Программные задачи:
Уточнить и обобщить знания детей об осени, приметах осени, учить связывать явления живой и не живой природы.
Познакомить с лесом в осенний период времени.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
- листочки(зеленого, оранжевого, желтого, красного цветов) сделанные из картона;
- иллюстрации пейзажей леса;
- карточки с изображением признаков различных времен года;
- игрушки или иллюстрации медведя и зайца;
- листы, кисточки и краски для рисования.
Конспект занятия по окружающему миру для детей
старшей группы по лексической теме: «Осень».
Программные задачи:
Уточнить и обобщить знания детей об осени, приметах осени, учить
связывать явления живой и не живой природы.
Познакомить с лесом в осенний период времени.
Развивать логическое мышление, внимание, память.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материал:
листочки(зеленого, оранжевого, желтого, красного цветов) сделанные
из картона;
иллюстрации пейзажей леса;
карточки с изображением признаков различных времен года;
игрушки или иллюстрации медведя и зайца;
листы, кисточки и краски для рисования.
Ход занятия.
Игра «Листопад» (На столе в групповой комнате лежат листочки,
сделанные из бумаги), воспитатель предлагает детям взять по 2
листочка.
Мы листочки осенние (руки вверх, покачивающие движения влево
вправо)
На веточках сидели (присели)
Дунул ветерок (подуть на листочки)
И мы полетели (Круговые вращения вокруг себя)
Мы летели, мы летели (медленно приседать)
И на землю тихо сели (присесть на корточки, листики опустить на пол).
Ребята, чем мы сейчас с вами были в нашей игре?
Осенними листочками.
Какого цвета у Вас были листочки?
желтые, оранжевые, красные, зеленые.
В какое время года листья приобретают такую яркую, красивую
окраску?
Осенью.
А как называется природное явление когда, листочки падают с
дерева, медленно кружась в воздухе?
Листопад.
Какие еще признаки осени Вы знаете? Назовите их. Пасмурное небо, холодная погода, дует холодный ветер. С листьев
падают листья, трава и цветы вянут, птицы улетают в теплые края,
животные готовят запасы на зиму, люди одеваются теплее, в лесу
собирают грибы и ягоды.
Верно ребята, а сейчас, я Вам предлагаю поиграть в игру «Будь
внимательным»(дидактическая игра). Прослушайте внимательно
стихотворение об осени, постарайтесь запомнить все признаки осени,
чтобы Вы смогли отобрать правильные картинки.
Что такое осень?
У кого мы спросим?
Осень тучи, лужи и дожди,
Слякоть, непогода,
Ждет зимы природа,
И тепла от солнца
Ты уже не жди.
Осень – это листьев
Чудо – разноцветье,
Нити паутинок, хризантем цветенье.
Осень – это птицы к югу полетели.
Это листопада плавное круженье.
Осень с урожаем овощей и фруктов.
С теплою одеждой, крышей из зонтов,
С вянущей травою, спячкою медведя.
С множеством запасов средь пустых лесов.
Осень – это шубка теплая у зайца,
Нет уж насекомых,
Спрятались они.
Первый снег и стужа,
Первый лед на лужах,
Ночи все длиннее и короче дни.
(На столе разложены картинки с изображениями признаков явлений
природы различных времен года, дети отбирают только те, которые
соответствуют осени).
Ребята, я вам хочу предложить отправиться в путешествие по лесу
нашего края. Вспомните, что растет в лесу?
Деревья, кустарники, ягоды, грибы, трава.
Правильно, но прежде чем мы отправимся в путешествие, мы поиграем.
Физминутка. Игра «м\п « Дерево, куст, трава»
Воспитатель говорит "Дерево", игроки встают на цыпочки, тянуться
руками вверх (показывая высоту дерева). Говорит "Куст", игроки в
полуприсяде, руки на поясе (изображают куст). Говорит "Трава", игроки
в полном приседе, руки на коленях (изображают траву). Воспитатель сдетьми выполняют действия синхронно. После того, как дети
запоминают обозначения дерева, куста, травы, воспитатель начинает
их путать. Говорит "Дерево", а сам показывает исходное положение
"травы" и т.д.
Ребята возьмите, пожалуйста по одному осеннему листику, они
помогут нам оказаться в нашем осеннем лесу. Покружитесь, скажите:
Раз, два, три,
Осенний ветерок в лес нас унеси.
И тихонько присядьте на стульчики (на мольбертах выставлены
пейзажи осенней лесотундры).
Вот мы с Вами и оказались в лесу нашей местности. Посмотрите на эти
пейзажи. Красив наш лес осенью. Какой он?
Золотой, разноцветный, осенний, яркий т.д.
Прислушайтесь, как хрустят ветки деревьев. К нам ктото
идет(воспитатель берет игрушки: медведя и зайца, или их
иллюстрации).Послушайте их разговор :
Здравствуй медведь!
Ты что по ночам делаешь?
Я – то? Да ем.
А днем?
И днем ем.
А утром?
Тоже ем.
Ну, а вечером?
И вечером ем.
А когда ты не ешь?
Да когда сыт бываю.
А когда ты сыт бываешь?
Да никогда.
Ребята, почему медведь так много ест, готовясь к зиме?
Он накапливает жир, ведь зимой он спит и ничего не ест.
Правильно. А кого мы можем встретить в нашем осеннем лесу?
Зайца, волка, белку, лису.
И они все готовятся к зиме осенью. Скажите, а как животные
готовятся к зиме?
Готовят запасы: орешки, шишки, ягоды; много едят, накапливая жир,
готовят свое жилище, относя туда запасы; меняют летнюю шубку на
зимнюю.
А почему они это делают?
Потому, что растения увядают, исчезают ягоды, постепенно все
покрывается снегом, на белом снегу не видно белой шубки и животным
легко спрятаться и т.д. Верно. Мы погостили в осеннем лесу, но пора и в группу возвращаться.
Давайте снова покружимся с осенними листочками и скажем волшебные
слова.
Вот мы и снова в нашей группе. О чем мы говорили сегодня с Вами?
Вам понравилось наше путешествие в осенний лес?
Понравилось.
Я Вам предлагаю взять листы и краски, и нарисовать свой осенний
лес. Я думаю, у Вас получатся замечательные рисунки.