УДК 376.37
Ильиных Светлана Геннадьевна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
г. Челябинск, Российская Федерация
Савельева Светлана Владимировна
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
г. Челябинск, Российская Федерация
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ОТ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.
Воспитатель и учитель-логопед работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи, должны знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения, которые заключаются в следующем.
Воспитатель работает над формированием звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
Учитель-логопед работает над исправлением звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.
Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа появления звука, этапа усвоения звука в речи. Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа учителя-логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений и навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:
Воспитатель |
Учитель-логопед |
Работает по формированию правильного звукопроизношения. |
Работает по исправлению звукопроизношения. |
1.Подготовительный этап |
|
Уточнение движений органов артикуляционного аппарата (воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука). |
Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата (в зависимости от характера нарушения звука учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали). |
2.Этап появления звука. |
|
Уточнение звука по подражанию (воспитатель использует способность ребенка к подражанию. Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет правильное произнесение звука, фиксируя внимание ребенка на звучании (развивая слуховое внимание, обеспечивающее правильное произношение) и артикуляции звука). |
Постановка звука (отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом учитель-логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука). |
3.Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи). |
|
Закрепление правильного произношения звука (воспитатель контролирует правильное произнесение звуков детьми, не только во время занятий, но и в режимные моменты. Закрепляет у детей правильные речевые навыки). |
Автоматизация звука (последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы). |
Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом (произноситься утрированно). Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев, и добиваться того же от ребенка.
Воспитателю следует слышать и контролировать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Вместе с тем речь воспитателя должна быть четкой, хорошо интонированной, эмоционально выразительной, предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевыми нарушениями.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.