Основа и окончание.
Задание 1.
Вспомним основные термины:
Задание 2.
Выделите в данных словах основу и окончание, после проделанной работы письменно составь правило определения окончания в любом слове, подумай, о чём необходимо помнить. Как при определении окончания тебе может помочь знания фонетики?
Парад, малина, гигантский, жюри, объединение, орфография, справа, печалит, лисий.
Задание 3.
Выпишите сначала имена существительные, которые имеют нулевое окончание, затем – остальные существительные. Обозначьте в них основу и окончание. Укажите синонимы.
У нас человек человеку – товарищ,
И брат, и соратник, и родич, и друг!
И, значит, как другу и брату, ты даришь
Плоды вдохновенья, труды твоих рук.
Задание 4.
Из данных предложений выпишите сначала разные формы одного и того же слова, а затем – родственные слова. Обозначьте в них основу и окончание.
Задание 5.
Формы одного и того же слова в русском языке в основном образуются с помощью окончания. Меняется окончание в слове – меняется и его грамматическая форма (грамматическое значение).
зеленоват
|
ЫЙ – ед.ч., м.р., им.п. |
ОГО – ед.ч., м.р. (ср.р.), род.п. |
|
ЫМИ – мн.ч., тв.п. |
|
АЯ – ед.ч., ж.р., им.п. |
|
УЮ – ед.ч., ж.р., вин.п. |
|
ИХ – мн.ч., род.п. |
Таким образом, аффиксы информируют нас о важных языковых характеристиках слова: о его лексическом значении, грамматических признаках, грамматической форме.
Давайте докажем это экспериментально, а для этого прочитайте внимательно текст и попытайтесь его пересказать.
Пуськи бятые.
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку.
И волит:
– Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И подудонились.
А Калуша волит:
– Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
– Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.
А бутявка волит за напушкой:
– Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! (Л.Петрушевская).
Почему не можете пересказать? А что поняли? Почему? Есть ли в этом тексте герои? Совершается ли какое либо действие? Как вы об этом догадались? Интересный факт: текст, не имеющий ни одного знакомого слова (кроме служебных частей речи), тем не менее поддаётся определённому смысловому, сюжетному анализу.
Почему же это происходит?
Секрет в том, что текст построен по законам русского языка. докажите это.
УТОЧНИМ:
Задание 6.
Составить и записать предложения из данных слов. Обозначьте в них основу и окончание.
Задание 7.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.