Министерство образования и науки Луганской Народной Республики
Отдел образования Администрации Славяносербского района ЛНР
ГУ ЛНР «Славяносербский райметодкабинет»
ГОУ ЛНР «Лотиковская СШ им. В.Лелеки»
Тематика задач
Основные методы решения уравнений
в целых числах
Материал подготовили
Учителя математики
высшей квалификационной категории
Никифорова Инна Андреевна
Минько Лидия Анатольевна
2021 г.
Решение в целых числах алгебраических уравнений с целыми коэффициентами более чем с одним неизвестным представляет собой одну из труднейших и древнейших математических задач. Этими задачами занимались самые выдающиеся математики древности, например: греческий математик Пифагор (VI век до н.э.), александрийский математик Диофант (III век н.э.), П.Ферма(XVII в.), Л.Эйлер(XVIII век), Ж.Л.Лагранж(XVIII век), П.Дирихле(XIX век), К.Гаусс(XIX век), П.Чебышев(XIX в.) и многие другие.
Решение уравнений в целых числах является важной задачей и для современной математики.
Готовясь к олимпиадам, участвуя в олимпиадах, учащиеся встречаются с заданиями, в которых предлагаются нелинейные уравнения. У ребят возникает желание узнать решаемы ли такие уравнения, и какие способы используются для их решения, все ли они имеют алгоритм решения, так как данная тема не достаточно глубоко представлена в школьном курсе математики.
Большинство методов решения таких уравнений основаны на теории делимости целых чисел, интерес к которой в настоящее время определяется бурным развитием информационных технологий. В связи с этим, учащимся старших классов будет небезынтересно познакомиться с методами решения некоторых уравнений в целых числах.
Отсюда определены цель и задачи работы:
– рассмотреть основные приемы и методы решения уравнений в целых числах;
– повысить уровень математической культуры учащихся;
– выработать навыки самостоятельной исследовательской работы в математике.
Мы представляем анализ уравнений в целых числах, классификацию данных уравнений по способам их решения, описание алгоритмов их решения, а также практические примеры применения каждого способа для решения уравнений в целых числах
Метод перебора вариантов.
Задача. В клетке сидят кролики и фазаны, всего у них 18 ног. Узнать, сколько в клетке тех и других?
Решение:
Составляется уравнение с двумя неизвестными переменными, в котором
х – число кроликов, у – число фазанов:
4х + 2у = 18, или 2х + у = 9.
Выразим у через х: у = 9 – 2х
Если х = 1, то у = 9 – 2 · 1 = 7
Если х = 2, то у = 9 – 2 · 2 = 5
Если х = 3, то у = 9 – 2 · 3 = 3
Если х = 4, то у = 9 – 2 ·4 = 1
Если х = 5, то у = 9 – 2 · 5 = -1– не удовлетворяет условию задачи.
Ответ: 1 кролик и 7 фазанов или 2 кролика и 5 фазанов или 3 кролика и 3 фазана или 4 кролика и 1 фазан.
Решить уравнение в целых числах у3 - х3 = 91.
Решение:
Запишем данное уравнение в виде
(y - x)(у2 + xy +х2) = 91.
Так как у и х –целые, то целыми являются и выражения y – x и у2 + xy +х2
причем их произведение положительно. Учитывая, что у2 + xy +х2
положительно при любых значениях переменных х, у, имеем у-х положительно.
Разложим число 91 на натуральные множители: 91 =1 91=7 13.
Тогда уравнение равносильно совокупности систем уравнений:
;
;
;
Решив системы, получим: первая система имеет решения (5; 6), (-6; -5); третья (-3; 4),(-4;3); вторая и четвертая решений в целых числах не имеют.
Ответ: (5; 6), (-6; -5),(-3; 4),(-4;3)
Решить уравнение в целых числах .
