ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
Оценка 5

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

Оценка 5
docx
другое
Взрослым
19.10.2020
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ
Урок 1.docx

ТЕМА: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИИ ПОСЕЛЕНИЯ

 

1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕРРИТОРИЙ НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ

1.1 Влияние местных условий на выбор территорий для населенных мест

Природные факторы оказывают первостепенное влияние на градостроительное проектирование и определяют решение архитектурно-планировочных задач. Поэтому необходимо тщательное изучение климатических, топографических, геологических и гидрологических условий местности, материалов гидрографических и геоморфологических исследований, характеристик почв и растительности, а также данных о наличии местных строительных материалов, ресурсов питьевой волы, энергоресурсов. Данные, характеризующие природные условия местности, служат исходным материалом при разработке мероприятий по инженерной подготовке, застройке и благоустройству населенных мест или отдельных участков их территорий.

Данные о климатических условиях необходимы для установле­ния высотного расположения населенных мест, их размещения по отношению к водным бассейнам и зеленым массивам, определения расстояния от жилых районов до промышленных предприятий с различной степенью санитарной вредности, планировки сети улиц.



Рис. 1. Условные обозначения искусственных сооружений на геодезических картах в планах

 Результаты исследований грунта изображают общепринятыми условными обозначениями (рис. 2) на геологических разрезах (табл. 2), а при проектировании улиц и дорог на продольном про­филе с указанием нумерации скважин (рис. 3).


 

image4

Рис. 2. Условные обозначения грунтов на геологических разрезах

Талица 1

Рис. 3. Продольный профиль дороги с геологическим разрезом

Для решения вопросов инженерной подготовки территории на­ряду с геологическими данными используют материалы, характе­ризующие ее литологию. Литология — отрасль геологии, изучаю­щая горные породы сточки зрения их состава, структуры, физико­химических свойств, условий образования и процессов изменения. Эти исследования позволяют выявить пригодные, малопригодные (требующие улучшения) и не пригодные дни застройки участки тер­ритории.

Гидрогеологические изыскания определяют характер залегания, минерализации и режим грунтовых (подземных) вод, которые во многих случаях отрицательно влияют на устойчивость грунтов, а следовательно, и на устойчивость возводимых на них сооружении.

Грунтовые воды могут содержать различные вредные примеси и разрушительно действовать на подземные части сооружений. При высоком уровне стояния грунтовых вод ухудшаются условия строительства, требуется проведение мероприятий но понижению их уровня, что ведет к удорожанию строительства. Переувлажне­ние грунтов приводит также к ухудшению санитарно-гигиеничес­ких условий населенных мест. В условиях переувлажненности вер­хних слоев грунта и замерзания вод в зимних условиях может про­исходить пучинообразованис, т. с. неравномерное поднятие грунтов, особенно пылеватых и глинистых. При оттаивании обра­зовавшихся в грунте ледяных прослоек (линз) возможно продавливание грунтов под нагрузкой, приводящее к разрушению рас­положенных на нем сооружений, а также дорожных покрытий. Данные геологических и гидрогеологических изысканий фикси­руют в таблицах, тексте, на планах местности с применением ус­ловных обозначений (рис. 4).


 


Рис. 4. Условные обозначения на планах, характеризующие геологическое строение территории

Для определения условий водоснабжения населенных мест с использованием грунтовых вод производят специальные гидрогеологические изыскания. При использовании грунтовых вод для нужд населения через артезианские скважины либо колодцы необходимо определить качество воды, дебит и глубину залегания. При этом устанавливают источники образования грунтовых вод (ключи или просачивающиеся в грунт атмосферные осадки — процесс инфильтрации). В результате изысканий на местности составляют гидрогеологическую карту с указанием глубины расположения грунтовых вод (с помощью гидроизогипс-линий их горизонтов). Указывают характер изменения глубины залегания грунтовых вод в различные сезонные периоды года.

Гидрографические исследования проводят для получения общих характеристик и режимов рек, озер и других водоемов, а также болот и плавней.

Геоморфологические исследования позволяют определить рельеф и физико-геологические процессы, которые происходят в районах, намечаемых к освоению для застройки (подверженность сейсмическим, просадочным и карстовым явлениям, оползням, подмывам, селевым потокам).

В характеристике почв и растительности приводят сведения о почвах, толщине растительного слоя грунта, произрастающих по­родах деревьев, в том числе наиболее распространенных и лучшим образом приживающихся в местных условиях. Эти данные необ­ходимы для разработки проектов благоустройства и озеленения ос­ваиваемых для градостроительства территорий.

Изыскание местных строительных материалов имеет большое значение для снижения стоимости строительства, в том числе транспортных затрат.

1.2 Грунты

Таким образом, прежде чем приступать к работам по инженер­ной подготовке территории, нужно определить все вышеуказан­ные параметры для принятия единственно правильного и обосно­ванного решения.

Вкратце напомним, что любая территория состоит из грунтов, и дадим их краткие характеристики со строительной точки зрения и условий производства работ.

Грунтами называются любые горные породы, залегающие пре­имущественно в пределах зоны выветривания земли и являющие­ся объектом инженерно-строительной деятельности человека. Грунты используются в качестве основания, среды или материала для возведения зданий и сооружений.

