Метод или методология?
Метод – совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.
Интересно, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества.
Совокупность однородных методов принято называть подходом.
Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Методология – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.
Наблюдение
Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.
При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.
Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.
Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.
Наблюдение — это очень доступный метод.
Однако, имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.
Опрос (анкетирование)
Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.
Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.
Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.
Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.
Разновидностью беседы является интервьюирование.
При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.
Во время интервью ответы записываются открыто.
Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.
Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.
Беседу и интервью называют очным опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.
Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.
План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник).
Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.
Эксперимент
Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.
Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.
Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.
Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;
Сравнение - сопоставление «целого» и «его частей», или «похожего», нахождение черт сходства и различий;
Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами.
НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Проводится наблюдение над объектом или явлением
На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение)
Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)
Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом
Порядок проведения исследовательского опыта:
Этап работы | Осуществление |
1. Постановка проблемы | Выработка четкой постановки проблемы |
2. Предполагаемое решение, формулировка гипотезы | Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные |
3. Планирование | Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования) |
4. Проведение опыта | Подбор необходимых материалов, объектов. Проведение опыта. |
5. Обсуждение | Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.