Вся задача воспитания — заставить человека
не только поступать хорошо,
но и наслаждаться хорошим;
не только работать, но и любить работу.
Рёскин
Д.
Основные положения педагогического опыта
Стремительно движется время, изменяется наше общество, а вместе с ним и отношения между людьми. Тесоциально-экономические перемены, которые происходят в нашей стране и мире в целом, требуют существенных изменений внутри всей системы образования. Современный человек, живущий в динамично меняющемся мире, должен уметь активно адаптироваться к окружающим его условиям, осмысливать изменения, происходящие в обществе, определять и переопределять свое место в современной социокультурной жизни, быть социально и профессионально мобильным, быть творчески развитой личностью. Наряду с усилением статуса знаний и интеллекта, не менее значимым фактором развития подростка выступает воспитание креативных качеств личности, как сущностной характеристики любой человеческой деятельности. В ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка» записано: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы. Поэтому развитие творческого потенциала личности во всем богатстве и многообразии, создание условий для наиболее полной и успешной самореализации школьников является первоочередной задачей системы образования и воспитания.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, вокруг ученика должна быть создана такая атмосфера, где ему будет хорошо и комфортно, где он может самореализовать себя. В создании такой атмосферы классный руководитель играет главную, ключевую роль. Он не только руководит, он направляет и воспитывает. Воспитание должно проходить и через общий коллектив, главное условие существования которого – возможность собраться всем вместе. Коллектив проходит через несколько стадий своего развития. Макаренко связывал эти четыре стадии с педагогическим требованием:
• педагог сам предъявляет требования;
• создаётся актив и педагог предъявляет требования к активу;
• создаётся общественное мнение, т.е. создаётся сплочённый коллектив, который предъявляет требования к личности;
• личность предъявляет требования к самой себе.
«Работа – это лучший способ наслаждаться жизнью», - утверждал известный немецкий философ Иммануил Кант. Главное в моей работе – воспитание творческой, духовно-нравственной личности. И в это понятие я вкладываю воспитание духовного богатства, широкого мировоззрения, высокой нравственности, общительности, развитие творческого потенциала, способности влиять на решения и деятельность коллектива. Ю. Рюриков писал, что «Воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества», и я полностью с ним согласна. Мне кажется, что главное в деятельности классного руководителя – это содействие саморазвитию личности, реализации её творческого потенциала, обеспечение активной социальной защиты ребёнка, создание необходимых и достаточных условий для активизации усилий учащихся по решению, прежде всего, собственных проблем, и конечно же создание крепкого коллектива. А.С. Макаренко писал, что коллектив – это единство учителя и учеников. Одной из черт демократического воспитательного процесса А.С. Макаренко считал самоуправление, без которого он не мыслил развитие детского коллектива, детского управления. Вспомним, как работали органы детского самоуправления. Законодательный орган – это общее собрание всего коллектива, где каждый имеет право решающего голоса. Общее собрание решает самые важные вопросы жизни класса. Никто не мог отменить решения общего собрания. Исполнительный орган – это совет командиров, куда входили командиры первичных отрядов и председатели комиссий. Именно оно определяло жизнь, труд, быт, досуг, отдых всего коллектива, а иногда и судьбу одного человека. «Я принял решение — я отвечаю» — вот это переживание ответственности творило чудеса, хотя воспитывалось с огромным трудом.
Антон Семёнович так организовал педагогический и трудовой процесс в коммуне, так что «каждый ребёнок включался и систему реальной ответственности»: и в роли командира, и в роли рядового. Там, где отсутствует эта система, считал Макаренко, часто вырастают безвольные, не приспособленные к жизни люди.
Для реализации этой программы каждый учитель должен составить свою программу воспитания по классу, чтобы в классе у учащихся мог сформироваться весь комплекс умений самосовершенствования (от самопознания до самореализации). Моя задача как классного руководителя – обратить внимание на мельчайшие особенности личности каждого ребенка и с уважением отнестись к ее самым незначительным проявлениям, чтобы поддержать, убедить растущего человека в ценности и необходимости развития его индивидуальности, содействовать саморазвитию личности, реализовывать её творческий потенциал, готовить к дальнейшей жизни. Ещё в XIX веке Л.Н. Толстой говорил: «Если ученик в школе не научился ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать». Задумываемся ли мы когда-нибудь над тем, почему люди становятся поэтами, художниками, артистами? Зависит ли это от умственных способностей? Да безусловно, но главное ли это? Я думаю, что нет! Людей творческих отличает особое умение видеть, слышать то, что не увидели, не услышали другие. Они тоньше чувствуют, различают оттенки, они неравнодушны к действительности, их души полны впечатлений, которые необходимо выразить в каких-либо образах. Значит, судьба наших учеников, их будущий успех во многом зависит от того, насколько мы сумеем их научить видеть необычное в окружающем мире, замечать то, что восхитит, удивит, заставит опечалиться.
