Основные способы образования слов в русском языке
Оценка 5

Основные способы образования слов в русском языке

Оценка 5
docx
06.01.2022
Основные способы образования слов в русском языке
Основные способы образования слов в русском языке.docx

Поурочный план урока русского языка

в 6 классе по теме: «Основные способы образования слов в русском языке»

Учитель: Тулпарова Ф.Р.

Дата_________

№ урока_______

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Учебно-методический комплекс: «Русский язык» для   общеобразовательных учреждений авторов: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина; М.: Просвещение, 2014г.

Оборудование урока: доска, мел.

Цели и задачи урока:

·         Обучающая: сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.

·         Воспитывающая: воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.

·         Развивающая: развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.

УУД:

·         Познавательные: формулирование темы, поиск и структуирование информации, рефлексия;

·         Коммуникативные: умение выразить мысль;

·         Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;

·         Личностные: смыслообразование.

Ход урока

I.Организационный момент

II. Актуализация знаний

Ребята, послушайте отрывок из стиотворения.

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

·         Откуда эти строки, кто автор? («Узнак», А. С. Пушкин)

·         Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном)

·         Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)

·         Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. (грустный)

·         Ребята, какие два раздела мы с вами повторили? (Морфемика и орфография)

·         Как вы думаете, эти разделы связаны? Чем может помочь умение делалить слово на морфемы?

·         А что поможет вам правильно выполнить морфемный разбор слова?

Проблемный вопрос:

·         Давайте попробуем дать лексическое значение слов: неволя, грустный.

·         Проследим, как они были образованы. (воля неволя, грустный грусть)

·         Как образуются новые слова? (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)

·         О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определим тему урока. (Запись темы в тетрадях и на доске)

·         Какие цели мы ставим перед собой? ( познакомиться с основными способами образования новых слов, научиться определять способ образования новых слов, закрепить умения, полученные на уроке)

(цели зафиксировать на доске)

III. Изучение нового материала

Наша проблема: «Как образуются слова в русском языке?»

Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.

Давайте докажем выдвинутую гипотезу.

1.Учебное задание «Следопыт»

Задание. Попробуйте выяснить, с помощью какой морфемы было образовано каждое их них.

Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?

1. Развесёлый ___________________________________

2.Овражек _____________________________________

3.Подсвечник ___________________________________

4.Бег _________________________________________

5.Лесовоз ______________________________________

6.Парашютистка ________________________________

7.кресло-кровать ________________________________

8.птицефабрика _________________________________

Давайте проверим,как вы выполнили задание.

1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)

2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)

3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)

4. Бег← бегать. (бессуффиксный)

5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)

6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)

7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)

8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)

·         О каких способах образования новых слов мы узнали?

1. Приставочный

2. Суффиксальный

3. Приставочно-суффиксальный

4. Бессуффиксный

5. Сложение целых слов

6. Сложение основ

·         Но все ли способы мы перечислили? Давайте прочитаем об этом в учебнике.

2.Работа с учебником (пар. 3, стр. 95, чтение теоретического материала)

·         О каких способах вы еще узнали?

7. Переход одной части речи в другую. (Школьная столовая(сущ.) из столовая(прил.) комната)

8. Сложносокращенные слова.

В русском языке есть несколько способов образования новых слов:

1.      Морфемный

2.      Способ Сложения

3.      Сложносокращенный способ

IV. Закрепление материала

Упр. 168. Запись выделенных слов (с указанием способа образования).

Рассада ← сад ˗ приставочный

Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный

Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ

Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.

Физкультминутка

Наклоны вправо, влево, приседания

Наклон вправо, если слово образовано приставочным способом. Влево – суффиксальным.

Присесть –приставочно-суффиксальным

Намордник (присесть), фокусник (наклон влево), антициклон (наклон вправо), мастерица (наклон влево), безвкусный (приседание), неволя (наклон вправо)

Упр. 169. Выполнение по образцу

V. Самостоятельная работа

Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»

1

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….

Суффикс

2

Каким способом образовано слово перезимовать?

Приставочным

3

Слово переход образовалось бессуффиксным способом?

Да

4

Какое окончание в слове видел?

Нулевое

5

С помощью какого суффикса образовано слово охотник?

Ник

6

Какой корень в слове маленький?

Мал

7

Слово белизна образовано_______ способом

суффиксальным

8

Каким способом образовано слово героизм?

Суффиксальным

VI. Подведение итогов урока

Игра «Составь слово».

А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.

От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс. (подарок)

Итак, ребята. Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.

Спасибо, дети,  за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы.

Сегодня я узнал(а), что…

Мне показалось интересным …

У меня возникли трудности…

Я хотел бы больше узнать…

Выставление оценок.

VII. Домашнее задание:

Для всех: параграф 33 учить.

На выбор: упражнение 172 или подобрать по 3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)


 

Поурочный план урока русского языка в 6 классе по теме: «Основные способы образования слов в русском языке»

Поурочный план урока русского языка в 6 классе по теме: «Основные способы образования слов в русском языке»

Давайте докажем выдвинутую гипотезу

Давайте докажем выдвинутую гипотезу

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…

Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2022