Основные проблемы социализации детей с ОВЗ

  • Лекции
  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Автором статьи рассматриваются особенности социализации и взаимодействия со сверстниками детей с ОВЗ. Обращается внимание на необходимость включение детей в коллективные формы работы с целью получения ими важного социального опыта, предоставление им возможности получить помощь и оказать ее своим одноклассникам. Итогом статьи становится вывод о том, что социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.
Иконка файла материала Статья Кузьмина Основные проблемы социализации детей с ОВЗ.docx

Кузьмина Ирина  Анатольевна

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы «Школа № 64»

 

Основные проблемы социализации детей с ОВЗ

 

Аннотация: Автором статьи рассматриваются особенности социализации и взаимодействия со сверстниками детей с ОВЗ. Обращается внимание на необходимость включение детей в коллективные формы работы с целью получения ими важного социального опыта, предоставление им возможности получить помощь и оказать ее своим одноклассникам. Итогом статьи становится вывод о том, что социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе.

Ключевые слова: ОВЗ, социализация, общество, поведение, самооценка.

 

На нынешней стадии формирования общества обозначилось течение ухудшения состояния здоровья детей и подростков, увеличилось количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Отмеченная выше тенденция социально обусловлена и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, экологии, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни, обучения и воспитания в семье, в образовательном учреждении. Для «особых» детей, имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать специальные условия для того, чтобы ребенок был приспособлен к окружающему миру.

Под социализацией понимают процесс усвоения человеком социального опыта, приобщения его к общественным отношениям. В процессе социализации личность приобретает качества, необходимые для жизни в обществе, усваивает определённые ценности и формы поведения. При этом человек сам активно участвует в освоении норм социального поведения и межличностных отношений, в приобретении умений и навыков, необходимых для успешной реализации соответствующих социальных ролей и функций.

Основная проблема социализации – это отклонения от нормального становления личности детей с ОВЗ. Это проявляется в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности и целеустремленности, что приводит к значительному ослаблению «силы личности». Негативные тенденции развития личности ребенка с ограниченными возможностями сохраняются во всех возрастных группах и в младшей возрастной группе проявляются, в частности, в снижении игровой деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия, повышения конфликтности и отклонения в формировании общепринятых норм поведения.

А.Е. Васильченко отмечает, что социализация для младших школьников с ОВЗ является более сложной, чем для нормотипичных сверстников [2, с.1]. Это связано с тем, что ребенок до школы часто ограничен в общении со сверстниками, а значит имеет меньше опыта социального взаимодействия. Они не могут освоить все социальные роли, пока не будут общаться с большим кругом людей, которые смогут предоставить им данные роли и объяснить их характеристики. Ценности и правила жизни у таких людей тоже часто отличаются от тех, что приняты в обществе. Постановка и достижение целей, в рамках существующих норм, для них также затруднительны. Все это отражается на интеллектуальном и личностном развитии ребенка, затрудняет адаптацию в социуме, социализацию.

А.В. Алешина отмечает, что поддержка социализации детей с ОВЗ должна осуществляться в процессе обучения в начальной школе. По мнению исследователя, основными педагогическими условиями поддержки социализации будут являться:

1. Организация внеклассной работы, направленной на реализацию потребностей детей с ОВЗ в самовыражении и участии в жизни класса;

2. Использование групповой формы работы;

3. Создание толерантной доброжелательной атмосферы в классном коллективе, в который включен ребенок с ОВЗ [1, с. 1065].

Во внеклассной работе для социализации детей с ОВЗ также важно выполнять задания коллективно, включать в работу задания, предусматривающие взаимопомощь, создавать ситуации успеха, развивать групповую рефлексию и распределять задания по интересам и индивидуальным способностям.

Важно, чтобы в результате обучения в школе ребенок отнес себя не к «неполноценным», а к «нормальным» людям. В связи с этим, одним из важных психологических условий социальной адаптации человека с ограниченными возможностями здоровья являются адекватная самооценка и осознание им реального положения дел, а также эмоциональная уравновешенность, адекватные межличностные отношения, получение образования наравне с другими детьми. для формирования жизнестойкой, независимой личности, обладающей лидерскими способностями и активно взаимодействующей с другими людьми любого пола, возраста, состояния здоровья, социального статуса, необходимо проведение целенаправленной работы родителями, различными специалистами, сверстниками при активном участии и положительном настрое самого человека с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, социализация детей с ограниченными возможностями заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли приобрести и усвоить определённые ценности и общепринятые нормы поведения необходимые для жизни в обществе. Одним из условий успешной социализации детей с ограниченными возможностями является подготовка их к самостоятельной жизни, поддержка и оказание им помощи при вступлении во «взрослую жизнь», для чего, прежде всего, необходимо создать педагогические условия в семье и образовательных учреждениях для социальной адаптации детей.

Список использованной литературы

1.                 Алёшина, А. В. Педагогическая поддержка социализации детей с ограниченными возможностями здоровья / А. В. Алёшина, О. А. Поворознюк // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1063-1066. 

2.                 Васильченко, А.Е., Кузнецова, О.В. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья/ А.Е. Васильченко, О.В. Кузнецова// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». – 2018. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sotsializatsii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-1  (дата обращения: 11.11.25)


 

3.                 Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также