Как эффективно работать в смешанном классе в начальной школе

  • Лекции
  • docx
  • 03.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Автором статьи рассматриваются особенности работы с обучающимися с ОВЗ в начальной школе. Обращается внимание на особенности построение образовательного маршрута, учета индивидуальных особенностей ребенка, а также требований образовательному процессу в целом. Итогом статьи становится вывод о том, что работа с детьми с ОВЗ в начальной школе требует максимально полного учета индивидуальных особенностей обучающихся, готовности педагогов к работе с такими детьми, а также совместной работы специалистов разных направлений.
Иконка файла материала Статья Кузьмина Как эффективно работать в смешанном классе в начальной школе.docx

Кузьмина Ирина Анатольевна

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение города Москвы «Школа № 64»

 

Как эффективно работать в смешанном классе в начальной школе

Аннотация: Автором статьи рассматриваются особенности работы с обучающимися с ОВЗ в начальной школе. Обращается внимание на особенности построение образовательного маршрута, учета индивидуальных особенностей ребенка, а также требований образовательному процессу в целом. Итогом статьи становится вывод о том, что работа с детьми с ОВЗ в начальной школе требует максимально полного учета индивидуальных особенностей обучающихся, готовности педагогов к работе с такими детьми, а также совместной работы специалистов разных направлений.

Ключевые слова: ОВЗ, образование, педагог, индивидуальный образовательный маршрут, социализация, обучение.

 

Одна из приоритетных целей социальной политики России - модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В связи с этим, значительно возрос заказ общества на инклюзивное образование. Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской  Федерации.

Термин «дети с ограниченными возможностями» охватывает категорию лиц, деятельность которых характеризуется каким-либо ограничениям или недостатком способности проявлять активность разными способами или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста.

В настоящее время в проектировании социальной политики выделяются две тенденции по отношению к этой категории населения. Приверженцы первой тенденции считают, что общество должно практически принимать людей с ОВЗ и создавать им комфортные условия в среде людей, не имеющих особенности здоровья.

Вторая тенденция предлагает рассматривать лиц с ОВЗ как особую социальную группу, имеющую свою систему социальных потребностей в плане преодоления ограничений и трудностей коммуникации, но являющуюся одной из равноправных составных частей общества, существующую с ним в единой социокультурной среде. Принимая ту или другую тенденцию формирования социальной политики по отношению к лицам с ОВЗ, государство и общество по-разному конструируют организационные формы их обучения и социализации.

В этой связи актуальным становится вопрос об установлении особенностей обучения детей с ОВЗ в начальной школе вместе с детьми, не имеющими ограниченных возможностей. Так, дети не сталкиваются с риском исключения из социальной и образовательной среды, они получают необходимый для них опыт общения со сверстниками, а главное – не чувствуют себя «не такими как все».

Как отмечает А.Р. Тюменцева, в общеобразовательной школе система дифференцированного обучения для детей с ОВЗ реализуется в следующих видах:

- составление индивидуальных образовательных маршрутов;

- создание системы коррекционно-педагогической поддержки;

- дифференцирование общеобразовательных и коррекционных программ [2, с.359].

На основе сочетания типовых и специальных программ разрабатывается индивидуальное календарно-тематическое планирование по учебным предметам. В составлении данного планирования принимают участие как учителя начальных классов, так и психолог, логопед и дефектолог образовательного учреждения. Также гибкой становится и система оценивания контрольных и творческих работ.

Формы и методы организации образовательного процесса для детей с ОВЗ:

— многоуровневая подача материала (с учетом индивидуальных особенностей);

— организация деятельности и сотрудничества в малых группах;

— обеспечение выбора (целей, уровня, средств, форм работы, материала);

— организация самостоятельной деятельности на своем уровне, в своем диапазоне возможностей, что позволяет ребенку быть успешным;

— обязательная организация игровых ситуаций, где есть возможность попробовать себя в разных ролях и позициях [2, с.360].

А.Г. Наджарян в своей статье также выдвигает ряд требований к работе с учащимися начальных классов с ОВЗ: максимальная индивидуализация образовательного процесса, решение на уроке не только общеобразовательных, но и коррекционных, развивающих задач, использование правильного речевого образца педагога, формирование механизмов социальной адаптации детей с ОВЗ [1, с. 11].

В качестве рекомендаций педагогам при работе в начальной школе в смешанных классах, Е.В. Шарапова предлагает следующее:

- создание доброжелательной атмосферы на уроке;

- плавное включение в работу на уроке через организационный момент;

- исключить ситуации неожиданных вопросов и всегда оставлять время для обдумывания;

- выделять больше времени для изучения сложного материала;

- облегчить учебную деятельность использованием зрительных опор;

- активизировать работу всех анализаторов – зрительного, слухового, двигательного, кинестетического;

- чередовать виды деятельности;

- не вводить на уроке более двух новых понятий.

Таким образом, работа с детьми с ОВЗ в начальной школе требует максимально полного учета индивидуальных особенностей обучающихся, готовности педагогов к работе с такими детьми, а также совместной работы специалистов разных направлений. Только в этом случае обучение для ребенка с ОВЗ будет эффективным и комфортным.

 

Список использованной литературы

1.                 Наджарян, А.Г. Условия педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в младших классах общеобразовательного учреждения/ А.Г. Наджарян// Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8. - № 4. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-mladshih-klassah-obscheobrazovatelnogo (дата обращения: 11.11.25)

2.                 Тюменцева, А. Р. Обучение детей с ОВЗ в начальной школе в условиях общеобразовательной школы / А. Р. Тюменцева // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 358-361.

3.                 Шарапова, Е.В. Особенности работы учителя начальных классов с детьми ОВЗ в условиях инклюзивных (смешанных классов)/ Е.В. Шарапова// Наука и реальность/Science & Reality. – 2021. - № 2 (6). 1. – С.55-60.


 

4.                 Скачано с www.znanio.ru