Основная образовательная Программа (далее - ООП) обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно- эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе. Опирается на основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.1.
1.2.
Введение
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цели и задачи реализации Программы
Принципы и подходы к формированию Программы
Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
1.3.
1.4. Основные особенности воспитательнообразовательного процесса детей
Использование инновационных методик
Здоровьесбережение
1.5. Система мониторинга
Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых) характеристик
развития личности ребенка
Содержательный раздел
II.
2.1. Общие положения
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
2.3. Содержание образования по пяти образовательным областям
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей от 2 лет до
школы
Образовательная область «Социальнокоммуникативное развитие»
Образовательная область «Познавательное развитие»
Образовательная область «Речевое развитие»
Образовательная область«Художественноэстетическое развитие»
Образовательная область «Физическое развитие»
Вариативные формы, способы, методы и средства реализации ООП
Взаимодействие учреждения с семьей
Взаимодействие взрослых с детьми
2.4.
2.5.
2.6.
2.7. Межведомственное сетевое взаимодействие
2.8. Способы и направления поддержки детской инициативы
III. Организационный раздел
3.1. Кадровые условия реализации Программы
3.2. Материальнотехническое обеспечение
3.3. Финансовые условия реализации Программы
3.4. Организация развивающей предметнопространственной среды
3.5. Психологопедагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
3.6. Условия реализации распорядка (режима) дня
3.7. Проектирование образовательного процесса в соответствии с контингентом детей, их
индивидуальными и возрастными особенностями
3.8. Перечень нормативных и нормативнометодических документов
IV.
Аннотация к ООП
Краткая презентация Программы
3
6
6
6
7
10
10
14
17
17
18
22
23
25
25
25
27
27
28
36
41
44
50
56
58
60
61
61
66
66
68
69
75
85
86
91
97
68
69
2Введение
Основная образовательная программа (далее ООП) обеспечивает разностороннее
развитие детей в возрасте от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по
основным направлениям – физическому, социальноличностному, познавательноречевому и
художественно эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности
к школе. Опирается на основные положения возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Общие сведения об учреждении
В учреждении функционирует 10 групп, из них:
Вторая группа раннего возраста (дети от 2 до 3 лет) – 2 группы,
Младшая группа (дети от 3 до 4 лет) – 2 группы,
Средняя группа (дети от 4 до 5 лет) – 1 группа,
Старшая группа (дети от 5 до 6 лет) – 3 группы,
Подготовительная к школе группа (дети от 6 до 7 лет) – 2 группы.
Кадровое обеспечение
В учреждении работают 20 педагогов.
Анализ качественного состава педагогического коллектива учреждения
Образовательный уровень педагогического состава:
Образование
Всего
Высшее
Незаконченное, высшее
Среднее, педагогическое
6
1
13
% к общему числу
педагогических
работников
30%
5%
65%
Квалификационная характеристика:
Квалификационная
категория
Всего
Высшая
Первая
Соответствие занимаемой должности
2
13
4
% к общему числу
педагогических
работников
10%
65%
20%
3Не имеют категорию
1
5%
Повышение квалификации:
Прошедшие курсы повышения
квалификации
Всего
20
% к общему числу педагогических
работников
100%
Состав педагогического персонала по стажу работы:
Педагогический стаж
До 5 лет
От 5 до 10 лет
От 10 до 20 лет
Свыше 20 лет
I.
РАЗДЕЛ
1.1.
Всего
1
1
6
12
% к общему числу
педагогических работников
5%
5%
30%
60%
ЦЕЛЕВОЙ
Цели и задачи реализации Программы
Пояснительная записка
Основная образовательная программа дошкольного образования (далее Программа)
разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС)
на основе Примерной программы «От рождения до школы» с учётом Примерной основной
образовательной программы дошкольного образования, одобренной решением федерального
учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15) и
должна обеспечивать построение целостного педагогического процесса, направленного на
полноценное всестороннее развитие ребенка – физическое, социальнокоммуникативное,
познавательное, речевое, художественноэстетическое
Цели реализации Программы:
создание условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;
разностороннее, полноценное и гармоничное развитие личности ребенка с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей.
Задачи реализации Программы:
способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей, их
художественноэстетическому,
познавательному, речевому и социальнокоммуникативному
развитию;
реализовать принцип преемственности в решении задач дошкольного и начального общего
образования;
4 развивать способности и творческий потенциал каждого ребенка как субъекта отношений
самим с собой, другими детьми, взрослыми и миром с учетом этнокультурных и социокультурных
особенностей региона;
обеспечить вариативность и разнообразие содержания и организационных форм с учетом
образовательных
потребностей, способностей и состояния здоровья детей, с учетом
социокультурных особенностей региона;
способствовать формированию социокультурной среды,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
обеспечить психологопедагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей
(законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья
детей.
приобщение детей к национальной культуре народов многонациональной Республики
Башкортостан;
социальнокоммуникативное развитие дошкольников через усвоение моральных и нравственных
ценностей.
соответствующей возрастным,
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой,
коммуникативной, трудовой, познавательноисследовательской, продуктивной, музыкально
художественной, чтения.
Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
1. Поддержка разнообразия детства. Современный мир характеризуется возрастающим
многообразием и неопределенностью, отражающимися в самых разных аспектах жизни человека и
общества. Многообразие социальных, личностных,
культурных, языковых, этнических
особенностей, религиозных и других общностей, ценностей и убеждений, мнений и способов их
выражения, жизненных укладов особенно ярко проявляется в условиях Российской Федерации –
государства с огромной территорией, разнообразными природными условиями, объединяющего
многочисленные культуры, народы, этносы. Возрастающая мобильность в обществе, экономике,
образовании, культуре требует от людей умения ориентироваться в этом мире разнообразия,
способности сохранять свою идентичность и в то же время гибко, позитивно и конструктивно
взаимодействовать с другими людьми, способности выбирать и уважать право выбора других
ценностей и убеждений, мнений и способов их выражения.
Принимая вызовы современного мира, Программа рассматривает разнообразие как
ценность, образовательный ресурс и предполагает использование разнообразия для обогащения
образовательного процесса. Организация выстраивает образовательную деятельность с учетом
региональной специфики, социокультурной ситуации развития каждого ребенка, его возрастных и
индивидуальных особенностей, ценностей, мнений и способов их выражения.
2. Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека. Самоценность детства – понимание детства как периода жизни значимого
самого по себе, значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот этап является
подготовкой к последующей жизни. Этот принцип подразумевает полноценное проживание
ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного детства), обогащение
(амплификацию) детского развития.
3. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных
норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими
людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе
сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к
полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.
4. Личностноразвивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
(родителей(законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого
участника взаимодействия,
принятие личности ребенка,
доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам.
Личностноразвивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной
5
уважение и безусловноеситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и
полноценного развития.
5. Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное
участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации
программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры,
занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить
инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между
всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать
свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя
ответственность в соответствии со своими возможностями.