В соответствии с ГОСТ 25100-82 все фунты классифицируют в зависимости от происхождения и условий образования, характе­ра структурных связей между частицами, состава и строительных свойств грунтов.

Грунты подразделяют на два основных класса: скальные и нс- скальныс.

Скальные грунты — это грунты с жесткими структурными свя­зями, к которым относятся магматические (граниты, диориты), метаморфические (гнейсы, кварциты, сланцы), осадочные сцемен­тированные (песчаники, конгломераты) и искусственные.

Нескальные грунты — это грунты без жестких структурных свя­зей. К ним относят рыхлые горные породы, включающие несвяз­ные (сыпучие) и связные породы, прочность которых во много раз меньше прочности связей минералов, слагающих эти породы. Ха­рактеризуются эти породы (грунты) раздробленностью, дисперс­ностью, что коренным образом отличает их от скальных весьма прочных пород.

В состав грунтов входят твердые минеральные частицы, вода в различных пилах и состояниях и газообразные включения, а иногда и органические соединения.

Твердые минеральные частицы грунта представляют систему разнообразных по форме, составу и размерам зерен. Размеры зе­рен колеблются от десятков сантиметров для валунов и до мель­чайших коллоидных частиц.

Нсскальные грунты по размерам минеральных частиц подраз­деляют на следующие виды:

крупнообломочные (валунные, галечннковые, гравийные и щебенистые) с содержанием частиц крупнее 2 мм > 50% по массе;

песчаные (гравелистые, крупные, средней крупности, мел­кие и пылеватые);

пылевато-глинистые (супеси, суглинки и глины). Среди пылевато-глинистых грунтов необходимо выделять грунты, проявляющие специфические неблагоприятные свойства при замачивании, — просадочные и набухающие.

К просадочные относятся грунты, которые под действием внеш­ней нагрузки или собственного веса при замачивании водой дают осадку, называемую просадкой. Просадочными свойствами обладают лёссовые и другие макропористые грунты, содержащие кар­бонаты кальция.

К набухающим относятся грунты, которые при замачивании модой или химическими растворами увеличиваются в объеме.

К особым видам грунтов следует отнести биогенные грунты, плывуны, растительные и мерзлые фунты. Грунты, содержащие значительное количество органических веществ, называются биогенными. К ним относятся заторфованные фунты, торфы и сапронели (пресноводные илы).

Ил — водонасыщенный современный осадок водоемов, образовавшихся в результате протекания  микробиологических процессов, имеющий влажность, превышающую влажность на границе текучести.

Плывуны — это фунты, которые при вскрытии приходят в движение подобно вязко текучему телу, встречаются среди водонасыщенных мелкозернистых пылеватых песков.

Почвы или растительные грунты — это природные образова­ния, слагающие поверхностный слой земной коры и обладающие плодородием.

К нескальным искусственным грунтам относятся грунты, уплот­ненные различными методами (трамбованием, укаткой, виброуплотнением, взрывами, осушением), насыпные и намывные.

1.3 Мероприятия по охране окружающей среды

Активное воздействие строителей на природную окружающую среду объясняется в первую очередь тем, что все возводимые зда­ния и сооружения непосредственно взаимодействуют со многими элементами природной среды. Для обеспечения этого взаимодей­ствия приходится в той или иной мерс прибегать к нарушению сложившейся природной обстановки.

При возведении подземной части зданий и сооружений в пер­вую очередь нарушаются природные условия, поэтому при проек­тировании зданий и сооружений, а также методов их возведения необходимо прогнозировать возможные изменения окружающей природной среды и разрабатывать необходимые меры защиты и со­хранения природы.

Характер нарушения природной окружающей среды при воз­ведении подземной части зданий и сооружений разнообразен, при этом на этот характер существенное влияние оказывает вид вы­полняемых работ (рис. 5).

Рис. 5. Характер нарушения природной окружающей среды

Разрушение природного рельефа связано с выполнением зем­ляных и водопонизительных работ, а также с другими работами по устройству оснований и фундаментов. Нарушение природного рельефа проявляется в виде оползней, обвалов, обрушений, прова­лов, эрозии, оседания местности.

Наиболее опасной считается водная эрозия, при которой смы­вается верхний слой земли талыми и дождевыми водами, уничто­жаются растительность, леса, особенно на склонах гор и речных долин, что способствует развитию оврагов и обрушению склонов. Распространению эрозии способствует вырубка лесов. Иногда к ускорению водной эрозии приводят неправильная организация строительства (отсутствие подъездных и внутриплощадочных до­рог с твердым покрытием).

Для предотвращения оползней не допускается уплотнение грунтов предвари тельным замачиванием и замачивание с исполь­зованием глубинных взрывов на оползнеопасных склонах.

При производстве крупных водопонизительных работ необходимо предусматривать меры, предотвращающие сдвижки и осад­ки земной поверхности, например регулирование водопонизительных работ.

Нередко территории, на которых ведутся земляные работы, превышают площадь открытых выработок в 10—15 раз. На пло­щадях навсегда разрушаются природные ландшафты, и восстано­вить их уже не удается. Для уменьшения этих потерь необходимо заранее обосновать проведение работ и планировать их с большой тщательностью и осторожностью.

При подземных разработках грунта происходит оседание по­верхности земли, что ведет к образованию на поверхности трещин, воронок, углублений, которые, не имея стока, превращаются в болота.

