Практическая работа № 4
Тема: Основные алгоритмические конструкции
Учебная цель: Овладеть первоначальными навыками создания и изображения алгоритмов простейших типовых задач
Образовательные результаты, заявленные во ФГОС третьего поколения:
Студент должен
Уметь:
- составлять блок-схемы алгоритмов простейших задач
Знать:
- способы описания алгоритмов,
- определение алгоритма, свойства алгоритмов,
- основные элементы языка блок-схем,
- типы алгоритмов
Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме
Алгоритм — это точное предписание, которое определяет процесс, ведущий от исходных данных к требуемому конечному результату.
Свойства алгоритма:
– дискретность;
– определенность;
– результативность;
– массовость.
Способы описания алгоритмов:
– словесно-формульный;
– графический или блок– схемный;
Основные элементы языка блок–схем:
![]() |
– начало или конец алгоритма;
![]() |
– ввод–вывод информации;
![]() |
– вычислительный процесс;
– анализ условия;
![]() |
– печать информации;
– организация цикла;
– работа в подпрограмме.
Типы алгоритмов: линейный, разветвляющийся, циклический.
Линейным называется вычислительный алгоритм, в котором действия выполняются последовательно, в порядке их записи.
Разветвляющимся называется алгоритм, в котором действия могут выполняться по различным ветвям, в зависимости от заданного условия.
Циклическим называется алгоритм, в котором действия выполняются многократно.
Типовые разветвления:
![]() |
![]() |
нет
да нет
![]() |
да
![]() |
![]() |
||||
![]() |
|||||
Типовые циклические структуры:
нет
да
нет
да
Цикл с предусловием. Цикл с постусловием. Цикл с параметром.
Принципы организации цикла:
1) определить управляющую переменную цикла (управляющей назовем переменную, которая заставляет вычислять многократно);
2) перед циклом управляющей переменной присвоить ее начальное значение;
3) внутри цикла организовать изменение управляющей переменной;
4) составить условие многократного повторения цикла и своевременного выхода из него
Задачи практической работы:
1. Выполнить практическую работу;
2.Оформить отчёт по практической работе;
Обеспеченность занятия (средства обучения)
Основные источники:
1. Учебно-методическая литература:
· Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
· Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
· Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
· Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
· Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10–11 кл. – М., 2002.
2. Лист писчей бумаги формат А4 (210x297мм) с нанесенной ограничительной рамкой, отстоящей от левого края листа на 20мм и от остальных на 5мм со штампом основной надписи 15х185 мм (ГОСТ 2.104-2006).
3. Ручка с чернилами черного цвета.
4. Карандаш простой.
Вопросы для закрепления теоретического материала
к практической работе:
1. Какие способы записи алгоритма вы знаете?
2. Как различаются алгоритмы по структуре?
3. Как различаются разветвляющиеся алгоритмы по структуре?
4. Какие типы алгоритмов вы знаете?
5. Как различаются циклические алгоритмы по структуре?
Инструкция по выполнению практической работы
Внимательно изучить раздаточный и краткий теоретический материал.
Изучить порядок выполнения задания.
Методика анализа результатов, полученных в ходе практической работы
Контролем является защита отчета по практическому занятию.
Задания практической работы:
Задание 1.
Составить алгоритм вычисления площади треугольника по трем его сторонам
Исходные данные:
Результат: .
Математическая модель:
где
Блок – схема алгоритма решения задачи:
Задание 2. Составить алгоритм вычисления площади круга радиуса r.
Исходные данные: r.
Результат: .
Математическая модель:
Блок – схема алгоритма решения задачи:
Задание 3. Составить алгоритм вычисления значения функции Z=ax+y, где y=3x2 +1.
Задание 4. Составить алгоритм ввода и печати чисел aи b. Если a<b, то число a увеличить в 2 раза.
Исходные данные: a, b.
Результаты: a, b.
Математическая модель:
Блок – схема алгоритма решения:
да нет
![]() |
Задание 5. Составить алгоритм решения
квадратного уравнения
Исходные данные:
Результат: x1, x2 или корней нет.
Математическая модель:
Задание 6. Составить
алгоритм вычисления значения функции y=sinx для x, изменяющегося
от xнач до xкон
с шагом x,
.
Исходные данные:xнач, xкон,
x.
Результаты: таблица значений y.
1 способ: цикл с предусловием 2 способ: цикл с постусловием
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.