6. Сотрудничество Организации с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей,
открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в
образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники
Организации должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать
ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы
сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.
7. Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья
и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также
использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного
образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что Организация
устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и
лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей,
приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ
дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению
совместных проектов, экскурсий, праздников, посещению концертов, а также удовлетворению
особых потребностей детей, оказанию психологопедагогической и/или медицинской поддержки в
случае необходимости (центры семейного консультирования и др.).
8.
Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение
образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации
образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с
характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы,
способности и возрастнопсихологические особенности. При этом сам ребенок становится
активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации
этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем,
анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку
возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности,
самостоятельности и активности ребенка.
9. Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом
содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями
детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную
и познавательноисследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую
художественноэстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи
развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна
быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его
индивидуальные интересы, особенности и склонности.
10.
Развивающее вариативное образование.
Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его
актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или
иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает
работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что
способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.
611. Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социальнокоммуникативное,
познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие детей посредством
различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает,
что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме
изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы
существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и
социальнокоммуникативным, художественноэстетическое – с познавательным и речевым и т.п.
Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими
областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития
детей раннего и дошкольного возраста.
12. Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную
программу и которые для нее являются научнометодическими опорами в современном мире
разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора
способов их достижения,
выбора образовательных программ, учитывающих многообразие
конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы,
разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей
(законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры в образовательной программе выделены по пяти образовательным
областям в раннем и дошкольном возрасте.
Социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка.
Образовательные
области
Целевые ориентиры
(направления)
Социально
коммуникативное
развитие
ранний возраст
Активно действует с игрушками;
эмоционально вовлечен в действие
с игрушками и другими
предметами; владеет простейшими
навыками самообслуживания
проявляет самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
стремится к общению со
взрослыми; подражает им в
движениях и в действиях;
проявляет интерес к сверстникам,
наблюдает за их действиями и
подражает им.
дошкольный возраст
Ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу,
самостоятельность в разных видах деятельности –
игре, общении; ребенок способен выбирать себе
род занятий, участников по совместной деятель
ности; ребенок обладает установкой положите
льного отношения к миру, к разным видам труда,
другим людям и самому себе; обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодейст
вует со сверстниками и взрослыми; участвует в
совместных играх.
Способен договариваться, учитывать интересы и
чувство других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других; адекватно проявляет
свои чувства в том числе чувство веры в себя;
старается разрешать конфликты; ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в
разных видах деятельности, во взаимоотношениях
со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной
гигиены.
Сформировано толерантное отношение к людям
других национальностей, любовь к большой и
малой Родине.
Имеют представления о народных этикетных
7Познавательное
развитие
Ребенок интересуется
окружающими предметами и
активно действует с ними.
Эмоционально вовлечен в дейст
вия с игрушками и другими пред
метами, стремится проявлять нас
тойчивость в достижении резуль
тата своих действий.
Использует специфические, куль
турно фиксированные предметные
действия, знает назначение быто
вых предметов (ложки, расчески,
карандаши и пр.) и умеет пользо
ваться ими.
Ребенок имеет элементарные
представления о культуре и быте
башкирского народа (одежда,
предметы быта, посуда).
Речевое развитие
Художественно
эстетическое
развитие
Физическое
развитие
Владеет активной речью, включен
в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает
речь взрослых, знает названия
окружающих предметов и игру
шек; проявляет интерес к стихам,
сказкам, рассказам, рассматрива
нию картин, откликается на раз
личные произведения культуры и
искусства; проявляет интерес к
потешкам башкирского
фольклора.
Проявляет интерес к стихам, пес
ням, сказкам, рассматриванию
картин, стремится двигаться под
музыку; эмоционально
откликается на различные
произведения культуры и
искусства.
У ребенка развита крупная мото
рика, он стремится осваивать раз
личные виды движений (бег, лаза
ние, перешагивание и пр.).
Проявляет интерес к сверстникам,
наблюдает за их действиями и
подражает им.
Проявляет интерес к играм
традициях башкирского народа (уважение к
страшим, гостеприимство, благопожелание
обращение).
Ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в познавательноисследова
тельской деятельности, способен выбрать себе род
занятий.
Ребенок обладает развитым воображением.
Ребенок проявляет любознательность, задает воп
росы взрослым и сверстникам, интересуется
причинноследственными связями, пытается само
стоятельно придумывать объяснения явлениям
природы и поступкам людей, склонен наблюдать,
экспериментировать.
Обладает начальными знаниями о себе, о природ
ном и социальном мире, в котором он живет, обла
дает элементарными представлениями из области
живой природы, естествознания, математики,
истории и т.п.
Ребенок способен к принятию собственных реше
ний, опираясь на свои знания и умения в различ
ных видах деятельности.
Ребенок обладает знаниями о себе, о Республике
Башкортостан, имеет представление о социокуль
турных ценностях своего народа, о традициях и
праздниках башкирского народа и народов, про
живающих на территории РБ.
Ребенок хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания, может исполь
зовать речь для выражения своих мыслей, чувств и
желаний, построение речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в
словах, у ребенка складываются предпосылки
грамотности; знаком с произведениями детской
литературы; знаком с фольклором и произведени
ями башкирских писателей и поэтов.
Ребенок овладевает основными культурными
способами деятельности, проявляет инициативу,
самостоятельность в художественной продук
тивной деятельности; способен сопереживать
неудачам и радоваться успехам других; обладает
развитым воображением; знаком с произведениями
детской литературы; владеет основными музы
кальными движениями. Проявляет интерес к
искусству народов РБ (произведения художников,
музыкальное искусство, фольклор и литература).
У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он
подвижен,
владеет основными
движениями (бег, лазание, прыжки), может
контролировать свои движения и управлять ими.
Активно взаимодействует со сверстниками, учи
тывать интересы и чувства других.
Ребенок способен к волевым усилиям, может
следовать социальным нормам поведения и пра
вынослив,
8башкирского народа, хороводам,
пальчиковым играм.
вилам в разных видах деятельности, во взаимо
отношениях со взрослыми и сверстниками, может
соблюдать правила безопасного поведения и лич
ной гигиены. Знаком, знает и играет в подвижные
игры башкирского народа и народов, проживаю
щих на территории РБ.
Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста
предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими освоения дошкольного образования.
