Основные направления работы:
1. Расширение словарного запаса жестового языка
2. Обучение жестовому языку
3. Коррекция произношения (если у ребенка присутствует речевые предпосылки)
Обследование проходило в индивидуальном порядке, по карте комплексного обследования.
Коррекционно-педагогическая работа проводилась в течении 12 занятий. В течении обследования у всех детей было выявлено достаточно хорошее уровень умения владения дактилем. Двенадцать занятий коррекционной работы:
1. Обучение русской дактильной азбуке:
Обучение происходила по книге С. В. Корсун и И. А. Гинзберг «Азбука для неслышащего малыша». Детям предлагалась картинка с буквой и словом на данную букву. Внимание ребёнка обращалось на артикуляцию дефектолога, далее внимание переключалось на правую руку педагога, т.е. жест обозначающий данную букву. Для более лучшего усвоения ребёнком жестового обозначения буквы, дефектолог должен поднести руку ближе в губам, чтобы ребенок усвоил артикуляцию и жест вместе, а не раздельно. Далее просим ребенка повторить за педагогом и артикуляцию, и движение руки (жест). Проводить работу необходимо до полного и точного повторения ребенком самостоятельно жеста и артикуляции.
2. Считывание с губ:
Обучение происходило индивидуально. Ребенку показывалась картинка с буквой и произносилась педагогом. Для более лучшего восприятия ребенком буквы, лучше картинку педагогу поднести очень близко к губам, чтобы ребенок четко усвоил артикуляционный уклад звука. Для дальнейшей работы с детьми с нарушениями слуха, рекомендуется приобрести дидактическое обеспечение: плакаты с изображением артикуляции при том или ином звуке, книги по обучению считывания с губ, на родительских собраниях проводить консультации по обучению детей считыванию с губ.
3. Геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник):
Для коррекционной работы в формирующем эксперименте использовалось 5 геометрических фигур.
Обучение происходило с воздействием не только на зрительное восприятие, но и тактильное. Детям предлагалась картинка с изображение геометрической фигуры и кусочек ткани в виде той или иной фигуры:
круг-бархат; овал-кожа; квадрат-лен; треугольник-шелк; прямоугольник-хлопок. Обязательное сопровождать артикуляцией и жестом. Обращать внимание ребенка на жестовое обозначение.
4. Цвета (красный, желтый, синий, белый, черный):
В коррекционной работе использовались базовые цвета. Обучение происходило после изучения геометрических фигур, поэтому детям предлагалось изучить форму и далее цвет. Например: красный круг, синий треугольник, белый овал, желтый квадрат и чёрный прямоугольник. Все слова педагог сопровождает артикуляцией и жестом так, чтобы ребёнок усвоил более точно жест и артикуляцию, которые обозначают данный цвет.
Желательно дополнительно продактилировать название цвета, чтобы развивать навыки грамоты у детей.
5. Игрушки (кукла, машинка, мяч, мишка, матрёшка):
Обучение по теме «игрушки» сопровождалось показом картинки, артикуляцией и жестовым обозначением.
6. Фрукты (яблоко, груша, апельсин, лимон, банан):
Обучение на занятии проходило с использованием муляжей фруктов: яблоко, груша, апельсин, лимон и банан. Так детям более легко давалось запомнить жестовое обозначение того или иного фрукта, так как зрительное восприятие у детей с нарушенным слухом более лучше развито.
Желательно дополнительно продактилировать название, чтобы развивать навыки грамоты у детей.
7. Овощи (картофель, огурец, морковь, капуста, помидор):
Обучение проходило аналогично обучению фруктов. Детям предлагались муляжи овощей: картофель, огурец, морковь, капуста и помидор. Дети более успешно осваивают обозначение овощей, которые они знают. Поэтому обучение продуктам нужно проводить в домашних условиях, так как дети смогут не только потрогать, но и попробовать на вкус продукты.
8. Домашние животные (корова, свинья, курица, кошка, собака):
Обучение жестовому обозначению домашних животных дети усваивали более лучше, чем другие блоки слов, так как все дети из экспериментальной группы любят животных, следовательно им было интересно изучать жестовое обозначение того или иного животного.
9. Времена года (зима, весна, лето, осень):
Детям предлагалась серия картинок на то или иное время года. Обучение проходило последовательно, т.е. сначала предлагалась серия картинок на такое время года, как зима, далее весна, лето и осень. Помимо наглядности детям задавались вопросы по характеристики времени года. Детям с более сложной структурой нарушения необходимо несколько раз повторять для более лучшего усвоения.
10. Время суток (утро, день, вечер, ночь):
Обучение временам суток, кроме обучения жестовому языку, также было направленно и на развитие воображения (разложение картинок по смыслу). Обучение сопровождалось артикуляцией и жестом. Так же для более лучшего усвоение материала по теме «время суток» было самостоятельно изготовлены часы со стрелками: часовая, минутная и секундная. Так дети более точно и ясно усвоили, когда они просыпаются, завтракают, гуляют, спят днем и т.п.
11. Дни недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье):
Обучение проходило с использование пазла, который был нарисован и вырезан самостоятельно. С помощью пазла, дети более лучше воспринимали последовательность дней недели.
12. Профессии (врач, продавец, воспитательница, певец, повар):
Обучение сопровождалось артикуляцией и жестом.
Именно на индивидуальных занятиях ребенок начинает демонстрировать свои первые успехи, и в доступной, занимательной форме выполняет достаточно сложную работу – познает мир и совершенствует полученные знания, умения и навыки.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.