При устройстве подземной части зданий и сооружений почвен­ный покров на стройплощадках срезается землеройными маши­нами и зачастую перемещается и перемешивается с другим грун­том. Рационально срезанный почвенный слой следует сохранять и в дальнейшем использовать при выполнении работ по благоуст­ройству населенных мест или рекультивации земель.

Разработка грунта машинами и нарушение верхнего слоя зем­ли передвижением транспорта способствуют развитию ветровой эрозии, в результате которой мелкие частицы выдуваются из по­чвы, что ухудшает ее состав и способствует уничтожению расти­тельности.

Стройплощадки зачастую являются источниками загрязнения почвы, поверхностных и подземных вод. Серьезные загрязнения наблюдаются при рытье котлованов, траншей, при изыскательс­ких и буровзрывных работах, закреплении оснований, намыве грунта земснарядами, при прокладке коммуникации, возведении подземных сооружений, бетонных работах, смыве загрязнений со стройплощадок и образовании свалок строительного мусора.

Транспортировка и хранение ряда строительных материалов (цемент, гипс, раствор, бетон, химические растворы), осуществ­ляемые без соблюдения установленных технических требований, часто приводят к загрязнению поверхности, почвы, дорог и пос­ледующему смыву этих загрязнений в водоемы.

Неблагоприятное воздействие на состояние водных бассейнов оказывают буровзрывные работы, намыв грунта, устройство кот­лованов, смыв поверхностных вод со стройплощадок в водные бас­сейны.

Вскрытые подземные воды при производстве земляных работ, излившись на поверхность, распространяются в горизонтальном положении (направлении), заполняют пониженные места рельефа и образуют заболоченные участки и солончаки. Соль поднимает­ся ветрами, загрязняет большие территории сельхозугодий. Про­исходит нарушение водно-солевого баланса почв. Наиболее эф­фективен для регулирования водно-соле во го баланса почв глубо­кий дренаж, обеспечивающий стабильное понижение уровня подземных вод. Необходимо отметить, что дренажные воды во многих случаях содержат большое количество солей и не пригод­ны для полива, а сброс их в реки может создать неблагоприятные условия для их обитателей.

Иногда лля производства работ приходится осушать заболочен­ные земли. В таких случаях необходимо иметь в виду, что болота играют роль аккумуляторов влаги, регулируя речной сток (напри­мер, в случае полного осушения всех болот вся вода сойдет весной в паводок, и летом реки обмелеют).

Ряд машин, работающих на устройстве подземной части зда­ний и сооружений, имеет двигатели внутреннего сгорания, кото­рые загрязняют воздух выхлопными газами. Загрязняется воздух также при термическом или химическом закреплении грунтов, приготовлении растворов.

Для снижения вредных выбросов в атмосферу существует не­обходимость широкого перевода на электропривод компрессоров, грузоподъемных механизмов и машин, насосов, сваебойных агре­гатов, экскаваторов и других машин.

Особое внимание следует обратить на необходимость сниже­ния объема земляных работ в черте города, так как перевозка грун­та связана с загрязнением воздуха выхлопными газами и пылыо.

Серьезная проблема городов — шум, который наносит вред человеку и природе. Источниками шума на стройплощадке явля­ются транспортные средства и строительная техника, в особенно­сти сваебойные агрегаты.

В комплексе мероприятий по охране природной окружающей среды не последнее место занимает использование в строитель­стве промышленных отходов. Особенно широкое применение при устройстве оснований находят шлаки — побочные продукты, по­лучаемые при плавке металлов. Зола может быть использована в качестве вяжущего компонента для укрепления грунтов.

Необходимо иметь в виду, что важнейшая задача строителей — не только сохранение природных ландшафтов и сельхозугодий, но и восстановление их путем рекультивации ранее использованных промышленностью и строителями земель.

Под рекультивацией понимается комплекс инженерных и ме­лиоративных работ, направленных на восстановление продуктив­ности нарушенных территорий и возвращение их в сельскохозяй­ственный оборот или другие виды использования. Методы рекуль­тивации использованных земель включают засыпку выработок отвальными породами и грунтом, восстановление растительного слоя и насаждений.

1.4 Особые условия инженерной подготовки территорий

Стихийные бедствия: оползни, карстовые образования, селе­вые потоки, землетрясения — наносят большой материальный ущерб. На пути движения они разрушают постройки, дороги, унич­тожают сельхозугодия. Разрушительное действие перемещающихся земляных масс при образовании оползней или селевых потоков распространяется далеко за пределы области их возникновения (конус выноса). Участки территории, подверженные этим явлени­ям, люди никогда не заселяли. Однако карсты, оползни, обвалы часто возникали на потенциально опасных участках после их за­селения в результате неправильной хозяйственной деятельности человека. Обвалы, оползни, селевые потоки также возникают на территориях, расположенных в сейсмических районах во время землетрясений.

Опасные участки устанавливают в натуре по следам оставших­ся разрушений и уточняют по опросу местного населения, по­стоянно проживающего в этих условиях.

Оползни

Оползнями называют перемещения земляных масс на склонах, возникающие под действием силы тяжести в результате наруше­ния равновесия земляных масс. По объему пришедших в движе­ние земляных масс и глубине их захвата оползни разделяют на оплывины, осовы и собственно оползни.