По итогам освоения Программы ребенок:
способен
активен,
любознателен,
имеет физическое развитие, соответствующее возрастным нормативным показателям; у него
сформированы основные физические качества, потребность в физической активности, движении;
проявляет индивидуальный интерес к какойто форме двигательной активности (спорт,
хореография);
владеет основными культурногигиеническими навыками; самостоятельно и осознанно их
реализует в своей жизнедеятельности;
понимает и разделяет ценность здорового образа жизни, умеет соблюдать элементарные правила
охраны своего здоровья и здоровья окружающих, имеет
соответствующее возрастным
возможностям представление о безопасном поведении в быту, в природе, среди незнакомых
людей;
познавательно
самостоятельно исследовать,
экспериментировать, находить разнообразную информацию в различных источниках книгах,
энциклопедиях, фильмах, а также умеет задавать взрослым интересующие вопросы; имеет
собственную сферу интересов;
самостоятелен и одновременно умеет обращаться к взрослым за помощью;
заинтересован в учении и совершенствовании собственной компетенции в разных областях
деятельности, владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умением работать
по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
эмоционально отзывчив, способен к сопереживанию и сочувствию, откликается на эмоции близких
людей, сопереживает персонажам при восприятии произведений художественной литературы,
театра, кино, изобразительной деятельности, музыки, а также красоты окружающего мира,
природы;
общителен, умеет адекватно использовать вербальные и невербальные средства коммуникации,
способен вести диалог и выражать свои мысли с помощью монологической речи; умеет
договариваться со сверстниками, планировать совместную деятельность, владеет навыками
сотрудничества; владеет стилем коммуникации со взрослыми и сверстниками и произвольно
может изменять его;
способен произвольно управлять своим поведением и планировать действия;
соблюдает общепринятые нормы и правила поведения в том числе на улице (дорожные правила),
правила поведения в общественных местах (театр, магазин, поликлиника, транспорт и т.п.);
имеет базовые ценностные представления и руководствуется ими в собственном социальном
поведении;
интеллектуально развит в соответствии с возрастными возможностями, способен решать
интеллектуальные задачи;
инициативен в деятельности, способен предложить собственный замысел и воплотить его в
рисунке, постройке, рассказе и др.;
имеет первичную целостную картину мира, представления о себе, семье, обществе (ближайшем
социуме), государстве (стране), мире и природе; принадлежности других людей к определенному
полу; культурных ценностях;
обладает сформированными умениями и навыками (речевыми, изобразительными, музыкальными,
конструктивными и др.) необходимыми для осуществления различных видов детской
деятельности;
9 доброжелателен и спокоен, дружелюбен к другим людям и живым существам;
осознает себя гражданином России;
психологически устойчив к неуспеху и умеет конструктивно преодолевать возникающие
трудности;
хочет учиться и стать школьником, рассматривая это как новую желаемую и привлекательную
ступень собственной взрослости;
имеет чувство собственного достоинства и способен уважать других;
обладает живым воображением, способен к фантазии и творчеству в разных формах.
1.3.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе
Оценивание качества образовательной деятельности, осуществляемой Организацией по
Программе, представляет собой важную составную часть данной образовательной деятельности,
направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные основания такой оценки определяются требованиями Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации», а также Стандарта, в котором определены
государственные гарантии качества образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой Организацией, заданным требованиям Стандарта и Программы в дошкольном
образовании направлено в первую очередь на оценивание созданных Организацией условий в
процессе образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой,
предполагает оценивание качества условий образовательной деятельности, обеспечиваемых
Организацией,
материальнотехнические,
финансовые, информационнометодические, управление Организацией и т. д..
включая психологопедагогические,
кадровые,
Программой не предусматривается оценивание качества образовательной деятельности
Организации на основе достижения детьми планируемых результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
не подлежат непосредственной оценке;
не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей;
не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями
детей;
не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям
образовательной деятельности и подготовки детей;
не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их
образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:
– педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой
эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;
– детские портфолио, фиксирующие достижения ребенка в ходе образовательной
деятельности;
– индивидуальные карты развития ребенка;
– различные шкалы индивидуального развития.
Программа предоставляет Организации право самостоятельного выбора инструментов
педагогической и психологической диагностики развития детей, в том числе, его динамики.
В соответствии со Стандартом и принципами Программы оценка качества образовательной
деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка дошкольного
возраста;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка в условиях современного
постиндустриального общества;
103) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности
используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного образования;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи, образовательной
организации и для педагогов Организации в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных образованиях
Российской Федерации;
5) представляет собой основу для развивающего управления программами дошкольного
образования на уровне Организации, учредителя, региона, страны, обеспечивая тем самым качество
основных образовательных программ дошкольного образования в разных условиях их реализации в
масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации программ дошкольного образования на уровне
Организации должна обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же
время выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного образования
в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
диагностика развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент
педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей индивидуальной работы с детьми по Программе;
внутренняя оценка, самооценка Организации;
внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации Программы
общественная оценка.
решает задачи:
повышения качества реализации программы дошкольного образования;
реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам
основной образовательной программы дошкольной организации;
обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе оценки
качества программы дошкольного образования;
задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив
развития самой Организации;
создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в
Организации является оценка качества психологопедагогических условий реализации основной
образовательной программы, и именно психологопедагогические условия являются основным
предметом оценки в предлагаемой системе оценки качества образования на уровне Организации.
Это позволяет выстроить систему оценки и повышения качества вариативного, развивающего
дошкольного образования в соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий
реализации Программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором
непосредственно участвует ребенок, его семья и педагогический коллектив Организации.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации
материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над Программой, которую они
реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности формируют
доказательную основу для изменений основной образовательной программы, корректировки
образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют также семьи
воспитанников и другие субъекты образовательных отношений, участвующие в оценивании
образовательной деятельности Организации, предоставляя обратную связь о качестве
образовательных процессов Организации.
Система оценки качества дошкольного образования:
11– должна быть сфокусирована на оценивании психологопедагогических и других
условий реализации основной образовательной программы в Организации в пяти
образовательных областях, определенных Стандартом;
– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным
образованием со стороны семьи ребенка;
– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте
оценки работы Организации;
– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и методов
дошкольного образования;
– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка, семьи, педагогов,
общества и государства;
– включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и
независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной
деятельности в дошкольной организации;
– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в
Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.
1.4.Основные особенности воспитательнообразовательного процесса детей
Использование инновационных методик
Основным направлением в работе учреждения является сохранение и укрепление
физического, психологического здоровья детей; интеллектуальное и личностное развитие каждого
ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, коррекция и оздоровление всех
воспитанников, оказание психологопедагогической помощи семьям в воспитании детей.
Анализируя годовые задачи воспитательнообразовательной работы на протяжении
нескольких лет необходимо отметить стратегию взаимосвязи между собой новых задач и единства
текущей и предстоящей работы. Из года в год, совершенствуются методы, приемы работы, и
углубленно рассматривается одна из основных задач учреждения сохранение и укрепление
здоровья детей и их физического и психического благополучия. В учреждении создана и
реализуется система оздоровительных мероприятий на основе современных здоровьесберегающих
технологий.
Учреждение работает в соответствии с ФГОС по основной образовательной Программе, в
направлении краеведения и экологического воспитания. В учреждении создан краеведческий
«Минимузей», в котором собраны экспонаты, рассказывающие о быте народов Республики
Башкортостан и его истории. В экологической студии детского сада и на экологической площадке
дети получают знания об окружающем мире, учатся любить его и беречь.
