Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения

  • docx
  • 24.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Основные проблемы дошкольного образования.docx

 

 

 

Статья на тему:

«Основные проблемы дошкольного образования и пути их решения»

 

 

 

 

 

Подготовила воспитатель

МАДОУ «ЦРР-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вопитатель

Дошкольное образование – важная составляющая социальной жизни нашей страны. От качества образования в ДОУ зависит очень многое, поэтому дошкольное образование сейчас рассматривается как важнейший фактор для дальнейшего успешного развития  личности ребенка.

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.  В законе «Об образовании в РФ» внесли изменения, которые вступили в силу 5.04.2021г.  Одним из направлений является просветительская деятельность, которая осуществляется вне рамок образовательных программ. В нее входит не только распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, физического развития, сюда относятся привитие ценностных установок и духовно-нравственного воспитания.

Я думаю, что данная тема особенно актуальна, т.к. именно в дошкольном возрасте у ребенка закладываются все основные особенности личности и определяется качество его дальнейшего полноценного физического и психического развития. Каждое дошкольное образовательное учреждение не только воспитывает ребёнка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию. Вырастить и правильно воспитать ребёнка, в настоящее, быстроменяющееся время, процесс непростой и очень трудоёмкий. Современному педагогу в своей непосредственной работе с детьми в условиях ДОУ  приходиться сталкивается с новыми проблемами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, которых практически не существовало ещё десятилетие назад.

На сегодняшнем этапе можно выделить одну большую проблему – проблему социально – нравственного воспитания, которая связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него, как позитивного, так и негативного характера, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка. Как известно, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. Какие бы высокие требования не предъявлялись дошкольному учреждению, проблемы социально-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках дошкольного образования.

К сожалению, в настоящее время семья в России переживает тяжёлый кризис: растёт число внутрисемейных конфликтов, разводов, увеличилось число семей социального риска, матерей – одиночек и безработных женщин. У многих родителей отсутствует такое понятие, как «ответственность» за воспитание своего ребёнка. А многие родители пытаются переложить эту ответственность на педагогов. Такое положение, несомненно, отражается на воспитании будущего поколения.

Необходимость развивать коммуникативные умения у ребенка – это важная работа педагогов и родителей. К общению относится умение слышать и слушать, умение входить в контакт со сверстниками и взрослыми, умение выражать свои мысли, понимать речь.

На сегодняшний день существует большое количество неполных семей, в которых воспитываются дети. Зачастую в таких случаях, ребенок предоставлен сам себе, потому что родителю некогда заниматься своим ребенком. К сожалению, большинство современных родителей, у которых есть подобные проблемы,  не желают сотрудничать с дошкольными образовательными организациями.

Большую роль в развитии ребенка в современном обществе стала играть внедрение нано технологий в жизнь и всеобщее пользование сетью. Интернет сейчас является просто неотъемлемой частью жизни нашей жизни. С одной стороны – это положительный фактор. Родителям становится доступно развивать ребенка в разных сферах. Но с другой стороны - интернет негативно отражается на развитии ребенка, если родители, заменяя общение, прибегают к помощи интернета, где большое разнообразие мультфильмов, игр, различных ресурсов, которые увлекают детей в виртуальный мир. Кроме того, базовая система знаний перестала сегодня играть прежнюю роль. Для человека двадцать первого столетия гораздо большее значение имеет не сумма базовых знаний, полученных в семье, школе, а, то, что он услышит по радио, увидит по телевизору, прочитает в газете, узнает из разговора окружающих людей. Таким образом, проблемы в современном образовании есть. Без общения невозможно развить коммуникативную сторону личности ребенка. Без сотрудничества родителей с детским садом невозможно полноценное развитие ребенка.

Именно поэтому в течение последних лет выявились следующие негативные изменения, которые можно отнести к детям дошкольного возраста.

1.      Резкое снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста.

2.      Рост эмоционального дискомфорта и снижение желания активных действий.

3.      Уход из жизни ребенка сюжетно-ролевой игры и, как следствие, снижение произвольности и мотивационно- потребностной сферы.

4.      Снижение любознательности и воображения у дошкольников, неразвитость внутреннего плана действий.

5.      Недостаточное сформирование мелкой моторики и, следовательно, графических навыков у детей дошкольного возраста указывают на неразвитость соответствующих мозговых структур, в том числе отвечающих за произвольность.