Оплывины — движение земляных масс, захватывающих неболь­шой верхний слой почвы крутых откосов, сложенных из глинис­тых пород (побережье Азовского моря: Чумбур-коса, Круглое, Се- мибалки).

Осовы — движение по склону отложившихся разрушенных по­род в результате их сильного переувлажнения.

Собственно оползни — перемещение больших объемов земля­ных масс, захватываемых на большую глубину. Оползни возника­ют на откосах берегов рек, морей, оврагов и горных склонах.

При небольшой глубине смещения земли оползневые накоп­ления имеют вид неровной бугристой поверхности, при больших смешениях рельефа поверхности оползни носят более спокойный характер. Деревья, расположенные на оползневых склонах, име­ют наклонное положение или дугообразное искривление у комле­вой части («пьяный лес») и характеризуют этот склон как ополз­невый.

Не следует на склонах и верхней бровке откосов складывать строительные и другие тяжелые материалы, а также размещать монументальные массивные сооружения. При выполнении пла­нировочных работ нельзя срезать у подошвы оползневого склона большие массы грунта, которые являются естественным упором (контрфорсом).

Изменение сложившихся условий на оползневом склоне мо­жет привести к возникновению оползня. Во избежание динами­ческих нагрузок и сотрясений склонов нельзя строить автомобиль­ные дороги для движения грузового транспорта по верхней бров­ке откоса выявленной границы закарстованной территории во избежание возможных просадок и провалов дороги.

Сели

Селями называют горные потоки, насыщенные большим ко­личеством обломочных материалов и рыхлых пород (грязевые по­токи). Селевые потоки появляются внезапно, они имеют большую разрушительную силу и сносят все на своем пути: транспортные сооружения, дороги, строения, дома, другие встретившиеся пре­пятствия, увлекают их за собой, тем самым еще более увеличивая свою разрушительную силу. В долинах погребенными под слоем камней и грязи остаются возделанные сельхозугодия и селения. Сели встречаются почти во всех горных районах страны. Селевой поток формируется в верхней области горной реки в результате выпадения ливня на крутые участки склона, образующего потоки воды, имеющие большую скорость движения. Кроме того, при ин­тенсивном таянии снега, накопившегося в горах, вода заполняет пониженные места, образовавшиеся среди каменных завалов, и когда устойчивость завалов оказывается недостаточной, разруша­ет их. В этот момент происходит сброс накопившейся воды в до­лину но руслу реки.

В зависимости от количества и состава несомого материала се­левые потоки разделяют на водокаменные, грязевые и грязекаменные. Водокаменные потоки образуются на слаборазрушенных горных склонах, на которых накопились обломочные породы. Грязе­вые потоки формируются на склонах, покрытых большим количеством рыхлых песчано-глинистых пород, а грязекаменные потоки — при наличии на склонах в достаточном количестве и тех И других материалов. Такие потоки обладают наибольшей разру­шительной силой.

Разрушительная сила селевых потоков характеризуется объ­емом наносов за период одного селевого паводка, который зависит от размеров водосборной плошали бассейна и измеряется в тыс. м*, отнесенных на 1 км2.

Комплекс защитных мероприятий составляют агроселемелиоративные работы, которые проводят для уменьшения размеров образующегося селевого потока, а также строительство специаль­ных защитных инженерных сооружений для борьбы с уже сформировавшимся потоком. Большое значение имеет сохранение тра­вяного покрова, кустарников и деревьев, растущих в пределах селеопасного бассейна стока.

Для снижения скорости движения потоков создают искусственные препятствия, устраивая поперечные борозды на горных склонах и выполняя террасирование склонов. Строят защитные сооружения — плотины, запруды, дамбы, аккумулирующие емко­сти.

В местах пересечения селевых потоков с оросительными кана­лами. дорогами, сельхозугодьями устраивают селеотводные желоба типа акведуков для перепуска потока воды и грязи на противо­положную сторону защищаемого сооружения и обеспечения даль­нейшего движения потока к месту образования конуса выноса.

Сейсмические явления

В результате действия внутренних сил Земли возникают дви­жения земной коры, которые сопровождаются упругими колеба­ниями, вызывающими сейсмические явления — землетрясения. Они постоянно наблюдаются в горных районах Восточного и За­падного полушария. В равнинных условиях землетрясения или совсем не наблюдаются, или очень редки и сила их составляет 1 — 3 балла. Области, подверженные частым землетрясениям, называ­ют сейсмическими.

По происхождению землетрясения бывают тектоническими, т.е. связанными с горообразовательной деятельностью (90%), вул­каническими и обвальными, возникающими при обрушении пустот, появившихся при образовании карста. Очаг возникновения зем­летрясения называют гипоцентром. Точку на земной поверхности, расположенную над центром очага возникновения землетрясения, называют эпицентром.

Прежде всего и наиболее сильно сотрясение земной поверх­ности происходит в эпицентре. От одного и того же удара возни­кает сотрясательное и волнообразное движение.