Большое внимание уделяется работе по формированию творческой личности ребенка на
основе индивидуально личностного подхода к детям, с ориентацией на индивидуальные задатки и
способности детей, и запросы родителей. Успешно ведется кружковые работы:
кружок «Увлекательная тестопластика».
Цель данного кружка – формирование у детей дошкольного возраста эстетического
отношения и художественнотворческих способностей в изобразительной деятельности.
кружок «Сулпылар».
Цель – дать детям дошкольного возраста первоначальные представления основ
национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа, способствовать
формированию художественных и творческих способностей.
Региональный компонент программой «Земля отцов» Гасановой Р.Х.
кружок «Юный эколог» с целью формирования у детей осознанное понимание
взаимосвязей всего живого и неживого в природе.
Экологическое направление работы представлено программой «Юный эколог» С.Н.
Николаева.
12 физкультурнооздоровительный кружок «Развивающая йога для дошкольников» с
целью научить детей заботиться о своем здоровье с помощью специальных упражнений и правил
индивидуального поведения, направленных на поддержке чистоты тела. Формировать потребность
в ЗОЖ.
кружок юных помощников инспекторов дорожного движения «Светофорик».
Цель кружка – создание условий для широкого привлечения воспитанников
образовательных учреждений к пропаганде безопасного поведения детей на дорогах и улицах;
охрана жизни и здоровья юных граждан, защита их прав и законных интересов путем
предупреждения дорожнотранспортных происшествий используя различные формы деятельности.
Здоровьесбережение
Приоритетным направлением в работе является сохранение и укрепление физического и
психического здоровья детей.
Качество образования, обновление его содержания в учреждении рассматривается через
здоровье каждого ребенка. Проблемой сохранения здоровья в учреждении занимаются
администрация, медицинский персонал, педагоги, специалисты и родители. С этой целью
установлено взаимодействие всех служб учреждения: медицинской, методической, воспитательной,
психологической, хозяйственной.
Успешно функционирует разработанная «Система оздоровительных мероприятий»,
обеспечивающая личностноориентированный подход к каждому ребенку. Основными
направлениями деятельности образовательного учреждения по здоровьесбережению являются:
* создание и обеспечение оптимальной воспитательнообразовательной среды;
* формирование культуры здоровья дошкольников совместно с родителями
* создание психологического комфорта для детей.
Содержание работы по «Системе оздоровительных мероприятий» представлено схемой.
«Система оздоровительных мероприятий»
Лечебно
оздорови
Профилак
тические
Охрана и
укрепление
здоровья детей:
1.Обеспечение
условий комфорт
ной адаптации
ребенка.
2.Определение
максимально до
пустимого объема
образовательной
нагрузки на детей,
с учетом возраста
ребенка.
3.Формирование у
детей привычки к
ЗОЖ (гигиеничес
кие навыки, само
обслуживание и
т.д.).
4.Утренний прием
и осмотр детей
(кожные покровы,
измерение темпе
ратуры и т.д.).
Организация
двигательной
активности:
1.Утренняя гим
настика в физ
культурном зале,
в летний период –
на улице.
2.Занятия плава
нием.
3.Физкультурные
НОД: в физкуль
турном зале и на
улице.
4.Прогулка не
менее 4ч.
5.Специально
организованные
подвижные игры
на свежем возду
хе.
6.Музыкальные
занятия.
7.Самостоятель
ная активность
детей в течение
дня.
8. «День здоро
мероприятия
Применение
прибора
БИОПТРОН –
профилактика
всех болезней;
Дыхательная
гимнастика;
Натуротерапия
– чесночные
бусы;
Ароматерапия –
«Чесночнолуко
вый букет» (в
группе дольки
чеснока и лука в
тарелочке);
Профилактика
гриппа (по схе
ме);
Лекарственная
терапия – оксоли
новая мазь в нос;
Профилактика
зрения;
Стимулирую
тельная работа
включает:
1.Общеукреп
ляющая терапия –
поливитамины.
2.Стимулирую
щая терапия:
витаминный кок
тейль.
3.Закаливающие
мероприятия:
– контрастные
воздушные ван
ны;
контрастные
обливания во
время занятий
плаванием;
корригирующая
гимнастика в
постели после
сна;
босоножие по
«Дорожкам
здоровья»;
мытье рук по
локоть;
Психолого
педагогические
технологии
1. Арттерапия;
2. Технология музы
кального воздейст
вия;
3. Сказкотерапия;
4.Психогимнастика;
5.Артикуляционная
гимнастика;
6. Мониторинг
здоровья детей
совместно с родите
лями.
7.Физкультурно
оздоровительный
кружок «Хатхайога
для дошкольников»
13вья».
9.Спортивные
праздники,
развлечения.
щая терапия:
витаминный кок
тейль.
полоскание зева
водой комнатной
температуры;
воздушные,
солнечные ванны
в летний период.
4. Упражнения
для глаз.
5. Бассейн.
Охрана жизни и укрепление здоровья детей – это всегда важное направление в работе
детского сада. В целях сокращения сроков адаптации и уменьшения отрицательных проявлений у
детей при поступлении их в учреждение осуществляется чёткая организация медико
педагогического обслуживания в соответствии с учетом возраста, состояния здоровья, пола,
индивидуальных особенностей детей, социального статуса семьи.
Педагогами проводится работа с родителями в форме индивидуальной беседы,
анкетирования. В результате воспитатели получают объёмную информацию о каждом ребенке,
дают рекомендации родителям, индивидуальные для каждого ребёнка. Устанавливается щадящий
режим, неполный день пребывания в учреждении, гибкий график посещения учреждения,
согласованный с родителями. В результате такой работы отмечается снижение заболеваемости у
детей, начинающих посещать детский сад.
В рамках «Системы оздоровительных мероприятий» педагоги под руководством
медицинской сестры осуществляют различные виды закаливания, используют современные
здоровьесберегающие технологии. В детском саду ежегодно проводится мониторинг физического
развития детей, который помогает строить всю работу с учетом индивидуальных особенностей
состояния здоровья детей. В учреждении разработан экран заболеваемости, который заполняют
воспитатели и медицинские работники учреждения.
Показатели групп здоровья
Анализ оздоровительной работы показал, что показатели групп здоровья остаются
стабильными. Наблюдается увеличение числа детей первой группы здоровья.
Годы
20132014
20142015
20152016
Группы здоровья детей
Первая
Вторая
Третья
39
40
87
163
206
176
6
21
2
На протяжении трех лет, с 2013 по 2016 учебный год наблюдается снижение уровня
заболеваемости детей дошкольного возраста.
14В рамках оздоровительнопрофилактической работы с детьми постоянно проводятся
закаливающие мероприятия, в том числе и индивидуальная оздоровительная работа (светотерапия
применение прибора БИОПТРОН).
Реализуется система работы с родителями по формированию ЗОЖ, направленная на:
повышение активности родителей,
стимулирование положительной мотивации к здоровому образу жизни.
