Основные методы исследования в индивидуальном проекте

  • pptx
  • 07.02.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные методы исследования .pptx

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ИУП (индивидуальный учебный проект)

МБОУ-СОШ № 2
г. Аркадака
учитель Морозова М.М.

Наука – один из способов изучения и познания окружающего мира.


Применение целого ряда методов позволяет всесторонне изучить исследуемую проблему, все ее аспекты и параметры.

Метод или методология?

Метод –  совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определённой задачи, или достижение определённой цели.
Интересно, методы имеют тенденцию устаревать, преобразовываясь в другие методы, развиваясь в соответствии со временем, достижениями технической и научной мысли, потребностями общества.

Совокупность однородных методов принято называть подходом.
Развитие методов является естественным следствием развития научной мысли.
Методология – учение о методах, способах и стратегиях исследования предмета.


Методы исследования в ИУП:

Наблюдение
Опрос (анкетирование)
Эксперимент
Описание
Сравнение
Историческая сводка

Наблюдение

Наблюдение — целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал.

При этом ведутся записи (протоколы) наблюдений.

Наблюдение проводится обычно по заранее намеченному плану с выделением конкретных объектов наблюдения.



Различают наблюдение включенное, когда исследователь становится членом той группы, в которой ведется наблюдение, и не включённое — "со стороны"; открытое и скрытое (инкогнито); сплошное и выборочное.

Наблюдение — это очень доступный метод.

Однако, имеет свои недостатки, связанные с тем, что на результаты наблюдения оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Опрос (анкетирование)

Методы опроса — беседа, интервью, анкетирование.

Беседа — самостоятельный или дополнительный метод исследования, применяемый с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении.

Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения.

Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.

Разновидностью беседы является интервьюирование.

При интервьюировании исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности.

Во время интервью ответы записываются открыто.

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью анкеты.

Те, кому адресованы анкеты, дают письменные ответы на вопросы.

Беседу и интервью называют очным опросом "лицом к лицу", анкетирование — заочным опросом.

Результативность беседы, интервьюирования и анкетирования во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов.

План беседы, интервью и анкета — это перечень вопросов (вопросник).

Разработка вопросника предполагает определение характера информации, которую необходимо получить; формулирование приблизительного ряда вопросов, которые должны быть заданы; составление первого плана вопросника и его предварительная проверка путем пробного исследования; исправление вопросника и окончательное его редактирование.

Эксперимент

Особую роль в исследованиях играет эксперимент — специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его эффективности.

Собственно эксперимент — проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций.

Трудности экспериментального метода состоят в том, что необходимо в совершенстве владеть техникой его проведения.

Описательный метод - заключается в описании объектов и явлений;

Сравнение - сопоставление «целого» и «его частей», или «похожего», нахождение черт сходства и различий;

Исторический метод – сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами.

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Проводится наблюдение над объектом или явлением


На основе полученных данных выдвигается гипотеза (предположение)


Проводится научный эксперимент (с контрольным опытом)


Проверенная в ходе эксперимента гипотеза может быть названа теорией или законом

Порядок проведения исследовательского опыта:

Этап работы

Осуществление

1. Постановка проблемы

Выработка четкой постановки проблемы

2. Предполагаемое решение, формулировка гипотезы

Формулировка ожидаемых результатов и их научного значения, с опорой на уже известные данные

3. Планирование

Мысленная разработка порядка проведения опыта (последовательность осуществления отдельных этапов исследования)

4. Проведение опыта

Подбор необходимых материалов, объектов. Проведение опыта.
Сбор и запись наблюдений, измеряемых величин и результатов.

5. Обсуждение

Сравнение полученных результатов с гипотезой, научное объяснение результатов

Посмотрите также