Поурочный план урока русского языка
в 6 классе по теме: «Основные способы образования слов в русском языке»
Учитель: Тулпарова Ф.Р.
Дата_________
№ урока_______
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Учебно-методический комплекс: «Русский язык» для общеобразовательных учреждений авторов: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, Л.А. Тростенцова, А.Д. Дейкина; М.: Просвещение, 2014г.
Оборудование урока: доска, мел.
Цели и задачи урока:
· Обучающая: сформировать умение определять способ образования слов, их морфемный состав, научить составлять словообразовательные цепочки, актуализировать знания о способах словообразования в русском языке.
· Воспитывающая: воспитать интерес и уважение к русскому языку, его богатству.
· Развивающая: развить творческие способности учащихся, развить навыки работы с информацией.
УУД:
· Познавательные: формулирование темы, поиск и структуирование информации, рефлексия;
· Коммуникативные: умение выразить мысль;
· Регулятивные: постановка цели, планирование деятельности;
· Личностные: смыслообразование.
Ход урока
I.Организационный момент
II. Актуализация знаний
Ребята, послушайте отрывок из стиотворения.
Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном.
· Откуда эти строки, кто автор? («Узнак», А. С. Пушкин)
· Найдите слова с орфограммой: проверяемая безударная гласная в корне слова. (сижу, темнице, вскормленный, молодой, махая, кровавую, (под) окном)
· Найдите слова с орфограммой: непроверяемая безударная гласная в корне слова. (решётка, орел)
· Найдите слово с непроизносимой согласной в корне. (грустный)
· Ребята, какие два раздела мы с вами повторили? (Морфемика и орфография)
· Как вы думаете, эти разделы связаны? Чем может помочь умение делалить слово на морфемы?
· А что поможет вам правильно выполнить морфемный разбор слова?
Проблемный вопрос:
· Давайте попробуем дать лексическое значение слов: неволя, грустный.
· Проследим, как они были образованы. (воля неволя, грустный грусть)
· Как образуются новые слова? (Слова образуются от других слов и с помощью различных морфем)
· О чем мы с вами сегодня будем говорить? Определим тему урока. (Запись темы в тетрадях и на доске)
· Какие цели мы ставим перед собой? ( познакомиться с основными способами образования новых слов, научиться определять способ образования новых слов, закрепить умения, полученные на уроке)
(цели зафиксировать на доске)
III. Изучение нового материала
Наша проблема: «Как образуются слова в русском языке?»
Гипотеза: в русском языке множество слов, все эти слова можно разделить на группы по словообразованию.
Давайте докажем выдвинутую гипотезу.
1.Учебное задание «Следопыт»
Задание. Попробуйте выяснить, с помощью какой морфемы было образовано каждое их них.
Определите, как образованы следующие слова. С помощью какой морфемы?
1. Развесёлый ___________________________________
2.Овражек _____________________________________
3.Подсвечник ___________________________________
4.Бег _________________________________________
5.Лесовоз ______________________________________
6.Парашютистка ________________________________
7.кресло-кровать ________________________________
8.птицефабрика _________________________________
Давайте проверим,как вы выполнили задание.
1. Развесёлый ← весёлый. (приставочный способ)
2. Овражек ← овраг. (суффиксальный)
3. Подсвечник ← свеча. (приставочно-суффиксальный)
4. Бег← бегать. (бессуффиксный)
5. Лесовоз ← лес возит. (сложение основ)
6.парашютистка ← парашютист (суффиксальный)
7.кресло-кровать ← кресло и кровать (Сложение слов)
8. Птицефабрика← фабрика птиц (сложение основ)
· О каких способах образования новых слов мы узнали?
1. Приставочный
2. Суффиксальный
3. Приставочно-суффиксальный
4. Бессуффиксный
5. Сложение целых слов
6. Сложение основ
· Но все ли способы мы перечислили? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
2.Работа с учебником (пар. 3, стр. 95, чтение теоретического материала)
· О каких способах вы еще узнали?
7. Переход одной части речи в другую. (Школьная столовая(сущ.) из столовая(прил.) комната)
8. Сложносокращенные слова.
В русском языке есть несколько способов образования новых слов:
1. Морфемный
2. Способ Сложения
3. Сложносокращенный способ
IV. Закрепление материала
Упр. 168. Запись выделенных слов (с указанием способа образования).
Рассада ← сад ˗ приставочный
Посадки ← сад ˗ приставочно-суффиксальный
Садовод ← сад, водить ˗ сложение основ
Садовник ← садовый ˗ суффиксальный.
Физкультминутка
Наклоны вправо, влево, приседания
Наклон вправо, если слово образовано приставочным способом. Влево – суффиксальным.
Присесть –приставочно-суффиксальным
Намордник (присесть), фокусник (наклон влево), антициклон (наклон вправо), мастерица (наклон влево), безвкусный (приседание), неволя (наклон вправо)
Упр. 169. Выполнение по образцу
V. Самостоятельная работа
Ответьте на вопросы, запишите ответ в графу «ответ»
1
Значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов, называется….
Суффикс
2
Каким способом образовано слово перезимовать?
Приставочным
3
Слово переход образовалось бессуффиксным способом?
Да
4
Какое окончание в слове видел?
Нулевое
5
С помощью какого суффикса образовано слово охотник?
Ник
6
Какой корень в слове маленький?
Мал
7
Слово белизна образовано_______ способом
суффиксальным
8
Каким способом образовано слово героизм?
Суффиксальным
VI. Подведение итогов урока
Игра «Составь слово».
А давайте сами попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ. Выделите морфемы в словах.
От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс. (подарок)
Итак, ребята. Словообразование – один из важнейших разделов русского языка. Словообразование – один из важнейших источников пополнения словарного запаса.
Спасибо, дети, за урок, за ваше активное участие, мне хотелось бы услышать ваши ответы.
Сегодня я узнал(а), что…
Мне показалось интересным …
У меня возникли трудности…
Я хотел бы больше узнать…
Выставление оценок.
VII. Домашнее задание:
Для всех: параграф 33 учить.
На выбор: упражнение 172 или подобрать по 3 примера слов из текстов произведений художественной литературы, образованных приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным способами, сложением и переходом из одной части речи в другую (с указанием автора и названия произведения)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.