Ослабление важнейших институтов социализации подрастающих граждан ведет к крайне нежелательным последствиям: растет число детей безнадзорных, бездомных, склонных к бродяжничеству и правонарушениям, имеющих задержки психического развития. Поэтому потребность в социально-реабилитационных учреждениях для несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите их законных прав и интересов.
«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Центр осуществляет оказание социальной помощи несовершеннолетним с целью преодоления их социальной дизадаптации, сложившейся в результате различных неблагоприятных условиях, повлекших отклонения в их психофизическом развитии.
Основы работы муниципального учреждения «Социальнореабилитационный центр
для несовершеннолетних г. Сыктывкар»
Ослабление важнейших институтов социализации подрастающих граждан ведет к
крайне нежелательным последствиям: растет число детей безнадзорных, бездомных,
склонных к бродяжничеству и правонарушениям, имеющих задержки психического
развития. Поэтому потребность в социальнореабилитационных учреждениях для
несовершеннолетних не снижается, возрастает их роль в жизнедеятельности детей, защите
их законных прав и интересов.
К сожалению, только в г. Сыктывкаре действует одно подобное учреждение на всю
Республику Коми, а ведь ее территория больше территории Германии. МУ «Социально
реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкар» (далее – Центр) начал
свою работу с апреля 1998 г. в качестве муниципального учреждения системы социальной
защиты в рамках Федеральной программы «Профилактика безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних». Центр осуществляет оказание социальной помощи
несовершеннолетним с целью преодоления их социальной дизадаптации, сложившейся в
результате различных неблагоприятных условиях, повлекших отклонения в их
психофизическом развитии.
Цель деятельности Центра:
обеспечение социальной реабилитации
несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации, в том числе и
попавших в трудную жизненную ситуацию, а также организацию временного проживания
детей, оставшихся без попечения родителей и нуждающихся в экстренной помощи.
Задачи Центра:
1. Выявление источников и причин социальной дизадаптации несовершеннолетних.
2. Психологомедикопедагогическое обследование детей,
направленное на
установление форм и степени их социальной дезадаптации.
3. Разработка индивидуальных программ социальной реабилитации.
4. Обеспечение реализации программ по индивидуальной или групповой методике
как непосредственно в Центре, так и через учреждения, занимающиеся
коррекционной работой с детьми в системе органов социальной защиты
населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, культуры и т.д.
5. Подготовка рекомендаций и осуществление взаимодействия с семьями
дезадаптированых детей для обеспечения непрерывности коррекционно
реабилитационных мероприятий с ними в домашних условиях.
6. Осуществление профилактики безнадзорности, обеспечение социальной помощи и
реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью
дезадаптации.
Функции центра определяют основные направления в содержании его деятельности.
Развитие диагностической работы:
достижение взаимодействия специалистов всех профилей в процессе
диагностики и определение индивидуальной программы профилактической,
коррекционной, реабилитационной работы с ребенком и его семьей, обеспечение
систематического характера диагностики, позволяющей фиксировать динамику
социальнопсихологического возрождение ребенка;
Накопление методик и технологий диагностики, адекватных возрасту детей,
степени их социальнопсихологической дезадаптации;
Наращивание материальнотехнической базы для осуществления комплексной
диагностической работы, ориентированной как на ребенка, так и на семью. Создание среды обитания детей, способствующей решению задач социальной
реабилитации и удовлетворение потребности детей в домашнем тепле и уюте,
общении и уединении, в разносторонней деятельности.
Организация и совершенствование индивидуальной работы:
Обеспечение условий для оказания ребенку комплексно медикопсихолого
педагогической и социальноправовой помощи;
Обеспечение процесса индивидуальной коррекционнореабилитационной работы
посредством комплекса современных методик и технологий, создание
необходимых условий для их проведения.
Осуществление мероприятий, направленных на восстановление важнейших видов
деятельности детей:
Обеспечение условий, способствующих изменению отношений детей к учебной
деятельности, восстановление нарушенных связей со школой, овладение обще
учебными навыками, развитие познавательной активности;
Создание условий для привитие детям жизненно необходимых трудовых
навыков; организация разнообразных производственных навыков; организация
разнообразных производственных и ремесленнических мастерских,
представляющие возможность удовлетворить потребность ребенка в свободном
выборе трудовой деятельности;
Создание условий для организации досуга детей как составляющего элемента
коррекционнореабилитационной работы:
Введение в реабилитационный процесс различных форм арттерапии;
Обеспечение возможности для самостоятельного выбора детьми досуговой
деятельности;
Ориентация на работу с семьей и детьми в условиях их повседневной жизни:
Овладение сотрудниками методикой сбора информации и определение типа
неблагополучной семьи;
Индивидуальное консультирование родителей, лиц, их замещающих, по
вопросам жизнедеятельности семьи и семейного воспитания; помощь в
оздоровлении их образа жизни; патрониронирование семей различных типов;
Осуществление реабилитационной работы с детьми в условиях дневного
пребывания их в центре.
Развитие различных форм компенсации семейных связей детей, что позволяет
снизить количество детей, передаваемых в интернатные учреждения: участие в
поиске для ребенка возможных опекунов, усыновителей, приемных родителей.
Выполнение центром многоплановых функций, расширение спектра услуг,
оказываемых детям и семьям, обуславливает повышении требования к уровню их
профессиональной подготовки. С соблюдением ими профессиональных обязанностей,
которые предусмотрены нормативными документами как федеральными,
республиканскими, так и Уставом учреждения.