Для эффективности «Системы оздоровительных мероприятий» работает социально
оздоровительная технология Мониторинг здоровья детей совместно с родителями. Технология
включает в себя показатели, демонстрирующие воспитательные и оздоровительные ресурсы семьи и
учреждения.
Оценка
Родители
Педагоги ДОУ
Оценка состояния здоровья ребенка
2013
2014 уч.
год
49%
48%
3%
2014
2015
уч.год
70%
28%
2%
2015
2016
уч.год
76%
23%
1%
2013
2014 уч.
год
36%
61%
3%
2014
2015
уч.год
65%
33%
2%
20152016
уч.год
95%
5%
0%
Хорошее
Удовлетворительное
Плохое
Закаливание используют
Родители
20142015
уч.год
Педагоги ДОУ
20152016
уч.год
20132014
уч. год
20142015
20152016
уч.год
уч.год
80%
100%
100%
100%
100%
20132014
уч. год
58%
Родители в этом учебном году стали более адекватно оценивать состояние здоровья своих
детей и работать по их оздоровлению совместно с педагогами детского сада.
Педагогам учреждения, конечно, проще проводить все оздоровительные мероприятия
самим, но это никак не способствует повышению воспитательных и оздоровительных ресурсов
семьи детей. Без этого условия, согласно рекомендациям ВОЗ, невозможна современная
профилактика заболеваний детей. Опыт показал, что родители оценили полученные результаты и
изучали их влияние на возможности своего ребенка и тем самым выбирали способы их улучшения,
применения в домашних условиях.
1.5. Система мониторинга
15В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО при реализации Программы в начале года
проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится воспитателями
групп и специалистами в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития
детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и
лежащей в основе их дальнейшего планирования) на основе программных требований с
использованием низко формализованных методов.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для
решения следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Общий вывод по итогам диагностирования воспитателями подводится старшим
воспитателем в начале ноября в форме справки, выявляются дети группы риска.
Обработанные информационные карты выдаются воспитателям для работы в течение
учебного года, повторно диагностика проводится в апреле – мае.
Результаты сопоставляются, вновь определяются дети с различными проблемами,
корректируется дальнейшая работа с ними. Необходимым условием в этом разделе является
консультирование воспитателей групп специалистами, а также является ведение тетради
взаимосвязи, в которой специалисты фиксируют результаты своей текущей работы, определения
индивидуальной работы для воспитателей с тем или иным ребенком.
По запросам участников образовательного процесса используется психологическая
диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуальнопсихологических особенностей
детей). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его
родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалификационной коррекции развития детей.
Систематически проходят заседание ПМПк в отношении детей, которым определяется
индивидуальный маршрут сопровождения.
Карта развития как средство мониторинга становления основных (ключевых)
характеристик развития личности ребенка
Оценка становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка
осуществляется с помощью заполнения педагогами индивидуальных карт развития. Карта развития
– удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать
результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать
данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса.
Использование индивидуальных карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных
детей и сопоставить результаты каждого ребенка с продвижением группы в целом. Выделенные и
включенные в карту развития показатели развития основных (ключевых) характеристик развития
личности ребенка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны
опираться во время ежедневных наблюдений за поведением детей в повседневной жизни, при
решении образовательных задач, в свободной деятельности, в ситуациях общения и др. для
заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При
оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребенка, те сведения, которые
накопились за определенное время наблюдений.
Наблюдаемые проявления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка,
которые выделены в качестве показателей их оценки, оцениваются педагогами количественно в
зависимости от его возраста, индивидуальных особенностей и ситуации, в которой они
проявляются. На основе полученной оценки можно судить не только о соответствии развития
характеристик конкретного ребенка возрастным возможностям, но и зоне его ближайшего развития,
но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого с его помощью.
Если педагог сомневается в оценивании, то ему необходимо провести дополнительно
наблюдение за ребенком в определенных видах свободной деятельности.
16Индивидуальные карты развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга на основе
наблюдения будет представлена информация об общей карте развития всех детей группы и о месте
каждого ребенка в ней.
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
В содержательном разделе представлены:
описание модулей образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка в пяти образовательных областях: социальнокоммуникативной, познавательной, речевой,
художественноэстетической и физического развития, с учетом используемых вариативных
программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания;
описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом
возрастных и индивидуальнопсихологических особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей, мотивов и интересов;
способы и направления поддержки детской инициативы;
специфика национальных социокультурных условий.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными
Образовательная деятельность включает в себя:
социальнокоммуникативное,
в пяти образовательных областях
познавательное, речевое, художественноэстетическое и физическое развитие.
Содержание образовательных областей
Основные образовательные области
(направления) с учетом ФГОС
Социальнокоммуникативное
развитие направлено на усвоение норм и
ценностей, принятых в обществе, включая
моральные и нравственные ценности; развитие
общения и взаимодействия ребенка с
взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального
интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания, формирование готовности к
совместной деятельности со сверстниками,
уважительного отношения и чувства принад
лежности к своей семье и к сообществу детей
и взрослых; формирование позитивных уста
новок к различным видам труда и творчества;
формирование основ безопасного поведения в
быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает:
развитие интересов детей, любознательности
и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, становление созна
ния; развитие воображения и творческой
активности; формирование первичных
представлений о себе, других людях, объек
тах окружающего мира, о свойствах и отно
шениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме,
темпе, количестве, числе, части и целом,
Цели
Задачи
Освоение
первоначальных
представлений
социального
характера и
включение в
систему
социальных
отношений.
Развитие игровой деятельности;
приобщение к элементарным обще
принятым нормам и правилам взаимо
отношений со сверстниками и взрос
лыми (в том числе моральным);
формирование гендерной
принадлежности, патриотических
чувств, чувства принадлежности к
мировому сообществу;
развитие интереса к национальной
культуре башкирского народа;
формирование представлений о на
родных этикетных нормах башкирс
кого народа.
Развитие у детей
любознательности,
формирование
познавательной
мотивации,
умственных
действий,
способность
вырабатывать
внутренний план
действий,
Сенсорное развитие;
развитие познавательноисследова
тельской и продуктивной деятельнос
ти;
формирование элементарных матема
тических представлений;
формирование целостной картины
мира, расширение кругозора детей;
формирование экологических
представлений;
формирование базиса личностной
17пространстве и времени, движении и покое,
причинах и следствиях и др.), о малой Родине
и Отечестве, представлений о социокультур
ных ценностях нашего народа, об отечествен
ных традициях и праздниках, о планете Земля
как общем доме людей, об особенностях ее
природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие, включает в себя:
владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной
диалогической и монологической речи;
развитие речевого творчества; развитие зву
ковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книж
ной культурой, детской литературой, понима
ние на слух текстов различных жанров детс
кой литературы; формирование звуковой
аналитикосинтетической активности как
предпосылки обучения грамоте.
