Основа оценочной деятельности учителя начальных классов
Оценка 4.6

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Оценка 4.6
docx
19.12.2019
Основа оценочной деятельности учителя начальных классов
Основа оценочной дея-ти.docx

 

 

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

 

СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ

 

 

Специальность 44.02.02 Преподавание в

начальных классах

 

 

 

ГРУППЫ Ш-32

Годяцкая Алина Юрьевна

 

 

Преподаватель: Великановская Л.А.

 

Ейск, 2019

 

 

     Что же такое оценивание?

1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своё учение.

2. Оценивание – это обратная связь. Оно даёт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.

Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новом ФГОС.

    Введение федерального государственного стандарта НОО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.

          Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.

            Система оценивания выполняет следующие функции:

Ø нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным ФГОС;

Ø информирующая функция даёт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;

Ø корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника, корректировке его установок, взглядов;

Ø воспитывающая функция создаёт условия для воспитания личностных качеств;

Ø социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;

Ø диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;

Ø стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.

           Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:

Ø оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется текущее, тематическое, промежуточное, итоговое оценивание.

Ø оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

Ø оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка.

Ø оценивать можно только то, чему учат.

Ø в оценочной деятельности отдаётся приоритет самооценке школьника;

Ø объективность оценки;

Ø открытость процедуры и результатов оценки,

Ø комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

Ø оценка динамики образовательных достижений младших школьников;

Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения младшими школьниками основной образовательной программы начального общего образования:

- предметные результаты.

- метапредметные результаты

- личностные результаты

           Объект оценки предметных результатов: сформированность учебных действий с предметным содержанием. Предмет оценки: способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач.

           В начальной школе разработан материал необходимый для фиксации результатов индивидуальных достижений учащихся, созданы таблицы, в которых внесены планируемые результаты с указанием умений, характеризующих данный результат. Сюда входят:

Ø оценочные листы, в которых фиксируется качество усвоения знаний и уровень сформированности умений по каждой теме;

Ø контрольные карты с результатами выполнения обязательной практической части программы;

Ø листы индивидуальных достижений учащихся по предметам;

Ø показатели сформированности универсальных учебных действий;

Ø лист общеучебных достижений (3-4 класс);

        Папка создаётся для:

Ø ученика - позволяет обрести уверенность в своих познавательных возможностях и возможности успешного включения в систему непрерывного образования;

Ø учителя – даёт информацию об успешности собственной педагогической деятельности, об эффективности программы обучения, об индивидуальном прогрессе и достижениях учащихся;

Ø родителя - могут отслеживать процесс и результат обучения и развития своего ребенка

             Для заполнения этой таблицы мы используем 4-х цветный индикатор: красный – «Хорошо знаю и могу помочь», зеленый– «Знаю», синий – «Сомневаюсь», ! знак – «Не знаю». Заполнение такой таблицы позволяет в целом увидеть картину успешности ребенка по всем критериям изучаемых им в течение года, сформированность адекватности самооценки, осознание ребенка своего «роста», наглядно показать ребенку, что он уже знает и что ему предстоит узнать.

          Отслеживать по этим таблицам достижение планируемых результатов можно на протяжении всех четырех лет обучения, т.к. меняться будет лишь предметный материал, с которым учащийся должен произвести то или иное действие. Это сделает систему контроля более оперативной и, соответственно, более качественной. Для того, чтобы результаты были объективны и видна динамика формирования предметных умений, контроль можно проводить 2-3 раза. Это даст возможность учителю своевременно устранить пробел в знаниях или практических умениях ученика и видеть уровень усвоения учеником учебного материала.

         В результате, по каждому учебному предмету (в том числе и отдельно по разделу этого предмета) можно судить о наличии у школьника предметных знаний и действий с предметным содержанием.