Скорость распространения сейсмических волн в горных поро- mix изменяется в зависимости от возраста пород. Кроме того, в плотных породах землетрясения распространяются быстрее и за­хватывают большие пространства. При этом разрушения зданий менее значительны, чем на рыхлых породах. В рыхлых породах, слабо сцепленных между собой каменных массах землетрясения распространяются слабее, но в то же время являются наиболее раз­рушительными. На равнинных участках при прочих равных усло­виях сила сотрясения будет меньше, чем на участках поверхности со сложным рельефом.

Сила землетрясений в нашей стране измеряется по 12-балльной шкале. При силе до 5 баллов нет заметного ущерба зданиям и сооружениям.

При проектировании и застройке территории в сейсмических районах, в которых сила землетрясений достигает 6-9 баллов, сле­дует руководствоваться соответствующими СНиПами, применять монолитные железобетонные пояса, монолитные железобетонные обрамления дверных и оконных проемов и другие конструкции. Па территориях, сейсмичность которых превышает 9 баллов, воз­водить здания не допускается.

При застройке сейсмоопасных территорий следует избегать строительства зданий, имеющих большую длину и сложные очер­тания, нужен компактный план, приближенный к квадрату.

Внешние транспортные связи дублируют, при этом дублеры располагают на значительном расстоянии один от другого. Ши­рину улиц намечают с учетом этажности зданий, но не уже трех-четырехкратной высоты зданий. Перекрестки магистралей обще­ственного транспорта выполняют в виде небольших площадей во избежание образования завалов на проезжей части улиц при воз­можном обрушении зданий и приостановлении движения город­ского транспорта.

Конструкции зданий и других сооружений выполняют из мо­нолитного железобетона с жесткими связями. Деревянные конст­рукции более пригодны, чем кирпич, который не может противо­стоять сдвигающим и растягивающим усилиям, возникающим в момент землетрясения.

1.5 Выбор пригодных территорий

На выбор территории для размещения населенных мест оказы­вают влияние различные факторы, недоучет которых может приве­сти к значительному удорожанию строительства или неблагопри­ятным условиям проживания в них.

Важнейшим фактором являются природные условия, предопре­деляющие рациональность проектных решении. От характера при­родных условий зависит объем мероприятий по инженерной под­готовке территорий для размещения различных объектов городско­го строительства (промышленность, жилье, места отдыха и спортивных занятий и т. д.).

По природным и санитарным условиям территории, подлежа­щие использованию в градостроительных целях, подразделяют на благоприятные, неблагоприятные и особо неблагоприятные катего­рии. Отнесение территории к той или иной категории зависит от характера рельефа местности, сопротивления фунтов сжатию, гид­рогеологических условий, степени затопляемости, наличия забо­лачиваемости, оврагов, оползневых и карстовых явлений, харак­тера почвы, условий проветривания и инсоляции, размыва бере­гов рек и водоемов (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика природных условий территории по степени благоприятности их использования для жилищного строительства

1.6 Основные планировки населенных мест

В соответствии с проектной численностью населения города и другие населенные пункты подразделяют на несколько групп:

Города с населением (тыс. чел.): сверхкрупные — более 3000; крупнейшие — >1000; крупные — 250—500; большие — 100—250; средние — 50—100;

малые — до 50.

Поселки: крупные — более 10; большие — 5—10; средние — 3—5; малые — до 3.

Сельские населенные пункты: крупные — более 5; большие — 2—5; средние — I—2; малые — до 0,5—1.

При разработке проектов застройки городов или поселков дол­жно быть обеспечено зонирование территории по функциональ­ному назначению с учетом обеспечения благоприятных условий проживания и удобной связи с местом трудовой деятельности жи­телей и местами отдыха.

По функциональному назначению территории города или по­селка выделяют селитебную (рекреационную) и внеселитебную (промышленную) зоны.

Селитебная предназначается для жилых районов, а внесели- тебная — для размещения промышленных, производственных, коммунально-складских объектов (склады, гаражи, депо, автопар­ки и внешний транспорт), очистных сооружений и т. д. Правила и нормы проектирования населенных мест предусматривают разме­щение селитебных территорий с наветренной стороны для ветров преобладающего направления (согласно данным розы ветров), а 1акже выше по течению рек но отношению к промышленным зо­нам. Наибольший вектор розы ветров указывает, с какой стороны горизонта действуют преобладающие ветры.

Селитебную территорию города деляг на жилые районы, в со­став которых входят несколько микрорайонов. По своей органи­зации микрорайон обеспечивает полную систему культурно-бы- твого обслуживания. На территории микрорайона располагают жилые и общественные здания (школы, магазины, детские сады). Размещение учреждений в микрорайоне производят исходя из ус­ловия пешеходной доступности: до школ, остановок городского транспорта — не более 500 м; до детских садов — не более 300 м.

Сеть микрорайонных проездов, тротуаров должна составлять единую систему, обеспечивающую безопасность движения пеше­ходов и транспорта, исключающую вредное воздействие городс­кой) транспорта на жилую территорию. Внутри микрорайона не «опускается городское транспортное движение. Разрешается пе­редвижение автотра не порта к учреждениям обслуживания и жи- мым домам для подвоза грузов, мебели, что избавляет население о| необходимости пересекать напряженные транспортные пути.

Комфортные санитарно-технические условия проживания за­висят от благоустройства и озеленения микрорайона, жилых рай­онов города или поселка, расположения и ориентации зданий. Размещение и ориентация жилых и общественных зданий долж­ны обеспечивать инсоляцию жилых помещений и территорий, а также меры по ограничению в соответствии с требованиями сани­тар}! ых норм теплового воздействия солнечного облучения.