Художественноэстетическое развитие
предполагает: развитие предпосылок
ценностносмыслового восприятия и понима
ния произведений искусства (словесного,
музыкального, изобразительного), мира при
роды; становление эстетического отношения к
окружающему миру; формирование элемен
тарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литера
туры, фольклора; стимулирование сопережи
вания персонажам художественных произве
дений; реализацию самостоятельной
творческой деятельности детей (изобра
зительной, конструктивномодельной,
музыкальной, и др.)
Физическое развитие включает:
приобретение опыта двигательной деятель
ности детей, в том числе связанной с выпол
нением упражнений, направленных на разви
тие таких физических качеств, как координа
ция и гибкость; формирование опорно
развитие
воображения и
творческой
активности.
культуры на основе ознакомления с
материальной культурой башкирского
народа.
Овладение
конструктивными
способами
взаимодействия с
окружающими
людьми.
Развитие
предпосылок
ценностно
смыслового
восприятия и
понимания
произведений
искусства
(словесного,
музыкального,
изобразительного),
мира природы.
Формирование у
детей интереса и
ценностного
отношения к
занятиям
физической
Развитие свободного общения со
взрослыми и детьми;
развитие всех компонентов устной
речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произ
носительной стороны речи, связной
речи диалогической и монологичес
кой форм) в различных формах и видах
детской деятельности;
практическое овладение воспитанни
ками нормами речи;
развитие словесного творчества на
основе национальной культуры
башкирского народа.
Формирование целостной картины
мира, в том числе ценностных пред
ставлений;
развитие литературной речи;
приобщение словесному искусству, в
том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса;
развитие чувства цвета и эстетичес
кого восприятия;
знакомство детей с изобразительным
искусством разных видов;
воспитание интереса к разным видам
изобразительной деятельности;
формирование интереса и стрем
ления к содержательному общению,
связанному с творческой деятельнос
тью;
стимулирование интереса к конструи
рованию;
развитие музыкальнохудожествен
ной деятельности;
приобщение к музыкальному искус
ству;
воспитание интереса к познанию
духовной культуры башкирского
народа: литература, музыка, живопись,
народноприкладное искусство;
восприятие произведений башкирс
кого фольклора, художественной лите
ратуры башкирских поэтов и
писателей.
Развитие физических качеств
(скоростных, силовых, гибкости,
выносливости, координации);
накопление и обогащение двигатель
ной активности (овладение основными
движениями);
18культурой,
гармоничное
физическое
развитие.
формирование у воспитанников
потребности в двигательной актив
ности и физическом совершенствова
нии;
формирование начальных представ
лений о видах спорта башкирского
народа.
двигательной системы организма; развитие
равновесия, координации движения, крупной
и мелкой моторики обеих рук, а также с
правильным, не наносящего ущерба организ
му, выполнением основных движений (ходь
ба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе сто
роны); формирование начальных представ
лений о некоторых видах спорта, овладение
подвижными играми и правилами; станов
ление целенаправленности и саморегуляции в
двигательной сфере; становление ценностей
здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в
питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.).
Обеспечение реализации образовательных областей в парциальных программах
Образовательная область
Речевое развитие
Художественно
эстетическое развитие
Социально
коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Физическое развитие
Парциальная программа
О.С.Ушакова Программа развития речи детей дошкольного возраста в
детском саду.
В.В.Гербова Приобщение детей к художественной литературе.
Т.С.Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации.
И.А.Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития
детей «Цветные ладошки».
Л.В.Куцакова – Конструирование и художественный труд в детском саду.
Программа и конспекты занятий.
Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стеркина «Безопасность».
Р.Л.Агишева – Я познаю Башкортостан.
Р.Х.Гасанова – Земля отцов.
Р.Л.Агишева – Я башкортостанец.
С.Н.Николаева – Юный эколог.
Л.И.Пензулаева – Физкультурные занятия в детском саду.
Л.И.Пензулаева – Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного
возраста.
2.3. Содержание образования по пяти образовательным областям
Образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития детей
от 2 лет до школы
Содержание психологопедагогической работы с детьми 27 лет дается по
образовательным областям: «Социальнокоммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественноэстетическое развитие», «Физическое развитие». Содержание
работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и
индивидуальных особенностей. Задачи психологопедагогической работы по формированию
физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе
освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой
образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением.
При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в
рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов как в
совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Образовательная область
«Социальнокоммуникативное развитие»
19Цель: Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к
социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачи:
1) Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности
2) Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками.
3) Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
4) Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости,
сопереживания.
5) Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к
сообществу детей и взрослых в учреждении.
6) Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
7) Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
8) Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
9) Формирование патриотических чувств и развитие духовности на основе национальной духовной
культуры, нравственных ценностей, традиций народов, населяющих Республику Башкортостан.
Основные направления реализации
образовательной области
Трудовое
воспитание
Развитие
игровой
деятельности
Формирование
безопасного поведения в
быту, социуме, природе
Патриотическое
воспитание
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
Виды труда:
Навыки культуры быта (труд по самообслуживанию);
Труд в природе/на участке;
Ознакомление с трудом взрослых;
Хозяйственнобытовой труд (содружество взрослого и ребенка, совместная деятельность);
Ручной труд (мотивация – сделать приятное взрослому, другуровеснику, младшему ребенку).
Формы организации трудовой деятельности:
Поручения:
простые и сложные
эпизодические и длительные
коллективные и индивидуальные.
Коллективный труд (не более 3540 минут)
Дежурство (не более 20 минут)
формирование общественно значимого мотива
нравственный, этический аспект.
Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста
Классификация игр детей дошкольного возраста (по Е.В. Зворыгиной и С.Л.
Новоселовой):
Игры, возникающие по инициативе детей
Игрыэкспериментирования:
с природными объектами
Сюжетносамодеятельные игры:
сюжетноотобразительные
сюжетноролевые
режиссерские
досуговые
20 Игры, возникающие по инициативе взрослого
Обучающие игры:
сюжетнодидактические
подвижные
музыкальнодидактические
учебные
Досуговые игры:
интеллектуальные
игрызабавы, развлечения
театрализованные
праздничнокарнавальные
компьютерные
Народные игры
Тренинговые игры:
интеллектуальные
сенсомоторные
адаптивные
Обрядовые игры:
семейные
сезонные
культовые
Досуговые игры:
игрища
тихие игры
игрызабавы
Метод руководства сюжетноролевой игрой
Первый принцип
Для того, чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
Второй принцип
На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы перед детьми
«открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры.
Третий принцип
На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать
детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Виды деятельности по социальнокоммуникативному развитию
Дошкольный возраст
Ранний возраст
Предметная деятельность
Игры с составными и динамичными
игрушками
Трудовая деятельность
(самообслуживание)
Игровая деятельность (разные виды игр)
Коммуникативная деятельность (общение
и взаимодействие со взрослыми и
сверстниками)
Позитивная
(самообслуживание,
бытовой труд)
деятельность
элементарно
Основные направления работы по ОБЖ
(содержание воспитательнообразовательной работы)
Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения.
Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного
восприятия окружающей обстановки.
Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной
меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
21Основные направления работы по ОБЖ по возрастам
34 года. Формировать первичные представления об основных источниках опасности в быту
(горячая вода, огонь, острые предметы и др.); на улице (транспорт) и способах безопасного
поведения (не ходить по проезжей части дороги, быть рядом со взрослым, при переходе улицы
держать его за руку, идти на зеленый сигнал светофора), в том числе в различных видах детской
деятельности (продуктивной, двигательной, музыкальнохудожественной, трудовой); в природе
(незнакомые животные, водоемы).
45 лет. Формировать представления о некоторых видах опасных ситуаций (бытовых, социальных,
природных); о некоторых способах безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях, в
том числе в различных видах детской деятельности (продуктивной, двигательной, музыкально
художественной, трудовой); приобщать к способам безопасного поведения в некоторых
стандартных опасных ситуациях (при использовании колющих и режущих инструментов, бытовых
приборов, на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в лифте,
автомобиле) и учить следовать им при напоминании взрослого; учить обращаться за помощью ко
взрослому в стандартной опасной ситуации; стимулировать осторожное и осмотрительное
отношение к стандартным опасным ситуациям.
56 лет. Расширять и уточнять представления о некоторых видах опасных ситуаций (стандартных
и нестандартных), причинах их возникновения в быту, социуме, природе; представления о
способах безопасного поведения в стандартных и нестандартных опасных ситуациях, различных
видах детской деятельности
музыкальнохудожественной);
обеспечивать освоение способов безопасного поведения в некоторых стандартных опасных
ситуациях и использование их без напоминания взрослого; обучать способам обращения за
помощью ко взрослому в стандартной и нестандартной опасной ситуации; поощрять предложение
помощи другому в стандартной опасной ситуации, поощрять осторожное и осмотрительное
отношение к стандартным опасным ситуациям.
68 лет. Расширять, уточнять и систематизировать представления о некоторых видах опасных
ситуаций (в быту, на улице, в природе); о способах поведения в стандартных и нестандартных
(непредвиденных) опасных ситуациях, добиваться осознанного выполнения основных правил
безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях; научить в случае необходимости
самостоятельно набирать телефонный номер службы спасения (112); формировать некоторые
способы безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор для
просмотра конкретной программы, выбор программы и продолжительность просмотра
согласовывать со взрослым; включать компьютер для конкретного занятия, содержание и
продолжительность
поощрять проявления
осмотрительности и осторожности в нестандартных и потенциально опасных ситуациях.
(продуктивной, двигательной,
согласовывать
которого
со
взрослым);
Компоненты патриотического воспитания
Содержательный
(представления ребенка
об окружающем мире)
Эмоционально побудительный
(эмоциональноположительные чувства
ребенка к окружающему миру)
культура народа, его
традиции, народное творчество;
природа родного края и
страны, деятельность человека в
природе;
отраженная в названиях улиц,
памятниках;
символика родного города и
история страны,
страны (герб, гимн, флаг)
любовь и чувство привязанности к родному
дому и семье;
интерес к жизни родного города и страны;
гордость за достижения своей страны,
народа, к историческому прошлому;
восхищение народным творчеством;
любовь к родной природе, к родному
языку;
уважение к человеку – труженику и
желание принимать посильное участие в
труде
Формы работы с детьми
Деятельностный
(отражение отношения
к миру в
деятельности)
трудовая
деятельность;
игровая деятельность;
продуктивная
деятельность;
деятельность;
познавательная
деятельность
музыкальная
22Содержание
1. Развитие игровой
деятельности:
сюжетноролевые
игры;
подвижные игры;
театрализованные игры;
дидактические игры.
2. Приобщение к
элементарным
общепринятым нормам и
правилам
взаимоотношений со
сверстниками и
взрослыми.
3. Формирование
гендерной, семейной и
гражданской
принадлежности,
4. Формирование
патриотических
чувств.
5. Формирование
чувства принадлежности
к мировому сообществу.
6. Формирование
Совместная
деятельность
Занятия, экскурсии,
наблюдения. Чтение
художественной литера
туры.
Видеоинформация.
Досуги.
Праздники.
Обучающие игры,
досуговые игры,
народные игры.
Самостоятельные
сюжетноролевые
игры, дидактические
игры, досуговые игры с
участием воспитателей.
Беседызанятия.
Чтение художественной
литературы.
Проблемные ситуации,
поисковотворческие
задания.
Экскурсии.
Праздники.
Просмотр
видеофильмов.
Театрализованные
постановки.
Решение задач.
Игровые упражнения.
Познавательные
беседы, досуги.
Тематические
досуги.
Дидактические игры,
праздники.
Музыкальные
досуги, развлечения.
Викторины, КВН.
Чтение.
Рассказ.
Экскурсия
Познавательные
беседы, развлечения.
Моделирование.
Настольные игры.
Чтение.
Творческие задания.
Видеофильмы.
Познавательные
викторины, КВН.
Конструирование,
моделирование.
Чтение.
Беседы, обучение.
Режимные моменты
В соответствии с
режимом дня.
Индивидуальная работа
во время утреннего
приема.
Культурно гигиеничес
кие процедуры.
Игровая деятельность во
время прогулки;
дежурство; тематические
досуги.
Минутка вежливости.
Прогулка.
Самостоятельная
деятельность.
Тематические досуги.
Труд в природе,
дежурство.
Тематические
досуги.
Создание коллекций.
Проектная деятельность.
Исследовательская
деятельность.
Игра.
Наблюдение.
Упражнение.
Самостоятельная
деятельность
Игры экспериментирова
ния.
Сюжетные самодеятель
ные игры.
Внеигровые формы:
самодеятельность
дошкольников;
изобразительная
деятельность;
труд в природе;
экспериментирование,
конструирование,
бытовая деятельность;
наблюдение.
Игровая деятельность
(игры в парах,
совместные игры с
несколькими партнера
ми, хороводные игры,
игры с правилами).
Дидактические игры,
сюжетноролевые
игры.
Дежурство,
самообслуживание.
Подвижные игры,
театрализованные игры.
Продуктивная
деятельность.
Сюжетноролевые
игры, дидактические
игры, настольнопечат
ные игры.
Продуктивная
деятельность.
Дежурство.
Рассматривание
иллюстраций.
Дидактические игры.
Изобразительная
деятельность.
Объяснение.
Напоминание.
Наблюдение.
Дидактические и
Рассматривание
иллюстраций.
Продуктивная
деятельность.
Театрализация.
Рассматривание
23основ собственной
безопасности.
7.Формирование
предпосылок
экологического
сознания: «Ребенок
на природе».
8. Самообслуживание
9. Хозяйственнобытовой
труд
Чтение.
Объяснение,
напоминание.
Упражнения.
Рассказ.
Рассматривание
иллюстраций.
Продуктивная
деятельность.
Целевые прогулки.
ОБЖ.
Целевые прогулки.
Встречи с интересными
людьми.
Беседы, обучение.
Чтение.
Объяснение,
напоминание.
Рассказ.
Продуктивная
деятельность.
