Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе
Оценка 5

Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе

Оценка 5
docx
история
29.12.2021
Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе
Статья
Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе.docx

Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе

Социальный заказ школе на современном этапе сделан государством от имени общества и семьи, в общих чертах он изложен в «Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года», он гласит: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны»[2, с. 46].

Выполнение социального заказа является целью всех учреждений образования. В советский период «высшей целью образования являлась возможность более полного удовлетворения государственных требований к трудовым ресурсам, «человеку отводилась роль «винтика» в государственном механизме эксплуатации трудовых ресурсов страны во имя укрепления могущества государства» [3, с.38 - 45]. Цели человека, обучающегося в школе, совпадали с государственными, поскольку выпускник школы был ориентирован на получение профессии, как правило, в вузе, и поэтому он хотел получить от школы прочные знания, позволяющие ему поступить в вуз. Российское образование давало большой объем фактического материала, который должен освоить школьник, господствовали репродуктивные методики обучения. Система воспитания была идеологизирована, она с помощью пионерской и комсомольской организаций развивала у большинства учащихся одно из главных для того времени качеств – послушание. «Науку менеджмента осваивали только те, кому суждено было стать партийной номенклатурой, либо хозяйственной элитой, либо занять руководящие посты в силовых структурах. Учили науке управления исключительно в Высших партийных и комсомольских школах, Институтах КГБ, Генштабах и Академиях хозяйственного актива» [4, с. 22-35]. Именно поэтому комсомольские и партийные лидеры в перестроечный период смогли быстрее других приспособиться к новой системе и заняли в новом обществе лидирующие позиции.

Российская школа создала базу для качественного высшего образования, российские ученые в некоторых областях науки и техники достигли больших успехов, но при этом их разработки чаще используются в западном мире, в России в перестроечный период они оказались востребованы. В это же время американская школа значительно меньше фундаментальных знаний дает своим учащимся (они проводят в школе 6 часов, программы по предметам значительно облегчены), но в жизни они успешнее. Исследователи объясняют успехи молодых американцев тем, что их учат самостоятельно определять проблемы, находить пути их решения и выполнять задуманное собственными силами в команде с ровесниками. Глубокие социально-экономические и политические реформы российского общества, начавшиеся в последние десятилетия двадцатого века, привели к необходимости формирования новых качеств у людей, а это в свою очередь – к формированию нового социального заказа школе.

Современные ученые сформулировали общие цели обучения, воспитания и развития, которые должны быть направлены на формирование у выпускника средней школы:

·              системы предметных знаний и умений, необходимых для обучения по базовому стандарту полного среднего образования;

·              сформированности R-концепции личности, адекватной самооценки и способности к саморегуляции поведения и деятельности, высокой мотивации достижения успеха в избранном профиле обучения, психофизиологических знаний подростка о себе и стремления вести здоровый образ жизни;

·              гуманистической позиции в общении и взаимодействии с людьми разного возраста, духовно-нравственные ориентации [5, с. 56].

Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы. Воспитательный эффект ее велик, так как исторический материал, изучаемый из года в год, дает возможность формировать морально-нравственные качества учащегося, формировать коммуникативные, аналитические, речевые и другие важнейшие для каждого человека умения, наличие которых у большинства членов обществ поможет сформироваться гражданскому обществу в России.

Сегодня существует два похода в определении целей исторического образования6:

I подход(традиционный):

Цель- знать «факты, факты и, прежде всего, факты» (под фактами в данном случае понимаются события, процессы, персоналии и т.д.).

В данном случае школьная история выступает как некая сверхзадача, как самоцель образования, как область научного (разумеется - в идеале) знания, компонент содержания образования- то, что учащиеся «должны выучить», а учитель должен дать (научить школьников).

Такой поход подразумевает традиционную форму выпускного (вступительного) экзамена, направленного на выявление уровня знаний; и соответствующую традицию подготовки контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена (имеется в виду первая часть материалов ЕГЭ

II подход(современный):

История изучается для того, чтобы помочь молодому человеку понять себя, свои корни, интегрироваться в гражданское, культурное (поликультурное) и конфессиональное сообщество, научиться понимать язык культуры.

