Основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения
Оценка 4.6

Основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения

Оценка 4.6
docx
24.04.2024
Основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения
СТАТЬЯ ИЛЬИНЫХ И САВЕЛЬЕВА (2).docx

УДК 376.37

 

Ильиных Светлана Геннадьевна

                                                                                                           Учитель-логопед высшей                      квалификационной категории

г. Челябинск, Российская Федерация

 

Савельева Светлана Владимировна

                                                                                                           Учитель-логопед высшей                      квалификационной категории

г. Челябинск, Российская Федерация

 

 

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ОТ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

 

Воспитатель и учитель-логопед работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи,  должны знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения, которые заключаются в следующем.

 

 Воспитатель работает над формированием звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

 

Учитель-логопед работает над исправлением звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.

 

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа появления звука, этапа усвоения звука в речи. Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа учителя-логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений и навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:

             

Воспитатель

Учитель-логопед

Работает по формированию правильного звукопроизношения.

Работает по исправлению звукопроизношения.

 1.Подготовительный этап

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата (воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука).

Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата (в зависимости от характера нарушения звука учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали).

2.Этап появления звука.

Уточнение звука по подражанию

(воспитатель использует способность ребенка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет правильное произнесение звука, фиксируя внимание ребенка на звучании (развивая слуховое внимание, обеспечивающее правильное произношение) и артикуляции звука).

Постановка звука (отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом учитель-логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука).

3.Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи).

Закрепление правильного произношения звука (воспитатель контролирует правильное произнесение звуков детьми, не только во время занятий, но и  в режимные моменты.

Закрепляет у детей правильные  речевые навыки).

Автоматизация звука (последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы).

                        

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом (произноситься утрированно). Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев, и добиваться того же от ребенка.

 

Воспитателю следует слышать и контролировать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Вместе с тем речь воспитателя должна быть четкой, хорошо интонированной, эмоционально выразительной, предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевыми нарушениями.

 

 

 

 

 

 


 

УДК 376.37 Ильиных Светлана

УДК 376.37 Ильиных Светлана

Уточнение звука по подражанию (воспитатель использует способность ребенка к подражанию

Уточнение звука по подражанию (воспитатель использует способность ребенка к подражанию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2024