Решение:
Запишем в виде ,
;
.
x = 2m2, y = 2n2, m + n =5
Если m=0, n=5, то x=0, y=50 (0 ; 50)
Если m=5, n=0, то x=50, y=0 (50 ; 0)
Если m=1, n=4, то x=2, y=32 (2 ; 32)
Если m=4, n=1, то x=32, y=2 (32 ; 2)
Если m=3, n=2, то x=18, y=8 (18 ; 8)
Если m=2, n=3, то x=8, y=18 (8 ; 18)
Ответ: (0 ; 50), (50 ; 0), (2 ; 32), (32 ; 2), (18 ; 8), (8 ; 18)
Представление уравнения в виде суммы квадратов нескольких слагаемых, равной некоторому целому числу.
Решить в целых числах уравнение x2 + y2 – 2x + 6y + 5 = 0.
Решение:
Исходное уравнение можно переписать следующим образом:
(x – 1)2 + (y + 3)2 = 5.
Из условия следует, что (x – 1), (y + 3) – целые числа. Следовательно, данное уравнение эквивалентно следующей совокупности:
Теперь можно выписать всевозможные целые решения уравнения.
Ответ: (5; 6); (-6; -5); (-3; 4); (-4;3).
Решить уравнение: 9x2 + 4y2 + 13 = 12(x + y).
Решение:
Группируем:
(9x2 – 12x + 4) + (4y2 – 12y + 9) = 0.
Теперь каждую скобку можно свернуть по формуле квадрата разности.
(3x – 2)2 + (2y – 3)2 = 0.
Сумма двух неотрицательных выражений равна нулю, только если 3x – 2 = 0 и 2y – 3 = 0.
А значит, x = 2/3 и y = 3/2.
Ответ: (2/3; 3/2).
Использование неравенств.
Решить в натуральных числах уравнение 5х+ 8у= 39.
Решение:
Для уменьшения перебора вариантов рассмотрим неравенства
Проведем перебор по неизвестной у с учётом условия y ≤ 4. Предварительно выразим х:
Если
у = 1, тоне
является натуральным числом.
Если
у = 2, тоне
является натуральным числом.
Если
у = 3, то
Если
у = 4, тоне
является натуральным числом.
Ответ: (3; 3).
Использование отношения делимости
Задача. Имеются контейнеры двух видов: по 130 кг и 160 кг. Сколько было контейнеров первого и сколько второго вида, если вместе они весят 3 тонны? Указать все решения.
Решение:
Пусть х – количество контейнеров первого вида, у – количество контейнеров второго вида, тогда имеем уравнение:
Значит,
разностьделится
на 13.
Если не
является натуральным числом.
Если не
является натуральным числом.
Если
Если не
является натуральным числом.
Если не
является натуральным числом.
Если,
но
Ответ: 12 контейнеров по 130 кг и 9 контейнеров по 160 кг.
Метод разложения на множители
Первоначальное уравнение путем группировки слагаемых и вынесения общих множителей приводится к виду, когда в левой части уравнения стоит произведение сомножителей, содержащих неизвестные, а справа стоит некоторое число. Рассматриваются все делители числа, стоящего в правой части уравнения. Проводится исследование, в котором каждый сомножитель, стоящий в правой части уравнения приравнивается к соответствующему делителю числа, стоящего в правой части уравнения.
Решить уравнение xy – 2 = 2x – y.
Решение:
Группируем слагаемые с целью разложения на множители:
(xy + y) – (2x + 2) = 0. Из каждой скобки вынесем общий множитель:
y(x + 1) – 2(x + 1) = 0;
(x + 1)(y – 2) = 0.
Имеем:
y = 2, x – любое действительное число или x = -1, y – любое действительное число.
Таким образом, ответом являются все пары вида (x; 2), x € R и (-1; y), y € R.
Ответ:(x; 2), x € R и (-1; y), y € R
Решить в целых числах уравнение x + y = xy.
Решение:
Перенесем все члены уравнения влево и к обеим частям полученного уравнения прибавим (–1): x + y – xy – 1 = – 1
Сгруппируем первое – четвертое и второе – третье слагаемые и вынесем общие множители, в результате получим уравнение: (x - 1)(y - 1) = 1
Произведение двух целых чисел может равняться 1 в том и только в том случае, когда оба этих числа равны или 1, или (–1).
Записав соответствующие системы уравнений и решив их, получим решение исходного уравнения.