В этом случае школьная история выступает как средство (инструмент) ценностного развития, фактор нравственного становления личности молодого человека. Разумеется, цели и задачи истории как учебного предмета и конкретно учебного курса в данном случае гораздо шире.

Традиционная форма выпускного (вступительного) экзамена в данном случае исключена (соответствуют лишь некоторые задания ЕГЭ второй и третьей части).

Представляется, что сегодня нельзя огульно отвергать традиционный подход к цели исторического образования, так, как только на основе систематических знаний по истории может сложиться у учащихся понимание историзма, без которого невозможно научиться анализировать современную политическую ситуацию в обществе и мире, и, таким образом, невозможно создание гражданского общества. Но несомненно, современные методы и формы обучения должны ориентироваться не только на получение учащимися знаний, но, прежде всего, на формирование компетенций – способности исторические знания применять в реальной ситуации. Учащиеся должны усвоить основные понятия как общеисторические, так и социологические, без использования которых в речи современного человека нельзя отнести к категории образованных людей.

Конкретные цели в обучении истории установлены государственным стандартом (2004г.) [7, с. 56-67]. Они ориентированы не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие их личностей, его познавательных и созидательных способностей.

Основные цели исторического образования на современном этапе [8, с. 78]:

1. Основная цель – воспитание и развитие личности – осуществляется на основе овладения школьниками историческими знаниями, умениями их использовать при ориентированности изучения истории на социальную практику. Стремление осуществить гражданско-патриотическое, нравственное воспитание учащихся, помочь школьникам сформировать ценностные ориентации и убеждения на основе личностного осмысления опыта истории и современной жизни России;

2. Деление целей исторического образования на те из них, которые можно планировать и достаточно гарантированно достигать при системной работе (усвоение учащимися определенных учебных знаний и умений), и на цели, прогнозируемые, на достижение которых направлена вся организация обучения, но достоверность анализа реализации, которых по ряду причин, (необходимость знания повседневного поведения учащихся, оценка отдаленного результата и т.д.) проблематична;

3. Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций:

акцент на личностный аспект общественного развития, внимание к роли человека, мотивам его деятельности;

ознакомление учащихся с различными точками зрения на прошлое и на современный этап развития человечества;

нацеленность на органическое единство школьных дисциплин: истории, для которой ведущим является исторический подход к изучению общества, и обществознания, ориентированного на логический или структурный подход при рассмотрении общественного развития.

Исходя из целей, выработаны основные задачи исторического образования [8, с. 83]:

·          ознакомить учащихся с совокупностью знаний об историческом пути и опыте человечества, служащих основой для социализации вступающего в жизнь человека, для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития;

·          выработать у школьников представления о многообразии отражения и объяснения событий истории и современности, навыки работы с источниками исторических и гуманитарных знаний;

·          формировать навыки самостоятельного поиска научных знаний, работы с историческим материалом, умения сравнивать факты, версии, оценки, альтернативы развития и сами источники исторической информации, строить свою аргументацию в оценке прошлого;

·          формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека, толерантного отношения к культуре и историческому прошлому иных народов;

·          всесторонне развивать духовную культуру школьников, воспитывать гуманистические, демократические, патриотические убеждения гражданина новой России.


 

Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе

Основные цели и задачи исторического образования на современном этапе

Российская школа создала базу для качественного высшего образования, российские ученые в некоторых областях науки и техники достигли больших успехов, но при этом их разработки чаще…

Российская школа создала базу для качественного высшего образования, российские ученые в некоторых областях науки и техники достигли больших успехов, но при этом их разработки чаще…

Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы

Школьная дисциплина «история» в формировании личности играет гораздо большую роль, чем другие школьные предметы

Традиционная форма выпускного (вступительного) экзамена в данном случае исключена (соответствуют лишь некоторые задания

Традиционная форма выпускного (вступительного) экзамена в данном случае исключена (соответствуют лишь некоторые задания

Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций: акцент на личностный аспект общественного развития, внимание…

Направленность на социализацию учащихся, формирование у них основы для освоения социальных ролей и базовых коммуникативных, политических, социальных компетенций: акцент на личностный аспект общественного развития, внимание…

· формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав…

· формировать ценностные ориентации и убеждения школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.12.2021