Основные свойства жизни. Уровни организации живой природы

  • docx
  • 12.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 1.docx

Основные свойства жизни. Уровни организации живой природы

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции;

-умения давать аргументированную оценку новой информации по биоло­гическим вопросам;

-воспитание гражданской ответственности, самостоятельности, инициативности

Задачи:

Образовательные: о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания;

 Развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем

УУД

Личностные результаты обучения биологии:

1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

Метапредметные результаты обучения биологии:

1. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2. овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы;

3. умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и

оценивать информацию;

Познавательные: выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

Регулятивные: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Ход урока

Задачи

Раскрыть сущность жизни, отличие живого от неживого;

Выделить уровни организации живого, показав их тесную взаимосвязь.

Использовать указанные положения биологиче­ской науки для выработки обобщенных представ­лений о жизни, о целостности живой природы.

Основные положения

Живые системы проявляют общие свойства отличающие их от объектов неживой природы

Обменные процессы в живом веществе сферы обеспечивают гомеостаз — достоян структурно-функциональной организации темы.

В основе процессов метаболизма лежат взаимодействия органических молекул друг другом.

Клетка является наименьшей структурной функциональной единицей организации живых организмов.

Выделение уровней организации живой материи позволяет наиболее полно охаракте- ризовать отдельные проявления жизнеятедьности, являющиеся основой обобщённых представлений о жизни.

Все живые системы различного иерархиче­ского уровня организации проявляют одинако­вые свойства, отличающие живое от объектов неживой природы

Изучение нового материала (рассказ учителя с элементами беседа)

Уровни организации живой материи

Живая природа представляет собой сложно организован­ную иерархическую систему Ученые-биологи на основании особенностей проявления свойств живого выде­ляют несколько уровней организации живой материи.

1.Молекулярный

Любая живая система, как бы сложно она ни была ор­ганизована, функционирует на уровне взаимодействия биоло­гических макромолекул: нуклеиновых кислот, белков, поли­сахаридов, а также других важных органических веществ. С этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедея­тельности организма: обмен веществ и превращение энер­гии, передача наследственной информации и др. https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u144886/t1523551972aa.png

 

Уровни организации живой материи (на примере отдельного организма). Организм, как и вся живая природа, построен по иерархическому принципу

2.Клеточный

Клетка — структурная и функциональная единица, а так­же единица размножения и развития всех живых организмов, обитающих на Земле. Неклеточных форм жизни нет, а существование вирусов лишь подтверждает это правило, так как они могут проявлять свойства живых систем только в клетках.

3.Тканевый

Ткань представляет собой совокупность сходных по строе­нию клеток и межклеточного вещества, объединенных вы­полнением общей функции.

4.Органный

У большинства животных орган — это структурно-функциональное объединение нескольких типов тканей. Напри­мер, кожа человека как орган включает эпителий и соеди­нительную ткань, которые вместе выполняют целый ряд функций. Среди них наиболее важная — защитная.

5.Организменный

Организм представляет собой целостную одноклеточную или многоклеточную живую систему, способную к самостоя­тельному существованию. Многоклеточный организм обра­зован совокупностью тканей и органов, специализирован­ных на выполнении различных функций.

6.Популяционно-видовой

Совокупность организмов одного и того же вида, объеди­ненная общим местом обитания, создает популяцию как сис­тему надорганизменного порядка. В этой системе осуществ­ляются простейшие, элементарные эволюционные преобра­зования.

7.Биогеоценотический

Биогеоценоз — совокупность организмов разных видов и различной сложности организации со всеми факторами конкретной среды их обитания — компонентами атмосфе­ры, гидросферы и литосферы. Он включает: неорганические и органические вещества, автотрофные и гетеротрофные ор­ганизмы. Основные функции биогеоценоза — аккумуляция и перераспределение энергии.

8.Биосферный

Биосфера — самый высокий уровень организации жизни на нашей планете. В ней выделяют живое вещество — сово­купность всех живых организмов, неживое, или косное, ее-

щество и биокосное вещество. По ориентировочным оцен­кам биомасса живого вещества составляет около 2,5 • 1012 т. Причем биомасса организмов, обитающих на суше, на 99,2% представлена зелеными растениями. На биосферном уровне происходят круговорот веществ и превращение энергии, свя­занные с жизнедеятельностью всех живых организмов, оби­тающих на Земле.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u144886/t1523551972ab.jpg

Результат поисковой или частично-поисковой деятельности учащиеся записывают в тетрадь.

Уровни

организации

Биологическая система

Элементы,

образующие систему

Определение понятия «биологическая система»

Клеточный

Тканевый

Организменный

 

 

 

Популяционно­-видовой

 

 

 

Биогеоценотический

 

 

 

Биосферный

 

 

 

Вопросы для обсуждения

1.Как Вы считаете, в чем заключается необ­ходимость выделения различных уровней орга­низации живой материи?

2.Укажите критерии выделения различных уровней организации живой материя,

3.Какова сущность основных свойств живого на разных уровнях организации?

Домашнее заданее: параграф 1


 

Скачано с www.znanio.ru