         Оценка метапредметных результатов. Объект оценки: сформированность универсальных учебных действий. Метапредметные результаты - это такие способы действия, когда учащиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях, освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

          Для оценки метапредметных результатов используются комплексные работы, В работу входят задания по чтению, математике, русскому языку, окружающему миру, задания логического характера, задания на определение уровня развития речи. Содержание и уровень сложности заданий основной части соотносятся с таким показателем достижения планируемых результатов обучения, как «учащиеся могут выполнить самостоятельно и уверенно». Выполнение заданий основной части обязательно для всех учащихся. В дополнительную часть включаются задания повышенного уровня.

          Комплексная контрольная работа проводится в конце учебного года и проверяет уровень соответствия метапредметных результатов обучающихся требованиям ФГОС НОО. В протоколе указывается уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (повышенный – П, базовый – Б, низкий - Н). В классном журнале фиксируются записи: «Комплексная работа. Основная часть», «Комплексная работа. Дополнительная часть» по двум предметам учебного плана (в соответствии с расписанием уроков в эти дни), если на выполнение каждой части отводится 35-40 минут. Если на выполнение каждой части отводится 25-30 минут, то оставшиеся 15 минут - на изучение темы урока в соответствие с тематическим планированием рабочей программы, которая также фиксируется в журнале.

         Объектом оценки личностных результатов является сформированность личностных универсальных учебных действий. Предмет оценки: эффективность деятельности системы образования, образовательного учреждения.

         Процедуры внутренней оценки:

Ø мониторинговые исследования сформированности отдельных личностных качеств

Ø тестирование;

Ø наблюдения;

Ø анкетирование;

Ø возможна оценка индивидуального прогресса личностного развития учащихся, которым необходима специальная поддержка.

          Оценка личностных результатов направлена на решение задачи оптимизации личностного развития учащихся и включает три основных компонента:

Ø характеристику достижений и положительных качеств учащегося;

Ø определение приоритетных задач и направлений личностного развития с учетом как достижений, так и психологических проблем ребенка;

Ø систему психолого-педагогических рекомендаций, призванных обеспечить успешную реализацию развивающих и профилактических задач развития.

          Личностные результаты отслеживаются с помощью портфеля индивидуальных образовательных достижений обучающихся. Портфель достижений ученика начальных классов является одной из составляющих системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс средней школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Структура Портфеля достижений для всех категорий учащихся представляет собой комплексную модель, состоящую из нескольких разделов, в каждой школе она различна.

         Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования не подлежат итоговой оценке.

           Механизмы фиксации результатов мониторинга оценки качества образования на уровне школы должны быть максимально просты и сводиться к следующим типам оценки: балльная оценка; уровневая оценка; бинарная оценка, рейтинговая оценка, самооценка и взаимооценка, то, что предусмотрено ФГОС.

         Балльная оценка предполагает предварительное описание норм оценивания в баллах. Для этого для проведения работы выбирается шкала (или шкалы) оценивания (5-тибалльная, 10-балльная, n-балльная); балльная оценка традиционно применяется в школе для оценивания предметных результатов учащихся. Это наиболее быстрый в реализации механизм оценивания предметных результатов учащихся.

 Система оценивания должна выстраиваться таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

          Развитие оценочной самостоятельности является ключевым условием решения многих задач сегодняшней реформы образования, так как ребенок должен овладеть не только предметными знаниями, умениями и навыками, но и приобрести самостоятельность в учебных действиях. Самооценка начинает формироваться еще в раннем детстве, но основной период ее становления – школьный возраст.

         Существует 3 варианта самооценки письменных работ:

- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы. Данная оценка способствует формированию самоконтроля и чаще всего используется учителем на уроке;

- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы. Эффективна на первом этапе формирования самооценки и контроля.

- прогностическая оценка – является наиболее важной и сложной, но именно она становится базой для формирования умения оценивать себя. Ребенок работает со шкалой непосредственно перед выполнением работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, контрольных работах.

 

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов

Основа оценочной деятельности учителя начальных классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2019