Санитарные и противопожарные нормы разрывов между зда­ниями для нормальной инсоляции и проветривания помещений следует принимать по СНиПам.

Расстояние от жилых и общественных зданий до детских са­дов, лечебных учреждений, школ должно составлять не менее 2,5 высоты противостоящего наиболее высокого здания.

Большое значение имеет и озеленение микрорайонов — не ме­нее 40—45%.

1.7 Основные положения проектирования генерального плана

При разработке проектов планировки и благоустройства насе­ленных мест, жилых районов и микрорайонов, а также при проек­тировании зданий или сооружений одним из важнейших этапов проектной работы является разработка генерального плана.

Генеральный план представляет собой горизонтальную проек­цию участка, на котором расположены проектируемое здание или группа зданий.

В составе рабочих чертежей проектов гражданских зданий раз­рабатывают генпланы 1: 500 и 1: 1000 с детальным изображением всех сооружений, проездов, дорожек, озеленения и благоустрой­ства с учетом функциональной или технологической связи проек­тируемого здания с другими зданиями или сооружениями, их ори­ентации по сторонам света.

При разработке генплана большое внимание уделяется привяз­ке здания к рельефу местности, выраженному на чертеже гори­зонталями по данным геодезических исследований, а также под­водке инженерных коммуникаций.

Экономичность благоустройства при решении генплана жилого микрорайона зависит от целесообразности использования территории, определения количества жилой площади в м: на 1 га тер­ритории микрорайона (плотность жилого фонда брутто). Жилая территория брутто включает собственно жилую территорию и уча­стки детских учреждений, школ, коммунальных учреждений, физ­культурные площадки, микрорайонный сад.

Санитарно-технические условия проживания характеризуют­ся плотностью застройки, определяющейся как отношение пло­щади застройки (м2) к жилой территории (м2), выраженной в %.

Плотность жилого фонда и плотность застройки являются тех­нико-экономическими показателями генплана микрорайона но ('Ни Пам.

В промышленности генеральный план представляет собой схе­му (в метрах I : 1000 или 1 : 500) проектируемого объекта промыш­ленного комплекса с расположением проектируемых и существу­ющих зданий и сооружений, основными проездами, подъездны­ми железнодорожными и автомобильными путями, озеленением II т. д.

В основу разработки генерального плана предприятия закла­дывают схемы подачи сырья и вывоза готовой продукции. Схемы должны исключать транспортные встречи готовой продукции с сырьем.

Генеральный план предприятия разрабатывают исходя из обес­печения наилучшей организации технологического процесса, при­менения прогрессивных видов транспорта и рационального ис­пользования территории.

Здания и сооружения на генеральном плане размещают с уче- 1ом минимальной протяженности наружных коммуникаций (электрокабельных, холодных и горячих трубопроводов, канализацион­ных сетей и т. д.), обеспечивающих технологический процесс в проектируемых зданиях и сооружениях.

Расстояние между зданиями и сооружениями должно отвечать требованиям санитарных норм и соответствующих СНиПов.

Взаимное расположение зданий и сооружений осуществляется г учетом выделяемых производственных вредностей и розы ветров.

Промышленные предприятия, выделяющие производственные вредности (газ, дым, копоть, пыль, неприятные запахи и шум), не­обходимо располагать по отношению к ближайшему жилому райо­ну внизу по течению реки и с подветренной стороны для господствуюших ветров, определяемых по розе ветров. Их отделяют от гра­ниц жилых районов санитарно-зашитными зонами (разрывами). Господствующее направление ветров принимают по средней розе ветров теплого периода на основе многолетних наблюдений.

Санитарно-зашитной зоной считают территорию между про­изводственными помещениями, складами и установками, выделя­ющими производственные вредности, и жилыми и другими зда­ниями жилого района.

Санитарно-защитная зона (разрыв) устанавливается в зависи­мости от класса предприятия и. колеблется от 1000 м для I класса до 50 м для V класса.

Разрывы между зданиями и сооружениями должны быть ми­нимальными (не менее 6 м) исходя из условий размещения проез­жих дорог, тротуаров и инженерных сетей, с соблюдением требо­ваний санитарных и противопожарных норм.

В проекте генерального плана предприятия предусматривают озеленение свободной от застройки территории предприятия в виде газонов с посадкой деревьев и кустарников. На магистраль­ных проездах, используемых для массового прохода рабочих, при­меняют рядовую посадку деревьев и кустарников. Ширину зеле­ной зоны планируют от 3 до 5 м.

Строительство группы предприятий в составе промышленных узлов с общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомогательными производствами, с единой системой бытового обслуживания работающих и их семей, рациональным решением архитектурно-планировочных и градостроительных задач даст не­оспоримые преимущества и значительный экономический эффект по сравнению со строительством отдельно стоящих предприятий.

1.8 Элементы городских улиц и дорог

Улицей называется полоса территории города, ограниченная застройкой и предназначенная для движения транспорта и пе­шеходов. Городские дороги служат для движения транспорта меж­ду обособленными районами города, а также для связи улиц с загородными дорогами и для объезда города транзитным транс­портом. В зависимости от назначения улицы и дороги разделяют­ся на категории, т. е. классифицируются (табл. 4).