Необходимо создать такие условия, при которых учащиеся были бы поставлены в положение активных участников процесса обучения. Работа в классе нацелена на формирование творческой личности ученика, повышение уровня учебной мотивации, развитие познавательного интереса и их творческой самореализации. Работая с классом, я стараюсь развивать творческий потенциал в разных направлениях.
Хореографическое направление. Уже в первобытном обществе танец был одним из первых способов выражения чувств. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он приносит радость как исполнителю, так и зрителю. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Но вместе с этим он вырабатывает такие качества как упорство, настойчивость, терпение, трудолюбие и многие другие. Любые направления в хореографии (классическое, народное, бальное, современное) чрезвычайно полезны для ребенка, способствуют его физическому, нравственному и эстетическому развитию;
Журналистика. Очень важно научить ребенка ориентироваться в огромном потоке различной информации, уметь ее осмыслять и творчески выбирать. Школьная газета является средством объединения детей разных возрастов, способностей. Она служит средством развития личности ребенка, учащиеся могут раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, свои способности в различных микроколлективах: пресс-центрах, пресс-клубах, фото- и видеостудиях, дизайнерских группах, летописцах, поэтах, сатириках и, наконец, в традиционных классных и школьных редколлегиях. Интервью, беседы с людьми различных профессий, увлечений – все это помогает, слушая и наблюдая других, найти себя, выбрать свой путь, создать собственный кодекс моральных принципов. Приобретение исследовательских навыков (анализ, синтез, систематизация материала) – умение определиться с темой, вариантами достижения цели, способами решения проблем позволяют выработать активную позицию с учетом собственных интеллектуальных и психологических особенностей. Способность доводить дело до конца – конечный результат (статья, газета, видеофильм) должен быть конкурентоспособным, а значит качественно и оригинально изготовленным.
Проектно-исследовательское направление. Что способствует развитию познавательной, творческой деятельности учащихся, которая по своей структуре соответствует научной деятельности. Она характеризуется: целенаправленностью, активностью, предметностью. Её результатом является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений и новых знаний для учащихся.
Ролевая игра. А.С.Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, как у взрослых имеет деятельность, работа, служба. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…», игровая деятельность может быть разной: изобразительной, театрализованной, конструктивной, музыкальной, это не важно, важно то, что при правильной организации она может обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставить каждому ребенку пережить радость творчества. Основная задача воспитания – пробудить творческую активность детей, стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность, в ходе которой ребёнок приобретает опыт переживания ситуации, бескорыстного удовольствия и эмоционального наслаждения, сможет реализовать потребность в действенном художественно–образном освоении впечатлений окружающей жизни, приобрести способность эстетического мировосприятия. Игру можно определить, как духовно–практическое действие, направленное на удовлетворение потребности ребёнка в познании окружающего мира и собственного «я» на языке художественных образов. Эффективность творческого развития ребёнка в процессе игры обеспечивается адекватностью переживаний ребёнком игрового образа, который обуславливает характер действий ребёнка. Овладевая игровыми навыками, умениями, ребёнок сознательно участвует в создании игровой ситуации и выполнении игровых правил и действий, способствующих решению поставленных в игре задач.
В заключении хочется отметить, что если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных умений, то в творческой деятельности ученикможет сам себе поставить цель, найти способы ее достижения, отобрать материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы. Поэтому творчество имеет огромную воспитательную ценность. Природа щедро наградила каждого ребёнка возможностями развиваться. И каждый ученик может подняться на самые высокие ступени творческой деятельности. И именно мы должны создать определенные условия для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться и вывести уже гармонично развитую личность ребёнка на позицию активного творца своего жизненного пути.
Источники:
1. Доклад исполняющего обязанности министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области С.А. Нелюбова на пленарном заседании XVIII Новосибирских Рождественских образовательных чтений «Современные задачи профессиональной и духовно-нравственной подготовки учителя».- Режим доступа: http://www.minobr.nso.ru/sites/minobr.nso.ru/wodby_files/files/news/2014/12/doklad_ministra.doc. (Дата обращения)
2. Лутовинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи: концепции, программа, организационно-методические основы. Пособие для педагогов, руководителей. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/molodyozhnaya-politika-v-protsesse-formirovaniya-tsennostnyh-orientatsiy-sovremennoy-rossiyskoy-molodyozhi
3. http://do.gendocs.ru/docs/index-241602.htmlhttp://
4. www.imc-new.com/teaching-potential/competitions-of-prof-trades/189-recommendations-pedagogical-experience
5. http://makarenko-museum.narod.ru/lib/Abakan_Mak_Rdrs_2007.htm#А_02
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.