола).
- Что еще можете рассказать о глаголах неопределенной формы? (Оканчиваются глаголы неопределенной формы - ть, ти, чь. Если в глаголе неопределенной формы есть приставка, то этот глагол отвечает на вопрос что сделать?, а если нет приставки- что делать?
- Как вы думаете, над какой темой мы продолжим с вами работу? (Над глаголами).
- Сегодня мы продолжим работать над глаголами и будем распознавать их в предложениях.
VI. Работа по теме урока.
Практическая деятельность.
1. Работа в парах. Игра «Найди пару».
- На партах лежит карточка со словами, надо будет к каждому существительному подобрать подходящие по смыслу глаголы и соединить их стрелками.
Кто закончит, поднимает руки в домике.
Подвиг Совершить
Победа Одержали
Герои будем помнить
Мир защищать
Жизнь беречь
Радость ликует
Счастье завоевали
Ветераны живут
- Прочитаем, что получилось, начинаем с 3 ряда, по цепочке.
- Найдите глаголы неопределенной формы? Назовите их. (Совершить, защищать, беречь).
- Докажите.
- Что можно сказать о глаголах одержали, завоевали? Прош.вр.
будем помнить? буд.вр.
ликует, живут? наст.вр.
- Найдите глаголы во множественном числе. Одержали, завоевали.
- Поставьте их в неопределенную форму. Одержать, завоевать.
2. Словообразовательная работа, разбор слов по составу.
- Какие рода войск защищали Родину от врага?
- Рядом с каждым словом запишите однокоренное слово, от которого, по вашему мнению, образовалось данное.
Пехотинец, артиллерист, танкист, разведчик, летчик, минометчик.
3. Самостоятельная работа в тетрадях (письмо по памяти).
- Прочитайте, запомните текст, записанный на доске:
Да будет светлой наша память, как материнская слеза.
Забывчивым, напомнит камень о том, что забывать нельзя!
4. Чтение стихотворения учащимся.
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись, ребенок -
Последний гражданин села.
Испуганный котенок белый,
Обломки печки и трубы -
И это все, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик, без слез,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенес!
При нем избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребенка на снегу.
5. Работа над деформированным текстом. Работа в команде.
- Создаем команду из 5 человек. Возьмите желтый листок. Задание. Слова разбросаны. Надо будет составить предложение из данных слов. Подчеркнуть глаголы, и укажите время, определите падеж слов «Ветеран и герой».
1) поздравляют, Днем Победы, Ребята, с, ветеранов.
Ребята поздравляют ветеранов с Днем Победы. Р.п.
2) помнить, Мы, героев, будем, своих.
Мы будем помнить своих героев. Р.п.
3) одержала, Наша, и дошла до Берлина, победу, армия.
Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.
Проверяем. (Спрашиваю с каждого ряда по одному ученику.)
Запишем первое предложение под диктовку.
(диктую) Ребята поздравляют ветеранов с Днем Победы.
Подчеркните главные члены предложения.
Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?
(Ученики отвечают, рассуждают.)
Мы должны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.
6. Словарно-орфографическая работа.
- Как вы понимаете слово герой?
- Откройте учебник на стр. 152 и почитайте в толковом словаре, что обозначает слово герой.
1) люди, совершающиеся подвиги, 2) главное действующее лицо произведения; 3) тот, кто привлекает к себе внимание общественности, вызывает интерес.
- А кто такой ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат, человек, долго проработавший на одном предприятие; старый, заслуженный работник.
- А вы знаете, что слово «герой» заимствовано с французского «héros» - «герой». А оно, в свою очередь, образовано от древнегреческого, что в переводе означает «богатырь, витязь; полубог».
- А слово ветеран произошло от латинского слова ветус, что значит старый.
- Как вы думаете, эти два слова подходят друг другу? Почему?
Углы.
- На стене указан фонетический разбор (зв. - букв.).
- Каждый из вас должен выбрать подходящий для вас разбор. Подумайте 3 секунды.
- Кто выбрал себя разбор под номером 1 – пройдите в этот угол, 2 – в другой угол.
1) [г'ирой']- 5б, 5зв., 3 согл, 2гл.
2) [г'ирой]- 5б, 5зв., 3 согл, 2гл.
Почему встали к этой таблице?
Задание на дом, разберете слово полностью.
VII. Физкультминутка под мелодию песни «Наша армия»
А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело.
VIII. Продолжение работы по теме урока.
Война шла 4 года.
Длилась 1.418 дней.
Погибло более 20 000 000 советских людей.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра земли. Это значит 13 человек каждую минуту.
Глава Самары Елена Лапушкина рассказала о подготовке проекта по установке монумента «Город трудовой и боевой Славы» в одном из скверов «рабочей Безымянки». Планируется провести общественный конкурс на лучший эскиз проекта. Помимо прочего, глава Самары выступила с инициативой создания музейно-образовательного центра «Куйбышев – запасная столица».
Включение в систему знаний и повторение. Работа по рядам.
9 мая 1945 г. притихший после сражений Берлин, взорвался салютом долгожданной Победы. Советские воины обнимали друг друга. В полночь в Москве грянул невиданный доселе салют. Было дано 30 залпов из 1000 орудий.
И сейчас мы с вами тоже составим Салют. Задание всему ряду. Каждой команде я дам лист, на котором приклеена звездочка с ключевым словом, а рядом красненькие звездочки. На них напишите прилагательные и глаголы, соответствующие данному слову.
1р. – ветеран, 2 р. – мир, 3 ряд – Победа.
Время 1минута.
Ветеран
Храбрый, немолодой
Воевал, боролся, победил
Мир
Долгожданный, радостный
Удивляет, заинтересовывает, увлекает
Победа
Долгожданная, радостная
Помним, любим, благодарим
- Проверяем. Молодцы. Покажите нашим гостям.
Итог.
Давайте споем 1 куплет песни «Сегодня Салют».
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Закройте глазки на минутку и вспомните все, что было на этом уроке, вспомните какие задания, мы выполняли, с чем работали.
Какие моменты урока вам больше всего запомнились?
- Что было легко? - А когда возникли трудности?
Скажите, что помогло нам преодолеть трудности и достичь успеха?
Покажите, какое настроение в конце урока у вас?
Вы, ребята, молодцы!
Дорогие наши гости!
Мы поздравляем Вас с наступающим Днем Победы! Желаем Вам всего самого хорошего, чтобы ваши родные доставляли вам только радость. И на память о нашем уроке нам хотелось бы подарить вам вот такое солнышко, чтобы Вы вспоминали нас добрыми, теплыми словами. Мы их сделали на уроках технологии, специально для вас. (Дарят игольницы в виде солнышка).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.