Рассматривание
иллюстраций.
Напоминание,
беседы, потешки.
Разыгрывание
игровых ситуаций.
Упражнение, беседа,
объяснение, поручение.
Чтение книг и
рассматривание
иллюстраций познавате
льного характера о труде
взрослых.
Досуг.
Обучение.
Наблюдение.
Совместный труд.
Чтение художественной
литературы.
Рассматривание
иллюстраций.
Совместный труд.
Поручения.
Дидактические игры.
Продуктивная
деятельность.
Экскурсии.
настольнопечатные
игры.
Сюжетноролевые игры.
Минутка безопасности.
Показ, обучение,
объяснение,
напоминание.
Минутка безопасности.
Показ, обучение,
объяснение,
напоминание.
Дидактические и
настольнопечатные
игры.
Сюжетноролевые
игры.
Исследовательская
деятельность.
Культурнодосуговая
деятельность.
Показ, объяснение,
обучение, наблюдение.
напоминание.
Создание ситуаций,
побуждающих детей к
проявлению навыков
самообслуживания и
оказания помощи
сверстнику или
взрослому.
Дидактические и
развивающие игры.
Показ, объяснение,
обучение, наблюдение.
напоминание.
Дидактические и
развивающие игры.
Создание ситуаций,
побуждающих детей
к проявлению навыков
самостоятельных
трудовых действий и
закреплению желания
бережного отношения к
своему труду и труду
других людей.
Трудовые поручения.
Участие совместно со
взрослыми в уборке
игровых уголков.
Участие в ремонте
атрибутов для игр детей
и книг.
Сервировка стола.
Раскладывание и
иллюстраций.
Дидактические игры.
Продуктивная
деятельность.
Разметка дороги вокруг
детского сада.
Творческие задания.
Рассматривание
иллюстраций.
Дидактические игры.
Продуктивная
деятельность.
Дидактические игры.
Рассматривание
иллюстраций.
Просмотр видеофильмов.
Рассказы, потешки.
Напоминание.
Сюжетноролевые
игры.
Творческие задания.
Дежурство.
Поручения.
Совместный труд детей.
2410. Труд в природе.
11. Ручной труд
Обучение.
Совместный труд
детей и взрослых.
Беседы.
Чтение художественной
литературы.
Дидактические игры.
Просмотр
видеофильмов.
Целевые прогулки.
Совместная
деятельность детей и
взрослых.
Продуктивная
деятельность.
Рассказы.
Чтение.
12. Формирование
первичных
представлений о труде
взрослых.
Наблюдение.
Целевые прогулки.
Рассказывание.
Чтение.
Обучение.
Рассматривание
иллюстраций.
Просмотр
видеофильмов.
Экскурсии.
уборка материалов к
занятиям.
Показ способов
действия, объяснение,
обучение, напоминание,
наблюдение.
Дидактические и
развивающие игры.
Создание ситуаций,
побуждающих детей к
проявлению
заботливого
отношения к природе.
Наблюдение за
взрослыми.
Наблюдение за
изменениями в природе.
Показ детьми
основных способов
действия, объяснение,
обговаривание с детьми
плана действия.
Дидактические и
развивающие игры.
Трудовые поручения.
Участие в ремонте
атрибутов для игр
детей и книг.
Изготовление
пособий для занятий.
Работа с природным
материалом,
бумагой,
тканью.
Изготовление игр и
игрушек своими руками.
Дидактические и
сюжетноролевые игры.
Чтение.
Обучение.
Закрепление.
Продуктивная
деятельность.
Тематические досуги
Ведение календаря
природы.
Продуктивная
деятельность.
Дидактические и
сюжетноролевые
игры.
Обыгрывание.
Практическая
деятельность.
Образовательная деятельность
«Познавательное развитие»
Направления познавательного развития
Развитие сенсорной
культуры
Развитие познавательно
исследовательской
деятельности
Формирование
элементарных
математических
представлений
Формирование
целостной картины
мира, расширение
25
кругозора детейФормы работы по познавательному развитию
Сюжетная игра
Рассматривание
Наблюдение
Играэксперимент
Конструирование
Исследовательская деятельность
Развивающие игры
Ситуативный разговор
Экскурсия
Беседа
Проблемная ситуация
Проектная деятельность
Создание коллекции
Моделирование
Экспериментирование
Ребусы
Просмотр фильмов
Рассказ
Формы работы по познавательному развитию в разных формах деятельности
Совместная
Совместная деятельность
Совместная
Режимные моменты
(утренний отрезок
времени, прогулка,
вечерний отрезок времени)
наблюдение;
игры
экспериментирования;
проблемные ситуации;
развивающие игры;
рассматривание;
игровые упражнения;
моделирование;
сюжетноролевая игра;
игровые обучающие
ситуации;
исследовательская
деятельность;
конструирование;
экскурсии;
рассказ;
беседа;
ситуативный разговор.
педагогами с детьми
деятельность детей
деятельность с
семьей
беседа;
консультации;
информационные
листы;
семинары;
выставки.
игры
(дидактические,
развивающие,
подвижные, со
строительным
материалом, сюжетно
ролевые);
наблюдения;
опыты и
эксперименты;
конструирование;
продуктивная
деятельность;
рассматривание
иллюстраций;
исследовательская
деятельность.
занятие;
наблюдение;
беседа;
рассказ;
познавательная;
игротека;
экскурсия;
проектная деятельность;
экспериментирование;
ребусы;
конкурсы;
проблемнопоисковые
ситуации;
труд на участке;
игровые и творческие
задания по изготовлению
подделок;
исследование;
сюжетноролевые игры;
просмотр фильмов;
целевые прогулки;
моделирование;
обучающие и развивающие
игры;
создание коллекции.
Задачи работы по развитию сенсорной культуры
Зрение: развитие умения выделять цвет, форму, величину, расположение предметов в
пространстве, выделять характерные детали, красивые сочетания цветов в оттенке;
Слух: развитие умения воспринимать звучание различных музыкальных инструментов,
родной речи (фонематический слух), звуков окружающей среды;
26 Обоняние: развитие умения различать запахи;
Осязание: развитие умения различать осязаемые свойства предметов (теплый, холодный,
пушистый, жесткий и т.д.);
Вкус: развитие умения различать вкус;
Сенсомоторные способности: формирование умения обследовать предметы разной формы,
развитие мелкой моторики руки, совершенствование координации рук и глаз,
совершенствование глазомера.
Формирование ценностной картины мира:
ознакомление дошкольников с природой
Наглядные
Наблюдения
Рассматривание
картин,
демонстрация
фильмов
Практические
Игра
Методы
ознакомления
дошкольников с
природой
кратковременные;
длительные;
определение
состояния предмета
по отдельным
признакам картины
дидактические
игры;
предметные;
настольно
печатные;
словесные;
игровые
упражнения;
игрызанятия;
подвижные игры
Труд в природе
индивидуальные;
коллективные
Словесные
Элементарные
опыты
Рассказ
Беседа
Чтение
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
Формы работы
27