Ответ: (0,0) и (2,2).
Доказать, что уравнение (x - y)3 + (y - z)3 + (z - x)3 = 30 не имеет решений в целых числах.
Решение:
1) Разложим левую часть уравнения на множители и обе части уравнения разделим на 3, в результате получим уравнение:
(x - y)(y - z)(z - x) = 10
Делителями 10 являются числа ±1, ±2, ±5, ±10. Заметим также, что сумма сомножителей левой части уравнения равна 0. Нетрудно проверить, что сумма любых трех чисел из множества делителей числа 10, дающих в произведении 10, не будет равняться 0. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений в целых числах.
Ответ: уравнение не имеет решений в целых числах.
Решить в целых числах уравнение zt + t – 2z = 7.
Решение:
Исходное уравнение можно преобразовать к виду (z + 1) (t – 2) = 5.
Числа (z + 1), (t – 2) являются целыми, поэтому имеют место следующие варианты:
Итак, уравнение имеет ровно четыре целых решения
Ответ: z=0,t=7; z=4,t=3; z= -2,t= -3; z= -6,t=1.
Решить уравнение в целых числах х2 + 23 = у2
Решение:
Перепишем уравнение в виде: у2- х2= 23, (у - х)(у + х) = 23
Так как х и у – целые числа и 23 – простое число, то возможны случаи:
;
;
;
;
Решая полученные системы, находим:
;
;
;
;
Ответ: (-11;12);(11;12);(11;-12);(-11;-12).
Оценочный метод.
Решить уравнение (x 2 + 2x + 2)(y 2 – 4y + 6) = 2.
Решение:
В каждой скобке выделим полный квадрат:
((x + 1) 2 + 1)((y – 2) 2 + 2) = 2. Оценим значение выражений, стоящих в скобках.
(x + 1) 2 + 1 ≥ 1 и (y – 2) 2 + 2 ≥ 2, тогда левая часть уравнения всегда не меньше 2. Равенство возможно, если:
(x + 1) 2 + 1 = 1 и (y – 2) 2 + 2 = 2, а значит x = -1, y = 2.
Ответ: (-1; 2).
Решить в целых числах уравнение (х2 + 4)(у2 + 1) = 8ху
Решение:
Заметим, что
если – решение уравнения, то
– тоже решение.
И так как х = 0 и у = 0 не являются решением уравнения, то, разделив обе части уравнения на ху, получим:
,
Пусть х > 0, у > 0, тогда, согласно неравенству Коши,
,
тогда их
произведение , значит,
Отсюда находим х = 2 и у = 1 – решение, тогда х = -2 и у = -1 – тоже решение.
Ответ: (2; 1); (-2; -1)
Выражение одной неизвестной переменной через другую
и выделение целой части дроби.
Решить в целых числах уравнение xy + x + 2y = 1.
Решение:
Путём преобразований уравнение можно свести к следующему:
Данное
преобразование не изменило ОДЗ неизвестных, входящих в уравнение, так как
подстановка y = –1 в первоначальное уравнение приводит к абсурдному
равенству –2 = 1. Согласно условию, x – целое число. Иначе говоря, тоже целое число. Но
тогда число
обязано быть целым. Дробь
является целым числом тогда и только тогда, когда числитель делится на знаменатель.
Делители числа 3: 1,3 –1, –3. Следовательно, для неизвестной возможны четыре
случая: y = 0, y = 2, y = –2, y = –4. Теперь можно
вычислить соответствующие значения неизвестной x.
Итак, уравнение имеет ровно четыре целых решения: (–5;0), (–5;2), (1;–2), (1;–4).
Ответ: (–5;0), (–5;2), (1;–2), (1;–4).
Решить уравнение в целых числах х2 + ху – у – 2 = 0.
Решение:
Выразим из данного уравнения у через х:
у(х - 1) =2 - х2,
Так как х, у –
целые числа, то дробь должна
быть целым числом.
Это возможно,
если х – 1 =
;
;
;
;
Ответ: (0; -2); (2; -2).
Использование чётности/нечётности частей уравнения.