Таблица 4

Классификация городских улиц и дорог

Категория улиц и дорог

Основное назначений

Скоростные дороги

Скоростная транспортная связь удаленных районов населенных пунктов между собой, с крупными про­мышленными районами и с автомобильными доро­гами общей сети. Развязка движения в разных уров­нях с обеспечением непрерывности движения транс­порта

Магистральные

улицы:

общегородского

значения.

районного значения

Транспортная связь между жилыми, промышленны­ми, складскими районами, а также с центром насе­ленного пункта, объектами общегородского значения (вокзал, парк, стадион и др.). скоростными магистра­лями и автомобильными дорогами общей сети. Раз­вязка движения в одном или разных уровнях. Местная транспортная связь в пределах жилых и промышленных районов, транспортная связь жилых и промышленных районов с магистральными ули­цами общегородского значения и скоростными до­рогами

Улицы и дороги местного значения: жилых районов,

промышленных и складских районов

Транспортная пешеходная связь микрорайонов и отдельных групп зданий с магистральными улицами. Транспортная и пешеходная связь отдельных про­мышленных предприятий и складов с магистральными улицами

Проезды

Транспортная и пешеходная связь внутри микрорай­онов с улицами местного движения; подъезды к от­дельным объектам промышленных районов

 

Городские транспортные площади являются узловыми пунктами городского дви­жения, их располагают на пересечениях и слияниях магистраль­ных улиц. На них происходит сосредоточение и распределение транспортных потоков по основным направлениям движения в Юроде.

Городские скоростные дороги являются автомагистралями выс­шею технического класса, предназначенными для пропуска транзитных по отношению к центру потоков автомобильного транс порта, и должны обеспечить удобные транспортные связи сели­тебных районов между собой, с промышленными территориями, а также с аэропортами, загородными зонами отдыха и автомобиль­ными дорогами общегосударственного значения.

Скоростные автомобильные дороги могут располагаться на специальных полосах отвода по селитебным территориям, между защитными полосами озеленения, на эстакадах, в выемках, тон­нелях, на территории внешнего транспорта (например, в полосе отвода железной дороги), на резервных селитебных территориях.

Дороги проектируют в полной изоляции от пешеходных доро­жек, местного движения транспорта.

Магистральные улицы в зависимости от интенсивности движе­ния и других местных особенностей проектируют для непрерывно­го движения — с устройством пересечения с другими улицами и дорогами, а также пешеходных переходов в разных уровнях и регу­лируемого движения — с устройством пересечений в основном на одном уровне. Пересечения с другими улицами на одном уровне магистральных улиц общегородского значения с регулируемым дви­жением предусматривают не чаще, чем через 0,5 км.

В состав поперечных профилей улиц и дорог входят проезжие части, тротуары, полосы зеленых насаждений и полосы для про­кладки подземных инженерных сетей и сооружений, в необходи­мых случаях — полосы для трамвайного движения, разделения дви­жения разных направлений, а также полосы для проезжих частей местного движения и велосипедных дорожек.

Размер и состав элементов поперечного профиля улиц и дорог следует определять с учетом категорий улиц, характера и расчет­ной интенсивности движения всех видов городского транспорта и пешеходов, распределения проезжих частей, типа застройки, ре­льефа местности, способа отвода поверхностных вод, размещения подземных инженерных сетей, зеленых насаждений, оросительных каналов.

В генеральных планах строительства и реконструкции городов при проектировании схемы магистральных улиц, их пересечений, при расчете пропускной способности всей сети улиц необходимо предусматривать создание достаточных по вместимости автомо­бильных стоянок, пересечения в разных уровнях и другие плани­

роночные решения, способные обеспечить бесперебойное движе­ние транспорта.

Ширину улиц в пределах красных линий следует принимать не менее: магистральных улиц общегородского значения — 45 м, районного значения — 35 м, улиц местного движения при много- лажной застройке — 25 м, при малоэтажной — 15 м. При этом необходимо соблюдать установленные санитарные разрывы меж­ду зданиями.

Проезжую часть улиц и дорог в зависимости от состава, разме­ра, скорости и условий безопасности движения транспорта про­ектируют либо обшей ддя всех видов транспорта, либо в виде са­мостоятельных конструктивно выделяемых полос, предназначен­ных для отдельных видов транспорта, а также для движения с разными скоростями или в разных направлениях.

Ширину проезжей части улиц, дорог и площадей устанавлива­ют в зависимости от перспективной интенсивности движения и пропускной способности одной полосы, а также с учетом катего­рии улицы или дороги (табл. 5).

Таблица 5

Зависимость ширины проезжей части от категории улиц, дорог и площадей

Улица современного города представляет собой сложное ин­женерное сооружение. Она имеет наземное оборудование и под­омное хозяйство. К наземному оборудованию относятся дорож­ные одежды проезжей части и тротуаров, конструктивные элемен­ты освещения, связи и городского электрического транспорта, ука­затели остановок транспорта, устройства и знаки регулирования уличного движения, киоски, будки и павильоны различного на­значения, зеленые насаждения. Подземное хозяйство включает сети трубопроводов и кабелей различного назначения (водоснаб­жение, канализация, водостоки, электроснабжение, теплофикация, связь и газоснабжение и др.), проложенные под проезжей частью, тротуарами и зонами зеленых насаждений.

