Основные направления совместной деятельности педагога и психолога для профессионального становления обучающихся
В системе профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ актуальным является непрерывное и комплексное сопровождение при полноценной реабилитации обучающихся инвалидов, которое осуществляется специалистами образовательной организации и включает в себя, помимо профессиональной составляющей, психолого-педагогическую, медицинскую, социально-средовую. Комплексная цель сопровождения состоит в непрерывной и всеобъемлющей реабилитации, реализации профессионального обучения и социальной поддержке обучающихся на базе образовательного процесса.
Сегодня система сопровождения профессионального образования инвалидов и лиц с ОВЗ структурирована и регламентирована. Минобрнауки России указывает образовательным организациям профессионального образования на необходимость при обучении инвалидов и лиц с ОВЗ осуществлять для них комплексное сопровождение (организационно-педагогическое, психолого-педагогическое, медицинско-оздоровительное, социальное) в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной или психолого-медикопедагогической комиссии. Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебы обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса.
Организационно-педагогическое сопровождение может включать:
¾ контроль посещаемости занятий;
¾ помощь в организации самостоятельной работы, в том числе в случаях заболеваний;
¾ организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся;
¾ контроль аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов;
¾ коррекцию взаимодействия «педагог – обучающийся» в учебном процессе;
¾ консультирование педагогов и сотрудников по психофизическим особенностям обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ, коррекцию ситуаций затруднений;
¾ инструктажи и семинары для педагогов
Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности:
¾ - Диагностическое. Данное направление реализуется с целью определения уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и дальнейшего отслеживания динамики развития данной группы обучающихся. Психолог определяет особенности личностного развития, состояние эмоционально-волевой сферы, поведенческие особенности и особенности развития познавательной сферы обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Реализует программу «Психологическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья». Преподаватель, мастер производственного обучения отслеживают уровень освоения основной образовательной программы. Данные психолого-педагогической диагностики обсуждаются и анализируются специалистами и педагогами, дается обобщенная оценка уровня актуального развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, вырабатываются рекомендации.
На первом этапе проводились совместно с психологом мероприятия направленные на диагностику индивидуальных особенностей обучающихся, на индивидуальную и групповую коррекции, а так же на индивидуальное и групповое консультирование.
¾ - Консультативное;. Обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, и социализации обучающихся.
|
Задачи (направления) деятельности |
Планируемые результаты. |
Виды и формы деятельности, мероприятия. |
|
Консультирование педагогических работников по вопросам образования |
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с обучающимися, , группой |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
|
Консультирование педагогических работников по выявленным проблемам у обучающихся, оказание помощи |
1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с обучающимися |
Индивидуальные, групповые, тематические консультации |
¾ - Образовательное. Разработка и реализация программы.
Исходя из психофизического развития и состояния здоровья обучающихся-инвалидов и лиц с ОВЗ обучение по образовательным программам осуществляется с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.
В рамках реализации методического проекта уроки теоретического и практического обучения для группы 1 курса по профессии «Оператор ЭВ и ВМ» моделировались с учетом изучения тем рабочей программы теоретического и практического обучения, с использованием игровых технологий и технологии разноуровневого обучения для повышения мотивации к обучению. На занятиях применялись активные методы обучения, которые ориентированы на быструю адаптацию вновь поступивших учеников и на создание условий для свободного развития каждой личности: разгадывание кроссвордов; составление интеллект-карт с логическими цепочками и опорных конспектов на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в виде краткого условного конспекта, представляющего собой наглядную конструкцию, замещающую систему фактов, понятий, идей как взаимосвязанных элементов целой части учебного материала, проведение занятий в нетрадиционной форме: деловых игр; проведение соревнований между командами в группе, разыгрывание ролей. В рамках методического проекта было проведено открытое занятия в форме деловой игры в группе по профессии «Операторы ЭВ и ВМ» 1 курс, по теме: «Электронные таблицы Excel, как средство создания дидактических материалов»
Комплексное сопровождение определяет работу по формированию общей культуры личности, преодолению трудностей в обучении и адаптации обучающегося с ОВЗ. Помимо этого, данное направление находит свое отражение в разработке адаптированной образовательной программы. В условиях психолого-педагогического направления деятельности осуществляется коррекционно-педагогическая работа с обучающимися с ОВЗ по созданию условий для обеспечения раскрытия возможностей путем включения обучающегося в успешную деятельность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.