6.      Рост «экранной» зависимости.

7.      Астенизация телосложения и снижение мышечной силы.

8.      Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья.

2. Пути решения проблем социального воспитания

Главным и самым важным элементом любой системы являются люди. Именно поэтому в детском саду должны работать те, кто действительно хочет и умеет работать с детьми, кто любит и готов учиться общению, кто стремится постоянно расти, осваивать всё лучшее, новое и привносить это в детский сад. Развитие детей во многом зависит от окружающей их предметной среды: игрушек, пособий, материалов для рисования, лепки, конструирования, книг, музыкальных инструментов, физкультурного оборудования и др.

Педагоги должны так построить свою работу с детьми, чтобы ребенку было интересно. Ведь именно в дошкольном возрасте ребенок активно усваивает все новое. А значит и педагог должен активно внедрять в свою работу современные технологии и новые методики, которые будут актуальны в и соответствовать новым стандартам ФГОС.

Данные проблемы дошкольного образования необходимо решать, используя разнообразные формы работы с родителям. Необходимо  формировать у родителей интерес к процессу воспитания своего ребенка

Проблема  Пути решения

1.      Социально-нравственного воспитания    Стараться уделять больше времени беседам, дидактическим и сюжетно – ролевым играм с расстановкой социальных приоритетов, нравственных, семейных ценностей. Включать в образовательный процесс краткосрочные и долгосрочные проекты.

2.      Коммуникативные умения   

•       Использовать во взаимодействии с детьми сюжетно-ролевую игру.

•       Разноуровневое обучение

•        Модульное обучение

•        Развивающее обучение

•        Обучение в сотрудничестве

•        Метод проектов

•        Коллективное взаимообучение

3.      «Экранная зависимость»       Приучать детей к самостоятельной деятельности  развивающего направления, которая включает в себя: творчество, рисование, физическая активность, музыка. Прививать любовь к книгам (слушать сказки, рассказы, повести.) Акцентировать внимание родителей на то, чтобы они минимизировали просмотр мультфильмов, игры на различных электронных носителей. Больше общались с ребенком, развивая коммуникативные способности.

4.      Социализация и индивидуализация Вариативно использовать все компоненты – помощь, защиту, содействие, взаимодействовать с каждым ребенком в режимных моментах, на прогулках, в организации питания, в игровой деятельности, НОД.

5.      Взаимодействие с родителями        Использование разнообразные формы сотрудничества с родителями

•        родительские собрания

•        педагогические гостиные

•        консультационные пункты

•        совместное проведение праздников, проведение конкурсов

•        организация выставок

•        родительские клубы

•        проекты

Такое взаимодействие даст возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызовет желание расширять и углублять знания, которые они используют при воспитании ребенка, будут развивать свои креативные способности в деятельности, направленной на ребенка.

Необходимо влиять на родителей таким образом, чтобы они старались быть с ребенком на протяжении всего дошкольного возраста, помогали ему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Исходя из всего вышеизложенного, можно сказать, что современная система воспитания может быть эффективной только при создании благоприятных социально – педагогических условий. Социальное воспитание дошкольников будет эффективно лишь с личностно – ориентированным подходом.

Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.

Ребёнок должен выходить из детского сада общительным, любознательным и готовым к восприятию новой информации. Необходимо обучить детей следовать социальным нормам. Вне сомнения, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Говоря об обновлении дошкольного образования, хочется подчеркнуть, что федеральные государственные образовательные стандарты привлекут в работу дошкольных учреждений много нового. Главными критериями станут - социализация и индивидуальное развитие ребёнка, а не подготовка его к школе, как это было до сих пор.

Обучение  и воспитательная деятельность педагогов, несомненно, требует дальнейшего изучения. Разработка всевозможных пособий для обучения и тактик для успешного воспитания детей, и  внедрения их в практику дошкольных образовательных учреждений.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

1.      Федеральный закон от 5 апреля 2021 г. № 85-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" – режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400442027/

2.      Фельдштейн Д.И. «Современное Детство: проблемы и пути их решения» - Вестник практической психологии образования №2(19) апрель—июнь 2009. – режим доступа: https://www.s-vfu.ru/universitet/nauka/


 

Посмотрите также