Степень сложности подземного и наземного оборудования и благоустройства городской улицы может быть различной. В пер­вую очередь она зависит от назначения улицы, сроков ее застрой­ки, видов и характера располагающихся на ней зданий, интенсив­ности и характера движения, состава транспорта, перемещающе­гося по улице.

При проектировании городской улицы решают ряд вопросов инженерного благоустройства, среди которых важнейшими явля­ются: вертикальная планировка улицы и прилегающих к ней тер­риторий, организация движения транспорта и пешеходов на пе­регонах и перекрестках улиц, прокладка подземных инженерных сетей, организация водоотвода на самой улице и с прилегающих кварталов застройки, освещение и озеленение улиц. Эти вопросы решают с учетом эстетических, бытовых и технико-экономичес- ких требований при проектировании планировки и застройки ули­цы, а также в процессе ее строительства или реконструкции. По­этому при проектировании и строительстве улиц необходимо учи­тывать, что городская улица является не только дорогой, по которой движутся транспорт и пешеходы, но и частью городского архитектурного ансамбля.

1.9 Вопросы для самопроверки

1. Назовите основные местные условия, влияющие на выбор тер­ритории Оля населенных мест.

2. Перечислите классы и виды грунтов.

3. Назовите вредности и нарушения природной среды, возникаю­щие в зависимости от видов выполняемых работ.

4. Каковы особые условия инженерной подготовки территории, их особенности и меры по предотвращению материального ущерба ?

5. Дайте характеристику селитебной и внеселитебной зон пла­нировки населенных мест.

6. Чем различаются благоприятная, неблагоприятная и особо неблагоприятная категории территорий населенных мест ?

7. Назовите основные положения проектирования генерального плана.

8. Дайте классификацию городских улиц и дорог.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ТЕМА: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕМА: ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ

Рис. 2. Условные обозначения грунтов на геологических разрезах

Рис. 2. Условные обозначения грунтов на геологических разрезах

Рис. 3. Продольный профиль дороги с геологическим разрезом

Рис. 3. Продольный профиль дороги с геологическим разрезом

Рис. 4. Условные обозначения на планах, характеризующие геологическое строение территории

Рис. 4. Условные обозначения на планах, характеризующие геологическое строение территории

Грунты Таким образом, прежде чем приступать к работам по инженер­ной подготовке территории, нужно определить все вышеуказан­ные параметры для принятия единственно правильного и обосно­ванного решения

Грунты Таким образом, прежде чем приступать к работам по инженер­ной подготовке территории, нужно определить все вышеуказан­ные параметры для принятия единственно правильного и обосно­ванного решения

Почвы или растительные грунты — это природные образова­ния, слагающие поверхностный слой земной коры и обладающие плодородием

Почвы или растительные грунты — это природные образова­ния, слагающие поверхностный слой земной коры и обладающие плодородием

Разрушение природного рельефа связано с выполнением зем­ляных и водопонизительных работ, а также с другими работами по устройству оснований и фундаментов

Разрушение природного рельефа связано с выполнением зем­ляных и водопонизительных работ, а также с другими работами по устройству оснований и фундаментов

Иногда лля производства работ приходится осушать заболочен­ные земли

Иногда лля производства работ приходится осушать заболочен­ные земли

Круглое, Се- мибалки). Осовы — движение по склону отложившихся разрушенных по­род в результате их сильного переувлажнения

Круглое, Се- мибалки). Осовы — движение по склону отложившихся разрушенных по­род в результате их сильного переувлажнения

В местах пересечения селевых потоков с оросительными кана­лами

В местах пересечения селевых потоков с оросительными кана­лами

По природным и санитарным условиям территории, подлежа­щие использованию в градостроительных целях, подразделяют на благоприятные, неблагоприятные и особо неблагоприятные катего­рии

По природным и санитарным условиям территории, подлежа­щие использованию в градостроительных целях, подразделяют на благоприятные, неблагоприятные и особо неблагоприятные катего­рии

Поселки: крупные — более 10; большие — 5—10; средние — 3—5; малые — до 3

Поселки: крупные — более 10; большие — 5—10; средние — 3—5; малые — до 3

При разработке генплана большое внимание уделяется привяз­ке здания к рельефу местности, выраженному на чертеже гори­зонталями по данным геодезических исследований, а также под­водке инженерных коммуникаций

При разработке генплана большое внимание уделяется привяз­ке здания к рельефу местности, выраженному на чертеже гори­зонталями по данным геодезических исследований, а также под­водке инженерных коммуникаций

Строительство группы предприятий в составе промышленных узлов с общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомогательными производствами, с единой системой бытового обслуживания работающих и их семей, рациональным…

Строительство группы предприятий в составе промышленных узлов с общими коммуникациями, инженерными сооружениями и вспомогательными производствами, с единой системой бытового обслуживания работающих и их семей, рациональным…

Дороги проектируют в полной изоляции от пешеходных доро­жек, местного движения транспорта

Дороги проектируют в полной изоляции от пешеходных доро­жек, местного движения транспорта

Улица современного города представляет собой сложное ин­женерное сооружение

Улица современного города представляет собой сложное ин­женерное сооружение
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2020