|
Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Белоярского района Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Белоярский» (СОШ №1 г. Белоярский)
|
Борзенко Наталья Владимировна
Педагог-психолог
первой квалификационной категории,
член ТПМПК Белоярского района
Основные принципы и методы обучения детей с расстройствами аутистического спектра
Основные принципы обучения детей с РАС
1. Принцип специального структурирования деятельности.
2. Принцип осмысленности.
3. Принцип вариативности.
4. Принцип лаконичности и простоты инструкций учителя.
5. Принцип специального «усиленного» поощрения ребёнка.
Методы обучения и воспитания детей с РАС
1. Наглядные методы обучения и воспитания детей с РАС
Визуализация режима дня, визуализация плана урока, наглядное подкрепление информации:
· схемы, алгоритмы, списки правил, позволяющих выполнять те или иные действия на уроках, переменах и в бытовых ситуациях
• наглядное подкрепление при изучении новых слов и понятий
• сопровождение текстов фотографиями и иллюстрациями
• презентации при подаче знаний об окружающем
• соединение абстрактных понятий с образами и символами
Наглядное подкрепление инструкций
• подкрепление инструкции символом
• подкрепление инструкции-действия рисунком
• дробление задания в виде наглядных инструкций
• использование визуальных алгоритмов выполнения заданий
• использование памяток, визуальных подсказок
Образец выполнения
• моделирования действия
• образец ответа
• образец заполнения таблицы, схемы и т.д.
• алгоритм выполнения задания – визуальный план выполнения
Визуализация правил поведения
Социальные истории
2. Практические методы обучения и воспитания детей с РАС
Индивидуальная корректировка объема задания
• Установите границы задания
• Сократите объем заданий
• Предъявляйте задания маленькими частями
• Замените задание другим
Помощь в переходах от одной деятельности к другой
Побуждение к самостоятельному поиску информации
Обучение переносу знаний
Обучение работе в паре, в группе
3. Словесные методы обучения и воспитания детей с РАС
Адаптация устной речи (четко, конкретно, кратко, спокойно, без иронии и идиом)
Обучение выполнению инструкций
• либо слушать, либо делать
• краткие, четкие инструкции
• проверяйте понимание
• используйте письменные инструкции
Работа над обогащением словаря
• специальное обучение абстрактным понятиям
• работа над пониманием синонимов
• разбор ключевых понятий
Обучение ответам на вопросы
• достаточно времени для ответа
• задавайте вопросы сразу
• подкрепите вопрос визуальной подсказкой
• предложите выбрать ответ
• научите выделять главное
• давайте задания для домашней отработки ответов
• обозначьте вопросы до выполнения задания
• необходимо специальное обучение
Адаптация текстов
• упрощение предложений
• выделение ключевых слов в текстах и задачах
• дополнительный разбор сложных слов и морфологических оборотов
• все материалы для прочтения давать для домашней проработки
4.Специфические дидактические материалы
• Нумикон
• Абак
• Специальный тренажер для письма
• Специальные рабочие тетради
• Учебные материалы и учебники
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.