Основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения

  • docx
  • 24.04.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала СТАТЬЯ ИЛЬИНЫХ И САВЕЛЬЕВА (2).docx

УДК 376.37

 

Ильиных Светлана Геннадьевна

                                                                                                           Учитель-логопед высшей                      квалификационной категории

г. Челябинск, Российская Федерация

 

Савельева Светлана Владимировна

                                                                                                           Учитель-логопед высшей                      квалификационной категории

г. Челябинск, Российская Федерация

 

 

ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ОТ РАБОТЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

 

Воспитатель и учитель-логопед работающие с детьми с тяжелыми нарушениями речи,  должны знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения, которые заключаются в следующем.

 

 Воспитатель работает над формированием звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.

 

Учитель-логопед работает над исправлением звукопроизношения – это работа с детьми, имеющими стойкие затруднения при овладении звукопроизношением, направленная на преодоление этих недостатков.

 

Как при формировании, так и при исправлении звукопроизношения работа над звуками состоит из трех основных этапов: подготовительного, этапа появления звука, этапа усвоения звука в речи. Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа учителя-логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений и навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:

             

Воспитатель

Учитель-логопед

Работает по формированию правильного звукопроизношения.

Работает по исправлению звукопроизношения.

 1.Подготовительный этап

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата (воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука).

Создание определенных положений и тренировка движений органов артикуляционного аппарата (в зависимости от характера нарушения звука учитель-логопед вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильными или совсем отсутствовали).

2.Этап появления звука.

Уточнение звука по подражанию

(воспитатель использует способность ребенка к подражанию.

Подбирая звуковые образы (звукоподражания), соответствующие данному звуку, воспитатель закрепляет правильное произнесение звука, фиксируя внимание ребенка на звучании (развивая слуховое внимание, обеспечивающее правильное произношение) и артикуляции звука).

Постановка звука (отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата теперь вводятся в комплекс движений, и таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука. Путем повторений перед зеркалом учитель-логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произнесение изолированного звука).

3.Этап усвоения звука (правильное произношение звука в речи).

Закрепление правильного произношения звука (воспитатель контролирует правильное произнесение звуков детьми, не только во время занятий, но и  в режимные моменты.

Закрепляет у детей правильные  речевые навыки).

Автоматизация звука (последовательное введение звука в речь: слог, слово, предложение, потешки, стихотворения, рассказы).

                        

Занимаясь с ребенком, воспитатель обязан помнить, что проговаривание всего фонетического материала должно происходить с обязательным выделением закрепляемого звука голосом (произноситься утрированно). Воспитатель не должен пропустить ни одной фонетической или грамматической ошибки в речи ребенка. Весь речевой материал воспитатель обязательно должен проговаривать громко, четко, медленно, но ни в коем случае не по слогам и не нараспев, и добиваться того же от ребенка.

 

Воспитателю следует слышать и контролировать дефекты речи детей не только в фонетическом, но и в грамматическом ее оформлении и знать, что ошибки детей – не случайность, а симптом их речевого неблагополучия. Вместе с тем речь воспитателя должна быть четкой, хорошо интонированной, эмоционально выразительной, предельно грамотной, фонетически правильной, так как она служит образцом для детей с речевыми нарушениями.