Решить в целых числах уравнение n(n + 1) = (2k + 1)!
Решение:
Число (2k + 1)! нечётно при всех неотрицательных значениях k согласно определению (при отрицательных k оно вообще не определено). С другой стороны, оно равно числу n(n + 1), которое чётно при всех целых значениях k. Противоречие
Ответ: уравнение не имеет решений в целых числах.
Метод испытания остатков.
Этот метод основан на исследовании возможных остатков левой и правой частей уравнения от деления на некоторое фиксированное натуральное число.Рассмотрим примеры, которые раскрывают сущность данного метода.
Решить в целых числах уравнение x2 + 1 = 3y.
Решение:
Заметим, что правая часть уравнения делится на 3 при любом целом y. Исследуем какие остатки может иметь при делении на три левая часть этого уравнения.
x2 при делении на 3 дает в остатке 0 или 1.Следовательно, левая часть на 3 не делится, притом, что правая часть уравнения делится на три при любых значениях переменной y. Следовательно, уравнение в целых числах решений не имеет.
Ответ: уравнение не имеет решений в целых числах.
Решить в целых числах уравнение 5m = n2 + 2.
Решение:
Если m = 0, то уравнение примет вид n2 = –1. Оно не имеет целых решений. Если m < 0, то левая часть уравнения, а значит, и n, не будет являться целым числом. Значит, m > 0. Тогда правая часть уравнения (как и левая) будет кратна 5. Но в таком случае n2 при делении на 5 должно давать остаток 3, что невозможно. Следовательно, данное уравнение не имеет решений в целых числах.
Ответ: уравнение не имеет решений в целых числах.
Решите в целых числах 3х= 1 + y2.
Решение:
Не сложно заметить, что (0; 0) — решение данного уравнения. Остаётся доказать, что других целых корней уравнение не имеет.
Рассмотрим случаи:
1) Если x∈N, y∈N, то З делится на три без остатка, а 1 + y2при делении на 3 дает остаток либо 1, либо 2. Следовательно, равенство при натуральных значениях х, у невозможно.
2) Если х— целое отрицательное число, y∈Z , тогда 0< 3х< 1, а 1 + y2 ≥ 0 и
равенство также невозможно. Следовательно, (0; 0) — единственное решение.
Ответ: (0; 0).
Доказать, что уравнение x2 = 3y + 2 не имеет решений в целых числах.
Доказательство:
Рассмотрим случай, когда x, y ∈ N. Рассмотрим остатки от деления обоих частей на 3. Правая часть уравнения дает остаток 2 при делении на 3 при любом значении y. Левая же часть, которая является квадратом натурального числа, при делении на 3 всегда дает остаток 0 или 1. Исходя из этого получаем, что решения данного уравнения в натуральных числах нет.
Рассмотрим случай, когда одно из чисел равно 0. Тогда очевидно, решений в целых числах нет.
Случай, когда y - целое отрицательное не имеет решений, т.к. правая часть будет отрицательна, а левая - положительна.
Случай, когда x - целое отрицательное, также не имеет решений, т.к. попадает под один из рассмотренных ранее случаев ввиду того, что (-x)2= (x)2.
Получается, что указанное уравнение не имеет решений в целых числах, что и требовалось доказать.
Решить уравнение в целых числа x² + y² = 4z - 1.
Решение:
Правая часть при делении на 4 дает остаток 3.
Левая часть при делении на 4 дает остаток: 0, если оба числа четные; остаток 1, если одно из чисел четное, а второе – нечетное; остаток 2, если оба числа нечетные. Поскольку левая и правая части имеют разные остатки, то ни при каких х, у,z уравнение решений не имеет.
Ответ: решений данное уравнение не имеет.
Решить в целых числах уравнение n2 - 4y! = 3.
Решение:
Сначала перепишем исходное уравнение в виде n2 = 4y! + 3. Если посмотреть на это соотношение с точки зрения теоремы о делении с остатком, то можно заметить, что точный квадрат, стоящий в левой части уравнения, даёт при делении на 4 остаток 3, что невозможно, так как точный квадрат при делении на 4 даёт в остатке либо 0, либо 1. Следовательно, исходное уравнение не имеет решений.
Ответ: решений данное уравнение не имеет
Решить уравнение в целых числах x 2 + 5y 2 = 20x + 2.
Решение:
Перепишем уравнение в виде x 2 = -5y 2 + 20x + 2. Правая часть полученного уравнения при делении на 5 дает в остатке 2. Следовательно, x 2 не делится на 5. Но квадрат числа, не делящегося на 5, дает в остатке 1 или 4. Таким образом, равенство невозможно и решений нет.
Ответ: нет корней.
Решить в целых числах уравнение 1! + 2! + . . . + х! = у2.
Решение:
Очевидно, что
если х = 1, то у2 = 1,
если х = 3, то у2 = 9.
Этим случаям соответствуют следующие пары чисел:
х1 = 1, у1 = 1;
х2 = 1, у2 = –1;
х3 = 3, у3 = 3;
х4 = 3, у4 = –3.
Заметим, что при х = 2 имеем 1! + 2! = 3, при х = 4 имеем 1! + 2! + 3! + 4! = 33 и ни 3, ни 33 не являются квадратами целых чисел. Если же х > 5, то, так как
5! + 6! + . . . + х! = 10n,
можем записать, что
1! + 2! + 3! + 4! + 5! + . . . + х! = 33 + 10n.
Так как 33 + 10n – число, оканчивающееся цифрой 3, то оно не является квадратом целого числа.
Ответ: (1; 1), (1; –1), (3; 3), (3; –3).
Решение уравнения как квадратного относительно
одной из неизвестных.
Решить в целых числах уравнение 5x2 – 3xy + y2 = 4.
Решение:
Перепишем данное уравнение в виде 5x2 – (3x)y + (y2 – 4) = 0. Его можно рассмотреть как квадратное относительно неизвестной x. Вычислим дискриминант этого уравнения:
Для
того чтобы уравнение имело решения, необходимо и достаточно, чтобы , то есть
Отсюда имеем следующие
возможности для y:
Y = 0, y = 1, y = –1, y = 2, y = –2.
Итак, уравнение имеет ровно 2 целых решения: (0;2), (0;–2).
Ответ: (0;2), (0;–2).
Решите в целых числах 5х2+5у2+8ху+2у-2х+2=0.
Решение:
Если попытаться решить данное уравнение методом разложения на множители, то это достаточно трудоёмкая работа, поэтому это уравнение можно решить более изящным методом. Рассмотрим уравнение, как квадратное относительно х
5х2+ (8у - 2)х + 5у2+ 2у + 2 = 0
D = (8у - 2)2 - 4·5(5у2 + 2у + 2) = 64у2 - 32у + 4 = -100у2- 40у – 40= = -36(у2+ 2у + 1) =
-36(у + 1)2
Для того, чтобы уравнение имело решения, необходимо, чтобы D = 0.
-36(у + 1)2= 0. Это возможно при у = -1, тогда х = 1.
Ответ: (1;-1)
Решите уравнение 5х² - 2ху + 2у² - 2х – 2у + 1= 0.
Решение:
Рассмотрим данное уравнение как квадратное относительно х с коэффициентами, зависящими от у, 5х² - 2(у + 1)х + 2у² – 2у + 1= 0.
Найдём четверть дискриминанта D/4=(y+1)²-5(2y²-2y+1)=-(3y-2)².
Отсюда следует, что уравнение имеет решение только тогда, когда -(3у – 2)² = 0 , отсюда следует у = ⅔, затем находим х = ⅓.
Ответ: (⅓; ⅔).
Решить уравнение х 2 – 6x + y – 4√y + 13 = 0.
Решение:
Решим уравнение как квадратное относительно x. Найдем дискриминант:
D = 36 – 4(y – 4√y + 13) = -4y + 16√y – 16 = -4(√y – 2) 2. Уравнение будет иметь решение только при D = 0, т. е. в том случае, если y = 4.
Подставляем значение y в исходное уравнение и находим, что x = 3.
Ответ: (3; 4).
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.